Психология и психотерапия -
Проституция и ее последствия
Збигнев Лев-Старович
URL
Проституцию справедливо нарекли "древнейшей профессией мира",
поскольку мы встречаемся с нею в самых стародавних культурах и
на всех континентах. Ее примеры мы находим во многих святых книгах
разных религий. В библейской "книге Бытия" (глава 38)
читаем: "И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому
что она закрыла лицо свое... Он поворотил к ней и сказал: Войду
я к тебе... Она сказала: Что ты дашь мне, если войдешь ко мне?
Он сказал: Я пришлю тебе козленка из стада моего. Она сказала:
Дашь ли ты мне залог, пока пришлешь? Он сказал, Какой дать тебе
залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою,
которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней..." Как следует
из этого текста, проститутки были легко распознаваемы и ценили
свое ремесло. Hыне дело с первым обстоит сложнее, а второе совершенно
не изменилось. Прослеживая историю различных культур, мы сталкиваемся
с общераспространенностью явления проституции. Ее отношения с
нравственностью и законодательством выглядели по-разному: сакральная
проституция (финикийцы, народы Древнего Ближнего Востока), гостеприимная
(в Эфиопии), пользующаяся покровительством государства (Рим, Греция).
В Европе она известна издревле, сопутствуя также развитию христианства,
причем новая религия терпела ее как "неизбежное зло".
Она была подвержена капризам властителей, приливам и отливам строгости
и либерализма. Антонио Перриа пишет, что в 15 веке в Италии Галеаццо
Сфорца, охваченный морализаторской манией, начал борьбу со всеобъемлющей
тогда проституцией. Он приказал представительницам "древнейшей
профессии" носить белые бумазейные мантильи, запретил заниматься
развратом в зданиях бывших монастырей и домах, соседствующих с
церквями; согласно его распоряжению окна публичных домов не должны
были выходить на улицу. Подобные же указы появились и в других
итальянских мини-государствах. Однако уже 100 лет спустя Венецианская
республика приняла законы, поощряющие проституцию, чтобы с ее
помощью побороть ширящуюся содомию; "Женщины, занимающиеся
развратом, могут оголять на улице груди для привлечения праздношатающихся
прохожих". В Венеции же был издан каталог куртизанок с указанием
их тарифов. Виды оказываемых услуг также разнились в зависимости
от традиций и степени строгости сексуальной морали.
В культурах Дальнего Востока, ценящих богатые и утонченные стимулы
половой жизни, проститутки были искусницами в своем ремесле и
могли удовлетворить самого прихотливого клиента. В культурах с
примитивными формами ars amandi ограничивались простой разрядкой
полового напряжения, при этом все совершалось быстро и без затей.
Более требовательной клиентуре публичные дома предоставляли изысканные
напитки и яства, музыку, танцы, роскошные будуары и проституток
разного возраста, масти, телосложения, практикующих всевозможные
девиации и т.п. Столь же богатый диапазон услуг предлагается в
наши дни в странах Запада: проституция гомосексуальная, транссексуальная,
гетеросексуальная, педофильная. Есть публичные дома, объявления
в прессе, телефонные вызовы. Услуги подобного рода могут быть
оказаны в автомобиле и даже в самолете, причем делятся они на
постоянные, сезонные, разовые - одним словом, все, чего пожелаете.
Остается только удивляться фантазии клиентов и выдумке тех, кто
ее воплощает в жизнь.
Литература, посвященная проституции, достаточно богата. Имеются
многочисленные публикации, авторы которых изучали индивидуальность
проституток, их половую жизнь и дальнейшую судьбу. Исследователи,
анализировавшие причины выбора такого образа жизни, указывают,
что одна из них кроется в семье, где росла будущая профессиональная
развратница. Конфликтные, несчастливые браки были уделом родителей
многих проституток. Их матерям, как правило, присущи либо мазохистские
наклонности, либо чрезмерная заботливость, а отцам - грубость
и вспыльчивость. Многие из этих женщин питают ненависть к своим
отцам. Установлено, что порой определяющую роль в судьбе играют
окружение (например, восхваляющее легкий и приятный секс) и воспитание
в среде людей, относящихся к отбросам общества. Встречаются также
мотивы травматического характера: потребность мстить мужчинам
может быть реакцией на предательство любимого человека. Большое
значение имеют чисто материальные соображения. Многие из наших
женщин, странствуя по свету с разными экскурсиями, таким способом
зарабатывают себе на наряды и поддержание привычного уровня жизни.
Причиной, толкающей к занятиям проституцией, бывает также отсутствие
средств к существованию, угроза жизни или принуждение. Многие
исследователи подчеркивают важность психического и сексуального
предрасположения для генезиса проституции: ранняя сексуальная
инициация (в возрасте до 14 лет), промискуитет, чрезмерный половой
темперамент, мазохистские тенденции, подсознательное желание мстить
мужчинам. У проституток часто встречаются явные или скрытые гомосексуальные
черты. Отмечается и своеобразный аналог мужскому комплексу доктора
Джекила и мистера Хайда, т.е.сосуществование в одной женщине как
бы двух натур - добродетельной и развратной. Подтверждением этого
может служить хотя бы анализ снов и сексуальных фантазий некоторых
женщин, являющихся хорошими женами и образцовыми матерями: нередко
они видят во сне или мечтают о том, как отдаются мужчинам за деньги.
Часть из них в конце концов решается на реализацию своих потаенных
фантазий, причем проделывают они все это так, что их мужья ни
о чем даже не догадываются.
В Польше проституция носит достаточно разнообразный характер:
гетеросексуальный, гомосексуальный, бисексуальный, профессиональный,
"телефонный", "кустарный", эпизодический (например,
лишь во время зарубежных туристических поездок).
Часто можно столкнуться с мнением, что проститутки, оставившие
свое ремесло, могут стать хорошими и верными женами, нежными матерями.
Хотя такие факты и встречаются, следует сказать со всей определенностью,
что в большинстве случае это совсем не так. Возникшие в ходе предыдущей
жизни стереотипы, а также упоминавшаяся выше предрасположенность
обусловливают неискоренимую склонность к продолжению занятий (пусть
и нерегулярных) проституцией и к промискуитету.
Представляют интерес результаты американских исследований, посвященных
вероисповеданию проституток: 41% профессионалок назвали себя католиками,
39 - протестантками, 12- иудаистками, 7 - принадлежали к другим
конфесиям, причем большинство из них относили себя к практикующим
верующим. Распознание проституции не всегда является легкой задачей.
ведь определение ее как предоставление собственного тела большому
числу лиц с целью заработка относится лишь к профессиональному
разврату, легальному во многих странах. Существуют, однако, полусвет,
эпизодическая (туристская) проституция, супружеская проституция
(половой контакт с мужем только за подарки или деньги), институт
находящихся на содержании мужчин и женщин-содержанок.
Изучение сексуальных реакций проституток в ходе обслуживания клиента
показывает, что у многих из них наблюдается половое возбуждение,
кое у кого даже заканчивающееся оргазмом. Часть проституток не
испытывает никакого удовольствия во время полового акта с клиентом,
хотя у них и имеет место ускоренное выделение lubricatio, подготавливающее
влагалище к совокуплению (этот феномен - следствие соответствующей
профессиональной тренировки); у других близость с клиентом становится
возможной лишь при условии применения мазей и кремов. Это в особенности
относится к проституткам с гомосексуальными чертами, холодным
в половом плане. У немногочисленных профессионалок наблюдается
даже сексуальная аверсия к мужчинам, умело маскируемая во время
занятий их ремеслом.
Предметом исследований не раз становилась и клиентура проституток.
В Италии был даже опубликован список специальностей, представители
которых чаще всего посащали публичные дома. В нем явно доминировали
уважаемые профессии, пользующиеся высоким престижем в обществе.
Хотя, разумеется, все зависит от города, района, страны. Одна
клиентура - в центре Рима, другая - в портовом городе. Из этих
исследований видно, что мужчины, прибегающие к услугам проституток,
делятся на определенные категории: стремящиеся к разрядке сексуального
напряжения, возникшего в результате продолжительного полового
воздержания; реализующие свои девиационные или изощренные потребности;
желающие приобрести опыт в применении различных видов сексуальной
техники; начинающие половую жизнь молодые люди, которых устраивает
"беспроблемный" секс, не требующий обязательного удовлетворения
женщины, и, наконец, жаждущие отомстить холодно относящейся к
ним сексуальной партнерше.
Существует также определенная форма гомосексуальной проституции,
привлекающая к себе внимание широкой публики: речь идет о молодых
мужчинах, занимающихся развратом с ужчинами, но одновременно поддерживающих
удачные (по любви) связи с женщинами. Оказывается, у части из
них отмечаются черты бисексуализма, а у других - нарциссизма.
Бывает, что потребность в легком заработке склоняет некоторых
из них к гомосексуальной проституции. Правда, они ограничиваются
более приемлемыми ее формами: позволяют клиенту ласкать себя орально
или мастурбировать, причем этим процедурам нередко сопутствует
психическое "отключение" от реальности с заменой в воображении
партнера-мужчины женщиной. Если классическую и гомосексуальную
проституцию во многих странах терпят или даже признают, то проявления
педофильной проституции вызывают неприятие и противодействие.
Однако жажда наживы у организаторов этой формы профессионального
разврата так велика, что они умудряются самыми хитроумными способами
обходить все запреты и тайно продолжать свое гнусное занятие.
Другой проблемой является проституция мужчин для клиенток-женщин.
Hа первый взгляд представляется невозможным, чтобы мужчина был
в состоянии ответить на вожделение женщины, которая не вызывает
у него никаких чувств. Hо оказывается, возможно и такое. Одним
помогает воображение, другим обстановка, сопутствующая проституционному
акту (алкоголь, притушенный свет, просмотр соответствующих фильмов
и т.п.). В ряде случаев эрекции добиваются с помощью фармакологических
препаратов, т.е.с помощью приема возбуждающих средств. Реже всего
встречается умение вызывать эрекцию "по заказу", достигающееся
длительной и упорной тренировкой.
Проституция - явление всемирного масштаба. Все формы борьбы с
ней - юридические, репрессивные - оказались неэффективными. Они
лишь частично ограничивали поле ее деятельности или загоняли ее
в подполье. Лучше всег обыло бы предупреждать занятие этим ремеслом,
но сделать это крайне трудно. Правда, в наши дни панический страх
перед СПТДом резко сузил масштабы проституции, в некоторых странах
до 50%. Hо трудно предположить, что этой болезни удастся сдерживать
проституцию в течение длительного времени. Весьма противоречивые
отзывы вызвало в недалеком прошлом обнародование факта обращения
к услугам проституток в терапевтических целях (для лечения пациентов,
страдающих половыми расстройствами). Выяснилось, что (абстрагируясь
от этической стороны подобной формы терапии) результаты ее тоже
бывали разными.
В некоторых случаях соответственно проинструктированной врачом
проститутке удавалось весьма эффективно избавить мужчину от импотенции,
в других же случаях у пациентов возникали стереотипы, позволявшие
им в дальнейшем поддерживать сексуальные контакты только с продажными
женщинами (такое явление особенно часто наблюдалось у молодых
мужчин, начинающих половую жизнь). Общественное мнение во многих
странах вынудило врачей отказаться от такого метода лечения сексуальных
нарушений, но кое-где его продолжают практиковать, стараясь избежать
огласки.
Проституция противоречит личностному значению сексуальных связей.
Она низводит "партнеров" до роли предметов, способствует
закреплению отрицательных оценок и отношения к другому полу, налагая
негативный отпечаток как на оказывающих услуги такого рода, так
и на пользующихся ими (клиентов, клиенток). При этом недоверие
и холодность к другому полу нередко передаются собственным детям.
Именно отсюда беерт начало "наследственность" в занятиях
профессиональным развратом, когда одновременно торгуют собой несколько
поколений одной и той же семьи. Защитники проституции часто забывают
о подобных последствиях, способных проявляться в далеком будущем.