Ваш регион

Москва

&nbps;
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 

Медицина

    Бурные споры эпохи мало коснулись клинической М. В течение всего 16 в. галено-арабское влияние на нее оставалось преобладающим. В наиболее «радикальных» трактатах по внутренней М. классическая галеновская традиция излагалась наряду с химическими концепциями Парацельса, к которым ведущие клиницисты 16 в. относились с большой осторожностью, если не с предубеждением. Вместе с тем появлялись и новые веяния.

    Наблюдение у постели больного, сбор и систематизация симптомов, поиски «природы болезней» постепенно заменяли прежнее толкование заученных текстов древних медицинских авторитетов. Положительное влияние на возникновение и развитие нового клинического метода оказали, с одной стороны, наследие Гиппократа и следовавших ему античных врачей, с другой — средневековых врачей Востока (Ибн Аббаса, Ибн Сины и их последователей). В этом отношении важное значение для развития клинической М. имели новые правильные переводы трудов Гиппократа, Галена, византийских врачей и их сравнительно широкое распространение благодаря книгопечатанию. В 1456 г. вышла в свет первая печатная медицинская книга «Календарь кровопусканий и слабительных», в 1473 г. — первый медицинский словарь, в 1473 г. изданы труды А. Цельса, в 1473 г. — «Канон врачебной науки» Ибн Сины, в 1486 г. — труды Рази, в 1525 г. — первый латинский перевод Гиппократа и т.д. Представителем нового клинического метода в Падуанском университете был Дж. Монтано. Преподавание он вел в больнице. «Учить можно не иначе, как посещая больших,... источник медицинской науки — только у постели больного», — гласили основные его положения. Многочисленные ученики и последователи Дж. Монтано распространяли его клинические метолы в других странах Европы.

    В то же время многие крупные медицинские центры продолжали придерживаться (с небольшими изменениями) общего направления средневековой схоластической М. Таким хранителем традиционной схоластической М. был, в первую очередь, Парижский университет — Сорбонна. Но и здесь имелись представители передовой науки, выдерживавшие нелегкую борьбу с реакционным большинством; среди них был Ж. Фернель, оставивший труды по клинике внутренних болезней и сифилидологии; им введены термины «физиология» и «патология» в значениях, близких к современным.

    Опустошительные эпидемии инфекционных болезней в 15—16 вв., как и в средние века, продолжали оставаться бичом населения Европы. Поэтому естественно преобладание в медицинской литературе описаний заразных болезней и мер борьбы с ними (эпидемиография). Большую роль в выяснении природы заразных болезней и их систематизации сыграл труд профессора из Падуи Дж. Фракасторо «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546). Он же описал сифилис в поэме «О сифилисе, или галльской болезни» (1530). Главной заслугой Дж. Фракасторо помимо детального описания заразных болезней (сифилиса, сыпного тифа, туберкулеза, малярии, кори и др.) являются систематизация путей передачи инфекции (при непосредственном контакте, через окружающие предметы и на расстоянии) и предположение о «специфических семенах» (возбудителях) различных болезней. Дж. Фракасторо не порвал окончательно с прежними представлениями о непосредственном возникновении заразы в воздухе при особой «конституции» последнего и с другими пережитками средневековой М. Но в то же время ею учение содержало догадки о сущности инфекции и механизмах ее передачи, способствовало последующему развитию научной эпидемиологии. Из врачей, описывавших заразные болезни после Дж. Фракасторо, виднейшее моего занимает Дж. Меркуриали (1530—1606), преподававший в Падуе и оставивший крупные труды о чуме и детских болезнях.

    Эпидемическая вспышка сифилиса на рубеже 15—16 вв. и последующее его распространение в чрезвычайно тяжелой форме по всему миру стояли в центре внимания всех медиков того времени. Клинике и, выражаясь современным языком, эпидемиологии сифилиса, а также мерам борьбы с ним в 16 в. была посвящена обширная литература (так называемая сифилография).

    В связи с ростом и развитием мануфактурного производства начал появляться интерес к изучению условий труда и особенностей патологии рабочих, занятых и различных отраслях производства. Одной из первых медицинских работ этого направления была небольшая книга У. Элленбога «О ядовитых и вредных испарениях и дымах металлов» (написана в 1437 г., напечатана в 1524 г.), в которой описывались профессиональные вредности золотильщиков и рабочих некоторых других профессий, занятых обработкой металлов. Много внимания изучению производственных вредностей уделял Парацельс. В его книгах о болезнях рудокопов (1532) и литейщиков (1534) дана подробная симптоматика острых и хронических отравлений серой, свинцом, ртутью, сурьмой. В работах Г. Агриколы (1494—1555) кроме описаний профессиональных болезней рабочих некоторых отраслей горнорудного и металлургического производства и средств их лечения содержатся и гигиенические рекомендации по предупреждению действия производственных вредностей. В частности, рекомендуются ношение защитной обуви и одежды, специальное питание, описываются способы устройства шахтных лестниц, крепления шахтных стволов, удаления вод, вентиляции шахт и даже предлагаются проекты механических устройств для вентиляции (машин для проветривания) и т.д. Врач рудника в Люнебурге С. Штокгузен описал (1556) чахотку рудокопов, картину свинцовой колики, рекомендовал рудокопам и литейщикам носить на работе повязки, прикрывающие рот и нос, и т.д. Изучение вопросов профессиональной гигиены было продолжено в 17 в. Дж. Борелли, Г. Шталем (1659—1734), Ф. Гоффманном и др.; в 1700 г. вышел в свет классическии труд Б. Рамаццини «О болезнях ремесленников».

    Значительные преобразования в хирургии связаны прежде всего с деятельностью А. Паре. Вместо мучительного лечения ран прижиганием раскаленным железом или заливанием кипящим смолистым раствором («бальзамом») он ввел наложение повязки из чистой ткани, заменил перекручивание и сдавливание сосудов перевязкой (лигатурой): предложил ортопедические аппараты — искусственные конечности: улучшил методы ампутации; в акушерскую практику ввел поворот на ножку (известный еще в Древней Индии, но затем забытый). Установлено, что часть хирургических нововведений А. Паре принадлежит не ему одному, они были предложены в том или ином виде и рядом других хирургов — его современников в различных странах — Парацельсом, цюрихским хирургом Ф. Вюрцом (1518—1574), немецким хирургом В. Фабри (1560—1634), некоторыми испанскими и итальянскими хирургами. Эти совпадения говорят о том, что преобразования в хирургии в 16 в. были не случайными, а назрели и отражали определенный уровень развития знаний. Ученик А. Паре, выдающийся акушер и хирург Дж. Гийемо (1550—1613), создал школу французских акушеров. Ученицей А. Паре была и широко популярная акушерка Л. Буржуа (1563—1636) автор труда «О плодородии, бесплодности, родах и болезнях женщин и новорожденных» (1609).

    Во второй половине 16 в. гуманистические нормы и идеалы значительно трансформировались. В условиях острых классовых столкновений, победы в одних странах феодально-католической реакции, а и других — протестантства (утвердившись, оно проявило себя столь же нетерпимым к свободомыслию, как и католицизм) наступил кризис гуманизма эпохи Возрождения, связанный главным образом с осознанием антигуманистических черт складывающегося буржуазного общества.

    Эпоха Возрождения — «величайший прогрессивный переворот». И хотя деятели Возрождения сумели решить лишь небольшую часть поднятых ими проблем, они все же разрушили старое мировоззрение и подготовили почву для осуществления многих своих замыслов в период великой борьбы идей последующих двух столетий. Первые успехи в развитии естественных наук создали условия для становления новой экспериментальной науки. С «бунта» Парацельса, с новой анатомии А. Везалия, разрушивших средневековую схоластическую М., с первых, еще не вполне ясных представлений о функциях организма и ее отдельных органов, о химизме физиологических и патологических процессов начала свою историю научная медицина.

Медицина Нового времени (17—18 вв.)

    17 в. ознаменован деятельностью плеяды блестящих мыслителей, заложивших основы современного естествознания и далеко продвинувших вперед общественные науки, особенно философию. Ф. Бэкон (1561—1626) и P. Декарт (1596—1650), X. Де Руа (1598—1679) и П. Гассенди (1592—1655), Б. Спиноза (1632—1677) и Г. Лейбниц (1646—1716), Т. Гоббс (1588—1679) и Дж. Локк (1632—1704) создали детально разработанные философские системы, развивающие материалистические и атеистические идеи, противопоставляющие философию и научное знание религии.

    Критика основных естественнонаучных представлений и средневековой картины мира деятелями Возрождения создала необходимые условия для формирования нового мировоззрения, разделения сферы объективного знания и религии. Набиравшая силу буржуазия, стремившаяся подорвать идеологический оплот феодализма — католическую церковь, была заинтересована в развитии практических знаний и поддерживала идею освобождения науки от влияния церкви.

    К 17 в. политическая ситуация в Европе изменилась. В Англии победа буржуазной революции 1640—1649 гг. обеспечила политическое господство буржуазии, что дало возможность ее идеологам последовательно развивать прогрессивные для своего времени концепции механического материала, пропагандировать и внедрять опытно-экспериментальный метод исследования природы. В других развитых странах Европы, несмотря на преобладание буржуазии в области экономики, политическое положение ее было неустойчивым, поскольку институты государственной власти были полностью феодальными. Церковь оправилась от удара, нанесенного гуманизмом и реформацией: 16 в., особенно его вторая половина, и первая половина 17 в. — период «контрреформации» и религиозных войн, в результате которых католицизм во Франции, Италии и Испании полностью возвратил утраченные позиции. Одновременно усилилась и протестантская реакция. Церковь с молчаливого согласия буржуазии начала расправу с наиболее передовыми философами и естествоиспытателями. В 1600 г. был сожжен Дж. Бруно. В 1631 г. перед церковным судом предстал X. Де Руа: его материалистические взгляды на сущность души и ее соотношение с телом были признаны еретическими. В 1633 г. суд инквизиции принудил Галилея отречься от учения о вращении Земли вокруг Солнца. В 1624 г. за попытку провести в Париже публичный диспут против некоторых положений Аристотеля французский врач Э. де Клав был заочно приговорен к смертной казни. По всей Европе пылали костры, сжигавшие ведьм и колдунов.

    Решающее влияние на естествознание и М. оказали развиваемые передовыми философами 17 в. положения механистического материализма, разработка и обоснование новых методов познания. Важнейшим из них был опытно-экспериментальный метод исследования природы, разрушительный для многовековых представлений и домыслов религиозно-схоластической философии. С его обоснованием выступил английский философ Ф. Бэкон. Убежденный противник схоластики Ф. Бэкон выдвинул программу обновления наук, создал их классификацию и разработал методологию научного познания. Наряду с общими вопросами научного познания Ф. Бэкон интересовался проблемами современной ему М. Основными задачами М. он считал охранение и укрепление здоровья, искоренение болезней, продление жизни человека. Однако для выполнения этих задач, по мнению Ф. Бэкона, требовалось совершенствование врачебного искусства, ибо в прежней М. «мы встречаем много повторений, но мало истинно новых открытий». Такие открытия, касавшиеся «природы самого человека», могут быть получены только экспериментально. Не исключая значения симптоматического лечения, Ф. Бэкон считал единственно обоснованным и наиболее эффективным лечение, воздействующее на причину болезни. При этом причину болезни он понимал механистически, полагая, что проявления болезни адекватны изменениям в соответствующих органах. С этих позиций он говорил о необходимости изучать морфологические изменения при различных заболеваниях. Его призыв — «... следовало бы в анатомических исследованиях тщательно наблюдать за следами и результатами болезней, за поражениями и повреждениями, причиняемыми ими во внутренних частях» — предвосхищал первые попытки швейцарских врачей Ш. Бонне (1620—1689) и И. Вепфера (1620—1695) систематизировать результаты проводившихся в Европе главным образом с педагогическими целями вскрытий и сопоставить обнаруженные при этом отклонения в строении органов с клиническими данными. Ф. Бэкон считал одним из существенных недостатков практической М. отсутствие правильного метода и рекомендовал врачам вырабатывать план лечения каждого больного, систематически записывать все свои наблюдения за больными, сводить эти записи в медицинские описания, тщательно составленные и обсужденные. Поддерживая контакты со многими врачами, прежде всего с У. Гарвеем (1578—1657), и занимаясь экспериментальными работами в области физиологии и патологии, Ф. Бэкон поставил перед М. ряд конкретных задач: применение эффективных болеутоляющих средств в хирургии; использование искусственных минеральных вод для лечения болезней; разработку новых средств рационального питания типа пищевых концентратов.

    На развитие философии и естественных наук в 17—18 вв. большое влияние оказала деятельность французского мыслителя Р. Декарта. Его философские и естественнонаучные взгляды сочетали положения механистического материализма и идеализма (существование тела и души, бога и реального мира: бог сотворил материю, движение и покой). Цель познания, по Р. Декарту, — установление взаимосвязи явлений, поскольку «естественный порядок» представляет собой бесконечную цепь причинных связей. Разум — основа познания и поведения, источник знания и критерий его истинности. Организм — часть телесной природной субстанции, элементы которой взаимодействуют друг с другом под влиянием внешних воздействий. Жизнь — процесс, представляющий собой единство постоянных непосредственных реакций тела на эти воздействия. Разделив нервы на центростремительные, проводящие к мозгу импульсы, вызываемые внешними раздражителями, и центробежные, проводящие импульсы от мозга к приводимым в движение частям тела. Р. Декарт ввел представление о рефлексах и разработал схему рефлекторной дуги, полагая, что все процессы жизнедеятельности (кроме мышления) имеют чисто рефлекторную природу. Мышление же является функцией души, а не тела, оно не может быть объяснено пространственным взаимодействием телесных структур. Все духовное, в частности мышление как одно из его проявлений, — особая («духовная») субстанция, существующая наряду с телесной. Человек, по Р. Декарту, есть существо, в котором механическое тело соединено с нематериальной душой. Между телом и душой существует взаимодействие, происходящее в шишковидной железе. Тело человека — автомат, его движущей силой является теплота, средоточием которой Р. Декарт считал сердце, источником теплоты служат происходящие в теле процессы «сгорания без пламени». Он дал чисто механическую трактовку процессам кровообращения (повторив при этом теорию У. Гарвея) и пищеварения, сформулировал соматическую теорию боли, голода и жажды (в которых отличал телесные движения и явления от сопровождающих их ощущений) и опирающуюся на оптику теорию зрения, а также физиологическую теорию памяти.

    Р. Декарт отделял соматические проявления от психической деятельности, его физиология в целом носила прогрессивный характер. Он первый сформулировал рефлекторный принцип основных проявлений жизнедеятельности, являющийся основным инструментом взаимосвязи организма со средой, показал, что сложность строения человеческого тела и механизмов взаимодействия его частей не противоречит тому, что они образованы природой и действуют на основе законов механики. Механистические физиологические воззрения Р. Декарта были развиты Т. Гоббсом, Ж. Ламетри (1709—1751) и другими философами-материалистами, оказали влияние на представителей ятрофизического (ятромеханического) направления в медицине.

    Рационализм Р. Декарта — один из философских источников идеологии французских просветителей. Идеалистические концепции Р. Декарта использовались представителями окказионализма (утверждали принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства бога) и виталистами. Идея жесткой детерминированности внешних влияний и физиологических проявлений была в дальнейшем перенесена на истолкование интимных биологических процессов.

    Ученик Р. Декарта врач и философ X. Де Руа, развивая идеи своего учителя, отказался от присущего ему дуализма, стремился связать психическое и физическое в человеке. X. Де Руа объявил душу «модусом тела», а идеи — механическим движением, считая, что душа органически связана с телом, «мышление... есть тот внутренний принцип или та способность, из которой непосредственно происходят действия мышления в человеке...», т.о., мышление наряду с движением — одна из способностей человеческого организма. Несмотря на преследования церкви, X. Де Руа последовательно отстаивал позиции материалистического монизма и по праву считается провозвестником французского материализма 18 в.

    Материалистическая философия в 18 в. приобретает более выраженную атеистическую и политическую окраску. Выражением антифеодальных позиций революционной буржуазии стала идеология деятелей просвещения и французских материалистов. П. Бейль (1647—1706) в своем двухтомном «Историческом и критическом словаре» (1695—1697) высказывал обоснованные сомнения в правомерности не только «естественноисторических основ» христианства, но и его морально-этических принципов и даже брал под защиту атеистов. Французский буржуазный атеизм и социологические учения представителей старшего поколения французских просветителей (Вольтера (1694—1778), Ш. Монтескье (1689—1755), Ж.Ж. Руссо (1712—1778)] были менее последовательны и радикальны. Вместе с тем их блестящие по форме и содержанию антиклерикальные и социологические произведения, призывавшие к раскрепощению разума и свободе совести, сыграли огромную роль в развитии общественной мысли и формировании идей Великой французской революции.

    Яркими представителями собственно философской мысли эпохи Просвещения во Франции были Ж. Ламетри, П. Кабанис (1757—1808), энциклопедисты Э. Кондильяк (1715—1780), Д. Дидро (1713—1784), Ж. Д'Аламбер (1717—1783), К. Гельвеций (1715—1771), П. Гольбах (1723—1789) и др.

 
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 
 
 

Комментарии

Проездом из Венеции  2017.08.26 10:42

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.
Дай Бог Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.

????  2017.07.26 17:43

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.

Аврора  2017.01.10 07:23

Эта информация подойдет для тех, кому нужно в медицинском ВУЗе экзамены сдавать! :)

савиных м.и., новокузнецк  2007.11.04 06:08

мне, геологу, было очень полезно прочесть статью.Я два десятка лет занимаюсь мумие: создал ВФС 42-3084-98, БАД Браг-Жун, защитил канд.дисс. по рудам мумие Горного Алтая, провел типизацию руд и месторождений, занят докторской. мои работы можно обнаружить по запросу "мумие+савиных". Связаться со мной:[email protected]

Смотреть все комментарии - 4

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2020 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на [email protected]