Ваш регион

Москва

Психология и психотерапия - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Отличительной особенностью деятельности военных специалис­тов является то, что она зачастую протекает в неблагоприятных, часто необычных условиях окружающей внешней среды. Кроме того, в процессе профессиональной деятельности организм военнослужащего может подвергаться воздействию выраженных физических и психоэмо­циональных нагрузок, составляющих специфику военного труда. В процессе учебно-боевой, и особенно боевой, деятельности нагрузки могут приобретать экстремальный характер. Успешность адаптации организма к этим условиям, ее полнота и устойчивость определяют­ся диапазоном приспособительных и компенсаторных возможностей, уровнем физиологических резервов организма.

Современное состояние экспериментальных исследований, веду­щихся в этом направлении, позволяет заключить, что учение о фи­зиологических резервах организма составляет одну из важнейших основ прикладной физиологии, особенно физиологии военного труда; оно позволяет правильно оценивать и решать целый ряд теоретичес­ких и практических задач по сохранению здоровья и повышению ра­ботоспособности моряков при воздействии на них неблагоприятных факторов.

Наличие резервных возможностей позволяет морякам в ряде случаев переносить без отрицательных последствий и при сохране­нии высокой работоспособности воздействие таких величин экстре­мальных факторов, которые значительно превышают принятые пре­дельно допустимые уровни. Поэтому определение физиологических резервов, их расширение и использование должно входить в арсенал методических приемов оценки состояния здоровья моряков и являет­ся весьма актуальной задачей физиологии военного труда.

В настоящее  время под физиологическими резервами организма

понимается выработанная в процессе эволюции адаптационная и ком­пенсаторная способность органа, системы и организма в целом уси­ливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравне­нию с состоянием относительно покоя (Бресткин М.П., 1968).

Для оценки физиологических резервов организма моряков целе­сообразно применять функциональные пробы со значительной физи­ческой нагрузкой, которые прежде всего усиливают деятельность органов дыхания и кровообращения, обеспечивающих организм кисло­родом. Об уровне резервных возможностей человека необходимо су­дить в первую очередь по показателям функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Методики, применяемые для оценки резервных возможностей человека

Проба с задержкой дыхания

Проба с задержкой дыхания используется для суждения о кис­лородном обеспечении организма. Она характеризует также общий уровень тренированности человека. Проводится в двух вариантах: задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) и задержка дыхания на выдохе (проба Генча). Оценивается по продолжительности времени задержки и по показателю реакции (ПР) частоты сердечных сокраще­ний. Последний определяется величиной отношения частоты сердеч­ных сокращений после окончания пробы к исходной частоте пульса.

Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге). Необходимое оборудование: секундомер,  (носовой зажим). Порядок проведения обследования.  Проба с задержкой дыхания

на вдохе проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновле­ния дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть прове­дена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

Порядок обработки результатов обследования. По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

- менее 39 сек - неудовлетворительно;

- 40-49 сек                     - удовлетворительно;

- свыше 50 сек - хорошо.

ПР у здоровых людей не должен превышать 1.2. Более высокие его значения свидетельствуют о неблагоприятной реакции сердеч­но-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча). Необходимое оборудование: секундомер,  (носовой зажим). Порядок проведения обследования.  Проба с задержкой дыхания

на выдохе проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуе­мый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после во­зобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определения­ми.

Порядок обработки результатов обследования. По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

- менее 34 сек - неудовлетворительно;

- 35-39 сек                     - удовлетворительно;

- свыше 40 сек - хорошо.

ПР у здоровых людей не должен превышать 1.2. Более высокие его значения свидетельствуют о неблагоприятной реакции сердеч­но-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Проба Мартинета (упрощенная методика)

Методика предназначена для исследования состояния сердеч­но-сосудистой системы и ее способности к восстановлению после совершения физической нагрузки.

Необходимое оборудование: секундомер, тонометр, аппарат для измерения артериального давления.

Порядок проведения обследования по методике. Перед пробой у обследуемого в положении сидя измеряется частота сердечных сок­ращений и систолическое и диастолическое давление. В качестве нагрузки в зависимости от контингента обследуемых могут приме­няться 20 приседаний за 30 сек или приседания в том же темпе в течение 2 минут. В первом случае период восстановления длится 3 минуты, во втором 5 минут. После нагрузки через 3 (5) минут из­меряется частота сердечных сокращений и систолическое и диасто­лическое давление.

Оценка пробы ведется по трехбалльной системе по величине разности измеренных показателей до и после нагрузки:

при разности не более 5 - хорошо;

"-"   от 5 до 10 - удовлетворительно;

"-"   более   10 - неудовлетворительно.

Проба Руфье

Проба Руфье предназначается для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.

Необходимое оборудовние: секундомер, тонометр, аппарат для измерения артериального давления.

Порядок проведения обследования по методике. Перед пробой у обследуемого в положении сидя подсчитывается пульс за 15 сек (P1) после 5-минутного спокойного состояния. Затем под счет ис­пытуемый приседает 30 раз за 1 минуту. Сразу после приседаний подсчитывается пульс за первые 15 сек (P2) и последние 15 сек (P3) первой минуты после окончания нагрузки. Показатель сердеч­ной деятельности (ПСД) вычисляется по формуле:

4*(P1+P2+P3)-200

ПСД = ------------------

10

Оценка ПСД осуществляется следующим образом:

При ПСД от 0.1 до  5 - отлично;

" - "                     5.1 до 10 - хорошо;

" - "                   10.1 до 15 - удовлетворительно;

" - "                   15.1 до 20 - плохо.

В пробе Руфье-Диксона несколько модифицирован способ расче-

та ПСД. Применяется формула:

(P2-70)+(P3-P1)

ПСД = ------------------

10

Оценка ПСД ведется по четырехбалльной системе: от 0 до 2.9 - отлично;

от 3 до 6   - хорошо;

от 6 до 8   - удовлетворительно;

более 8 - плохо.

Степ-тест

Методика предназначена для оценки реакции сердечно-сосудис­той системы на физическую нагрузку.

Необходимое оборудовние: ступенька высотой 50 см, секундо­мер, (метроном).

Порядок проведения обследования по методике. Физическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку высотой 50 см. Подъем осуществляется на 4 счета (или по ударам метронома): раз

- левой ногой на ступеньку, два - правой, три - левая опускается на пол, четыре - правая приставляется к левой. Всего тридцать восхождений в 1 минуту на протяжении 3 минут.

В положении стоя на ступеньке ноги должны быть прямыми, ту­ловище должно находиться в строго вертикальной положении. При подъеме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время выполнения теста можно несколько раз сменить ногу, с ко­торой начинается подъем.

Перед проведением степ-теста испытуемого необходимо ознако­мить с техникой выполнения физической нагрузки, предоставить ему возможность совершить несколько пробных восхождений на ступень­ку.

После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает си­дя. Пульс подсчитывается за первые 15 сек на 2-й, 3-й и 4-й ми­нутах после нагрузки. Проба оценивается по индексу (И):

Т * 100

И = ----------,

Р234

где Т  - время нагрузки в сек;

Р2 - пульс на 2-й минуте периода восстановления;

Р3 - пульс на 3-й минуте периода восстановления;

Р4 - пульс на 4-й минуте периода восстановления.

Оценка ведется по трехбалльной системе в соответствии со значениями И:

И равен  60                         - хорошо;

" - "                 50 - 59  - удовлетворительно;

И меньше 50                   - плохо.

При проведении массовых обследований, когда необходимо эко­номить время, можно использовать другую формулу, в которую вво­дится значение частоты пульса, подсчитанной за 30 сек 1-й минуты периода восстановления (Р1):

Т * 100

И = ----------.

5,5 * Р1

Значение индекса оценивается следующим образом:

И   равен или более 90                -    отлично;

"    - "      80 - 89.9                          -    хорошо;

"    - "      65 - 79.9                          -    удовлетворительно;

"    - "      55 - 64.9                          -    неудовлетворительно;

И   менее 55                                  -    плохо.

В варианте степ-теста, разработанном в Гарвардском универ­ситете, длительность подъема увеличивается до 5 минут (темп вос­хождения 30 подъемов в минуту). Эта проба пригодна для хорошо развитых физически людей. Оценка теста в этом варианте проводит­ся по величине индекса, вычисляемого по формуле:

Т * 100

И = ------------.

2*(Р234)

Градация оценок варианта следующая:

И   равен и более 90               -    отлично;

"    - "    80 - 89                          -    хорошо;

"    - "    65 - 79                          -    средняя;

"    - "    55 - 64                          -    ниже средней;

И   меньше 55                          -    плохо.

Проба Летунова

Методика предназначена для оценки адаптации организма к скоростной работе и работе на "выносливость".

Необходимое оборудовние: секундомер, (метроном), тонометр, аппарат для измерения артериального давления.

Порядок проведения обследования по методике. При проведении пробы испытуемый выполняет последовательно три нагрузки. В 1-й он делает 20 приседаний за 30 сек. 2-я нагрузка (она выполняется через три минуты после первой) состоит в 15-секундном беге на месте в максимальном темпе. И наконец, через 4 минуты испытуемый выполняет 3-ю нагрузку - 3-минутный бег на месте в темпе 180 ша­гов в 1 минуту. После окончания каждой нагрузки на протяжении всего периода отдыха регистрируется восстановление ЧСС и АД. Пульс считается по 10-секундным интервалам.

Схематическое изображение проведения пробы таково:

1) Подсчет пульса и измерение АД в исходном состоянии;

2) 20 приседаний за 30 секунд;

3) Подсчет пульса на 1-й, 2-й, 3-й минутах, измерение АД на 1-й, 2-й и 3-й минутах отдыха;

4) 15-секундный бег на месте в максимальном темпе;

5) Измерение пульса и АД на 1-й, 2-й, 3-й и 4 минутах отдыха;

6) 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 минуту;

7) Измерение пульса и АД на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й мину­тах отдыха.

Оценка результатов пробы Летунова. Результаты пробы Летуно­ва оцениваются путем изучения типов реакции. У хорошо трениро­ванных людей наблюдается нормотонический тип реакции на пробу,

который выражается в том, что под влиянием каждой нагрузки отме­чается в различной степени выраженное учащение пульса (но не бо­лее 140 уд/мин), повышение максимального АД (160-180 мм рт. ст.), а минимальное АД осталось без изменений или незначительно снизилось (до 50-60 мм рт. ст.). Важным критерием нормотоничес­кой реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя. Так, после 20 приседаний полное восстановление может наб­людаться уже на 2 минуте реституции, после 2 нагрузки - на 3-й минуте, после 3-й - на 4 минуте. Замедление восстановления выше приведенных показателей свидетельствует о недостаточной трениро­ванности человека.

Гипертонический тип реакции характеризуется резким повыше­нием максимального АД до 180-220 мм рт. ст. Минимальное АД либо не изменяется, либо повышается. У таких людей отмечается и более высокая пульсовая реакция с замедлением восстановления ЧСС до исходного уровня. Этот тип реакции чаще всего отмечается при пе­реутомлении, перетренированности, а также при предгипертоничес­ких состояниях.

Гипотонический тип реакции характеризуется незначительным повышением максимального АД в ответ на нагрузку. Такого рода из­менение АД сопровождается резким учащением пульса на 2-ю и 3-ю нагрузки (до 170-190 уд/мин). Время восстановления ЧСС и АД за­медлено. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической наг­рузке.

Дистонический тип реакции характеризуется главным образом снижением минимального АД, которое после 2-й и 3-й нагрузок ста­новится равным нулю ("феномен бесконечного тона"). Максимальное

АД в этих случаях повышается до 180-200 мм рт. ст. Этот тип ре­акции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сер­дечно-сосудистой системы к физической нагрузке при сохранении "феномена бесконечного тона" в течении нескольких минут после нагрузки.

Реакция со ступенчатым подъемом максимального АД. Этот тип реакции характеризуется тем, что максимальное АД, которое обычно снижается в восстановительном периоде, у некоторых людей повыша­ется на 2-3-й мин по сравнению с его величиной на 1-й мин. Такая реакция чаще всего наблюдается после 15-секундного бега. Этот тип реакции свидетельствует об ухудшении функционального состоя­ния организма и служит показателем инерционности систем, регули­рующих кровообращение.

С п и с о к                     л и т е р а т у р ы

1. Загрядский В.П., Сулимо-Самуйлло З.К. Методы исследова­ния в физиологии труда. - Л., 1976. - 96 с.

2. Тестирование в спортивной медицине /В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

3. Сапов И.А., Солодков А.С. Состояние функций организма и работоспособность моряков. - Л.: Медицина, 1980. - 192 с.

4. Физиология физической подготовки и военного труда. - Л.,

1991. - 272 с.

5. Аулик И.В.  Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - М.: Медицина, 1990. - 192 с.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Отличительной особенностью деятельности военных специалис­тов является то, что она зачастую протекает в неблагоприятных, часто необычных условиях окружающей внешней среды. Кроме того, в процессе профессиональной деятельности организм военнослужащего может подвергаться воздействию выраженных физических и психоэмо­циональных нагрузок, составляющих специфику военного труда. В процессе учебно-боевой, и особенно боевой, деятельности нагрузки могут приобретать экстремальный характер. Успешность адаптации организма к этим условиям, ее полнота и устойчивость определяют­ся диапазоном приспособительных и компенсаторных возможностей, уровнем физиологических резервов организма.

Современное состояние экспериментальных исследований, веду­щихся в этом направлении, позволяет заключить, что учение о фи­зиологических резервах организма составляет одну из важнейших основ прикладной физиологии, особенно физиологии военного труда; оно позволяет правильно оценивать и решать целый ряд теоретичес­ких и практических задач по сохранению здоровья и повышению ра­ботоспособности моряков при воздействии на них неблагоприятных факторов.

Наличие резервных возможностей позволяет морякам в ряде случаев переносить без отрицательных последствий и при сохране­нии высокой работоспособности воздействие таких величин экстре­мальных факторов, которые значительно превышают принятые пре­дельно допустимые уровни. Поэтому определение физиологических резервов, их расширение и использование должно входить в арсенал методических приемов оценки состояния здоровья моряков и являет­ся весьма актуальной задачей физиологии военного труда.

В настоящее  время под физиологическими резервами организма

понимается выработанная в процессе эволюции адаптационная и ком­пенсаторная способность органа, системы и организма в целом уси­ливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравне­нию с состоянием относительно покоя (Бресткин М.П., 1968).

Для оценки физиологических резервов организма моряков целе­сообразно применять функциональные пробы со значительной физи­ческой нагрузкой, которые прежде всего усиливают деятельность органов дыхания и кровообращения, обеспечивающих организм кисло­родом. Об уровне резервных возможностей человека необходимо су­дить в первую очередь по показателям функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Методики, применяемые для оценки резервных возможностей человека

Проба с задержкой дыхания

Проба с задержкой дыхания используется для суждения о кис­лородном обеспечении организма. Она характеризует также общий уровень тренированности человека. Проводится в двух вариантах: задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) и задержка дыхания на выдохе (проба Генча). Оценивается по продолжительности времени задержки и по показателю реакции (ПР) частоты сердечных сокраще­ний. Последний определяется величиной отношения частоты сердеч­ных сокращений после окончания пробы к исходной частоте пульса.

Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге). Необходимое оборудование: секундомер,  (носовой зажим). Порядок проведения обследования.  Проба с задержкой дыхания

на вдохе проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновле­ния дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть прове­дена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

Порядок обработки результатов обследования. По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

- менее 39 сек - неудовлетворительно;

- 40-49 сек                     - удовлетворительно;

- свыше 50 сек - хорошо.

ПР у здоровых людей не должен превышать 1.2. Более высокие его значения свидетельствуют о неблагоприятной реакции сердеч­но-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча). Необходимое оборудование: секундомер,  (носовой зажим). Порядок проведения обследования.  Проба с задержкой дыхания

на выдохе проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуе­мый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после во­зобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определения­ми.

Порядок обработки результатов обследования. По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

- менее 34 сек - неудовлетворительно;

- 35-39 сек                     - удовлетворительно;

- свыше 40 сек - хорошо.

ПР у здоровых людей не должен превышать 1.2. Более высокие его значения свидетельствуют о неблагоприятной реакции сердеч­но-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Проба Мартинета (упрощенная методика)

Методика предназначена для исследования состояния сердеч­но-сосудистой системы и ее способности к восстановлению после совершения физической нагрузки.

Необходимое оборудование: секундомер, тонометр, аппарат для измерения артериального давления.

Порядок проведения обследования по методике. Перед пробой у обследуемого в положении сидя измеряется частота сердечных сок­ращений и систолическое и диастолическое давление. В качестве нагрузки в зависимости от контингента обследуемых могут приме­няться 20 приседаний за 30 сек или приседания в том же темпе в течение 2 минут. В первом случае период восстановления длится 3 минуты, во втором 5 минут. После нагрузки через 3 (5) минут из­меряется частота сердечных сокращений и систолическое и диасто­лическое давление.

Оценка пробы ведется по трехбалльной системе по величине разности измеренных показателей до и после нагрузки:

при разности не более 5 - хорошо;

"-"   от 5 до 10 - удовлетворительно;

"-"   более   10 - неудовлетворительно.

Проба Руфье

Проба Руфье предназначается для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.

Необходимое оборудовние: секундомер, тонометр, аппарат для измерения артериального давления.

Порядок проведения обследования по методике. Перед пробой у обследуемого в положении сидя подсчитывается пульс за 15 сек (P1) после 5-минутного спокойного состояния. Затем под счет ис­пытуемый приседает 30 раз за 1 минуту. Сразу после приседаний подсчитывается пульс за первые 15 сек (P2) и последние 15 сек (P3) первой минуты после окончания нагрузки. Показатель сердеч­ной деятельности (ПСД) вычисляется по формуле:

4*(P1+P2+P3)-200

ПСД = ------------------

10

Оценка ПСД осуществляется следующим образом:

При ПСД от 0.1 до  5 - отлично;

" - "                     5.1 до 10 - хорошо;

" - "                   10.1 до 15 - удовлетворительно;

" - "                   15.1 до 20 - плохо.

В пробе Руфье-Диксона несколько модифицирован способ расче-

та ПСД. Применяется формула:

(P2-70)+(P3-P1)

ПСД = ------------------

10

Оценка ПСД ведется по четырехбалльной системе: от 0 до 2.9 - отлично;

от 3 до 6   - хорошо;

от 6 до 8   - удовлетворительно;

более 8 - плохо.

Степ-тест

Методика предназначена для оценки реакции сердечно-сосудис­той системы на физическую нагрузку.

Необходимое оборудовние: ступенька высотой 50 см, секундо­мер, (метроном).

Порядок проведения обследования по методике. Физическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку высотой 50 см. Подъем осуществляется на 4 счета (или по ударам метронома): раз

- левой ногой на ступеньку, два - правой, три - левая опускается на пол, четыре - правая приставляется к левой. Всего тридцать восхождений в 1 минуту на протяжении 3 минут.

В положении стоя на ступеньке ноги должны быть прямыми, ту­ловище должно находиться в строго вертикальной положении. При подъеме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время выполнения теста можно несколько раз сменить ногу, с ко­торой начинается подъем.

Перед проведением степ-теста испытуемого необходимо ознако­мить с техникой выполнения физической нагрузки, предоставить ему возможность совершить несколько пробных восхождений на ступень­ку.

После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает си­дя. Пульс подсчитывается за первые 15 сек на 2-й, 3-й и 4-й ми­нутах после нагрузки. Проба оценивается по индексу (И):

Т * 100

И = ----------,

Р234

где Т  - время нагрузки в сек;

Р2 - пульс на 2-й минуте периода восстановления;

Р3 - пульс на 3-й минуте периода восстановления;

Р4 - пульс на 4-й минуте периода восстановления.

Оценка ведется по трехбалльной системе в соответствии со значениями И:

И равен  60                         - хорошо;

" - "                 50 - 59  - удовлетворительно;

И меньше 50                   - плохо.

При проведении массовых обследований, когда необходимо эко­номить время, можно использовать другую формулу, в которую вво­дится значение частоты пульса, подсчитанной за 30 сек 1-й минуты периода восстановления (Р1):

Т * 100

И = ----------.

5,5 * Р1

Значение индекса оценивается следующим образом:

И   равен или более 90                -    отлично;

"    - "      80 - 89.9                          -    хорошо;

"    - "      65 - 79.9                          -    удовлетворительно;

"    - "      55 - 64.9                          -    неудовлетворительно;

И   менее 55                                  -    плохо.

В варианте степ-теста, разработанном в Гарвардском универ­ситете, длительность подъема увеличивается до 5 минут (темп вос­хождения 30 подъемов в минуту). Эта проба пригодна для хорошо развитых физически людей. Оценка теста в этом варианте проводит­ся по величине индекса, вычисляемого по формуле:

Т * 100

И = ------------.

2*(Р234)

Градация оценок варианта следующая:

И   равен и более 90               -    отлично;

"    - "    80 - 89                          -    хорошо;

"    - "    65 - 79                          -    средняя;

"    - "    55 - 64                          -    ниже средней;

И   меньше 55                          -    плохо.

Проба Летунова

Методика предназначена для оценки адаптации организма к скоростной работе и работе на "выносливость".

Необходимое оборудовние: секундомер, (метроном), тонометр, аппарат для измерения артериального давления.

Порядок проведения обследования по методике. При проведении пробы испытуемый выполняет последовательно три нагрузки. В 1-й он делает 20 приседаний за 30 сек. 2-я нагрузка (она выполняется через три минуты после первой) состоит в 15-секундном беге на месте в максимальном темпе. И наконец, через 4 минуты испытуемый выполняет 3-ю нагрузку - 3-минутный бег на месте в темпе 180 ша­гов в 1 минуту. После окончания каждой нагрузки на протяжении всего периода отдыха регистрируется восстановление ЧСС и АД. Пульс считается по 10-секундным интервалам.

Схематическое изображение проведения пробы таково:

1) Подсчет пульса и измерение АД в исходном состоянии;

2) 20 приседаний за 30 секунд;

3) Подсчет пульса на 1-й, 2-й, 3-й минутах, измерение АД на 1-й, 2-й и 3-й минутах отдыха;

4) 15-секундный бег на месте в максимальном темпе;

5) Измерение пульса и АД на 1-й, 2-й, 3-й и 4 минутах отдыха;

6) 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 минуту;

7) Измерение пульса и АД на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й мину­тах отдыха.

Оценка результатов пробы Летунова. Результаты пробы Летуно­ва оцениваются путем изучения типов реакции. У хорошо трениро­ванных людей наблюдается нормотонический тип реакции на пробу,

который выражается в том, что под влиянием каждой нагрузки отме­чается в различной степени выраженное учащение пульса (но не бо­лее 140 уд/мин), повышение максимального АД (160-180 мм рт. ст.), а минимальное АД осталось без изменений или незначительно снизилось (до 50-60 мм рт. ст.). Важным критерием нормотоничес­кой реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя. Так, после 20 приседаний полное восстановление может наб­людаться уже на 2 минуте реституции, после 2 нагрузки - на 3-й минуте, после 3-й - на 4 минуте. Замедление восстановления выше приведенных показателей свидетельствует о недостаточной трениро­ванности человека.

Гипертонический тип реакции характеризуется резким повыше­нием максимального АД до 180-220 мм рт. ст. Минимальное АД либо не изменяется, либо повышается. У таких людей отмечается и более высокая пульсовая реакция с замедлением восстановления ЧСС до исходного уровня. Этот тип реакции чаще всего отмечается при пе­реутомлении, перетренированности, а также при предгипертоничес­ких состояниях.

Гипотонический тип реакции характеризуется незначительным повышением максимального АД в ответ на нагрузку. Такого рода из­менение АД сопровождается резким учащением пульса на 2-ю и 3-ю нагрузки (до 170-190 уд/мин). Время восстановления ЧСС и АД за­медлено. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической наг­рузке.

Дистонический тип реакции характеризуется главным образом снижением минимального АД, которое после 2-й и 3-й нагрузок ста­новится равным нулю ("феномен бесконечного тона"). Максимальное

АД в этих случаях повышается до 180-200 мм рт. ст. Этот тип ре­акции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сер­дечно-сосудистой системы к физической нагрузке при сохранении "феномена бесконечного тона" в течении нескольких минут после нагрузки.

Реакция со ступенчатым подъемом максимального АД. Этот тип реакции характеризуется тем, что максимальное АД, которое обычно снижается в восстановительном периоде, у некоторых людей повыша­ется на 2-3-й мин по сравнению с его величиной на 1-й мин. Такая реакция чаще всего наблюдается после 15-секундного бега. Этот тип реакции свидетельствует об ухудшении функционального состоя­ния организма и служит показателем инерционности систем, регули­рующих кровообращение.

С п и с о к                     л и т е р а т у р ы

1. Загрядский В.П., Сулимо-Самуйлло З.К. Методы исследова­ния в физиологии труда. - Л., 1976. - 96 с.

2. Тестирование в спортивной медицине /В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

3. Сапов И.А., Солодков А.С. Состояние функций организма и работоспособность моряков. - Л.: Медицина, 1980. - 192 с.

4. Физиология физической подготовки и военного труда. - Л.,

1991. - 272 с.

5. Аулик И.В.  Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - М.: Медицина, 1990. - 192 с.

 
 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2016 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на [email protected]