Ваш регион

Москва

Педиатрия-Питание здорового ребенка

Питание здорового ребенка

URL

Питание здорового ребенка
Биологическое значение пищи и обоснование
потребности в ней у детей
Питание для живого организма - это источник энергии, продук-
ов, участвующих в обмене веществ, пластического материала. Пра
вильное в количественном и качественном отношении питание - важ-
нейший фактор роста и гармоничного развития ребенка, адаптации к
меняющимся условиям внешней среды, высокой иммунологической рези-
стентности. Недостаточное, избыточное и одностороннее питание ве-
дет к возникновению дистрофических состояний (гипо- и паратрофия,
ожирение), анемии, острых расстройств пищеварения, предрасполага-
ет к инфекционным и другим болезням.
Отечественные педиатры всегда с большой серьезностью относи-
лись к рекомендациям по питанию здорового ребенка и активно вне-
дряли достижения науки в педиатрическую практику. Особое внима-
ние уделялось при этом вскармливанию детей раннего возраста, про-
цессы роста, развития, адаптации у которых исключительно напряже-
ны, а морфологические и функциональные возможности системы пище-
варения слишком ограничены. Обеспечение таких детей пищей, адек-
ватной их возможностям, имеет важное профилактическое значение,
ведет к снижению заболеваемости и детской смертности. Большой
вклад в диетологию детского возраста внесли Г.Н.Сперанский,
А.Ф.Тур, М.С. Маслов, Ю.Ф. Домбровская, Е.Н. Хохол, К.С. Ладодо,
M.K. Minchin, R.C. Tsang, S. Inch, R.A. Lawrence и др.
Основой для разработок диетологии здорового и больного ре-
бенка явились труды И.П. Павлова и Н.И. Красногорского по физио-
логии пищеварения и высшей нервной деятельности, А.А. Покровско-
го по влиянию питания на обмен веществ и реактивность организма.
Большое значение имеют появившиеся в последние десятилетия рабо-
ты А.М. Уголева по вопросам пристеночного пищеварения, регулятор-
ного влияния энтериновой( кишечной гормональной) системы.
В настоящее время разработка вопросов диетологии здорового
и больного ребенка активно продолжается М.Я. Студеникиным, К.С.
Ладодо, А.В. Мазуриным, И.М. Воронцовым, Е.Ч. Новиковой, В.Г. Ки-
ляковской, В.Д. Отт, Л.В. Дружининой, Е.М. Фатеевой, P.N. Bennett,
P. Hahn, P.E. Hartmann, J.C. Kent и другими исследователями.
Быстрый рост и развитие организма ребенка обеспечивается
большой интенсивностью обмена веществ с преобладанием ассимиля
ции над диссимиляцией. Пластические процессы сами по себе требу-
ют значительных энергетических затрат. Особенно активно прибавка
массы тела и роста идет в 1-й год жизни. Известно, что к 4-4,5
месяцам жизни масса тела ребенка удваивается, а к 10-11 - утраи-
вается; рост ребенка к концу года увеличивается на 25 см. Для
обеспечения быстрого нарастания массы тела и роста в первые 3
месяца расходуется 46% энергии, образующейся из поступающей пищи.
Постепенно пластические процессы замедляются и уменьшается расход
на них энергетических запасов. В возрасте 3-6 месяцев он составля-
ет 26%, 6-9 - 13%, в 9-12 месяцев - 8% (А.В.Мазурин, 1980;
М.Я. Студеникин, К.С. Ладодо, 1991; D. Akre,1989).
Кроме расходов на рост и развитие энергия всегда использует-
ся на поддержание основных жизненных процессов в организме. Ве-
личина ее характеризуется показателем основного обмена - количес-
твом энергии, затрачиваемой человеком, находящимся в расслаблен-
ном, комфортном состоянии, утром вскоре после пробуждения и через
14 часов после приема пищи (ВОЗ, докл. N 522). В связи со специ-
фически динамическим действием пищи определенное количество энер-
гии используется на усиление обмена веществ в ответ на принятую
пищу. У детей этот вид затраты энергии значительно меньший, чем у
взрослых. Повышение обмена более выражено при приеме белковой пи-
щи и менее - содержащей жиры и углеводы.
С ростом и развитием ребенка повышаются расходы энергии на
мышечную работу вследствие увеличения двигательной активности.
Однако это возрастание менее значительно, чем падение величины
затрат энергии на рост. У детей раннего возраста двигательная ак-
тивность относительно небольшая, но и у них расход энергии при
крике и плаче может быть повышен на 100-200% (А.Ф. Тур, 1967;
M.Homosh et al., 1985).
Общую потребность в энергии ребенка составляет сумма затрат
ее на обеспечение пластических процессов, связанных с ростом ре-
бенка, на двигательную активность, а также на основной обмен и
специфически динамическое действие пищи.
Понятие "рациональное вскармливание" включает введение в ра-
цион в оптимальных по количеству и качеству соотношениях основ-
ных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных
солей, а также биологически активных элементов пищи (витаминов,
гормонов), обеспечивающее нормальные процессы обмена веществ.
Наиболее глубокое обоснование концепции сбалансированного пита-
ния дано в трудах А.А. Покровского (1974,1992), для детей -
В.Д. Отт (1987), К.С. Ладодо (1987), R.C. Trang, B.L. Nichols
(1988), R.A. Lawrence (1989).
В табл. 38 представлены потребности детей раннего возраста
в основных пищевых веществах и калориях (по А.В. Мазурину, 1980;
М.Я. Студеникину, К.С. Ладодо, 1991).
Вскармливание детей раннего возраста
Грудное вскармливание. Анатомо-физиологические особеннос-
ти и незрелость желудочно-кишечного тракта детей грудного воз-
раста при повышенной потребности в пищевых веществах вызывают
необходимость в легкоусвояемой пище, которая по количеству и
качеству соответствовала бы потребностям ребенка. Лучшей, наи-
более физиологичной пищей для ребенка 1-го года жизни являет-
ся материнское молоко. Грудное вскармливание способствует гар-
моничному росту и развитию ребенка, повышает сопротивляемость
его инфекциям, создает резервы, необходимые в стрессовых ситуа-
циях. По-видимому, только женское молоко обеспечивает ребенку
поступление незаменимых веществ в течение длительного времени.
Некоторые незаменимые продукты должны содержаться в ежедневном
рационе, другие могут накапливаться в организме и бывают необ-
ходимы периодически.
Зрелое женское молоко имеет самое низкое содержание белка
по сравнению с молоком всех других млекопитающих. Среднее со-
держание белка грудного молока составляет 1,10г/100мл(табл.39).
Содержание пригодного для питания белка может быть даже меньшим,
чем 0,8г/100мл, если внести поправку на белки сыворотки(проти-
воинфекционные белки, такие как секреторный иммуноглобулин А,
лизоцим и лактоферрин), которые почти не расщепляются в желудоч-
но-кишечном тракте и не могут быть поглощены. Тем не менее,это-
го количества белка достаточно для нормального роста детей.
Белки необходимы ребенку не только как основной пластичес-
кий материал, но и как важный элемент для синтеза гормонов, фер-
ментов, выработки антител и формирования иммунитета. Организм ре-
бенка высокочувствителен к недостатку белка и изменеию качествен-
ного состава его.
Около 20% массы тела взрослого человека приходится на белки.
Аминокислоты, составляющие их, относятся к незаменимым питатель-
ным веществам, участвующим в образовании протоплазмы клеток. Из
24 известных аминокислот 8 (треонин, валин,лейцин, изолейцин, ли-
зин,триптофан,фенилаланин,метионин) являются незаменимыми эссен-
циальными, для детей первого года жизни незаменимой аминокисло-
той является и гистидин. Аргинин,цистин и таурин незаменимы для
детей с низкой массой при рождении(Lawrence R.A.,1989).
Женское молоко имеет более высокие уровни свободных ами-
нокислот,таурина и цистина и более низкие метионина, чем ко-
ровье.Цистин необходим для развития плода и детей, родившихся
раньше срока,так как активность цистатионазы, ускоряющей превра-
щение метионина в цистин, недостаточна в мозге и печени. Тау-
рин служит нейропередатчиком и нейромодулятором для развития
ЦНС, а также необходим для образования солей желчи и,следова-
тельно, для усвоения жиров. Дети,в отличие от взрослых,не спо-
собны синтезировать таурин из цистина и метионина,и поэтому для
маленького ребенка таурин нужно рассматривать как незаменимую
аминокислоту.
Потребность в белке при искусственном вскармливании отно-
сительно выше, чем при естественном, в связи с тем, что в же-
лудочно-кишечном тракте усваивается около 90% белка коровьего
молока и менее 60% -растительного, в женском же молоке содер-
жится наиболее "идеальный" белок, усваивающийся почти полностью
Белок растительной пищи отличается и низкой биологической цен-
ностью, поскольку часто не содержит незаменимых аминокислот.
Рекомендуемые величины суточного потребления белка для детей
приведены в табл. 40
Недостаток белка в пище ведет к задержке роста, становле-
ния физиологических функций, уменьшению выработки гормонов,фер-
ментов, развитию гипотрофии. Избыток поступления его в орга-
низм может вызвать аллергические реакции, дистрофические пора-
жения почек и другие патологические явления.
Жиры - один из источников энергии для организма. Кроме то-
го, жиры и продукты их обмена обеспечивают многие биологичес-
кие функции организма: участвуют в образовании клеточных мем-
бран, являются носителями жирорастворимых витаминов А,D,E,К и
др. Приблизительно 98% натуральных жиров составляют триглице-
риды, оставшиеся 2% приходится на свободные жирные кислоты,
моно-и диглицериды, холестерол и фосфолипиды, в том числе ле-
цетин, цефалин,сфингомиелин и цереброзиды. Потребность в жи-
рах у грудных детей относительно высока, к году она снижает-
ся с 7 до 5 г на 1 кг массы(табл.40). В другие возрастные пе-
риоды соотношение жира к белку в пище должно составлять 1:1.
В рацион ребенка нужно вводить до 10-15 % жиров в виде расти-
тельных жиров, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК).
По нормам ПНЖК должны обеспечить для новорожденных 5-6% общей
калорийности пищи, для детей раннего, дошкольного и школьного
возраста- 2-3% (М.Я.Студеникин, К.С.Ладодо, 1991).
В молоке матери содержится необходимое количество жира и
ПНЖК. Женское молоко по составу жирных кислот стабильно и со-
держит около 57% ненасыщенных и 42% насыщенных жирных кислот,
богато холестерином, фосфолипидами. Среди ПНЖК особенно важны
арахидоновая и линоленовая кислоты содержание их в женском моло-
ке в 4 раза выше, чем в коровьем (0,4 и 0,1 г/100мл соответс-
твенно). ПНЖК необходимы для развития мозга, миелинизации нерв-
ных волокон, синтеза простогландинов и др. Дефицит ПНЖК при не-
обходимости может быть покрыт за счет введения в пищу раститель-
ного масла.
При недостатке жира в пищу ребенка замедляется рост, сни-
жается иммунитет, развиваются патологические изменения кожи.
Избыток же его угнетает секрецию пищеварительных желез, умень-
шает уровень переваривания и усвоения белка, нарушает фосфор-
но-кальциевый обмен.
Большая часть потребностей в калориях обеспечивается за
счет углеводов, которые создают необходимый объем пищи. Угле-
воды депонируются в основном в виде гликогена в печени и мыш-
цах, но составляют не более 1% массы тела. Однако, размеры
печени ребенка 1-го года равны 10% массы таковой у взрослого
человека, мышечная же масса - 2% , следовательно, количество
гликогена у детей значительно меньшее, чем у взрослых ( при-
мерно 3,5%). До 15% массы печени и 3% мыщц может составлять
гликоген, небольшие его количества находятся практически во
всех органах. При гликогенолизе в печени в основном образу-
ется глюкоза, в мышцах - молочная кислота. Углеводы необходи-
мы как пластический материал, поскольку входят в состав всех
клеток и тканей организма, а также способствуют синтезу бел-
ков и окислению жиров. При введении в рацион 1г глюкозы окис-
ляется 1,5 г жирных кислот.
Потребность в углеводах у детей различного возраста в
расчете на 1 кг массы тела примерно одинакова - 12-14 (мак-
симум 16) г, что превышает необходимое количество белков и
жиров в 4-5 раз. Лактоза является основным углеводом (7%)
женского молока, хотя в нем присутствуют в небольших коли-
чествах галактоза, фруктоза и другие олигосахара, в том чис-
ле и олигоаминосахар - бифидофактор. Лактоза - специфический
продукт питания в младенческом возрасте,так как фермент лакта-
за обнаружен только у детенышей млекопитающих. Важный компо-
нент пищи - клетчатка, в нормальной диете в сутки она долж-
на составлять 170-300 мг/кг. При употреблении высокорафиниро-
ванных продуктов питания , содержащих мало растительных воло-
кон, наблюдается склонность к запором, развитию аппендицита
дивертикулита и других заболеваний кишечника. Избыточное упо-
требление клетчатки приводит к снижению абсорбции цинка, желе-
за и других незаменимых веществ.
Как недостаток, так и избыток углеводов в пище ведет к
ухудшению процессов пищеварения. Чрезмерное поступление угле-
водов в организм усиливает синтез жира, отложение его в под-
кожной клетчатке и вокруг внутренних органов, а также способ-
ствует сенсибилизации организма к аллергенам. Избыточное по-
требление рафинированных сахаров может провоцировать развитие
атеросклероза.
Минеральные вещества необходимы организму ребенка для по-
строения скелета, правильного развития органов и систем, нерв-
ной, мышечной и костной ткани. Зольный остаток плода составля-
ет только около 3% массы тела при рождении, увеличивается
постепенно, достигая 4,35% массы тела у взрослого; 83% это-
го количества содержится в скелете, 10% - в мышцах. Каждый
грамм белка в организме способствует отложению 0,3г минераль-
ных веществ. У детей первых лет жизни особенно высокая потреб-
ность в кальции (до 1000мг в сутки) и фосфоре (до 1500мг в сут-
ки).
Минеральные вещества в минимальных количествах входят в
состав всех клеток организма, а многие из них являются состав-
ными частями гормонов, ферментов и сами по себе стимулируют
или ингибируют биохимические процессы. Железо, медь, кобальт,
молибден, марганец и другие элементы имеют важное значение для
кроветворения и предупреждения анемии. Суточная потребность в
минеральных веществах приведена в табл.41.
Витамины не являются пластическим материалом или источ-
ником энергии, но они необходимы организму как важнейшие био-
катализаторы и регуляторы обмена веществ. Многие из них входят
в состав ферментов, способствуют росту и развитию организма
ребенка, повышают его иммунологическую реактивность. Суточная
потребность в витаминах приведена в табл.41.
Количество витаминов, необходимое ребенку, в расчете на
1 кг массы тела,значительно выше, чем у взрослых. Недостаток
их в пище может привести к задержке роста, нарушению обмена
веществ, развитию таких проявлений гиповитаминоза, как сниже-
ние сумеречного зрения, геморрагический синдром, рахит и др.
Жир женского молока находится в мелкоэмульгированном сос-
тоянии и благодаря высокой активности в нем липазы (в действи-
тельности, только человек и горилла из млекопитающих обеспечи-
вают своих детенышей и питанием, и энзимом одновременно) лучше
переваривается и усваивается. Из углеводов в женском молоке со-
держится преимущественно бета-лактоза, которая в кишечнике при
гидролизе распадается на глюкозу и галактозу. Бета-лактоза на-
ряду с олигоаминосазаром(бифидофактор) угнетает рост кишечной
палочки, способствует росту бифидобактерий и синтезу микробами
кишечника витаминов группы В, витамина К. Содержащаяся в ко-
ровьем молоке альфа-лактоза, наоборот, благоприятствует росту
кишечной палочки. Состав минеральных веществ, макро- и микро-
элементов в женском молоке относительно лучший, чем в коровьем.
В нем больше (табл.42) важных для гемопоэза веществ:железа,
меди, марганца, кобальта и др., оно богаче ферментами и витами-
нами группы В, А, С и др.
Основные пищевые вещества:белки, жиры и углеводы - в жен-
ском молоке находятся в идеальном для усвоения детским организ-
мом соотношении 1:3:6 ( в коровьем - 1:1:1).
В желудке ребенка женское молоко свертывется более мелки-
ми хлопьями, чем молоко млекопитающих. Важно и то, что оно по-
ступает от матери к ребенку при температуре тела, почти сте-
рильным, содержащим бактерицидные вещества, в частности имму-
ноглобулины, лизоцим,лактоферин, альфа-2-макроглобулин и др.
Все основные ингредиенты женского молока абсолютно неантигенны
по отношению к ребенку. Вскармливание грудью способствует фор-
мированию контакта ребенка с матерью, что очень важно для нор-
мального развития его психики.
Следует учитывать, что женское молоко неодинаково по сос-
таву в зависимости от периода лактации(табл. 39 ).
Молозиво, выделяющееся в первые 3-5 дней после родов в ко-
личестве 10 - 100 мл/день, содержит меньше лактозы, жира и во-
дорастворимых витаминов, чем зрелое молоко, зато больше белков,
жирорастворимых витаминов (Е,А и К) и минеральных солей. В
нем высок уровень иммуноглобулинов и множество других защит-
ных факторов, что позволяет считать его не только продуктом пи-
тания, но и лекарством - модулятором развития ребенка.
Переходное молоко выделяется с 4-5-го дня после родов. Оно
богато жиром, но по остальным составным частям и внешнему виду
больше приближается к зрелому.
Материнское молоко становится зрелым к концу 2-й недели,
однако в процессе лактации состав его еще меняется. Он бывает
различным в течение суток и даже на протяжении одного кормления
так, в начале кормления молоко более жидкое, к концу- жирнее и
гуще. Необходимо учитывать, что у различных матерей могут быть
некоторые отклонения в приведенных средних показателях. Если
в молоке содержится менее 2% жира, 4% сахара и обнаруживаются
коагуляция молочных шариков, лейкоциты и молозивные тельца, оно
считается неполноценным. Об этом можно думать и в том случае,
если ребенок высасывает достаточное количество молока, но про-
исходит задержка в нарастании массы тела, физического и нервно-
психического развития. Состав и количество грудного молока во
многом зависит от состояния здоровья матери, ее режима и диеты.
Режим и диета кормящей матери
Для достаточно полноценной лактации важно правильное
питание уже в период беременности, что позволяет обеспечить
наиболее оптимальный процесс формирования и роста плода, а так-
же подготовить организм женщины к будущей лактации.
Суточный рацион беременной и кормящей грудью женщины
должен содержать 100-130 г белка, около 100 г жира, 400-500 г
углеводов,необходимое количество минеральных солей, особенно
кальция,фосфора,а также витаминов.Потребление жидкости кормя-
щей женщиной составит до 2 л в сутки, достаточный диурез сви-
детельствуют об адекватном содержании жидкости в диете.
Неверным является мнение о лактогенном действии таких
продуктов, как молоко, пиво, овсяная каша и чай.
Полноценное питание кормящей матери может быть обеспече-
но при ежедневном употреблении в пищу 180-200 г мяса,50 г масла,
1 яйца, 800 г овощей и фруктов, не более 500 г хлеба. Особенно
важно включать в рацион фрукты, овощи, свежую зелень, ягоды,
овощные и фруктовые соки и соблюдать режим питания в течение дня.
Избыточное потребление кормящей матерью молока или молоч-
ных продуктов (более 0,5 литра в сутки) может вызвать сенсибили-
зацию организма ребенка к белку коровьего молока!
Рациональное полноценное питание необходимо сочетать с
правильным режимом,что во многом предупреждает гипогалактию.
Кормящая мать должна находиться в спокойной обстановке,дос-
таточно отдыхать,выполнять умеренную физическую работу,гулять
на свежем воздухе и спать не менее 8-9 ч в сутки.Совершенно
недопустимы курение и употребление спиртных напитков. Некоторые
препараты, например мышьяк, барбитураты, бромиды, йодиды, медь,
ртуть, салицилаты, опиум, атропин, ряд антимикробных средств
(сульфаниламиды, левомицетин, метронидазол),антитиреоидные пре-
параты, противоопухолевые средства, гидразиды изоникотиновой
кислоты, могут передаваться с молоком и воздействовать на орга-
низм ребенка. Поэтому кормящая мать по возможности не должна
принимать лекарств.
Однако гипогалактия нередко развивается у женщин,находя-
щихся в нормальных условиях жизни.Различают гипогалактию пер-
вичную и вторичную.Первичная гипогалактия обычно возникает на
фоне общей инфантильности матери и плохо поддается лечению.В
таких случаях необходимо своевременно назначить ребенку докорм.
Женщины, особенно первородящие, нередко расстраиваются от
предположения, что у них мало молозива или молока, из-за повы-
шенной чувствительности сосков или ощущения переполненности
грудных желез на 4-5-й день после родов.
Чувствительность сосков является одной из проблем в первый
период кормления грудью. Основной причиной болезненности и тре-
щин сосков является неправильное сосание, обусловленное непра-
вильным положением ребенка у груди. При кормлении необходимо ме-
нять положение ребенка , чтобы изменить силу давления сосания
на разные участки соска.
Другой причиной является недостаточное сосание, в результа-
те которого голодный ребенок сосет более рьяно и, возможно, не-
правильно. В этом случае не нужно ограничивать продолжительность
кормления. Лучше кормить ребенка чаще, предотвращая тем самым
как чрезмерно интенсивное сосание, так и застой молока в груди.
Чтобы избежать появление трещин и болезненности сосков, кор-
мящая мать должна правильно ухаживать за молочной железой:
1. избегать излишнего мытья желез, особенно с мылом, так
как при этом удаляется естественная смазка, защищающая кожу сос-
ков.
2. Не пользоваться кремами и аэрозолями, раствором борной
кислоты, так как они могут вызвать развитие аллергического дер-
матита.
3. после кормления оставлять несколько капель молока на сос-
ке, чтобы они высохли на воздухе.
4. держать соски на открытом воздухе столько, сколько мож-
но, по крайней мере ночью.
5. соски всегда должны быть сухими.
Если ребенок сосет правильно и в правильном положении, а
соски остаются чувствительными, следует искать другие объяснения.
Возможно, что у ребенка молочница, тогда у матери могут инфициро-
ваться соски, появится их болезненность. В этом случае необходи-
мо лечить мать и ребенка. Может иметь место психо-соматическая
болезненность сосков, особенно у первородящих женщин, если мать
испытывает чувство беспокойства и неуверенности в способности
кормить ребенка грудью.
Мать может чувствовать себя неловко, если ей приходится
кормить ребенка в открытой палате или в присутствии других лиц.
Тревожное настроение женщины может быть связано и с тем, что
она беспокоится о происходящем в ее отсутствии дома, о том, что
произойдет, когда она вернется домой. Внимательный врач должен
своевременно выявлять эти переживания ( особенно если это перво-
родящая женщина) и тактичными объяснениями помочь избежать их
или свести к минимуму (S.Inch, S.Garforth,1989).
Для борьбы со вторичной гипогалактией кроме нормализации ре-
режима и питания применяются облучение молочных желез ртутно-
кварцевой лампой, УВЧ,стимуляция ультразвуком, необходимы вита-
мины А,Е,никотиновая и глутаминовая кислота, апилак,гидролизат
сухих пивных дрожжей.
Противопоказаниями для кормления ребенка материнским моло-
ком могут быть причины, связанные со здоровьем детей и матерей.
Абсолютными противопоказаниями к грудному вскармливанию
являются:
- септические состояния
- активная форма туберкулеза
- тиф и малярия
- злокачественные новообразования, лейкемия
- заболевания почек, сопровождающиеся почечной недостаточ-
ностью с азотемией
- врожденные нарушения метаболизма у ребенка ( галактозе-
мия, фенилкетонурия, болезнь "кленового сиропа")
- послеродовые психозы, тяжелые формы неврозов
- прием матерью в период лактации лекарственных препара-
тов, обладающих токсическим воздействием на новорожден-
ного.
Относительными противопоказаниями к грудному вскармлива-
нию являются:
- заболевания сердца с недостаточностью кровообращения
- выраженные формы гипертиреоза
- хроническая недостаточность питания
- гнойный мастит.
Вскармливание новорожденного
Первое прикладывание к груди здорового доношенного новорожденного
должно быть проведено сразу после родов. Подобно другим новорож-
денным млекопитающих, предоставленным самим себе, человеческие
младенцы действуют по врожденной программе поиска питания в пер-
вые часы после рождения. Это заключается в карабкании по животу
матери к ее груди, координированной деятельности ручек и рта,
в активном поиске соска широко открытым ртом и, наконец, в цеп-
ком присасывании к груди и энергичном насыщении до наступления
засыпания - все это продолжается в течение 120-150 минут после
рождения (Widstrom A.M. al.,1987 ). Поэтому новорожденного сле-
дует обтереть и высушить, положить на живот матери, чтобы она
могла взять его и приложить к груди. Новорожденный должен быть
голым, что поддерживает необходимый физический контакт ребенка
с телом матери. Рядом может находиться отец. Можно отказаться
на час или два от таких процедур, выполняемых после родов, как
измерение и одевание ребенка. Обычное применение средств для за-
капывания в глаза в целях предупреждения конъюнктивита целесо-
образно отложить на 15-20 минут, чтобы не мешать зрительному
контакту матери и ребенка. Общение матери со своим ребенком в
течение первого получаса после рождения будет способствовать
полноценному восстановлению матери.
Практика прикладывания ребенка к груди сразу же после родов
должна войти в обыкновенный режим поведения новорожденных и мате-
рей в родильных отделениях.Определенные часы вскармливания в ро-
дильных отделениях были,вероятнее всего,установлены в интересах
медперсонала, а не для удовлетворения потребностей детей.
Кожный и зрительный контакт между матерью и ребенком, уста-
новившийся сразу же после рождения, следует поддерживать, и мать
должна иметь неограниченный доступ к своему ребенку. Лучше всего,
если ребенок и потом как можно дольше будет находиться с матерью
в одной палате,так как. при этом мать будет чувствовать себя
значительно спокойнее и увереннее, научится мастерству материн-
ства, что позволит ей дома лучше справиться с уходом за ребенком.
Необходимо позволить ребенку сосать грудь свободно, часто
и без фиксированного распорядка. Его надо прикладывать к груди,
как только у него возникает чувство голода и,независимо от того,
появилось молоко у матери или нет. Частое сосание и опорожнение
молочных желез является стимулом для выделения пролактина и ок-
ситоцина, способствуя лучшему и быстрому становлению лактации,
ускоряет послеродовую инволюцию матки.
Раннее прикладывание к груди позволит ребенку испытать все
преимущества молозива, в том числе с иммунологической точки зре-
ния (предупреждение инфекционных болезней), с точки зрения раз-
вития желудочно-кишечного тракта (для обеспечения созревания
слизистой оболочки кишечника), с питательной точки зрения (для
обеспечения белками, жирами, углеводами, витаминами, минералами).
Риск развития неонатальной инфекции, которая является глав-
ным предметом тревоги педиатров, в действительности меньший в
материнской комнате, чем в замкнутой среде палаты новорожден-
ных. Контакт мать-ребенок благоприятствует образованию на коже
ребенка и в желудочно-кишечном тракте колоний материнских микро-
организмов, которые, как правило, являются непатогенными и про-
тив которых в материнском молоке имеются антитела.
После рождения ребенку не следует давать ничего, кроме гру-
дного молока, так как в нормальных условиях новорожденному дос-
таточно естественных энергетических и водных запасов для поддер-
жания его в течение первых нескольких дней жизни, пока полнос-
тью не установится лактации. Дача ребенку бутылочки или рожка с
водой, настоем трав, растворами глюкозы или, хуже того, молочных
смесей не только излишня в питательном отношении, но ухудшает
сосательную способность новорожденного, уменьшает стимулирова-
ние лактации у матери. Это может привести к инфицированию ребен-
ка, а дача молочных смесей - к сенсибилизации ребенка к белкам
коровьего молока.
Матери должны знать, что чередование кормления с использова-
нием искусственного стимула (резиновая соска) и естественного
(грудь) лишь дезориентирует оральную реакцию их детей. Посколь-
ку для сосания резиновой соски необходимо меньше работы, мышцы
щек ослабляются и желание сосать грудь утрачивается. Поэтому де-
тям, находящимся на грудном вскармливании, не следует давать ни-
каких искусственных средств, имитирующих грудь или успокаивающих.
В редких случаях, когда необходимо дополнительное питание, можно
давать пищу с помощью чайной ложки, пипетки или небольшой чашки.
Первые две недели периода новорожденности являются наиболее
важными для установления грудного вскармливания.
Дети, вскармливаемые грудью, очень разные. Они могут хотеть
есть от 6 до 10 раз в сутки. Некоторым для насыщения хватает
молока из одной груди, другим нужны обе. Важно учитывать, что в
первой порции молока (в начале каждого кормления) мало жира и
много лактозы и воды, эта порция удовлетворяет потребности ре-
бенка в жидкости. Последняя порция молока (в конце кормления)
богата жирами и удовлетворяет потребности ребенка в энергии.
Утром молока много; днем и вечером его может быть меньше, но
оно более насыщено питательными веществами. Для большего удов-
летворения ребенок периодически может менять привычный режим
питания: есть чаще или реже, сосать дольше или быстрее.
Основная масса молока высасывается ребенком в начале кормле-
ния: 50% - в первые 2 минуты и 80-90% - в первые 4 минуты. Нет
основания держать ребенка у груди более 10-15 минут. Во многих
случаях причиной необычной длительности кормления является неу-
добное или неправильное положение ребенка у груди. В таком слу-
чае ребенок долго не может удовлетворить чувство голода и про-
должает сосать грудь, часто травмируя сосок молочной железы.
Образование грудного молока происходит одновременно в обе-
их грудных железах. Когда грудь становится полной и тугой, обра-
зование автоматически снижается. В связи с этим для хорошей
лактации и само чувствия матери при каждом кормлении рекоменду-
ется кормить не только одной, но и другой грудью.
В большинстве книг настойчиво подчеркивается необходимость
сцеживания оставшегося после кормления в груди молока "до пос-
ледней капли", чтобы лактация была лучше. Сцедить молоко до пос-
ледней капли вообще невозможно, так как железы постоянно выделя-
ют новое молоко. А мать, которой по естественным причинам не
удалось сцедить молоко после кормления, как ей советовал медпер-
сонал, начинает беспокоиться, что у нее вообще пропадет грудное
молоко. Поэтому вместо совета"сцеживать молоко до последней кап-
ли" необходимо давать совет "избегать напряжения груди, перепол-
ненной молоком". Сцеживание грудного молока может стать необхо-
димым, если мать изолирована от ребенка, если ребенок слишком
слаб и не может сосать, если в молочных железах образовался за-
стой или чтобы стимулировать выработку молока. Сцеживание можно
осуществлять вручную или насосом.
Сцеживание вручную очень щадит сосок. Кроме того, многие
женщины находят сцеживание руками более легким и удобным, если
они знают, как правильно выполнять эту процедуру. В конце кор-
мления ребенка необходимо удерживать в вертикальном положении
у плеча или на колене для того, чтобы он мог срыгнуть проглочен-
ный воздух; нередко эту процедуру необходимо проводить несколь-
ко раз в течение кормления. После кормления ребенка нужно поло-
жить на правый бок или на живот, что уменьшает возможность аспи-
рации пищи при срыгивании или рвоте. Ниже приведены десять запо-
ведей успешного кормления грудью, которые предложенны в совмест-
ном заявлении ВОЗ (ЮНИСЕФ, 1989).
Службы, предусматривающие охрану материнства и уход за ново-
рожденными, должны:
1. Иметь в письменном виде программу содействия грудному
вскармливанию и обеспечить ею работников всех служб здравоох-
ранения.
2. Обучить работников всех служб здравоохранения искусству
воплощать эту программу в жизнь.
3. Информировать всех беременных женщин о пользе грудного
вскармливания и давать им необходимые навыки.
4. Помогать матерям начинать кормление грудью в первые пол-
часа после родов.
5. Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить
лактацию даже тогда, когда они вынуждены находиться отдельно
от детей.
6. Не давать новорожденным детям никакой другой пищи или
питья кроме грудного молока, если нет к этому медицинских по-
казаний.
7. Разрешать матери находиться в одной комнате со своим ре-
бенком в течение 24 часов в сутки.
8. Убеждать давать грудь ребенку по первому его требованию.
9. Не давать ребенку, которого кормят грудью, никаких сосок
или успокоителей (так называемых пустышек).
10. С пособствовать созданию групп в поддержку грудного вскар-
мливания и направлять в них матерей после выписки из госпиталя
или клиники.
В первые 7-10 дней жизни необходимое для новорожденного ко-
личество молока в сутки рассчитывается по формуле Г.И.Зайцевой:
Суточное количество молока (мл) = 2% массы тела при рожде-
нии х п.
Или по формуле Финкельштейна:
п х 80 (при массе тела выше 3200 г)
либо п х 70 (при массе тела ниже 3200 г),
где п - день жизни ребенка.
В первую неделю жизни на одно кормление ребенок должен по-
лучать количество молока, равное 10, умноженному на день жизни.
Например, ребенку в возрасте 5 дней на одно кормление надо
50мл (10 х 5) молока. Со второй недели суточное количество моло-
ка должно быть равно 1/5 массы тела ребенка. В родильных домах
здоровых новорожденных обычно кормят 7 раз в сутки, то есть че-
рез каждые 3 ч, с 6-часовым перерывом в ночное время. В настоя-
щее время педиатры считают, что ребенка можно и нужно кормить
ночью, если он хочет есть. Ребенок сам откажется от ночного
кормления к 1-1,5-месячному возрасту.
Затруднения при вскармливании новорожденного могут быть как
со стороны матери, так и ребенка. Акт сосания затруднен при
плоских и втянутых сосках. Чтобы помочь ребенку, нужно образо-
вать пальцами вокруг соска тонкую складку или постоянно оттяги-
вать соски. При трещинах и ссадинах соски смазывают питательны-
ми кремами, делают ванночки из крепкого раствора марганцовокис-
лого калия, облучают ртутно-кварцевой лампой, назначают антибио-
тики местно.Иногда для опорожнения груди временно используют
стеклянную накладку или молокоотсос. При тугой груди, что чаще
наблюдается у молодых матерей, рекомендуется перед кормлением
сцедить немного молока, а в конце при необходимости докормить
ребенка этим молоком с ложечки.
Более существенными причинами, мешающими ребенку сосать
грудь, являются врожденные дефекты в области рта и носоглотки,
воспалительные процессы полости рта, верхних дыхательных путей,
пневмония и другие острые заболевания. Плохо сосут грудь ослаб-
ленные дети и так называемые "ленивые сосуны". В таких случаях
иногда приходится менять режим, прибегая к более частым кормле-
ниям или докармливанию сцеженным молоком, после того как ребе-
нок прекращает сосать грудь. Недоношенных детей, если у них от-
сутствуют глотательный и сосательный рефлексы, рекомендуется
кормить сцеженным молоком через зонд.
В первые 6 месяцев жизни основные пищевые вещества посту-
пают в организм ребенка с грудным молоком. Суточное количество
грудного молока, необходимое ребенку, можно рассчитать из при-
веденных выше данных и с учетом содержания в нем белков, жиров
и углеводов. Такой расчет делается периодически, если у ребенка
отмечаются признаки расстройства питания, с тем чтобы произвес-
ти необходимую коррекцию. В практике широко пользуются объемным
методом расчета питания ребенку 1-го года жизни. По этому мето-
ду суточный объем молока со 2-й недели до двух месяцев жизни
составляет 1/5 массы тела, от 2 до 4 месяцев - 1/6, от 4 до 6-
1/7, от 6 до 9 месяцев - 1/8 массы.
Следует учитывать, что в первые месяцы жизни масса ребенка
быстро нарастает. В связи с этим может случиться, что уже к
1,5-2 месяцам расчетное количество молока превысит 1 л, чего
нельзя допускать. В таких случаях для определения необходимого
объема пищевого рациона лучше использовать калорийный метод
расчета, то есть исходить из потребностей ребенка в калориях.
При грудном вскармливании ребенок должен получать на 1 кг
массы тела в 1-ю четверть года - 125 ккал, во 2-ю - 120, в 3-ю -
115, в 4-ю четверть - 110 ккал.
В случаях искусственного и смешанного вскармливания при
расчете питания калорийным методом ребенку дают примерно на 10%
больше пищи, чем при естественном.
Учитывая, что 1 л женского молока содержит в среднем 700
ккал, легко определить необходимое количество его на сутки
и на одно кормление, разделив суточную норму на 7-6-5 кормле-
ний в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей
ребенка. После 1 -2 месяцев жизни ребенок переводится на 6-ра-
зовое вскармливание с перерывом между кормлениями днем в 3,5
и ночью в 7 часов. С 5 до 11-12 месяцев ребенку дают пищу 5 раз
в сутки через 4 часа днем с 8-часовым перерывом ночью. Детей
после года обычно кормят 4 раза в день. Такой ритм приема
пищи создает условия,при которых за 20-30 минут до нового корм-
ления желудок остается пустым, что способствует усилению секре-
торной активности желудочных и кишечных желез.
Соблюдение правильного режима питания обеспечивает ритмич-
ную деятельность органов пищеварения, в результате чего выраба-
тывается условный рефлекс на время, устойчивый аппетит и лучше
усваивается пища. Наряду с этим в последнее время признается
целесообразность свободного вскармливания. При этом строгое до-
зирование пищи необязательно и возможны отклонения во времени
приема до 30 минут в ту или другую сторону. Это помогает инди-
видуализировать режим питания. Кроме того, замечено, что в раз-
личные часы суток ребенок высасывает неодинаковое количество
молока и, находясь на свободном режиме, сполна удовлетворяет
свои потребности, хорошо прибавляет в массе. Кормление "по
аппетиту" может успешно проводиться обычно опытными родите-
лями и хорошо подготовленным медицинским персоналом.
Начиная с первых дней жизни кроме молока детям нужно давать
кипяченую воду по 30-50, а в жаркое время до 100 мл в сутки.
Для обеспечения потребности ребенка в витаминах и минераль-
ных веществах, особенно таких важных для гемопоэза как медь и
кобальт, с 1-го месяца в его рацион вводят фруктовые и овощные
соки, вначале по 1/2 чайной ложке, а затем дозу постепенно уве-
личивают. В дальнейшем количество десятков граммов сока соответ-
ствует числу месяцев ребенка, например, в 5 месяцев - 50 г.
В первое время лучше использовать яблочный или черносморо-
диновый сок, а в 3-3,5 месяца можно ввести клюквенный, сливовый,
абрикосовый, вишневый, морковный. Малиновый, клубничный,цитрусо-
вый, гранатовый, томатный соки дают детям после 3 месяцев и осто-
рожно, так как они могут вызвать аллергические реакции. Очень ки-
слые и терпкие соки обычно разводят кипяченой водой и слегка под-
слащивают. Виноградный сок детям грудного возраста давать не ре-
комендуется из-за повышенного содержания сахара, который усилива-
ет процессы брожения в кишечнике. Детям с неустойчивым стулом по-
лезны вишневый, гранатовый, черносмородиновый, черничный соки,
в которых содержатся дубильные вещества, действующие закрепляюще.
При склонности к запорам рекомендуют оранжевые соки (морковный,
томатный, апельсиновый, мандариновый, абрикосовый), сливовый,
свекольный.
Наряду с натуральными можно использовать консервированные
соки, выпускаемые промышленностью специально для детского пи-
тания. Их назначают в те же возрастные периоды, что и свежие.
С 1,5-2 месяцев ребенку рекомендуется тертое яблоко; можно
давать пюре из бананов, абрикосов, других фруктов, а также пло-
дово-овощные и фруктово-ягодные консервы для детского питания.
Фруктовые пюре дают ребенку начиная с 2-5 г, постепенно увели-
чивая до 20 г к 2 месяцам и до 50 г к 5 месяцам. Клетчатка,
пектины фруктов и овощей благотворно действуют на моторику и
микрофлору кишечника; связывают радионуклиды и тяжелые металлы,
тем самым способствуя их выведению из организма. Овощные и фрук-
товые пюре (абрикосовое, сливовое, яблочное) полезно назначать
детям со склонностью к запорам.
С месячного возраста в пищу дополнительно вводится аскорби-
новая кислота - по 30 мг в день. Для достаточного обеспечения
организма витаминами группы В с 3 месяцев можно давать по одной
чайной ложке в день пекарских дрожжей или по 2 чайные ложки
гидролизата сухих пивных дрожжей.
Витамины D, А, В, РР, минеральные вещества (кальций, фос-
фор, железо, медь, марганец и др.) в относительно больших ко-
личествах содержатся в яичном желтке, который рекомендуется да-
вать ребенку с 3 месяцев жизни начиная с 1/8 желтка ежедневно.
Лучше добавлять желток, сваренный вкрутую, к молоку, это умень-
шает возможность аллергизации организма и заражения вирусными
заболеваниями. Творог, сливки, сахарный сироп до 5-месячного
возраста вводятся лишь при необходимости коррекции питания
(табл. 43).
Женское молоко обеспечивает полноценное развитие ребенка в
течение первых 5 месяцев жизни. В более старшем возрасте грудное
молоко уже не может полностью удовлетворить потребности ребенка
в основных пищевых ингредиентах и особенно в минеральных солях.
Ребенок нуждается в дополнительном введении сложных углеводов,
балластных веществ в виде клетчатки, необходимых для нормального
функционирования желудочно-кишечного тракта. Введение новых видов
пищи готовит желудочно-кишечный тракт ребенка к усвоению необходи-
димых питательных веществ. Поэтому, независимо от количества моло-
ка у матери, ребенок с 4,5-5 месяцев должен получать прикорм. При-
корм назначают только здоровому ребенку. Более раннее введение
прикорма (с 4 месяцев) можно рекомендовать при анемии, рахите,
упорных срыгиваниях. С другой стороны, в жаркое время года, а так-
же при острых заболеваниях ребенка, особенно при кишечных рас-
стройствах прикорм назначается в более поздние сроки - с 5-5,5 ме-
сяца. При введении прикорма следует соблюдать основные правила:
1.Прикорм нужно вводить перед кормлением грудью, то есть при
наиболее сильном пищевом возбуждении ребенка, так как после кор-
мления грудью новый вид пищи может вызвать "протест".
2.Прикорм следует вводить постепенно начиная с 1-2 чайных ло-
жек, заменяя полностью прикормом одно кормление в течение 7-10
дней.
3.Переход к другому виду прикорма возможен только после то-
го,как ребенок привыкает к первому.
4.Блюда прикорма должны быть полужидкими, хорошо протертыми,
гомогенными, чтобы не вызывать затруднений при глотании, посте-
пенно, с возрастом, следует переходить к более густой пище,
приучая ребенка к жеванию.
5.Необходимо помнить, что любой прикорм требует коррекции белка
(0,5 г/кг массы тела на каждый новый прикорм), для чего использу-
ют творог, желток, мясной фарш и т.д.
Первым прикормом может быть овощное пюре или 5% манная каша
на овощном отваре пополам с молоком. Первый прикорм в виде овощ-
ного пюре следует назначать детям с экссудативно-катаральным
диатезом, рахитом, паратрофией, при анемиях, недоношенным. Хо-
рошо использовать овощное пюре, выпускаемое промышленностью.
Особенно полезны овощные пюре, приготовленные из нескольких ви-
дов овощей: горошка, тыквы, моркови, кабачков, свеклы и т.д. При
приготовлении пюре картофель не должен составлять более 1/2 об-
щего объема блюда, так как он содержит много крахмала и беден
кальцием.
Через 10-14 дней после введения первого прикорма постепенно
вводят второй приком - 5% кашу на овощном отваре пополам с моло-
ком. С 5-5,5 месяца 5% кашу постепенно заменяют 8-10% кашей
на цельном коровьем молоке. Рекомендуется готовить смешанные каши
из муки различных круп /овсяной, гречневой, рисовой/. В кашу до-
бавляют 5% сахара, 3% сливочного масла. При склонности к поно-
сам рекомендуют давать рисовую кашу, при запорах - овсяную. По-
лезно готовить сочетанные блюда из овощей или фруктов и круп.
С 6-6,5 месяца ребенку назначают мясной бульон /30-50 мл/
с сухариком из белого хлеба. Можно готовить кашу или овощное пю-
ре на мясном бульоне.
С этого же возраста ребенку следует постепенно вводить в ра-
цион протертый мясной фарш (от 1/2 чайной ложки до 30 г).
Мясо /говядина, телятина и др./ вареное, дважды пропущенное че-
рез мясорубку и протертое через сито. Полезно 1 раз в неделю на-
значать печеночное суфле, 2 раза в неделю - рыбный фарш /треска,
морской окунь, серебристый хек и др./, а также использовать мяс-
ные консервы, которые выпускаются для детского питания. Хороши
также пюре из субпродуктов /печень, мозги, язык/ различной сте-
пени измельченности, которые богаты железом, витаминами А, Д
и группы В, микроэлементами.
Детям с анемией и недоношенным мясной фарш можно вводить
на 1-2 месяца раньше.
С 8 месяцев вводят третий прикорм - еще одно кормление грудью
заменяют цельным молоком или кефиром с сухариком или печеньем.
С 10 месяцев вводят 4-й прикорм - кефир или цельное молоко.
Ребенку 9-10 месяцев можно давать мясо в виде фрикаделек,
а к концу года мясо в виде паровой котлеты.
С 11-12 месяцев последнее кормление грудью заменяют кефиром
или цельным молоком (табл. ).
Угасание лактации наступает на 3-4-й день после отнятия ре-
бенка от груди, для чего на грудные железы накладывается давя-
щая повязка, в течение 2 дней ограничивается количество жидкос-
ти.
Не рекомендуется отнимать от груди ребенка в летнее время
года, при лихорадочных состояниях, расстройствах питания или пи-
щеварения, при проведении профилактических прививок и др.
Оценка эффективности вскармливания. Для этой цели используют
антропометрию (измерение длины тела, взвешивание), уровень психо-
моторного развития, анализ крови (количество эритроцитов, гемо-
глобина, белка), расчет питания (белков, жиров,углеводов, кало-
рий и соответствия их возрастным потребностям ребенка, определе-
ние баланса азота).
Вскармливание ребенка оценивается правильным, если состояние
и настроение ребенка хорошие. Если у его соответствующее возрас-
ту физическое и нервнопсихическое развитие, нормальный состав
крови, хорошие защитные реакции организма и редкие заболевания
острой вирусной инфекцией ( не более 2-3 раз в году).
Несомненно важен также и своевременный диагноз недокорма,
который можно предположить :
1. При изменении поведения ребенка(беспокойство, плач, не вы-
держивает перерывы между кормлениями).
2. При уменьшении числа мочеиспусканий ( меньше 15 раз в сут-
ки у детей первого полугодия жизни и меньше 10 раз - у детей
2-го полугодия).
3. При изменении характера стула у ребенка ( в норме 2-3 + 1
в сутки) - меньше 1-2 раз или совсем нет.
4. При анализе весовой кривой (уплощение кривой массы тела
или задержка нарастание массы тела).
5. Уменьшение толщины подкожного жирового слоя на груди,
животе, затем - на конечностях.
6. Гипохромная ( железо- и белководефицитная ) анемия.
7. Изменения кожи, слизистых, волос, признаки гиповитаминоза.
Искусственное вскармливание вводится в тех случаях ,когда
у матери полностью отсутствует молоко или состояние ее здоровья
не позволяет кормить ребенка грудью.Однако, учитывая,что в пер-
вые 3 месяца особенно важно естественное вскармливание, необхо-
димо попытаться обеспечить ребенка донорским женским молоком.
При искусственном вскармливании ребенок полностью перево-
дится на питание молоком животных,чаще всего коровьим,реже
козьим. Лучше заменять грудное молоко смесями из коровьего пос-
тепенно.Иногда ребенок высасывает из груди матери некоторое ко-
личество молока.Однако,если оно составляет менее 1/5 общего
объема пищи,такое вскармливание также считается искусственным.
Для приготовления смесей используют так называемое "стан-
дартное" молоко,собранное от здоровых коров,находящихся под сис-
тематическим ветеринарным надзором.Важно также строгое соблюде-
ние гигиенических условий сбора и хранения молока.В нем должно
содержаться не менее 3,5% жира, 4-4,5% углеводов, 8,5% сухого
остатка,кислотность его не должна превышать 20 по Тернеру. В
последнее время для искусственного и смешанного вскармливания
используют сухое витаминизированное молоко, в том числе, выпус-
каемое в Беларуси, под названием "Диета-15".
Количество основных пищевых веществ,которые ребенок должен
получить при искусственном и естественном вскармливании замет-
но отличается. Это связано с тем,что ребенку первых месяцев жиз-
ни труднее переваривать и усваивать коровье молоко.Белка в нем
в 2,5-3 раза больше,чем в женском,причем он состоит преимущес-
твенно из грубодисперсного казеина и содержит малое количество
альбумина. Поскольку белок коровьего молока в желудочно-кишеч-
ном тракте гидролизуется и усваивается хуже, чем женского,коли-
чество его,необходимое для ребенка,при искусственном вскармлива-
нии в 2 раза большее.
Потребность в количестве жиров и углеводов при естественном
и искусственном вскармливании почти одинакова,однако жиры женс-
кого и коровьего молока значительно отличаются. Жир женского мо-
лока содержит 9-12% ненасыщенных жирных кислот,коровьего - толь-
ко 1,3-3%. В коровьем молоке в 4-7 раз меньше,чем в женском,та-
ких важных жирных кислот,как линолевая, линоленовая, арахидоно-
вая (Г.С.Коробкина,1969; М.Я.Студеникин, К.С. Ладодо,1991; M.Ho-
mosh et al.,1989; K.A. Jackson, R.A.Gibson,1985).
В настоящее время для смешанного и искусственного вскармли-
вания детей 1-го года жизни очень часто используются адаптиро-
ванные сухие и кислые молочные смеси.Из смесей промышленного из-
готовления,вырабатываемых на основе коровьего молока,широко рас-
пространены "Малютка","Малыш","Алеся-1", "Алеся-2"(Беларусь),
"Детолакт","Новолакт-1", "Новолакт-2"(Россия), "Виталакт", "Ла-
душка"(Украина), "Симилак", "SMA" (США),"Боно", "Пилтти"(Финлян-
дия), "Импресс"(Германия) и др. Данные о сравнительной пищевой
ценности адаптированных и простых смесей представлены в табл.42
Для связывания ионов кальция в смесь "Малютка" входят соли
лимоннокислого натрия и калия,а в смесь "Малыш" - мука, что спо-
собствует образованию под действием желудочного сока более рых-
лых и нежных сгустков казеина. Чтобы приблизить эти смеси по
содержанию полиненасыщенных жирных кислот к женскому молоку, 25%
общего жира в них представлены дезодорированным кукурузным или
хлопковым маслом. В них добавлены витамины группы В, С, А и D,
смеси корригированы по минеральному составу. В некоторые смеси
для питания детей раннего возраста и недоношенных добавляют ами-
нокислоту таурин - важный компонент для созревания нервной сис-
темы и антиоксидант - в-каротин (Алеся-1, SMA). В последнее
время наряду с таурином добавляют карнитин, факторы роста (эпи-
дермальный, нервный и др.), вводят лизоцим или лактоферрин (био-
логические активные добавки-БАД), витамин D3, ограничивают осмо-
лярность смеси (280-300 мосм - как и грудного молока).
Смесь "Малютка", "Алеся-1" предназначены для вскармливания
новорожденных и детей до 1-2 месяцев, а "Малыш" - детей старше
2 месяцев. Смеси "Виталакт," Ладушка" также готовятся из коровь-
его молока с добавлением сухой молочной сыворотки, сливок, под-
солнечного масла, сахара, декстрин-мальтозы, лизоцима. В ней со-
держится оптимальный уровень витаминов группы B, E, C, А и D.
Предназначены для вскармливания недоношенных новорожденных и де-
тей грудного возраста. Простые молочные смеси,представляющие со-
бой разведение коровьего молока водой или отварами различных
круп,в настоящее время для смешанного и искусственного вскармли-
вания используются редко.
При резком переходе на искусственное вскармливание (в случае
внезапного прекращения кормления грудью) в первые 4-5 дней ре-
бенку дается смесь N 2 - разведение цельного молока водой напо-
ловину (1:1) с добавлением на 100 г смеси 5 г сахара.С 3-4-й не-
дели молоко можно разводить не водой, а 4% слизистыми крупяными
отварами (смеси Б:Б-рис,Б-греча,Б-овес).
Для длительного искусственного вскармливания,если отсутству-
ют адаптированные смеси,с 3-4 недель до 3-4 месяцев детям назна-
чается двухтретное молоко (смесь N 3 или В) с добавлением 5%
сахара.Следует отметить, что простые молочные смеси не совсем
полноценны. Они содержат много углеводов и кальция, а количес-
тво жира, железа, витаминов и ряда важных кислот в них снижено.
При кормлении простыми молочными смесями на каждые 100 мл смеси
добавляют 5 мл 20% или 10 мл 10% сливок так как эти смеси
бедны жиром.
С 4-месячного возраста ребенка можно переводить на вскарм-
ливание цельным молоком или кефиром с добавлением 5-10% сахара.
Кефир особенно полезен тем, что в нем накапливается молочная
кислота,способствующая нежному створаживанию белка и лучшему
усвоению жира. Кефир, как и другие кислые смеси снижает буфер-
ность коровьего молока, тормозит рост кишечной палочки и других
бактерий в желудочно-кишечном тракте ребенка. Однако необходимо
учитывать возможность быстрого перекисания кислых смесей, осо-
бенно в летнее время, что ведет к развитию ацидоза у ребенка.
С 4-4,5-месячного возраста при искусственном и смешанном
вскармливании вводится первый прикорм - овощное пюре или 5%
каша. В дальнейшем последовательность введения блюд прикорма
такая же, как и при естественном вскармливании.
В табл.44 дана примерная схема искусственного вскармливания
ребенка.
Для вскармливания детей раннего возраста широко применяются
и другие кисломолочные продукты питания:ацидофильное молоко,
"Биолакт", "Нарине", "Мацони" "Бифилин"и др. Разработана также
сухая и жидкая ацидофильная смесь "Малютка". Она показана недо-
ношенным новорожденным и детям со слабой ферментативной актив-
ностью пищеварительных соков. В кислых молочных смесях белок на-
ходится в створоженном состоянии. Молочнокислые бактерии вызыва-
ют протеолиз казеина с накоплением аминокислот и пептидов,увели-
чивают содержание витаминов группы В и С. Молочная кислота,со-
держащаяся в смесях,стимулирует деятельность желудочно-кишечного
тракта. Однако количество кислых смесей не должно превышать по-
ловины суточного объема питания,чтобы не создать чрезмерно кис-
ую среду, которая не может быть компенсирована буферными систе-
мами организма.
В практике вскармливания детей уже давно заняли должно
место и другие сухие и консервированные продукты:отвары (рисо-
вый, овсяный, гречневый), молочные смеси, цельное и ацидофиль-
ное молоко, обезжиренное молоко, сливки с сахаром и без сахара,
витаминизированная овоще-мучная смесь с морковью, манная каша на
половинном и цельном молоке и др.Для детей второго полугодия
жизни и старше широко применяются консервированные овощные и
фруктовые пюре:измельченный зеленый горошек,морковь,черная смо-
родина, яблоки, сливы,брикосы и др. Они хорошо сохраняют вкусо-
вые качества и витамины, их часто добавляют в каши.
Сухие смеси и другие консервированные детские продукты пи-
тательны, легко усваиваются, хорошо сохраняются и очень удобны
для использования при длительном пребывании ребенка в пути, а
также в районах, где отсутствует свежее молоко В течение 5-10
минут из них можно приготовить свежую высококачественную пищу,
отвечающую всем санитарно-гигиеническим требованиям.
Смешанным принято называть такое вскармливание,когда в пер-
вые 6 месяцев жизни ребенку,наряду с грудным,вынуждены давать в
качестве докорма смеси или цельное молоко. Чаще это связано с
развивающейся гипогалактией у матери.Задача врача в таких слу-
чаях выяснить степень выраженности гипогалактии и предпринять
все возможные меры, способствующие увеличению лактации.
При переходе на смешанное вскармливание важно,чтобы груд-
ное молоко все-таки оставалось основным в питании ребенка. В
качестве докорма даются смеси "Малютка","Малыш","Симилак","Ли-
нолак"или В-рис,а с 3-4 месячного возраста - цельное коровье
молоко или кефир. Следует учитывать, что введение докорма само
по себе может способствовать уменьшению лактации матери. Поэтому
докорм необходимо вводить постепенно, давать после кормления
грудью и только из ложечки. При полной замене одного или двух
кормлений грудным молоком или смесями надо сделать так, чтобы
высасывание смеси из бутылочки через соску было затрудненным и
вызывало бы напряжение ребенка, подобное возникающему при со-
сании груди.Для этого в короткой плотной соске нужно сделать
маленькое отверстие. Важно следить, чтобы положение бутылочки
во время сосания было правильным и ребенок не заглатывал воздух.
Коррекция питания при искусственном и смешанном вскармли-
вании проводится так же, как и при естественном (таб.43), одна-
ко контроль за количеством и качеством пищи должен быть более
строгим. Овощные и фруктовые соки как дополнительный источник
витаминов и минеральных солей назначают на неделю раньше, чем
при естественном вскармливании. Если при употреблении простых
молочных смесей замедляется нарастание массы тела, ребенку да-
ются сливки,рыбий жир или профилактические дозы витамина D. При
вскармливании смесями "Малютка","Малыш","Виталакт" фруктовые и
овощные соки применяются, как и при естественном вскармливании,
без добавления витамина D, препаратов кальция и железа.
Количество жидкости в рационе зависит от микроклимата,
прежде всего от температуры и влажности помещения, где нахо-
дится ребенок. При большой сухости и температуре окружающего
воздуха свыше 25 С объем потребляемой ребенком жидкости следу-
ет увеличить на 80-100 мл в сутки. Большее количество жидкости
необходимо и при вскармливании кефиром.
При наклонности ребенка к запорам целесообразно давать мор-
ковный, томатный, апельсиновый соки, тертые яблоки, пюре из чер-
нослива, абрикосов, моркови, при предрасположенности к поносам
соки с оранжевой окраской не рекомендуются, а назначаются лимон-
ный, черносмородиновый и яблочный.
При искусственном и смешанном вскармливании важно придержи-
ваться следующих правил.
1.Периодически производить расчет количества необходимой ре-
бенку пищи, исходя из средних потребностей в белках, жирах, угле-
водах и калориях на долженствующую массу тела. При этом суточное
количество пищи по объему не должно превышать 1 л.
2.Следить, чтобы соотношение между основными частями пищи-
белками, жирами и углеводами - составляло 1:1,5:4, а количество
калорий было на 10% больше, чем при естественном вскармливании.
3.Промежутки между кормлениями удлинять,а число кормлений
уменьшать до 5 раз в день.
4.Строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к
приготовлению пищи для ребенка,обращая особое внимание на дос-
таточную термическую обработку. Перед кормлением смеси необхо-
димо подогревать до 40-45 .
5.Витамины и овощные соки вводить несколько раньше, чем
при естественном вскармливании (с 3-4-недельного возраста).
6.Прикорм вводить с 4-4,5 месяцев в той же последователь-
ности, что и при естественном вскармливании.
Вскармливание недоношенных детей
Организация питания недоношенных детей - сложная и ответст-
венная задача, многие вопросы которой остаются спорными и до
конца нерешенными. Недоношенные дети очень чувствительны к не-
достатку питания , что обусловлено крайне ограниченными запаса-
ми белка, жира и энергии (К.С.Ладодо,1987; N.F.Galeano, C.C.Roy,
1985). Соотношение поверхности и массы тела у недоношенного
ребенка очень высокое, это также определяет более высокую пот-
ребность в пищевых веществах и энергии, хотя способность к пе-
ревариванию, всасыванию и обмену пищевых веществ ограничена
(C.Г.Грибакин,1987; U.Barrois et al.,1982).
Необходимо учитывать, что даже при одинаковой массе тела и
степени физиологической незрелости недоношенные дети могут зна-
чительно отличаться по своему состоянию, адаптационным возмож-
ностям и способности усваивать пищевые вещества. В зависимости
от гестационного возраста, массы тела ребенка, внешних темпера-
турных условий потребность в энергии составляет от 110 до 150
ккал/кг(несколько меньше в 1-ю неделю жизни - 50-100 ккал/кг).
Потребность в белке у недоношенных детей относительно вы-
сока. Однако при повышенном введении его с пищей может развить-
ся токсический эффект, что обусловлено незрелостью метаболичес-
ких процессов. Поэтому количество белка в 1-й месяц , по мнению
большинства авторов, должно составлять 2,5-3 г/кг массы тела,
для детей старше 1 месяца - 3-3,5 г/кг. Потребность в жирах у
недоношенных почти такая же, как и у доношенных: в первом полу-
годии - 6,5-7 г/кг и 6,5-5,5 г/кг - во втором полугодии, хотя
утилизация их, в частности насыщенных жиров, ограничена. За счет
смеси растительных и животных жиров должно быть обеспечено 40 -
50% калорийной потребности организма. Количество углеводов ,
необходимое недоношенному,- 12-14 г/кг массы тела, то есть при-
мерно такое же , как и доношенных. У недоношенных детей высо-
ка потребность в кальции, фосфоре вследствие активной минерали-
зации скелета, у них рано ( уже со 2-го месяца жизни) развивает-
ся недостаток железа. В связи с большой напряженностью обмена
веществ таким детям требуется повышенное количество витаминов .
В рекомендациях Американской педиатрической ассоциации (1985)
величина потребности недоношенного ребенка (при массе тела
800-1200г.) в энергии составляет 130 ккал/кг массы в сутки, в
белках - 4 г/кг массы и в минеральных веществах соответственно:
натрия - 80 мг/кг, калия -97 мг/кг, фосфора - 140 мг/кг, каль-
ция - 280мг/кг, магния - 10мг/кг массы тела.
Большинство специалистов считает, что недоношенного ребен-
ка (если он может сосать грудь и здоров) можно прикладывать к
груди после родов, как и здорового доношенного. У глубоконедо-
ношенных детей (1500г и менее) может отсутствовать сосательный
и глотательный рефлексы. В таких случаях ребенка в первые 1-2
недели кормят через зонд, используя соответствующий зонд, сое-
диненный с 10- или 20-граммовым шприцем. При этом зонд вводят
через нос на глубину 10-13 см. При появлении сосательного реф-
лекса ребенка прикладывают к груди, а при активном сосании -
кормят ребенка только грудью. Так как сосание груди требует от
недоношенного ребенка большых энергетических затрат, некоторые
авторы рекомендуют до и после кормления делать ребенку 3-5 ми-
нут ингаляцию увлажненного кислорода.
Обычно недоношенных детей кормят 7-8, а глубоконедоношенных-
до 10 раз в сутки. По мере нарастания массы тела число кормлений
сокращают до 6. Калорийность пищи должна составлять в первые 3
дня 40-60 ккал, к 7-8-му дню - 70-80 ккал, 10-14-му - 100-120
ккал, а в месячном возрасте - 135-140 ккал/кг массы тела.
С 2-месячного возраста расчет калорийности проводится с учетом
массы тела при рождении. Так, детям, родившимся с массой более
1500 г, калорийность снижается до 130-135 ккал/кг массы тела.
У детей, родившихся с массой 1000-1300г, до 3-месячного воз-
раста калорийность пищи должна составлять 140ккал/кг массы
тела, а в 4-5 месяцев - 130 ккал/кг.
Суточное количество пищи для недоношенного ребенка в первые
10 дней может быть рассчитано по формуле Роммеля, по которой
на каждые 100 г массы тела назначается столько молока, сколько
ребенку дней, плюс 10. Например, на 3-и сутки ребенку с массой
1500г суточное количество молока = (3 + 10 ) х 15 = 195 мл.
В последнее время большое внимание уделяется вопросам вскарм-
ливания глубоконедоношенных (маловесных - около 1000г) детей,
у которых потребность в пищевых веществах несколько отличает-
ся (Brooke O.,1985). Так, потребность в энергии составляет 140
ккал/кг в сутки за счет высокоутилизируемых источников, белка-
2,5 - 4г/кг в сутки при соотношении сывороточных белков к ка-
зеину, близком к таковому в женском молоке, воды - 150 - 200
мл/кг в сутки. Жиры должны обеспечить 40% суточной энергетичес-
кой ценности рациона, углеводы - до 55%.
При искусственном вскармливании количество белка для недоно-
шенного составляет 3,5 - 4 г/кг массы тела.
Белки в рационе недоношенных детей обычно рассчитывают на дол-
жную массу тела (М.Я.Студеникин, К.С.Ладодо,1991).
Из адаптированных смесей для вскармливания недоношенных де-
тей используют смеси "Малютка", "Алеся-1" (Беларусь), "Ново-
лак-ММ (Россия), "Препилтти"(Финляндия), "Ненатал"(Голландия),
"СМА Преми"(США), "Прематалк"(Англия), "Виталакт" и "Ладушка"
(Украина) и др. Хорошо использовать для кормления недоношенных
детей ацидофильные варианты этих смесей, смеси и молоко,
обогащенное специальными биологическими активными добавками:
1. БАД-1 - с добавлением бифидумбактерина
2. БАД-1-л - с добавлением лизоцима
3. БАД-2 - с лизоцимом и бифидумбактерином
4. БАД-ИГ - со специфическим противостафилококковым иммуно-
глобулином (К.С.Ладодо и соавт., 1988).
Между кормлениями и во время ночного перерыва недоношенному
ребенку небольшими порциями дается жидкость. Потребность в ней
составляет 200 - 250 мл/кг массы тела ( более 80% за счет мо-
лока или смеси). Обычно дополнительно к молоку дают смесь физи-
ологического раствора и 5% раствора глюкозы в соотношении 1:1.
С месячного возраста рекомендуется овощной отвар. В питании не-
доношенных детей важно предусмотреть раннее введение соков и
прикорма для удовлетворения их повышенной потребности в вита-
минах и минеральных солях. Соки начинают давать детям с 3-4 -й
недели жизни в постепенно возрастающей дозировке, как и доношен-
ным детям, после еды. Набор соков может быть таким же, как и
у доношенных детей. С 2-месячного возраста недоношенный ребенок
должен получать фруктовое пюре начиная с 1/2 чайной ложки до
50г - в первом полугодии и до 100г - к концу года. Яичный жел-
ток, как и доношенным детям, дают с 3 - месячного возраста. Пер-
вый прикорм в виде овощного пюре начинают давать с 4 месяцев.
С целью профилактики анемий ряд авторов с 4-5-месячного возраста
рекомендует недоношенным детям пюре из мяса и печени. В 5 меся-
цев начинают давать второй прикорм в виде молочной каши, с 7-8
месяцев вводится третий прикорм - кисломолочные продукты (био-
лакт, кефир, ацидофильное молоко и др.).
Чтобы добиться правильного развития недоношенного ребенка,
нужно регулярно контролировать нарастание массы тела и свое-
временно осуществлять коррекцию питания. Расчет питания следует
проводить не реже одного раза в месяц, а при плохой прибавке в
массе - еженедельно.
 
 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2016 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на [email protected]