Ваш регион

Москва

&nbps;
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 

Медицина

    В эпоху феодализма были внесены существенные изменения в систему подготовки врачей и организации медицинской помощи. Наряду с монастырскими широкое распространение получили ремесленные, цеховые школы; подготовкой врачей занимались и университеты, к концу 16 в. вытеснившие ремесленную форму подготовки врачей. В городах Востока и Европы был установлен определенный порядок получения права на врачебную практику, имелись городские врачи, на которых возлагался контроль за деятельностью практических врачей, акушерок и аптекарей. Однако это не мешало широко и официально заниматься врачеванием астрологам и прорицателям, число которых и в странах Востока, и в Европе было достаточно внушительным. В эпоху феодализма окончательно сложилась больничная форма медицинской помощи. Первые больницы появились в 4 в. в Византии и Армении, затем больничное дело получило развитие в странах Арабского халифата и в Европе. В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека. В 11 в. аптеки появились в городах Испании, а затем и других странах Западной Европы.

    В эпоху феодализма завершилось развитие идей М. древних цивилизаций, прежде всего греко-эллинистической М. Европейское Возрождение ознаменовало появление новых теоретических и клинических представлений, освобождающихся от пут религиозно-догматических наслоений. Центр научной М. переместился в Европу, где на основе формирующегося более рационального и передового мировоззрения начала создаваться научная медицина.

    Медицина Византии. После падения Западной Римской империи единственным наследником античной культуры стала Византия, в состав которой входили центры традиционной древней и эллинистической культуры (Египет, Месопотамия, Греция, Малая Азия).

    Отличительной чертой становления феодализма в Византии в 4—7 вв. было спонтанное развитие феодальных отношений внутри разлагающегося рабовладельческого общества в условиях сохранения централизованной военно-бюрократической монархии, элементов рабовладения и значительной роли городов в политической, экономической и культурной жизни государства. С 4 в. господствующей религией стало христианство. В 4—7 вв. сформировалась христианская догматика, сложилась церковная иерархия. С конца 4 в. стали возникать монастыри, одной из функций которых была благотворительная деятельность, в т.ч. лечение больных и призрение стариков и увечных. Церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земельными владениями.

    Византийская культура сложилась на основе христианского мировоззрения под влиянием греческих, римских и эллинистических традиций, В период становления христианского богословия (4 в. — первая половина 7 в.) культура Византии еще носила преимущественно городской характер, достижения античной научной мысли играли ведущую роль в духовной жизни общества (так называемый протовизантийский период). Для этого периода характерно сопротивление наиболее образованных кругов византийского общества официальной христианской догматике, принимавшее форму еретических течений. Так, известно, что хотя христианство было объявлено государственной религией в конце 4 в., первым греческим ученым, признавшим официальную христианскую догматику, был Филопон (530), а первым врачом — Аэций Амидийский (около 540). Наиболее крупными еретическими течениями являлись арианство (4 в.) и несторианство (5 в.), для которых характерны попытки в рамках христианского учения сохранить отдельные рациональные начала античных естественнонаучных представлений и устранить из официальной догматики некоторые мистические толкования. Оба течения были осуждены церковными соборами. Несториане бежали в Иран, где приняли участие в создании известного научного центра — Гундишапурской академии. Арианство и несторианство во многом способствовали сохранению и развитию рациональных начал античной медицины, особенно в Иране и Средней Азии, оказали влияние на распространение античного (греко-римского) наследия в странах Арабского халифата, на формирование религиозно-философских течений, противостоявших официальной догматике ислама. Не позднее середины 7 в. византийская культура приобрела черты феодальной культуры. Компилятивность и традиционность постепенно стали основными формами познания. Получили распространение мистические и астральные представления, в частности в медицине усилился интерес к астрологическим и гадательным приемам определения прогноза болезней, мистическим ритуалам, сопровождавшим лечение, к амулетам и заговорам. Опираясь на божественную абсолютную истину. византийцы четко разделяли все явления на благие и дурные, давая всему существующему, в т.ч. результатам научного творчества, прежде всего этическую оценку. Это обусловило нетерпимость ко всякому инакомыслию, которое трактовалось как «уклонение от благого пути».

    Рассматривая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы долгое время сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Лишь с 11 в. они начали использовать опыт арабской М., позднее возник интерес к арабской и иранской математике и астрономии, к латинской схоластике.

    Просвещение в Византии находилось на более высоком уровне, чем в Европе. Чтению и письму обучали в частных грамматических школах. В программу среднего образования («энциклиос педиа») входили орфография, грамматика, принципы стихосложения, ораторское искусство и философия. Последняя подразделялась на теоретическую, включавшую богословие, математику и «физиологию» (учение об окружающей природе с элементами теоретической и практической М.), и «практическую» (этика, политика и экономика).

    В 4 в. — первой половине 6 в. продолжали существовать высшие школы в Афинах, Александрии, Бейруте, Газе и Кесарии Палестинской, где в числе других дисциплин преподавалась и медицина. В 425 г. высшая школа открылась в Константинополе. Элементы естествознания в этой школе читались в курсе философии. Профессора школы относились к государственным служащим. В 529 г. Юстиниан I закрыл провинциальные высшие школы как рассадник язычества и ереси. Оставшаяся единственной Константинопольская школа просуществовала до 726 г., когда, согласно бытующей легенде, по приказу императора Льва III здание школы было сожжено вместе с ее учителями и книгами.

    Подготовка врачей проводилась в школах при монастырских и гражданских больницах, которые существовали в Византии уже в 4 в. и в которых обычно работали опытные и образованные врачи. К обучению в медицинских школах допускались лишь лица, прошедшие полный курс «энциклиос педиа». Учебный процесс находился под контролем церковных и светских властей. При обучении исходили из анатомо-физиологических и общепатологических представлений Галена; для преподавания практической М. широко использовались труды Гиппократа, античных и особенно византийских врачей-энциклопедистов. Учащиеся школ под руководством наставников участвовали в осмотрах больных и их лечении. Вопрос о предоставлении выпускнику школы права на врачебную практику решался индивидуально церковными и светскими властями той территории, где он собирался практиковать. Причем за властями оставалось право подвергнуть претендента на врачебную должность экзамену, который принимала специально назначенная коллегия врачей. В середине 11 в. в Константинополе открылась высшая школа с юридическим и философским факультетами. В начале 12 в. на философском факультете наряду со «светскими» науками в качестве смежного предмета преподавалась М. Несколько позднее в этой школе был организован медицинский факультет. Наличие медицинского факультета в высшей школе, где преподавание медицинских дисциплин в известной степени увязывалось с преподаванием других наук, было, несомненно, шагом вперед в медицинском образовании. Однако, по имеющимся сведениям, осмотры и демонстрации больных на медицинском факультете не практиковались, т.е. преподавание практической М. было поставлено хуже, чем в школах при больницах. В 1204 г. Константинопольская высшая школа прекратила свое существование. Ее философский факультет слился с основанной в конце 11 в. Патриаршей школой, а медицинский факультет — со школой при церкви св. Апостола в Константинополе.

    Наследие византийской М. изучено недостаточно полно. До сравнительно недавнего времени сохранение, развитие и передачу традиций античной М. связывали главным образом с трудами арабских врачей. Лишь в последние десятилетия установлено, что в систематизации и распространении античного наследия важнейшая роль принадлежала и византийской культуре. Крупнейшие центры эллинистической культуры (Египет, Малая Азия, Сирия и др.) до завоевания их арабами входили в состав Византийской империи. Первичная систематизация античного наследия, в т.ч. наследия позднеантичных врачей, была осуществлена в Византии в период, непосредственно предшествовавший арабским завоеваниям. Более того, византийские ученые, несомненно, способствовали распространению традиций античной М. на Востоке. В частности, несториане из Эбессы и неоплатоники из Афин были создателями Гундишапурской школы (академии). Воспринятый у древних греков и римлян опыт создания стационаров с медицинскими школами при них получил развитие в Византии уже в 4—5 вв. Итак, имеются достаточные основания считать, что через посредство народов, населявших Византию, народы Ирана, Средней Азии, а в дальнейшем и арабы восприняли наследие позднеантичной М. в первично систематизированной форме. Византийцы, по-видимому, заложили основы больничного дела.

    Энциклопедические медицинские труды византийских врачей 4—7 вв. принципиально отличались от обобщающих трудов римских энциклопедистов. Это были уже не сборники мнений различных авторов, не компиляции в полном смысле этого слова, а систематизированные обзоры медицинских знаний, составленные на основе единых анатомо-физиологических и общепатологических концепций и включающие большой объем сведений и рекомендаций практического характера, почерпнутых и из собственных наблюдений авторов. Византийские врачи-энциклопедисты первыми осуществили ревизию античной М. с позиций анатомо-физиологических и общепатологических представлений Галена. По-видимому, именно в ранневизантийской М. следует искать истоки галенизма. Первый византийский врач-энциклопедист Орибазий (325 или 326—402 или 403), составлявший по поручению императора Юлиана обзор медицинских знаний эпохи, первоначально включил в него лишь конспекты произведений Галена и только по настоянию императора дополнил свой «Синопсис» сведениями, почерпнутыми из трудов других выдающихся античных врачей, и комментариями, содержащими собственные наблюдения. Авторитет Галена был для византийских врачей непререкаемым еще до того, как христианская церковь и ислам канонизировали его учение. Византийская церковь, активно занимавшаяся благотворительной, в т.ч. медико-санитарной, деятельностью и стремившаяся приспособить античное наследие к христианской догматике, восприняла Галена уже «в обработке» византийских энциклопедистов, которые с позиций собственных воззрений схематизировали его учение. Однако подкупающие стройность и логичность, которые придали византийские врачи наследию Галена, были достигнуты за счет известного искажения целого ряда положений его учения. Искажение наследия Галена допускали и некоторые арабские ученые, воспринявшие его труды главным образом в несторианской интерпретации и так же, как византийцы, считавшие его авторитет непререкаемым. Христианская церковь окончательно фальсифицировала наследие Галена.

    При изложении практических медицинских знаний и даже отдельных анатомических деталей византийские врачи существенно дополнили труды позднеантичных врачей. Например, в «Синопсисе» Орибазия содержится первое упоминание о слюнных железах, описан связочный аппарат матки, высказаны оригинальные представления о механизме зачатия. Аэций Амвдийский (6 в.) — автор капитального труда «Шестнадцать книг о медицине» — подробно останавливается на вопросах локализации поражений головного мозга при некоторых нервных и психических заболеваниях. Аэций считал, что при бредовых расстройствах поражаются не только оболочки (как это считали многие античные врачи), но и вещество головного мозга. Труд Аэция содержит описание рациональных приемов и рекомендаций, главным образом из области акушерства, оперативной гинекологии и хирургии.

    Большой популярностью в Византии и за ее пределами пользовались труды Александра Траллесского (525—605) и Павла Эгинского (625—690), оказавшие определяющее влияние на развитие хирургии, особенно военной, и служившие руководством по хирургии вплоть до 15—16 вв., а также комментарии к Галену и Гиппократу, составленные в 7 в. Иоанном и Стефаном Александрийскими.

    Описания случаев эпидемий, часто возникавших в Византии, клинической картины эпидемических болезней и применявшихся противоэпидемических мер содержатся в трудах некоторых византийских историков. Так, в «Церковной истории» Эвгария (6 в.) имеется подробное описание «чумы Юстиниана» (пандемия чумы, охватившая территорию Византии, Закавказья, Южной и Центральной Европы); Григорий Турский (6 в.) описал эпидемию чумы в Галлии. Подробное описание клинической картины бубонной чумы составил Прокопий Кесарийский (6 в.). более известный как церковный писатель, а не как врач.

    Среди медицинских трудов последующего времени вплоть до конца 11 — начала 12 в. ведущее место занимают «Физиологи» и «Шестодневы», где анатомо-физиологические сведения в духе Галена и рациональные диагностические, лечебные и гигиенические рекомендации переплетаются с морализацией и фантастическими рассуждениями. Лев Философ (9 в.) — врач, астролог и поэт — уделял много внимания «историям» астральных предсказаний предрасположенности к болезням и их исхода. В 10—11 вв. медицинские сведения стали включать в обобщающие труды по богословию. В трудах Михаила Пселла (1018 — около 1078 или 1096) и его преемника Иоанна Итала (вторая половина 11 в.) — крупнейших византийских богословов, оказавших непосредственное влияние на формирование схоластического направления, излагаются анатомо-физиологические представления Галена в той форме, в которой они были распространены в средневековой Европе.

    Труды врачей конца 11 — 14 вв. свидетельствуют о живом интересе византийцев к достижениям арабской М. С учетом опыта арабских и среднеазиатских врачей написана книга Симеона Сифа (11 в.) о свойствах пищи. В ней содержатся рекомендации по рациональному питанию детей, беременных женщин, стариков, больных различными заболеваниями, а также по правилам хранения и кулинарной обработки различных пищевых продуктов. Книгой Николая Мирепса (13 в.) по лекарствоведению в Западной Европе пользовались как учебным пособием даже в 17 в. Последним крупным византийским врачом считают Иоанна Актуария (13 в.). В его работах не содержалось ничего принципиально нового по сравнению с трудами других византийских врачей и «Каноном врачебной науки» Ибн Сины, которым он, несомненно, пользовался, однако больший интерес представляет описание диагностической оценки исследования мочи и процедуры его проведения.

    Важное мести в византийской М. занимало медико-санитарное дело. Непрекращающиеся эпидемии заставили византийское правительство сохранить существовавшие со времен Римской империи должности городских врачей для бедных. И хотя некоторые из них стремились в основном сниматься частной практикой, обслуживая состоятельных пациентов из числа обеспеченных ремесленников и торговцев, закон обязывал их бесплатно лечить городскую бедноту. Большую роль в организации медицинской помощи, прежде всего сельскому населению, играла церковь. Сооружались и гражданские больницы, финансировавшиеся также главным образом церковными властями. Эти больницы возникли на базе ксенодохий — постоялых дворов Востока, где первоначально были организованы отдельные помещения для заболевших в пути. Наиболее крупные больницы насчитывали по несколько сотен коек, в них имелись профилированные отделения (хирургические, женские и т.п.). В византийских больницах практиковали опытные врачи, существовал больничный устав, который с незначительными изменениями был принят в последующем и древнерусскими монастырскими больницами. При больницах имелись аптеки, открывались медицинские школы. Византийские больницы послужили прототипом для создания подобных учреждений в странах Востока и Западной Европы. Другой формой развития больничного дела была организация изоляторов для больных инфекционными болезнями, из которых в дальнейшем после создания монашеского ордена св. Лазаря возникли убежища для призрения прокаженных — лазареты. Позже часть лазаретов была преобразована в больницы, часть — в богадельни.

    Византийская М., как и другие разделы византийской культуры, сыграла выдающуюся роль в передаче античного наследия в страны Востока и Европы, особенно большое влияние она оказала на развитие М. славянских народов, Армении и Грузии.

    Медицина в арабских халифатах. Страны арабских халифатов были образованы в результате арабских завоеваний 7—8 вв. н.э., приведших к созданию единого арабского государства, просуществовавшего одно столетие и распавшегося на множество небольших государств, в которых сохранились единая религия и один язык. В халифаты входили многие части Византийской империи либо страны и территории, тесно связанные с нею экономически (Сирия, Персия, Египет, Малая Азия, Северная Африка, Пиринейский полуостров и т.д.).

    Острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений и соответствующих им форм морально-этических и религиозных представлений, а также интенсификация процессов образования классов и формирования единой арабской народности обусловили необходимость создания единой идеологии. На этом общественно-политическом фоне возникла новая религия — ислам. Усвоив многие черты догматики, этики, обрядности и мифологии христианства, иудаизма, зороастризма и других ближне- и средневосточных религиозно-философских и политических течений, ислам с самого начала своего существования трансформировал их применительно к идее единства морали и права, религиозных и общественно-политических норм. Такое соединение религиозной и светской сфер при господстве религиозного фактора сделало ислам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на гегемонию во всех областях духовной и политической жизни общества и каждого человека в отдельности. Именно на этой основе произошло объединение арабских племен в единое централизованное государство, простиравшееся от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Центральной Африки.

 
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 
 
 

Комментарии

Проездом из Венеции  2017.08.26 10:42

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.
Дай Бог Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.

????  2017.07.26 17:43

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.

Аврора  2017.01.10 07:23

Эта информация подойдет для тех, кому нужно в медицинском ВУЗе экзамены сдавать! :)

савиных м.и., новокузнецк  2007.11.04 06:08

мне, геологу, было очень полезно прочесть статью.Я два десятка лет занимаюсь мумие: создал ВФС 42-3084-98, БАД Браг-Жун, защитил канд.дисс. по рудам мумие Горного Алтая, провел типизацию руд и месторождений, занят докторской. мои работы можно обнаружить по запросу "мумие+савиных". Связаться со мной:[email protected]

Смотреть все комментарии - 4

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2020 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на [email protected]