Психология и психотерапия -
Искусство психологического консультирования
Мэй Р.
URL
I. Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность
по отношению к людям, которая позволяет ему улавливать малейшие
проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица,
одежда, случайные движения тела. Предположительный вывод о личностной
модели следует делать только на основании совокупности всех доступных
и разнообразных факторов.
1. Манера подходить к кабинету.
Твердый размеренный шаг – мужество
Запинающаяся походка – нерешительность, робость, тайное желание
избежать встречи с консультантом.
2. Рукопожатие.
Вялое, краткое – словно говорит о том, что человек не желал этой
встречи; такой человек либо робок со всеми, либо боится именно
этой встречи.
Грубоватое, крепкое рукопожатие – желание предстать этаким потомком
мужественных первопроходцев, что само по себе может оказаться
попыткой скрыть глубокое чувство неполноценности.
Если выражает искреннее дружелюбие, – говорит о душевном здоровье
личности.
3. Одежда.
Неопрятность в одежде, неухоженные волосы, рваные шнурки ботинок
и пр. – говорит само за себя. Если это постоянное явление – отсутствие
всякого интереса к окружающим, если только на встрече с консультантом
– неуважение.
“Вылизанный до пят” – как правило, склонен придавать чрезмерное
значение мелочам и в других сферах жизни.
4. Расстояние, на котором общается клиент.
Придвигает свой стул поближе к консультанту – дружелюбие.
Если разделяет существенное пространство, – есть невидимый барьер.
Норма и признак идеального душевного здоровья – свободное движение
навстречу, распахнутое отношение к жизни, то есть состояние объективной
любви.
Кроме того, необходимо улавливать неприметные мускульные реакции
человека на изменчивый поток его мыслей. Необходимо оценивать
позы: клиент может нервничать – закидывает ногу на ногу, напряженно
сжимает руки, держится скованно. В чтении характера большое значение
имеет мимика (у вечно улыбающегося человека оптимизм наигранный,
а тот, кто всегда демонстрирует безукоризненную выдержку, лишь
прикрывает глубокую обеспокоенность своими проблемами). Чаще всего
углы рта у невротиков опущены вниз, что удлиняет лицо, придавая
выражение пессимизма; обычно такой человек медлителен в движениях,
склонен к критическим и саркастическим замечаниям, весьма нерешителен.
Взгляд напряженный, глаза широко открыты.
1. Интонация голоса.
Отчетливый, ясный – искренность, твердость, мужественность.
“Проникает в душу” – интерес к людям.
Если человек мямлит, говорит неразборчиво – нет желания идти на
контакт.
Говорит медленно и контролирует себя – определенное психологическое
напряжение.
Усиленно возражает консультанту – не очень уверен в том, что сам
говорит.
Следует обратить внимание на различные оговорки и забывчивости,
– рассматриваются с позиции психоанализа.
1. В понимании личностной модели индивидуума важную роль играет
его положение в семье.
Старший ребенок в семье – развито чувство ответственности.
Второй ребенок в семье – глубоко скрыты в подсознании все моменты,
связанные соперничеством, непомерное честолюбие, привычка добиваться
своего “с боем”.
Младший ребенок – доброжелательное отношение к миру, ожидание
любви, возможно – амбициозность и желание превзойти всех.
Единственный ребенок – возможность избалованности, требовательность,
иждивенческое отношение.
II. Исповедь и толкование. Отмечается характер речи пациента,
логика изложения проблемы, основные фразы, преобладающие над остальными.
После основной части исповеди перед консультантом стоит задача
получения необходимой информации от самого клиента. В ходе этого
устанавливается мнение о личности пациента, о действительном запросе,
складывается теория о возможных путях решения проблемы. На стадии
исповеди слово принадлежит клиенту, сама по себе исповедь содержит
элемент катарсиса, во время исповеди консультант подводит клиента
к главной проблеме. Во время исповеди консультант не должен проявлять
никаких признаков удивления или возмущения. Толкование – совместная
работа консультанта и клиента. Консультант должен обладать способностью
читать значение реакции клиента на его предположение. Задачи консультанта
в процессе консультирования – объективно выслушать рассказ, помочь
пациенту разобраться в формирующих факторах его личности, которые
породили обсуждаемую проблему.
III. Трансформация личности – завершение и цель процесса консультирования.
На предыдущей стадии выясняется, что именно было неправильного
в распределении напряжений в личностной модели. Необходимо, насколько
возможно, корригировать эти ложные жизненные установки и привести
в норму личностные напряжения. Консультирование не предполагает
раздачу советов. В отдельных случаях предпочтительнее изложить
клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от его
проблемы. В других случаях следует прибегать к внушению – оно
начинает взаимодействовать с уже оформившейся в подсознании тенденцией,
и, в конечном итоге, подводит клиента к решению. Следующий фактор
– утилизация переживаний клиента; консультант должен стремиться
не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить
их в конструктивное русло. В редких случаях можно прибегнуть к
усилению переживаний. Необходимо установить связь между переживаниями
и невротическими сторонами личностной модели клиента.