Ваш регион

Москва

&nbps;
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 

Медицина

    В дошедших до нас грузинских медицинских рукописях эпохи культурного возрождения Грузии содержатся сведения по гигиене; о строении и функциях организма и отдельных органов, приведены классификации болезней, описания их течения и способов лечения. Широкое распространение получили так называемые карабадины — книги по естествознанию, содержащие и медицинские сведения. В карабадинах были собраны данные о лекарственных средствах, описаны способы приготовления лекарств, их дозировка и действие на организм, излагались сведения по анатомии, физиологии, патологии, гигиене и диететике, о природе различных болезней (внутренних, хирургических, акушерско-гинекологических, глазных, ушных и нервных) и их терапии.

    Грузинский философ 11—12 вв. Иоанэ Петрици перевел с греческого языка на грузинский книгу Немесия Эмесского «О природе человека». В своем философском произведении «Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диодоха» он обнаружил звание медико-философских идей и основ теоретической и практической медицины. Иоанэ Петрици подчеркивал необходимость изучения врачом основ философии, без знания которой он считал невозможным научиться искусству врачевания. По его мнению, выяснение этиологии, постановку диагноза и последующее правильное лечение болезни необходимо проводить на основе философии, «так как врачевание является философией в отношении природы и природных сочетаний». Иоанэ Петрици считал человека существом сложной организации; он был знаком со строением, функциями ряда внутренних органов человека; считал, что функции отдельных органов взаимосвязаны. Из книги Петрици мы узнаем и о роли повивальных бабок в Грузии в 11 в.

    Грузинский врач 11 в. Кананели написал дошедший до нашего времени «Несравненный карабадин». Сочинение разделено на три части: в первой изложены общие врачебные принципы, сведения о строении и функциях отдельных органов, женских болезнях; имеется глава о малярии; во второй — частная патология и терапия; в третьей — кожные заболевания, вывихи, переломы, ожоги, отморожения, приведены сведения по гигиене и диететике. Кананели был знаком с греческой и восточной М., почти не цитировал других авторов, а подробно анализировал собственные практические наблюдения. Его произведения отличаются тонкой наблюдательностью. Кананели писал о недопустимости принятия пищи и воды из посуды, которой пользовался больной заразной болезнью, рекомендовал не давать больному никакого лекарства до выяснения характера заболевания, т.к. преждевременное назначение лекарства может изменить картину заболевания и усложнить постановку диагноза. В главе о переломах костей Кананели указывал, что для сращения необходимо тесное соприкосновение отломков, которое предварительно должно быть обеспечено выправлением их с последующим наложением шины. Описывая расширение вен нижних конечностей, он отмечал, что этим заболеванием страдают прислуга, а также те, кто ходит пешком, и рекомендовал: «Все лечение тут — хирург, который рассечет и удалит кровеносный сосуд и рану вылечит посредством хорошей мази».

    В 13 в. грузинский врач Ходжа Копили написал «Книгу медицинскую», где привел большое количество лекарственных средств, применяемых до настоящего времени. Построение книги Копили близки к сочинению Кананели. В первой части приведены общие понятия о медицине, гигиене и профилактике, анатомо-физиологические данные, сведения о диагностике и общей патологии (из методов исследования Копили применял выстукивание, выслушивание и ощупывание пульса). Во второй части подробно изложено течение различных болезней, приведены многочисленные методы лечения. В третьей части описаны лекарства, в основном растительного происхождения, и способы их приготовления.

    Копили предъявлял к врачу высокие требования. Врач должен хорошо и всесторонне знать М., быть начитанным, иметь опыт в лечении, уметь хранить тайну, быть любезным. Копили подчеркивал необходимость изучения теории М., рекомендовал не доверять знахарям, которые, не имея медицинского образования, прикрывают свое невежество пустыми рассуждениями и калечат людей. При описании заболеваний приведены и хирургические методы лечения, в т.ч. трахеотомия, операция при глаукоме, при геморрое и т.п. Книга Копили служила учебным пособием в медицинской школе при подготовке врачей.

    Поэма великого грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» содержит ряд историко-медицинских сведений. Руставели обнаружил серьезные познания в области М. Поэма свидетельствует, что врачи в то время придавали существенное значение анамнезу. Руставели указывал, что при нарушении в организме равновесия четырех жидкостей (крови, слизи, черной и желтой желчи) применялось кровопускание из вены руки. Из поэмы Руставели известно, что армию в походах сопровождали врачи, умевшие лечить раны и извлекать инородные тела, по-видимому хирурги. Некоторые воины также могли перевязывать раны и имели запас лекарств и перевязочных средств.

    Древние медицинские воззрения грузинского народа связаны с шумерской медициной. Это подтверждается памятниками материальной культуры и фольклором грузинского народа, где видны остатки языческих культов. Некоторые термины грузинской народной медицины совпадают с терминологией шумеров.

    Древнейший грузинский эпос «Амираниани» (2 тысячелетне до н.э.) содержит представление о четырех первоэлементах вселенной; наряду с религиозно-магическими ритуалами в нем описаны рациональные медицинские манипуляции и лечебные приемы с использованием минеральных вод и целебных растений, упоминается кесарево сечение, операции на глазах и др. В древнегреческих источниках («Аргонавтике» и др.) говорится о саде лекарственных растений в долине р. Фазис (ныне Риони), описываются растения, выращиваемые в нем, и способы их лечебного применения. С содержанием «Аргонавтики» и других греческих эпических источников совпадают сообщения Диодора Сицилийского. По Диодору, жена колхидского царя Геката «девушкой приобрела глубокие познания в изготовлении ядов», в частности сильного яда аконита из цветка лютика, и отравляла им иноземцев. Дочь Гекаты Медея лечила ранения, знала бальзамирование, изготовляла и применяла снотворные и косметические средства. С именем Медеи связывают идею омоложения путем кровезамещения. Так, Овидий в «Метаморфозах» (1 в. до н.э.) описывает легенду о превращении Медеей «дряхлых овец в бодрых ягнят» вливанием «свежей» крови. С помощью замещения крови и применяя лекарственные средства Медея омолодила Язона: волосы его стали из седых черными, исчезла дряблость кожи, разгладились морщины.

    Греческие и римские писатели (Плиний, Гораций, Диоскорид и др.) часто упоминали о Колхиде и Иберии как родине лекарственных растений, известных во многих странах. Учитывая соседство Грузии с Боспорским царством, М.С. Шенгелия (1975) допускает возможность непосредственной связи токсикологических опытов Митридата IV Евпатора с грузинским лекарствоведением и токсикологией. В 4—2 вв. до н.э. началось проникновение в Грузию эллинистических культурных и медицинских традиций.

    Медицина в феодальной Грузии была тесно связана с религией. Сведения о медицине содержатся в памятниках грузинской религиозной литературы 5 в. («Мученичество Шушаники» Якова Цуртавели, «Житие Петре Картвели»). Врач Петре Картвели (Петр Ивер, 412—488) жил и работал в Палестине, где основал монастырь и устроил больницу.

    Монгольское владычество (13—14 вв.) и насилье в дальнейшем персов и турок значительно задержали, но не могли полностью остановить развитие науки в Грузии. Опустошительные нашествия персов и турок в 15—17 вв., распад централизованной монархии и внутренние феодальные раздоры, междоусобицы, сепаратистские устремления мелких грузинских царств и княжеств привели к утрате государственного единства Грузии и упадку ее культуры.

    Медицина народов Средней Азии. Средняя Азия — один из древнейших очагов цивилизации. Уже в 6—5 тысячелетии до н.э. здесь возникли первые поселения городского типа. Во 2 тысячелетии до н.э. на территорию Средней Азии началось проникновение арийских племен иранской группы, которые, смешавшись с коренным населением, дали начало сложившимся к 1 тысячелетию до н.э. древним среднеазиатским народностям — хорезмийцам, массагетам, согдийцам, бактрийцам — предкам современных таджиков, узбеков и туркменов. В конце 2 — начале 1 тысячелетия до н.э. на территории Средней Азии возникли первые раннеклассовые государства — Бактрия, Согд и Хорезм, были построены крупные города — Бактура, Бухара, Кирешат, Мараканда (Самарканд). Находясь на средоточии караванных путей между Ивдией, Китаем и Ближним Востоком, среднеазиатские города быстро росли, становясь центрами торговли и ремесла. В середине 6 в. до н.э. большая часть Средней Азии была завоевана персидским царем Киром II, а в 329— 327 гг. до н.э. — Александром Македонским. После распада империи Александра Македонского значительная часть Средней Азии вошла в состав эллинистического государства Селивкидов. В середине 3 в. до н.э. в западной части Средней Азии образовалось Парфянское царство, нанимавшее также большую часть Ирана, а на территории Бактрии и Согда — Греко-Бактрийское царство, сыгравшее важную роль в распространении эллинистической культуры. Бухара и Хорезм не входили в состав Греко-Бактрийского царства и вели с ним оживленную торговлю, создавшую условия и для обмена духовными ценностями. Поэтому есть все основания считать, что не позднее 3—2 вв. до н.э. народы Средней Азии впервые познакомились с трудами древнегреческих философов и врачей.

    В 1 тысячелетии н.э. (до 6—7 вв.) в Средней Азии значительно активизировалась экономика, развивалось шелководство и хлопководство, добывались золото, медь, железо, свинец, серебро и другие металлы. Росли города — центры торговли, ремесла и культуры, игравшие важную роль в международной торговле.

    В 1 тысячелетии до н.э. сложилась среднеазиатская культура, имевшая общие корни и во многом близкой с культурой народов Древнего Ирана. Вместе с тем древние иранцы, особенно племена, населявшие западные и северо-западные районы Ирана, в большей степени испытывали шумерское и вавилоно-ассирийское влияние (через Эламское государство, кутиев, касситов и др., а позднее — через Мидию), чем бактрийцы, согдийцы и хорезмийцы. более тяготевшие к культурным традициям Древней Индии. Однако этническая, языковая (до 4—3 вв. до н.э.), а с 6 в. до н.э. и политическая общность народов Средней Азии и Древнего Ирана обусловили известное единство религиозных и культурных традиций. С 3—2 вв. до н.э. в Средней Азии и северо-восточных районах Ирана начинают распространяться традиции эллинистической культуры, а с образованием Кушанского царства усиливается влияние культуры Индии. В первой половине 1 тысячелетия н.э. сложилась самобытная культура народов Средней Азии. представляющая собой своеобразный синтез культурных традиций древней ирано-среднеазиатской, эллинистической и индийской культур. На языках народов Средней Азии — бактрийском, согдийском, хорезмийском — были созданы письменные памятники религиозного, политического и научного характера, в которых нашли отражение достижения философской, естественнонаучной мысли и медицины ученых Средней Азии, Индии и эллинистического мира. В среднеазиатских городах имелись школы и крупные библиотеки. Большинство памятников письменности и материальной культуры этого периода погибло во время арабского нашествия в 7—8 вв.

    Не позднее 8—7 вв. до н.э. в Средней Азии началось распространение зороастризма (по преданию, Зороастр, правильнее Заратуштра, начал проповедовать свое учение в Бактрии). Причем в Средней Азии зороастризм первоначально нашел более благоприятную почву, чем в Иране, где до 3 в. до н.э. основу религиозных представлений составляли местные культы. Начиная с 1 в. до н.э. в Среднюю Азию начал проникать из Индии буддизм, а из Ирана — манихейство. Однако вплоть до арабского нашествия и насильственного насаждения ислама основной религией народов Средней Азии оставался зороастризм.

    Наиболее ранним письменным памятником, характеризующим религиозно-философские, естественнонаучные и медицинские представления народов Средней Азии, является Канон Авесты. Авторство наиболее древнего раздела приписывается Зороастру; есть основание предполагать, что наиболее древняя часть Авесты составлялась на территории Бактрии. В дальнейшем текст Авесты дополнялся, и в создании ее последующих книг, в частности Вевдидада — свода религиозных, юридических и медико-гигиенических предписаний, принимали участие все народы, исповедовавшие зороастризм.

    Источниками изучения культуры и Малой Средней Азии в период с первого тысячелетия до н.э. до 7—8 вв. н.э. служат данные археологии, Канон Авесты, сборник притч и назидательных рассказов «Камила и Димна», медицинская книга «Тубуста», составленная на согдийском языке не позднее 3 в. н.э. Ценные сведения о лечебных приемах и гигиенических традициях медицины Средней Азии доисламского периода имеются в книге «Кабуснамэ» (11 в.). Богатейшие материалы по истории культуры народов Средней Азии содержатся в историческом трактате въедающегося среднеазиатского ученого Бируни (973—1048; по другим источникам, после 1050 г.) «Хронология древних народов».

    Основой общебиологических представлений народов Средней Азии было натурфилософское учение о четырех стихиях — четырех влагах организма, от взаимодействия и соотношения которых зависит состояние организма и возникновение болезней. Важное место занимало и зороастрийское учение о видимом и невидимом свете, дающем организму тепло, определяющем уравновешенность и состояние влаг, а также характерологические черты отдельного человека (человек, поглощающий достаточное количество света, добр, уравновешен и здоров). В соответствии с зороастрийскими представлениями основными органами считались желудок — центр образования и распределения тепла и печень — местопребывание страстей. В Авесте содержатся некоторые, хотя и весьма скудные, анатомо-физиологические данные, в частности представление о трех видах сосудов, за один из которых («сосуды без крови»), по-видимому, принимались нервы. В дальнейшем анатомо-физиологические представления существенно расширились и углубились. Текст «Тубусты» свидетельствует не только о знакомстве, но и об известной творческой переработке сведений, имеющихся в греческих, александрийских и индийских источниках, причем это касается как рациональных представлений, так и религиозно-мистического истолкования процессов жизнедеятельности. Гуморальная теория изложена ближе к эллинистическим натурфилософским традициям; говорится о местопребывании соков (кровь — в артериях и венах, флегма — в мозге, желтая желчь — в печени, черная желчь — в селезенке), а также указывается на наличие пятого компонента, управляющего жизнедеятельностью и здоровьем человека, в котором угадывается древнеиндийский эфир или галеновская пневма. Учение о свете увязывается с гиппократовскими представлениями о темпераментах. Сведения о строении человеческого тела по объему близки к анатомии Галена; функции сердца, головного и спинного мозга, двигательные и чувствительные нервы описаны в духе галеновской физиологии.

    Причины болезни как в Авесте, так и в «Тубусте» излагаются с позиций зороастризма: в зависимости от степени греховности человека, бог тьмы Ахриман или бог добра и света Ахурамазда, либо непосредственно, либо с помощью ядовитых животных, насекомых, червей, теплого или холодного воздуха вызывают изменение соотношения влаг организма, которое нарушает равновесие между органами. Причем человек сам помогает этому нарушению праздностью или физическим и психическим переутомлением, перееданием или недоеданием, половыми излишествами или приемом недоброкачественной пищи. Плохо влияют на здоровье также злоба, гнев, зависть, леность и нечистоплотность; доброта, спокойствие, трудолюбие, разумная умеренность, чистота тела и жилища, стремление к самосовершенствованию угодны Ахурамазде и служат гарантией его защиты от козней Ахримана. В «Тубусте» содержатся и элементы астральных представлений — зависимость возникновения и особенно успеха лечения болезней от характера расположения небесных светил.

    Подготовка врачей осуществлялась длительно, главным образом при зароастрийских храмах; значительное влияние имели врачеватели, не получившие специальной медицинской подготовки, использовавшие в лечебной практике наряду со средствами народной М. заговоры и другие мистические приемы. Секреты подобного врачевания передавались, по-видимому, внутри семьи из поколения в поколение. О наличии светских медицинских школ в среднеазиатских городах достаточно достоверных сведений не имеется. Однако есть основания полагать, что светские формы подготовки лиц медицинской профессии в первой половине 1 тысячелетия н.э. в Средней Азии и Северо-Восточном Иране существовали. В среднеазиатских городах была свободная врачебная практика, имелись светские врачи, среди которых были бежавшие из Византии врачи-несториане, индийские врачи-буддисты. Поскольку, судя по имеющимся данным, жрецы-зороастрийцы не проявляла выраженного стремления к сохранению монополии в области образования, ничто не мешало светским врачам иметь учеников.

    Как и в Древнем Иране, в Средней Азии отмечены элементы специализации медицинской деятельности: имелись хирурги, специальные врачи, занимавшиеся глазными болезнями, болезнями зубов, оказывавшие помощь при родах, душевных болезнях. Значительного развития достигла хирургия. Имелся богатый набор хирургических инструментов; при операциях для обезболивания применяли опий, гашиш, вино; в Авесте и «Тубусте» описаны признаки раневого шока и меры борьбы с ним.

    При диагностике использовались главным образом рациональные приемы: осмотр больного, исследование мочи и пульса, В «Тубусте» имеются упоминания об одышке, отеках, напряжении мышц живота, неприятном запахе изо рта, потливости, изменении окраски кожных покровов как проявлениях различных болезней. Имеются многочисленные указания на связь лечебных приемов с проявлениями и причиной заболевания, а также общим состоянием больного. Старого и немощного не рекомендуется лечить теми же средствами, какими лечат молодого, еще полного сил пациента. Для лечения болезней применялись разнообразные средства растительного, животного и минерального происхождения, в т.ч. лекарственные растения, произрастающие в Индии, Закавказье, странах Ближнего Востока. В городах и при храмах имелись аптечные сады. У врачей были собственные лекарственные кладовые, откуда лекарственные средства выдавались пациентам в соответствии с предписаниями врача. При храмах и в городах не позднее 5—6 вв. имелись помещения для стационарного лечения больных и призрения инвалидов. Большое место уделялось мерам гигиенического характера: чистоте тела, жилища и одежды, надзору за домашними животными, борьбе с насекомыми и грызунами, режиму питания и половой жизни. Особое внимание уделялось гигиене беременной женщины и кормящей матери.

 
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 
 
 

Комментарии

Проездом из Венеции  2017.08.26 10:42

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.
Дай Бог Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.

????  2017.07.26 17:43

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.

Аврора  2017.01.10 07:23

Эта информация подойдет для тех, кому нужно в медицинском ВУЗе экзамены сдавать! :)

савиных м.и., новокузнецк  2007.11.04 06:08

мне, геологу, было очень полезно прочесть статью.Я два десятка лет занимаюсь мумие: создал ВФС 42-3084-98, БАД Браг-Жун, защитил канд.дисс. по рудам мумие Горного Алтая, провел типизацию руд и месторождений, занят докторской. мои работы можно обнаружить по запросу "мумие+савиных". Связаться со мной:[email protected]

Смотреть все комментарии - 4

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2020 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на [email protected]