Ваш регион

Москва

Психология и психотерапия - Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека

Белов В. Г.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ при САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ВВЕДЕНИЕ

Огромную роль в овладении специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и переключаемости внимания, эмоционально-волевые качества, психомоторная реакция, нервно-психическая устойчивость и некоторые другие факторы.

В принципе можно любого физически и психически здорового человека обучить выполнению обязанностей какой-либо профессии. Однако практика подготовки специалистов при учете фактора време­ни и экономической целесообразности показывает, что наибольшей эффективности обучения можно добиться у людей, обладающих необ­ходимым комплексом психофизиологических качеств, выявление кото­рых может быть осуществлено проведением психофизиологического отбора. Поэтому целесообразно до начала обучения проводить инди­видуальную оценку этих качеств с целью определения лиц, наиболее способных к обучению и овладению конкретной специальностью. Это позволяет значительно сократить сроки подготовки и снизить отсев в процессе обучения.

Исходя из этого, оценка психофизиологических качеств чело­века является довольно актуальной задачей, которая особенно ост­ра сейчас, при включении человека в сложные технические системы "человек-машина", высокой "ценой" ошибочных действий, следствием которых является не только снижение качества профессиональной деятельности, но и возникновение аварий и даже катастроф.

СУЩНОСТЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Одним из средств повышения эффективности профессиональной деятельности военных специалистов является проведение психофизи­ологического отбора, направленного на выявление лиц, которые по своим способностям, индивидуальным психофизиологическим возмож­ностям соответствуют требованиям конкретных специальностей, то есть наиболее пригодны к обучению и последующему успешному вы­полнению своих трудовых задач.

Значение психофизиологического отбора возросло в связи с техническими достижениями в военном деле, усложнением характера и условий профессиональной деятельности военных специалистов. Весьма сложный и ответственный характер трудовой деятельности большинства военных специалистов предъявляет повышенные требова­ния к уровню их подготовленности, которая в свою очередь зависит не только от существующей системы обучения и тренировки, но и от индивидуальных личностных качеств, профессиональных способностей обучающихся. Психофизиологический отбор является составной частью профессионального отбора, который предусматривает оценку пригодности военнослужащих по комплексу показателей.

При разработке системы психофизиологического отбора воен­но-морских специалистов необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

- обоснованность - должна быть обоснована сама необходи­мость психофизиологического отбора, т.е. отбор проводится только

для тех специальностей, для которых установлена явная зависи­мость успешности обучения и последующей профессиональной дея­тельности от уровня развития у кандидата определенных психологи­ческих и психофизиологических свойств и способностей;

- комплексность определяется многообразием целей и задач отбора, а также сложностью структуры профессиональных способнос­тей, означает всестороннее изучение и оценку профессионально важных свойств и возможностей кандидата для правильного опреде­ления его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по специальности;

- динамичность предполагает пролонгированное наблюдение за военно-морскими специалистами как в обычных условиях, так и в стрессовых ситуациях, экстремальных условиях;

- этапность отбора - выделяют социальный (образование, про­фессия, направленность первичной военно-технической подготовки), медицинский (состояние здоровья, уровень физического развития), психофизиологический этапы отбора (соответствие психофизиологи­ческих качеств требованиям профессии), а также заключительный этап (оценка эффективности отдельных этапов отбора и всех мероп­риятий в целом);

- активность - возможность выявить дополнительные резервы повышения надежности военных специалистов, например, за счет со­вершенствования системы подготовки, улучшения режима деятельнос­ти;

- группировка специальностей (дифференцированное прогнози­рование) - разрабатываются комплексы методик обследования не для каждой военной специальности, а для групп специальностей;

- практичность психофизиологического отбора означает прове-

дение таких мероприятий по прогнозированию профессиональной при­годности, которые были бы оправданы в отношении материальных, временных и финансовых затрат на их осуществление.

Практическому проведению психофизиологического отбора дол­жен предшествовать этап разработки организационно-методических рекомендаций по отбору.

Создание практических рекомендаций по психофизиологическму отбору следует строить на основе системного принципа, который предусматривает необходимость последовательного выполнения стро­го определенного комплекса мероприятий, имеющих целью в конечном итоге, обоснование методических приемов и критериев оценки физи­ологических и психических функций, профессионально важных для конкретного вида (или видов) деятельности.

Определение необходимости, целесообразности разработки сис­темы психофизиологического отбора основывается на результатах анализа успешности обучения военнослужащих и эффективности рабо­чей деятельности уже подготовленных специалистов на конкретных объектах военной техники, а также на изучении характера связи профессиональной эффективности обучения или деятельности с осо­бенностями индивидуального состояния, степени развития психофи­зиологических функций. Потребность в проведении отбора возникает в следующих случаях:

а) когда успешность подготовки специалистов в значительной степени зависит от состояния профессионально значимых психофизи­ологических функций, а недостаточное развитие этих функций у оп­ределенной группы обучающихся является причиной их слабой подго­товленности или даже отчисления из учебного заведения;

б) когда  имеется  резкая дифференциация между "хорошими" и

"плохими" специалистами по степени эффективности их профессио­нальной деятельности, а в основе этой дифференциации лежат раз­личия в состоянии, степени развития определенных психофизиологи­ческих функций у представителей указанных групп.

Наличие существенных индивидуальных различий в состоянии ряда психофизиологических функций между лицами с разным уровнем профессиональной подготовленности или профессиональной квалифи­кации свидетельствует о необходимости проведения психофизиологи­ческого отбора на данную специальность. Критерии для определения категорий "хороших" и "плохих" курсантов или специалистов уста­навливаются преподавательским и командным составом исходя из су­ществующих для каждой специальности требований и уровню эффек­тивности подготовки и деятельности.

О целесообразности проведения отбора конкретных специалис­тов могут свидетельствовать также данные о его военной или эко­номической эффективности, полученные путем экспериментальной проверки разработанной системы отбора или расчетным путем.

Показателями эффективности отбора являются: уменьшение от­сева из учебных заведений и отстранений от должности в войсках по причине профессиональной неспособности, увеличение надежности работы систем управлений, снижение аварийности военной техники, сокращение стоимости и сроков подготовки специалистов.

Важным этапом при разработке системы психофизиологического отбора является четкое определение его задач, от которых зависит и дальнейшая тактика разработки других мероприятий: обоснование профессиональных требований, подбор методических приемов изуче­ния психофизиологических функций и т.д.

Весьма ответственным этапом в разработке системы психофизи-

ологического отбора военных  специалистов  является  определение

требований к  кандидатам  на обучение конкретным специальностям,

то есть выявление профессионально значимых  психофизиологических

функций, обеспечивающих успешное освоение и реализацию отдельных

рабочих операций и всего трудового процесса в целом.

Разработка профессиональных требований должна строиться на основе всестороннего изучения особенностей деятельности.

Основным приемом изучения рабочей деятельности специалистов является метод профессиографии. Под профессиографией понимают описание профессии, которое должно отражать цели и задачи данно­го вида труда, условия, организацию, психофизиологическую харак­теристику отдельных этапов трудовой деятельности и т.д.

Для изучения особенностей трудового процесса специалистов и условий их деятельности с целью последующего определения профес­сиональных требований необходимо использовать совокупность мето­дических приемов позволяющих составить психофизиологическую ха­рактеристику объекта, орудий, условий и организации труда.

В результате профессиографического исследования разрабаты­ваются профессиональные требования к психофизиологическим функ­циям человека и обосновывается методический аппарат для их оцен­ки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос об определении методических принципов изучения про­фессиональных способностей, выбора методик изучения состояния психофизиологических качеств человека является весьма сложным.

Наибольшая трудность при решении этого вопроса заключается в том, что, пожалуй, любое качество не может быть описано ка­кой-либо одной единицей измерения, - различные уровни реализации качеств требуют как разных приемов описания, так и разных единиц измерения.

Принято различать два основных экспериментальных подхода к изучению профессиональных способностей - аналитический, который включает в себя методические приемы исследования отдельных пси­хофизиологических функций, процессов, свойств личности, и синте­тический, к которому относятся методические приемы, основанные на иммитации или моделировании отдельных трудовых действий, их совокупностей или всей деятельности в целом.

Вопрос о выборе одного из двух перечисленных методических подходов к отбору специалистов до настоящего времени не получил своего окончательного однозначного решения и вероятно, с практи­ческой точки зрения можно представить возможность какого-то со­четания этих двух подходов.

Однако ряд теоретических соображений заставляет отдать предпочтение первому методическому подходу. Любой рабочий про­цесс можно рассматривать как последовательность определенных действий, уровень выполнения которых зависит от ряда психофизио­логических качеств человека, имеющих для каждого действия, а также для одного и того же действия, но в различных видах дея­тельности, разную значимость и вес. Определив возможности чело­века в отношении этих качеств, можно установить и пригодность его не только для данной конкретной специальности, но и для всех специальностей, деятельность в которых требует такого же сочета­ния этих качеств.

Необходимо также отметить, что использование синтетических методик для прогнозирования способностей человека к деятельности в определенной рабочей ситуации вряд ли дает основание для предсказания уровня его функционирования в случае, если структу­ра системы будет частично или полностью отличаться от структуры применяемых для отбора технических средств. Необходимо отметить, что для отбора на некоторые специальности, особенно операторско­го профиля, использование синтетических методик вообще невозмож­но без предварительного обучения кандидатов выполнению даже от­дельных компонентов такого рода деятельности, что подчас лимити­руется организационными условиями набора.

Применение синтетических методик целесообразно на этапах распределения выпускников учебного заведения и решения вопроса о назначении специалистов на определенные объекты военной техники в войсках, когда обследуемые лица уже имеют определенный опыт работы по обслуживанию технических систем.

Для получения достаточно объективной и полной информации о состоянии тех или иных свойств личности или их совокупности должны использоваться адекватные изучаемым свойствам методики. При этом надо помнить, что в зависимости от характера задания, его содержания и формы предъявления могут исследоваться различ­ные проявления того или иного свойства, а также различные виды взаимосвязи данного свойства с другими (например, память в связи с особенностями восприятия, внимания, эмоциональной устойчивос­ти). Поэтому при изучении свойств личности исследователь должен располагать достаточно большим и разнообразным набором методи­ческих приемов.

К методическим приемам,  рекомендуемым для использования  в

процедуре психофизиологического отбора, предъявляется ряд требо­ваний, степень соответствия методик (отдельных их показателей) этим требованиям должна быть проверена экспериментально.

Главными из этих требований являются следующие:

а) Прогностическая (информативная) ценность методик.

Это показатель, характеризующий степень возможности методи­ки выявлять различия в состоянии изучаемой с ее помощью функций у лиц, с разным уровнем развития этой функции и, в конечном ито­ге, с разным уровнем успешности обучения или практической дея­тельности. Иными словами, величина прогностической ценности ме­тодики определяет степень возможности правильного предсказания профессиональной эффективности обследуемых лиц. Прогностичность методики измеряется коэффициентом корреляции между результатами обследования и внешними объективными критериями.

б) Надежность методики - это мера стабильности (постоянс­тва, устойчивости) результатов, полученных с помощью конкретной методики при повторных исследованиях одного и того же испытуемо­го. Высокая надежность методики позволяет использовать ее ре­зультаты как стабильные элементы для введения общей оценки. На­дежность измеряется коэффициентом корреляции между отдельными рядами результатов, полученных при обследовании группы испытуе­мых одной и той же методикой.

В качестве меры надежности могут использоваться следующие показатели: дисперсия ошибки измерения, коэффициент надежности

ыв2

(1 - ------, где в2Ы- дисперсия ошибки), коэффициент парной ран-

                                                                                     говой корреляции.

в) Дифференцированность методик. Это требование означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определен­ной функции или совокупности функций. Необходимо, чтобы корреля­ции между результатами выбранной методики и других методик, нап­равленных на оценку заведомо иных функций, была наименьшей. Для определения дифференцированности методик необходимо произвести вычисление корреляционной матрицы (определить величину интеркор­реляции методик попарно).

Для обеспечения достаточно высокой прогностической ценности и надежности методик при их разработке и подборе, а также при практическом использовании в процедуре отбора, необходимо руко­водствоваться рядом принципиальных положений, главными из кото­рых являются следующие.

Принцип научной обоснованности. Методики должны позволять исследовать и оценивать именно те качества личности, которые яв­ляются профессионально важными для того или иного вида деятель­ности и выявлены в результате ее психофизиологического анализа. Должно быть ясно, какое качество подвергается изучению и почему именно его следует оценивать.

Принцип объективности. Реализация данного принципа предус­матривает необходимость создания и поддержания в период обследо­вания стандартности: обстановки и методик обследования, инструк­ции, организационных форм эксперимента, формы регистрации, ана­лиза и интерпретации результатов исследования. Недостаточная стандартизация условий проведения исследования приводит к пони­жению надежности методик, а, следовательно, и их ценности.

Принцип практичности. Методики должны быть такими, чтобы их использование не требовало какой-либо специальной, длительной

подготовки испытуемых. Желательно, чтобы они были экономичными с

точки зрения стоимости аппаратуры, проведения исследования и об­работки его результатов, а также экономичными в отношении време­ни, отведенного на проведение исследования. Методики должны быть простыми и, по возможности, должны обеспечивать массовое обсле­дование при участии ограниченного количества обслуживающего пер­сонала.

В ВМФ для психофизиологического обследования военного спе­циалиста используются методики, которые могут быть классифициро­ваны следующим образом:

I. Методики субъективной оценки личности

- интервью (беседа, анкетирование, самонаблюдение)

- наблюдение (пассивное , активное (естественный эксперимент, ситуационный тест))

II. Методики объективной оценки личности

1. Аналитические приемы исследования

- бланковые методики (вербальные, схематические, двигательные

- аппаратурные методики для исследования отдельных психофизиологических функций

2. Синтетические приемы исследования (иммитаторы, тре­нажеры, моделирующие устройства для исследования комплекса психофизиологических функций, соответству­ющих структурным компонентам деятельности

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Эффективность применяемых психофизиологических методов про­фессионального отбора и надежность получаемых результатов во многом зависит от организации психофизиологического обследова­ния.

Основными требованиями при его проведении являются:

- профессиональная подготовленность и компетентность руко­водителя обследования и ассистентов;

- наличие специально подготовленного для проведения психо­физиологического обследования помещения;

- положительная установка обследуемых на качественное вы­полнение заданий;

- соблюдение стандартных условий проведения обследования (стандартность инструктирования, последовательности этапов обс­ледования и формы его проведения, времени выполнения заданий, стандартность помех).

Руководитель обследования и ассистенты должны быть специ­ально подготовлены, хорошо знать применяемые в ходе эксперимента психофизиологические методики, цель их применения, особенности и время их выполнения, необходимый стимульный и регистрационный материал, а при необходимости обеспечить качественную обработку полученных результатов. Весь персонал, участвующий в проведении психофизиологического обследования должен уметь своевременно оказать необходимую помощь и разъяснения в ходе выполнения зада­ний нуждающимся в этом испытуемым в рамках инструкции, не раск­рывая ответов к конкретным заданиям. Обязанности каждого лица, участвующего в обследовании должны быть строго определены. Коли­чественный состав ассистентов зависит от цели обследования, ко-

личества и сложности применяемых методик, количества обследуе­мых, способа инструктирования и других факторов. Группа обследу­емых лиц не должна быть более 25-30 человек, размещенных по од­ному человеку за столом.Как правило, достаточно руководителя и двух ассистентов.

В обязанности руководителя психофизиологического обследова­ния входит инструктирование обследуемых, подача необходимых ко­манд, фиксирование времени выполнения конкретных методик, наблю­дение за обследуемыми с соответствующими отметками в протоколе, а также контроль за соблюдением дисциплины во время всего экспе­римента.

Обязанностью ассистентов является техническое обеспечение психофизиологического обследования (подготовка рабочих мест, раздача стимульных и регистрационных бланков, карандашей, про­верка работы необходимой аппаратуры), наблюдение за обследуемыми и своевременная помощь в ходе эксперимента, дублирование хроно­метража при выполнении методик, поддержание дисциплины и поряд­ка. О результатах наблюдения и всех замечаниях ассистенты своев­ременно докладывают руководителю.

Психофизиологическое обследование может проводиться в груп­повой и индивидуальной форме. В целях профессионально психологи­ческого отбора групповая форма проведения эксперимента является основной. В ряде случаев для уточнения результатов обследования при определении группы профессионального психологического отбора может проводиться углубленное индивидуальное обследование. Наи­более оптимальной для психофизиологического обследования являет­ся группа в 25-30 человек, (организационно приравниваемая к взводу или двум классным отделениям). Однако количественный сос-

тав группы может меняться в зависимости от различных причин.

Помещение для проведения обследования должно отвечать опре­деленным гигиеническим и организационно-методическим требовани­ям:

- оно должно быть достаточно просторным (площадью не менее 50 квадратных метров и высотой не ниже 2,5 метров);

- в нем должен поддерживаться оптимальный температурный ре­жим (18-22 С);

- освещение рабочих мест должно быть равномерным в пределах 150-200 Лк при естественном или искусственном освещении, лампы дневного освещения не должны мигать, создавать блики и шумовой фон;

- должна обеспечиваться хорошая вентиляция или условия для проветривания помещения;

- помещение должно быть изолировано от посторонних шумов, не содержать приборов, предметов, являющихся источником звуковых и слуховых сигналов, которые могут отвлекать внимание обследуе­мых;

- помещение должно содержать достаточное количество розе­ток, рассчитанных на мощность не менее 5 кВт, оснащено системой заземления, защиты от перегрузок, централизованного обесточива­ния;

- пол, потолок и стены должны быть окрашены в спокойные то­на (теплые и светлые).

В помещении, предназначенном для проведения психофизиологи­ческого обследования должны быть расставлены классные столы в оптимальном соотношении: один стол для одного обследуемого. Про­ходы между рядами должны быть не менее 0,5 метров, обеспечивая

хороший доступ ассистентам к каждому обследуемому или наблюдение

за  ним.  В  том случае,  если за столом предполагается работать

двум обследуемым,  их рассаживают с торцов стола  лицом  друг  к

другу. Каждое рабочее место нумеруется.

Предварительная подготовка к проведению обследования заклю­чается в выборе комплекса необходимых методов обследования, пос­ледовательности их применения, планирование перерывов в работе. Ассистенты раскладывают карандаши и папки, содержащие стимульный материал (альбомы методик, вопросники, анкеты и т.д.) и регист­рационный материал (бланки, листы, меточные карты и т.д.) в той последовательности, в которой будут выполняться методики. В классе развешиваются нужные схемы, демонстрационные таблицы, плакаты. При необходимости устанавливается и настраивается про­екционная и звуковоспроизводящая аппаратура.

Большое влияние на результаты обследования оказывает  уста-

новка испытуемых на успешное выполнение заданий методик, положи­тельная мотивация. Как правило, при проведении психофизиологи­ческого обследования в целях профессионального отбора кандидатов для обучения в военном образовательном учреждении, обследуемые высоко мотивированы на успешное выполнение всех психофизиологи­ческих методик. Однако, при обследовании других контингентов во­еннослужащих (для прохождения военной службы по призыву или контракту), возникает задача формирования положительного отноше­ния к проводимому обследованию. Кроме того, если психофизиологи­ческое обследование продолжается в течение длительного времени (3-4 часа), наблюдается снижение мотивации, появление у обследу­емых апатии и безразличного отношения к полученным результатам, наступление сонливости при монотонной работе. В связи с этим ру-

ководитель должен правильно довести до обследуемых цель проводи­мого обследования, показать значимость его результатов для реше­ния вопроса о зачислении их в учебное учреждение, правильном вы­боре той или иной военной специальности, которая может стать оп­ределяющей всю дальнейшую жизнь человека. Руководитель обследо­вания своим уверенным и в то же время ровным и благожелательным поведением должен создать серьезную и деловую обстановку, адек­ватно реагировать на ее изменения. Необходимо построить план эксперимента таким образом, чтобы менялся характер выполнения методик, бланковые методы чередовались с опросниками и анкетами. Для избегания монотонности в деятельности должны своевременно устраиваться перерывы в работе и проводиться проветривание поме­щения.

Наиболее важным требованием при организации проведения пси­хофизиологического обследования является стандартность инструк­тирования, обстановки, последовательности и условий тестирова­ния, а также возникающих в процессе работы помех. Обследование должно проводиться в одно и то же время ( наиболее оптимальны утренние часы). Длительность психофизиологического обследования не должна превышать 4 часов. Перерывы в работе проводятся после каждого часа на 10-15 минут. Помещение в течение этого времени проветривается. Методики проводятся в одной и той же заранее запланированной последовательности.

Непосредственно перед началом обследования руководитель проводит опрос обследуемых о самочувствии и состоянии здоровья. Лица, предъявившие жалобы на состояние здоровья или недостаточ­ный отдых после наряда или работ, к обследованию не допускаются, о чем делается отметка в заранее составленном в алфавитном по-

рядке списке обследуемых. В соответствии с присвоенными порядко­выми номерами испытуемые занимают пронумерованные рабочие места в подготовленном помещении, после чего руководитель кратко и до­ходчиво объясняет цель и задачи предстоящего обследования, под­черкивает важность его результатов для обследуемых, производит общее инструктирование о порядке работы. Такая инструкция должна быть максимально стандартизирована, так как даже незначительное изменение порядка или структуры текста может повлиять на качест­во его восприятия обследуемыми. Поэтому текст вводной инструкции должен либо дословно зачитываться, либо воспроизводиться магни­тофонной записью, либо предъявляться на бланке. Каждая из форм предъявления инструкции имеет свои особенности. Так, при зачиты­вании инструкции сохраняется "живой" контакт руководителя с ау­диторией. В то же время есть вероятность повторов, уточнений, связанных с акустикой, поведением обследуемых и т.д. Магнитофон­ное воспроизведение максимально стандартизировано, однако не учитывает особенности восприятия аудитории, а также нередко под­вержено техническим помехам. Бланковое предъявление инструкции значительно индивидуализирует по времени ее восприятие. Пример­ный текст вводной инструкции следующий:

ВВОДНАЯ ИНСТРУКЦИЯ.

"Товарищи! Сегодня будет проведено психофизиологическое обследование, которое позволит оценить соответствие Ваших инди­видуальных личностных качеств требованиям военных специальнос­тей.

Для успешного выполнения заданий необходимо: 1. Внимательно

выслушивать инструкцию к каждому заданию.  Если после объяснения

у Вас возникнут вопросы, задайте их, предварительно подняв руку.

Перед выполнением задания Вы должны четко уяснить, что от Вас требуется.

2. Действовать только по инструкции: строго выполнять все команды руководителя. Если Вы преждевременно начнете работу, ли­бо будете продолжать работу с методикой после команды "Стоп!", это будет считаться недостатком Вашего внимания, собранности и снизит общую оценку.

3. Работать самостоятельно. Нельзя разговаривать и отвле­кать других от работы. Если в ходе выполнения работы возникнет вопрос - поднимите руку, к вам подойдут и помогут. Если сломает­ся карандаш - возьмите запасной и молча продолжайте работу.

4. По команде "Стоп!" необходимо подчеркнуть последнее вы­полненное задание, положить карандаш и перевернуть регистрацион­ный лист. Если Вы закончите выполнение задания ранее отведенного на это времени - поднимите руку.

Есть ли ко мне вопросы?"

Ответив на вопросы, руководитель дает разъяснения по запол­нению паспортной части регистрационных бланков или меточных карт.

Перед каждой методикой обследования зачитывается частная стандартная инструкция, разъясняющая сущность методики и порядок выполнения ее заданий. При этом могут активно использоваться де­монстрационные материалы (плакаты, таблицы, схемы, слайды).

В процессе работы руководитель своевременно подает команды, и объявляет перерывы в работе, совместно с ассистентом осущест-

вляет наблюдение за обследуемыми, проводит хронометраж, обеспе­чивает дисциплину и порядок во время всего обследования. Ре­зультаты наблюдений фиксируются в протоколе и используются в ка­честве дополнительной информации о кандидатах.

При проведении обследования в помещении не должно быть пос­торонних лиц, особенно тех из них, которые по своему положению могут повлиять на поведение и установку обследуемых. Должны быть запрещены ненужные передвижения, вход и выход из помещения во время работы с методиками. Не должно быть аппаратуры, которая своей работой может отвлекать внимание обследуемых. Постоянный негромкий звуковой фон менее значим, так как обследуемые к нему быстрее адаптируются. Если при проведении психофизиологического обследования определяется помехоустойчивость испытуемых, то вво­димые помехи должны также быть стандартными по форме, частоте, длительности предъявления и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психофизиологические качества человека являются во многом тем лимитирующим звеном в профессиональной деятельности, которое необходимо обязательно учитывать (особенно в деятельности, про­текающей в субъэктремальных или экстремальных условиях).

Оценка психофизиологических качеств человека осуществляется в процессе психофизиологического отбора, направленного на выяв­ление лиц, которые по своим психофизиологическим качествам, про­фессиональным способностям наиболее соответствуют требованиям какой-либо деятельности.

Требования деятельности к психофизиологическим качествам человека оцениваются на основании ее психофизиологического ана­лиза, составления психофизиограммы этой деятельности. После это­го подбирается соответствующий методический аппарат, позволяющий оценить анализируемые психофизиологические качества. При этом необходимо отметить, что психофизиологический отбор должен но­сить комплексный характер, быть активным, отвечать принципу диф­ференцированности, динамичен, научно обоснован, а методики долж­ны отвечать требованиям надежности, прогностичности, дифференци­руемости; они должны быть объективны и практичны. Только при соблюдении всех этих требований возможна достаточно исчерпываю­щая оценка интересующих психофизиологических качеств человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анастази А.  Психологическое тестирование. М.: Педагоги­ка, 1982. - Т. 1,2.

2. Кулагин Б.В.  и др. Психологическая оценка и прогнозиро­вание профессиональной пригодности военных специалистов. М., Во­ениздат, 1988. - 263 с.

3. Методические указания по проведению психофизиологическо­го отбора курсантов в учебные отряды подводного плавания и школы ВМФ. М., Воениздат, 1969. - 116 с.

4. Новиков В.С., Боченков А.А. Теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих. СПб, 1997. - 188 с.

5. Профессиональный отбор корабельных специалистов ВМФ по психофизиологическим и психологическим показателям. - Методичес­кие указания. - М., Воениздат, 1984. - 60 с.

6. Психофизиологический отбор военных специалистов. - Мето­дическое пособие. - М., Воениздат, 1973. - 208 с.

7. Психодиагностические методики оценки профессионально важных качеств личного состава ВМФ.- М., Воениздат, 1991.- 152 с.

Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека

Белов В. Г.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ при САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ВВЕДЕНИЕ

Огромную роль в овладении специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и переключаемости внимания, эмоционально-волевые качества, психомоторная реакция, нервно-психическая устойчивость и некоторые другие факторы.

В принципе можно любого физически и психически здорового человека обучить выполнению обязанностей какой-либо профессии. Однако практика подготовки специалистов при учете фактора време­ни и экономической целесообразности показывает, что наибольшей эффективности обучения можно добиться у людей, обладающих необ­ходимым комплексом психофизиологических качеств, выявление кото­рых может быть осуществлено проведением психофизиологического отбора. Поэтому целесообразно до начала обучения проводить инди­видуальную оценку этих качеств с целью определения лиц, наиболее способных к обучению и овладению конкретной специальностью. Это позволяет значительно сократить сроки подготовки и снизить отсев в процессе обучения.

Исходя из этого, оценка психофизиологических качеств чело­века является довольно актуальной задачей, которая особенно ост­ра сейчас, при включении человека в сложные технические системы "человек-машина", высокой "ценой" ошибочных действий, следствием которых является не только снижение качества профессиональной деятельности, но и возникновение аварий и даже катастроф.

СУЩНОСТЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Одним из средств повышения эффективности профессиональной деятельности военных специалистов является проведение психофизи­ологического отбора, направленного на выявление лиц, которые по своим способностям, индивидуальным психофизиологическим возмож­ностям соответствуют требованиям конкретных специальностей, то есть наиболее пригодны к обучению и последующему успешному вы­полнению своих трудовых задач.

Значение психофизиологического отбора возросло в связи с техническими достижениями в военном деле, усложнением характера и условий профессиональной деятельности военных специалистов. Весьма сложный и ответственный характер трудовой деятельности большинства военных специалистов предъявляет повышенные требова­ния к уровню их подготовленности, которая в свою очередь зависит не только от существующей системы обучения и тренировки, но и от индивидуальных личностных качеств, профессиональных способностей обучающихся. Психофизиологический отбор является составной частью профессионального отбора, который предусматривает оценку пригодности военнослужащих по комплексу показателей.

При разработке системы психофизиологического отбора воен­но-морских специалистов необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

- обоснованность - должна быть обоснована сама необходи­мость психофизиологического отбора, т.е. отбор проводится только

для тех специальностей, для которых установлена явная зависи­мость успешности обучения и последующей профессиональной дея­тельности от уровня развития у кандидата определенных психологи­ческих и психофизиологических свойств и способностей;

- комплексность определяется многообразием целей и задач отбора, а также сложностью структуры профессиональных способнос­тей, означает всестороннее изучение и оценку профессионально важных свойств и возможностей кандидата для правильного опреде­ления его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по специальности;

- динамичность предполагает пролонгированное наблюдение за военно-морскими специалистами как в обычных условиях, так и в стрессовых ситуациях, экстремальных условиях;

- этапность отбора - выделяют социальный (образование, про­фессия, направленность первичной военно-технической подготовки), медицинский (состояние здоровья, уровень физического развития), психофизиологический этапы отбора (соответствие психофизиологи­ческих качеств требованиям профессии), а также заключительный этап (оценка эффективности отдельных этапов отбора и всех мероп­риятий в целом);

- активность - возможность выявить дополнительные резервы повышения надежности военных специалистов, например, за счет со­вершенствования системы подготовки, улучшения режима деятельнос­ти;

- группировка специальностей (дифференцированное прогнози­рование) - разрабатываются комплексы методик обследования не для каждой военной специальности, а для групп специальностей;

- практичность психофизиологического отбора означает прове-

дение таких мероприятий по прогнозированию профессиональной при­годности, которые были бы оправданы в отношении материальных, временных и финансовых затрат на их осуществление.

Практическому проведению психофизиологического отбора дол­жен предшествовать этап разработки организационно-методических рекомендаций по отбору.

Создание практических рекомендаций по психофизиологическму отбору следует строить на основе системного принципа, который предусматривает необходимость последовательного выполнения стро­го определенного комплекса мероприятий, имеющих целью в конечном итоге, обоснование методических приемов и критериев оценки физи­ологических и психических функций, профессионально важных для конкретного вида (или видов) деятельности.

Определение необходимости, целесообразности разработки сис­темы психофизиологического отбора основывается на результатах анализа успешности обучения военнослужащих и эффективности рабо­чей деятельности уже подготовленных специалистов на конкретных объектах военной техники, а также на изучении характера связи профессиональной эффективности обучения или деятельности с осо­бенностями индивидуального состояния, степени развития психофи­зиологических функций. Потребность в проведении отбора возникает в следующих случаях:

а) когда успешность подготовки специалистов в значительной степени зависит от состояния профессионально значимых психофизи­ологических функций, а недостаточное развитие этих функций у оп­ределенной группы обучающихся является причиной их слабой подго­товленности или даже отчисления из учебного заведения;

б) когда  имеется  резкая дифференциация между "хорошими" и

"плохими" специалистами по степени эффективности их профессио­нальной деятельности, а в основе этой дифференциации лежат раз­личия в состоянии, степени развития определенных психофизиологи­ческих функций у представителей указанных групп.

Наличие существенных индивидуальных различий в состоянии ряда психофизиологических функций между лицами с разным уровнем профессиональной подготовленности или профессиональной квалифи­кации свидетельствует о необходимости проведения психофизиологи­ческого отбора на данную специальность. Критерии для определения категорий "хороших" и "плохих" курсантов или специалистов уста­навливаются преподавательским и командным составом исходя из су­ществующих для каждой специальности требований и уровню эффек­тивности подготовки и деятельности.

О целесообразности проведения отбора конкретных специалис­тов могут свидетельствовать также данные о его военной или эко­номической эффективности, полученные путем экспериментальной проверки разработанной системы отбора или расчетным путем.

Показателями эффективности отбора являются: уменьшение от­сева из учебных заведений и отстранений от должности в войсках по причине профессиональной неспособности, увеличение надежности работы систем управлений, снижение аварийности военной техники, сокращение стоимости и сроков подготовки специалистов.

Важным этапом при разработке системы психофизиологического отбора является четкое определение его задач, от которых зависит и дальнейшая тактика разработки других мероприятий: обоснование профессиональных требований, подбор методических приемов изуче­ния психофизиологических функций и т.д.

Весьма ответственным этапом в разработке системы психофизи-

ологического отбора военных  специалистов  является  определение

требований к  кандидатам  на обучение конкретным специальностям,

то есть выявление профессионально значимых  психофизиологических

функций, обеспечивающих успешное освоение и реализацию отдельных

рабочих операций и всего трудового процесса в целом.

Разработка профессиональных требований должна строиться на основе всестороннего изучения особенностей деятельности.

Основным приемом изучения рабочей деятельности специалистов является метод профессиографии. Под профессиографией понимают описание профессии, которое должно отражать цели и задачи данно­го вида труда, условия, организацию, психофизиологическую харак­теристику отдельных этапов трудовой деятельности и т.д.

Для изучения особенностей трудового процесса специалистов и условий их деятельности с целью последующего определения профес­сиональных требований необходимо использовать совокупность мето­дических приемов позволяющих составить психофизиологическую ха­рактеристику объекта, орудий, условий и организации труда.

В результате профессиографического исследования разрабаты­ваются профессиональные требования к психофизиологическим функ­циям человека и обосновывается методический аппарат для их оцен­ки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос об определении методических принципов изучения про­фессиональных способностей, выбора методик изучения состояния психофизиологических качеств человека является весьма сложным.

Наибольшая трудность при решении этого вопроса заключается в том, что, пожалуй, любое качество не может быть описано ка­кой-либо одной единицей измерения, - различные уровни реализации качеств требуют как разных приемов описания, так и разных единиц измерения.

Принято различать два основных экспериментальных подхода к изучению профессиональных способностей - аналитический, который включает в себя методические приемы исследования отдельных пси­хофизиологических функций, процессов, свойств личности, и синте­тический, к которому относятся методические приемы, основанные на иммитации или моделировании отдельных трудовых действий, их совокупностей или всей деятельности в целом.

Вопрос о выборе одного из двух перечисленных методических подходов к отбору специалистов до настоящего времени не получил своего окончательного однозначного решения и вероятно, с практи­ческой точки зрения можно представить возможность какого-то со­четания этих двух подходов.

Однако ряд теоретических соображений заставляет отдать предпочтение первому методическому подходу. Любой рабочий про­цесс можно рассматривать как последовательность определенных действий, уровень выполнения которых зависит от ряда психофизио­логических качеств человека, имеющих для каждого действия, а также для одного и того же действия, но в различных видах дея­тельности, разную значимость и вес. Определив возможности чело­века в отношении этих качеств, можно установить и пригодность его не только для данной конкретной специальности, но и для всех специальностей, деятельность в которых требует такого же сочета­ния этих качеств.

Необходимо также отметить, что использование синтетических методик для прогнозирования способностей человека к деятельности в определенной рабочей ситуации вряд ли дает основание для предсказания уровня его функционирования в случае, если структу­ра системы будет частично или полностью отличаться от структуры применяемых для отбора технических средств. Необходимо отметить, что для отбора на некоторые специальности, особенно операторско­го профиля, использование синтетических методик вообще невозмож­но без предварительного обучения кандидатов выполнению даже от­дельных компонентов такого рода деятельности, что подчас лимити­руется организационными условиями набора.

Применение синтетических методик целесообразно на этапах распределения выпускников учебного заведения и решения вопроса о назначении специалистов на определенные объекты военной техники в войсках, когда обследуемые лица уже имеют определенный опыт работы по обслуживанию технических систем.

Для получения достаточно объективной и полной информации о состоянии тех или иных свойств личности или их совокупности должны использоваться адекватные изучаемым свойствам методики. При этом надо помнить, что в зависимости от характера задания, его содержания и формы предъявления могут исследоваться различ­ные проявления того или иного свойства, а также различные виды взаимосвязи данного свойства с другими (например, память в связи с особенностями восприятия, внимания, эмоциональной устойчивос­ти). Поэтому при изучении свойств личности исследователь должен располагать достаточно большим и разнообразным набором методи­ческих приемов.

К методическим приемам,  рекомендуемым для использования  в

процедуре психофизиологического отбора, предъявляется ряд требо­ваний, степень соответствия методик (отдельных их показателей) этим требованиям должна быть проверена экспериментально.

Главными из этих требований являются следующие:

а) Прогностическая (информативная) ценность методик.

Это показатель, характеризующий степень возможности методи­ки выявлять различия в состоянии изучаемой с ее помощью функций у лиц, с разным уровнем развития этой функции и, в конечном ито­ге, с разным уровнем успешности обучения или практической дея­тельности. Иными словами, величина прогностической ценности ме­тодики определяет степень возможности правильного предсказания профессиональной эффективности обследуемых лиц. Прогностичность методики измеряется коэффициентом корреляции между результатами обследования и внешними объективными критериями.

б) Надежность методики - это мера стабильности (постоянс­тва, устойчивости) результатов, полученных с помощью конкретной методики при повторных исследованиях одного и того же испытуемо­го. Высокая надежность методики позволяет использовать ее ре­зультаты как стабильные элементы для введения общей оценки. На­дежность измеряется коэффициентом корреляции между отдельными рядами результатов, полученных при обследовании группы испытуе­мых одной и той же методикой.

В качестве меры надежности могут использоваться следующие показатели: дисперсия ошибки измерения, коэффициент надежности

ыв2

(1 - ------, где в2Ы- дисперсия ошибки), коэффициент парной ран-

                                                                                     говой корреляции.

в) Дифференцированность методик. Это требование означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определен­ной функции или совокупности функций. Необходимо, чтобы корреля­ции между результатами выбранной методики и других методик, нап­равленных на оценку заведомо иных функций, была наименьшей. Для определения дифференцированности методик необходимо произвести вычисление корреляционной матрицы (определить величину интеркор­реляции методик попарно).

Для обеспечения достаточно высокой прогностической ценности и надежности методик при их разработке и подборе, а также при практическом использовании в процедуре отбора, необходимо руко­водствоваться рядом принципиальных положений, главными из кото­рых являются следующие.

Принцип научной обоснованности. Методики должны позволять исследовать и оценивать именно те качества личности, которые яв­ляются профессионально важными для того или иного вида деятель­ности и выявлены в результате ее психофизиологического анализа. Должно быть ясно, какое качество подвергается изучению и почему именно его следует оценивать.

Принцип объективности. Реализация данного принципа предус­матривает необходимость создания и поддержания в период обследо­вания стандартности: обстановки и методик обследования, инструк­ции, организационных форм эксперимента, формы регистрации, ана­лиза и интерпретации результатов исследования. Недостаточная стандартизация условий проведения исследования приводит к пони­жению надежности методик, а, следовательно, и их ценности.

Принцип практичности. Методики должны быть такими, чтобы их использование не требовало какой-либо специальной, длительной

подготовки испытуемых. Желательно, чтобы они были экономичными с

точки зрения стоимости аппаратуры, проведения исследования и об­работки его результатов, а также экономичными в отношении време­ни, отведенного на проведение исследования. Методики должны быть простыми и, по возможности, должны обеспечивать массовое обсле­дование при участии ограниченного количества обслуживающего пер­сонала.

В ВМФ для психофизиологического обследования военного спе­циалиста используются методики, которые могут быть классифициро­ваны следующим образом:

I. Методики субъективной оценки личности

- интервью (беседа, анкетирование, самонаблюдение)

- наблюдение (пассивное , активное (естественный эксперимент, ситуационный тест))

II. Методики объективной оценки личности

1. Аналитические приемы исследования

- бланковые методики (вербальные, схематические, двигательные

- аппаратурные методики для исследования отдельных психофизиологических функций

2. Синтетические приемы исследования (иммитаторы, тре­нажеры, моделирующие устройства для исследования комплекса психофизиологических функций, соответству­ющих структурным компонентам деятельности

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Эффективность применяемых психофизиологических методов про­фессионального отбора и надежность получаемых результатов во многом зависит от организации психофизиологического обследова­ния.

Основными требованиями при его проведении являются:

- профессиональная подготовленность и компетентность руко­водителя обследования и ассистентов;

- наличие специально подготовленного для проведения психо­физиологического обследования помещения;

- положительная установка обследуемых на качественное вы­полнение заданий;

- соблюдение стандартных условий проведения обследования (стандартность инструктирования, последовательности этапов обс­ледования и формы его проведения, времени выполнения заданий, стандартность помех).

Руководитель обследования и ассистенты должны быть специ­ально подготовлены, хорошо знать применяемые в ходе эксперимента психофизиологические методики, цель их применения, особенности и время их выполнения, необходимый стимульный и регистрационный материал, а при необходимости обеспечить качественную обработку полученных результатов. Весь персонал, участвующий в проведении психофизиологического обследования должен уметь своевременно оказать необходимую помощь и разъяснения в ходе выполнения зада­ний нуждающимся в этом испытуемым в рамках инструкции, не раск­рывая ответов к конкретным заданиям. Обязанности каждого лица, участвующего в обследовании должны быть строго определены. Коли­чественный состав ассистентов зависит от цели обследования, ко-

личества и сложности применяемых методик, количества обследуе­мых, способа инструктирования и других факторов. Группа обследу­емых лиц не должна быть более 25-30 человек, размещенных по од­ному человеку за столом.Как правило, достаточно руководителя и двух ассистентов.

В обязанности руководителя психофизиологического обследова­ния входит инструктирование обследуемых, подача необходимых ко­манд, фиксирование времени выполнения конкретных методик, наблю­дение за обследуемыми с соответствующими отметками в протоколе, а также контроль за соблюдением дисциплины во время всего экспе­римента.

Обязанностью ассистентов является техническое обеспечение психофизиологического обследования (подготовка рабочих мест, раздача стимульных и регистрационных бланков, карандашей, про­верка работы необходимой аппаратуры), наблюдение за обследуемыми и своевременная помощь в ходе эксперимента, дублирование хроно­метража при выполнении методик, поддержание дисциплины и поряд­ка. О результатах наблюдения и всех замечаниях ассистенты своев­ременно докладывают руководителю.

Психофизиологическое обследование может проводиться в груп­повой и индивидуальной форме. В целях профессионально психологи­ческого отбора групповая форма проведения эксперимента является основной. В ряде случаев для уточнения результатов обследования при определении группы профессионального психологического отбора может проводиться углубленное индивидуальное обследование. Наи­более оптимальной для психофизиологического обследования являет­ся группа в 25-30 человек, (организационно приравниваемая к взводу или двум классным отделениям). Однако количественный сос-

тав группы может меняться в зависимости от различных причин.

Помещение для проведения обследования должно отвечать опре­деленным гигиеническим и организационно-методическим требовани­ям:

- оно должно быть достаточно просторным (площадью не менее 50 квадратных метров и высотой не ниже 2,5 метров);

- в нем должен поддерживаться оптимальный температурный ре­жим (18-22 С);

- освещение рабочих мест должно быть равномерным в пределах 150-200 Лк при естественном или искусственном освещении, лампы дневного освещения не должны мигать, создавать блики и шумовой фон;

- должна обеспечиваться хорошая вентиляция или условия для проветривания помещения;

- помещение должно быть изолировано от посторонних шумов, не содержать приборов, предметов, являющихся источником звуковых и слуховых сигналов, которые могут отвлекать внимание обследуе­мых;

- помещение должно содержать достаточное количество розе­ток, рассчитанных на мощность не менее 5 кВт, оснащено системой заземления, защиты от перегрузок, централизованного обесточива­ния;

- пол, потолок и стены должны быть окрашены в спокойные то­на (теплые и светлые).

В помещении, предназначенном для проведения психофизиологи­ческого обследования должны быть расставлены классные столы в оптимальном соотношении: один стол для одного обследуемого. Про­ходы между рядами должны быть не менее 0,5 метров, обеспечивая

хороший доступ ассистентам к каждому обследуемому или наблюдение

за  ним.  В  том случае,  если за столом предполагается работать

двум обследуемым,  их рассаживают с торцов стола  лицом  друг  к

другу. Каждое рабочее место нумеруется.

Предварительная подготовка к проведению обследования заклю­чается в выборе комплекса необходимых методов обследования, пос­ледовательности их применения, планирование перерывов в работе. Ассистенты раскладывают карандаши и папки, содержащие стимульный материал (альбомы методик, вопросники, анкеты и т.д.) и регист­рационный материал (бланки, листы, меточные карты и т.д.) в той последовательности, в которой будут выполняться методики. В классе развешиваются нужные схемы, демонстрационные таблицы, плакаты. При необходимости устанавливается и настраивается про­екционная и звуковоспроизводящая аппаратура.

Большое влияние на результаты обследования оказывает  уста-

новка испытуемых на успешное выполнение заданий методик, положи­тельная мотивация. Как правило, при проведении психофизиологи­ческого обследования в целях профессионального отбора кандидатов для обучения в военном образовательном учреждении, обследуемые высоко мотивированы на успешное выполнение всех психофизиологи­ческих методик. Однако, при обследовании других контингентов во­еннослужащих (для прохождения военной службы по призыву или контракту), возникает задача формирования положительного отноше­ния к проводимому обследованию. Кроме того, если психофизиологи­ческое обследование продолжается в течение длительного времени (3-4 часа), наблюдается снижение мотивации, появление у обследу­емых апатии и безразличного отношения к полученным результатам, наступление сонливости при монотонной работе. В связи с этим ру-

ководитель должен правильно довести до обследуемых цель проводи­мого обследования, показать значимость его результатов для реше­ния вопроса о зачислении их в учебное учреждение, правильном вы­боре той или иной военной специальности, которая может стать оп­ределяющей всю дальнейшую жизнь человека. Руководитель обследо­вания своим уверенным и в то же время ровным и благожелательным поведением должен создать серьезную и деловую обстановку, адек­ватно реагировать на ее изменения. Необходимо построить план эксперимента таким образом, чтобы менялся характер выполнения методик, бланковые методы чередовались с опросниками и анкетами. Для избегания монотонности в деятельности должны своевременно устраиваться перерывы в работе и проводиться проветривание поме­щения.

Наиболее важным требованием при организации проведения пси­хофизиологического обследования является стандартность инструк­тирования, обстановки, последовательности и условий тестирова­ния, а также возникающих в процессе работы помех. Обследование должно проводиться в одно и то же время ( наиболее оптимальны утренние часы). Длительность психофизиологического обследования не должна превышать 4 часов. Перерывы в работе проводятся после каждого часа на 10-15 минут. Помещение в течение этого времени проветривается. Методики проводятся в одной и той же заранее запланированной последовательности.

Непосредственно перед началом обследования руководитель проводит опрос обследуемых о самочувствии и состоянии здоровья. Лица, предъявившие жалобы на состояние здоровья или недостаточ­ный отдых после наряда или работ, к обследованию не допускаются, о чем делается отметка в заранее составленном в алфавитном по-

рядке списке обследуемых. В соответствии с присвоенными порядко­выми номерами испытуемые занимают пронумерованные рабочие места в подготовленном помещении, после чего руководитель кратко и до­ходчиво объясняет цель и задачи предстоящего обследования, под­черкивает важность его результатов для обследуемых, производит общее инструктирование о порядке работы. Такая инструкция должна быть максимально стандартизирована, так как даже незначительное изменение порядка или структуры текста может повлиять на качест­во его восприятия обследуемыми. Поэтому текст вводной инструкции должен либо дословно зачитываться, либо воспроизводиться магни­тофонной записью, либо предъявляться на бланке. Каждая из форм предъявления инструкции имеет свои особенности. Так, при зачиты­вании инструкции сохраняется "живой" контакт руководителя с ау­диторией. В то же время есть вероятность повторов, уточнений, связанных с акустикой, поведением обследуемых и т.д. Магнитофон­ное воспроизведение максимально стандартизировано, однако не учитывает особенности восприятия аудитории, а также нередко под­вержено техническим помехам. Бланковое предъявление инструкции значительно индивидуализирует по времени ее восприятие. Пример­ный текст вводной инструкции следующий:

ВВОДНАЯ ИНСТРУКЦИЯ.

"Товарищи! Сегодня будет проведено психофизиологическое обследование, которое позволит оценить соответствие Ваших инди­видуальных личностных качеств требованиям военных специальнос­тей.

Для успешного выполнения заданий необходимо: 1. Внимательно

выслушивать инструкцию к каждому заданию.  Если после объяснения

у Вас возникнут вопросы, задайте их, предварительно подняв руку.

Перед выполнением задания Вы должны четко уяснить, что от Вас требуется.

2. Действовать только по инструкции: строго выполнять все команды руководителя. Если Вы преждевременно начнете работу, ли­бо будете продолжать работу с методикой после команды "Стоп!", это будет считаться недостатком Вашего внимания, собранности и снизит общую оценку.

3. Работать самостоятельно. Нельзя разговаривать и отвле­кать других от работы. Если в ходе выполнения работы возникнет вопрос - поднимите руку, к вам подойдут и помогут. Если сломает­ся карандаш - возьмите запасной и молча продолжайте работу.

4. По команде "Стоп!" необходимо подчеркнуть последнее вы­полненное задание, положить карандаш и перевернуть регистрацион­ный лист. Если Вы закончите выполнение задания ранее отведенного на это времени - поднимите руку.

Есть ли ко мне вопросы?"

Ответив на вопросы, руководитель дает разъяснения по запол­нению паспортной части регистрационных бланков или меточных карт.

Перед каждой методикой обследования зачитывается частная стандартная инструкция, разъясняющая сущность методики и порядок выполнения ее заданий. При этом могут активно использоваться де­монстрационные материалы (плакаты, таблицы, схемы, слайды).

В процессе работы руководитель своевременно подает команды, и объявляет перерывы в работе, совместно с ассистентом осущест-

вляет наблюдение за обследуемыми, проводит хронометраж, обеспе­чивает дисциплину и порядок во время всего обследования. Ре­зультаты наблюдений фиксируются в протоколе и используются в ка­честве дополнительной информации о кандидатах.

При проведении обследования в помещении не должно быть пос­торонних лиц, особенно тех из них, которые по своему положению могут повлиять на поведение и установку обследуемых. Должны быть запрещены ненужные передвижения, вход и выход из помещения во время работы с методиками. Не должно быть аппаратуры, которая своей работой может отвлекать внимание обследуемых. Постоянный негромкий звуковой фон менее значим, так как обследуемые к нему быстрее адаптируются. Если при проведении психофизиологического обследования определяется помехоустойчивость испытуемых, то вво­димые помехи должны также быть стандартными по форме, частоте, длительности предъявления и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психофизиологические качества человека являются во многом тем лимитирующим звеном в профессиональной деятельности, которое необходимо обязательно учитывать (особенно в деятельности, про­текающей в субъэктремальных или экстремальных условиях).

Оценка психофизиологических качеств человека осуществляется в процессе психофизиологического отбора, направленного на выяв­ление лиц, которые по своим психофизиологическим качествам, про­фессиональным способностям наиболее соответствуют требованиям какой-либо деятельности.

Требования деятельности к психофизиологическим качествам человека оцениваются на основании ее психофизиологического ана­лиза, составления психофизиограммы этой деятельности. После это­го подбирается соответствующий методический аппарат, позволяющий оценить анализируемые психофизиологические качества. При этом необходимо отметить, что психофизиологический отбор должен но­сить комплексный характер, быть активным, отвечать принципу диф­ференцированности, динамичен, научно обоснован, а методики долж­ны отвечать требованиям надежности, прогностичности, дифференци­руемости; они должны быть объективны и практичны. Только при соблюдении всех этих требований возможна достаточно исчерпываю­щая оценка интересующих психофизиологических качеств человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анастази А.  Психологическое тестирование. М.: Педагоги­ка, 1982. - Т. 1,2.

2. Кулагин Б.В.  и др. Психологическая оценка и прогнозиро­вание профессиональной пригодности военных специалистов. М., Во­ениздат, 1988. - 263 с.

3. Методические указания по проведению психофизиологическо­го отбора курсантов в учебные отряды подводного плавания и школы ВМФ. М., Воениздат, 1969. - 116 с.

4. Новиков В.С., Боченков А.А. Теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих. СПб, 1997. - 188 с.

5. Профессиональный отбор корабельных специалистов ВМФ по психофизиологическим и психологическим показателям. - Методичес­кие указания. - М., Воениздат, 1984. - 60 с.

6. Психофизиологический отбор военных специалистов. - Мето­дическое пособие. - М., Воениздат, 1973. - 208 с.

7. Психодиагностические методики оценки профессионально важных качеств личного состава ВМФ.- М., Воениздат, 1991.- 152 с.

 
 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2016 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на [email protected]