Ваш регион

Москва

&nbps;
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 

Медицина

Работы Д.Н. Прянишникова по белковому обмену растений, создание А.Н. Бахом перекисной теории медленного окисления, работы русских ученых по фотосинтезу, адсорбционная хроматография М.С. Цвета, признанная во всем мире как метод анализа органических веществ, открытие ряда экстрактивных веществ на кафедре В.С. Гулевича, установление И.П. Павловым, А.Я. Данилевским и М.В. Ненцким в серии совместных исследовании места образования мочевины в организме и др. обеспечили отечественной биохимии мировое признание.

    В конце 19 — начале 20 в. в России были проведены первые экспериментальные исследования в области эндокринологии. Ученик В.В. Пашутина А.В. Репрев впервые сформулировал ряд положений о внутренней секреции. В 1901 г. Л.В. Соболев в результате анализа экспериментального материала пришел к выводу, что островки Лангерганса являются органами внутренней секреции и имеют непосредственное отношение к углеводному обмену и что изолированное изучение химизма островков Лангерганса дает ключ к рациональной органотерапии сахарного диабета. Работа Л.В. Соболева не получила поддержки. Лишь спустя 25 лет Ф. Бантинг и Ч. Веет выделили из островков Лангерганса инсулин.

    В отечественной патологической анатомии второй половины 19 — начала 20 в. получили развитие экспериментальное и анатомо-клиническое направления. Оба направления исходили из идеи целостности организма и анатомо-функциональных представлений. В 1849 г. в Московском университете была создана первая в России кафедра патологической анатомии, которую возглавил А.И. Полунин, ставший одним из создателей анатомо-клинического направления. А.И. Полунину принадлежит ряд работ по патологической анатомии туберкулеза и холеры, он первый поставил вопрос о необходимости исследования закономерностей процесса выздоровления. Дальнейшее развитие анатомо-клинического направления связано с деятельностью создателя московской школы патологоанатомов М.Н. Никифорова, которому принадлежат ценные исследования по морфологии воспаления; он автор капитального отечественного учебника по патологической анатомии. Школа, созданная М.Н. Никифоровым (А. И. Абрикосов, И.В. Давыдовский и др.), внесла большой вклад в разработку проблем патологии, общей и частной патологической анатомии.

    Анатомо-клиническое направление патологической анатомии характеризует также работу кафедр в Казани, где особенно велика была роль Е.Ф. Аристова (1806—1875). Первый профессор кафедры патологической анатомии Харьковского университета, открытой в 1863 г., Д.Ф. Лямбль описал простейших, вызывающих воспалительные изменения в двенадцатиперстной кишке (лямблии). Ему же принадлежит описание реактивных соединительнотканных разрастаний на аортальных клапанах. Киевский патолог Г.Н. Минх изучал морфологию, этиологию и патогенез сибирской язвы и проказы. Его преемник В.К. Высокович работал в области изучения инфекционного процесса. Его экспериментальные работы и наблюдения над бактериями, введенными в кровь, легли в основу учения о ретикулоэндотелиальной системе. Руководителем первой кафедры патологической анатомии в Петербурге (с 1867) и создателем крупной школы патологоанатомов экспериментального направления был М.М. Руднев. Основное направление его исследований — экспериментальное изучение патогенеза болезней. В 1875 г. М.М. Руднев впервые в истории мировой науки применил для диагностических целей биопсию. М.М. Рудневым выполнены первые работы по экспериментальной онкологии, в частности, он первый указал на значение в развитии опухолей прилежащей к ним соединительной ткани. Идеи М.М. Руднева были развиты его учеником М.А. Новинским, разработавшим метод и впервые в мире в 1876 г. осуществившим трансплантацию опухолей на собаках. В дальнейшем перевивкой опухолей успешно занимались П. Эрлих — в Германии и Н.Н. Петров — в России. Отечественные патологоанатомические школы, стремившиеся к тесной связи с клиникой и применявшие экспериментальный метод исследования, сыграли большую роль в развитии материалистических тенденций в русской М.

    Экспериментальный метод и физиологическое направление во второй половине 19 в. проникли и в область патологии и обусловили возникновение в 60—70-х гг. 19 в. новой медицинской науки — патологической физиологии. В России вплоть до 80-х гг. 19 в. эта область М. была неразрывно связана с клиническими дисциплинами, патологической анатомией и нормальной физиологией. Благодаря этой связи отечественная патологическая физиология, или, как ее обычно называли, общая патология, формировалась на основе передовых идей, развитых корифеями отечественного естествознания и М. (идея целостности (организма, представление о неразрывной связи организма с окружающей средой). Выдающиеся отечественные клиницисты П.И. Пирогов, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов и др. не только развили передовое для своего времени учение о болезни, но и начали разработку ряда проблем, ставших впоследствии ведущими для патологической физиологии.

    Выдающаяся роль в развитии общей патологии принадлежит И.И. Мечникову. Изучение физиологии клетки последовательно привело его к созданию сравнительной патологии. Исследования И.И. Мечникова показали, как с повышением организации животных форм в процессе эволюции фагоцитозно-пищеварительная функция меняет свое назначение, переходит от преимущественно пищеварительного приспособления к приспособлению защитного характера. Т.о., исследования внутриклеточного пищеварения стали источником построения учения о фагоцитозе и фагоцитарной теории иммунитета. Одновременно И.И. Мечников показал, как основное звено процесса воспаления — фагоцитоз — по мере совершенствования общей организации животных все более сложно связывается с различными функциональными механизмами высокоразвитых существ, обладающих многообразными связями с внешним миром через нервную систему. Именно такая эволюционная трактовка воспалительных реакций, составляющая сущность его теории воспаления, и послужила основой для развития учения о реактивности организма, на базе которого развивается современная общая и экспериментальная патология.

    Развитие экспериментального метода в биологии и М. привело во второй половине 19 в. к формированию крупных отечественных школ патологов с ярко выраженным экспериментально-физиологическим направлением. Впервые физиологические экспериментальные методы были широко применены для изучения проблем патологии учеником И.М. Сеченова В.В. Пашутиным. Организовав кафедру общей патологии с экспериментально-физиологическим уклоном сначала на медицинском факультете Казанского университета (1874), а затем в Петербургской медико-хирургической академии (1879), он создал первую крупную отечественную школу патофизиологов: П.М. Альбицкий, А.В. Репрев, Е.А. Карташевский, Н.Г. Ушинский (1863—1934), Н.В. Веселкин и др. В.В. Пашутин и его ученики при помощи разработанных ими методов калориметрического исследования газового обмена у человека и животных исследовали обмен веществ, теплообмен и газообмен при различных формах голодания и других патологических состояниях организма и таким образом заложили основы научного решения этих проблем.

    Во многом способствовал прогрессу патологической физиологии в дореволюционной России профессор Московского университета А.Б. Фохт, который широко применил экспериментально-физиологические методы для изучения патологии сердца и сосудов, водного обмена и почек. А.Б. Фохт положил начало московской школе патологов, многие из представителей которой заняли кафедры общей патологии (А.И. Тальянцев, Г.П. Сахаров, Ф.А. Андреев — в Москве, В.К. Линдеман — в Киеве и др.). Крупная школа патологов была создана профессором В.В. Подвысоцким в Киевском и Одесском университетах, а также в организованном им отделе общей патологии института экспериментальной медицины в Петербурге. В.В. Подвысоцким и его учениками (И.Г. Савченко, Л.А. Тарасевич, Д.К. Заболотный, А.А. Богомолец и др.) были проведены исследования в области этиологии и патогенеза новообразований, микробиологии, иммунитета и патологии инфекций. Большой заслугой В.В. Подвысоцкого является создание руководства «Основы общей и экспериментальной патологии», выдержавшего четыре издания и переведенного на французский, немецкий, греческий и японский языки.

    Важное направление в патологии создано Е.С. Лондоном, который начал заниматься радиобиологией в 1903 г., когда изучение биологического действия ионизирующей радиации только зарождалось. В 1911 г. он опубликовал первую в мировой литературе монографию по радиобиологии, снабженную сводной литературных данных и результатов собственных исследований. Второй важной проблемой, разрабатывавшейся Е.С. Лондоном и его сотрудниками, была физиология и патология пищеварения. Этими исследованиями были вскрыты закономерности химических превращений, претерпеваемых пищей при прохождении через желудочно-кишечный тракт, и процессов всасывания в условиях экспериментально вызванной патологии.

    Отечественным ученым принадлежит приоритет в разработке проблем оживления организма. В 1902 г. А.А. Кулябко при помощи аппарата, восстанавливающего условия раздражения и питания сердечной мышцы, впервые оживил сердце человека (через 20 ч после смерти). В 1912 г. Ф.А. Андреев получил удачные результаты оживления организма животного.

    Значительный вклад в развитие экспериментальной фармакологии внесли проведенные в Дерптском университете работы Р. Бухгейма. Одним из идейных создателей клинической фармакологии по праву считается С.П. Боткин. Исследования И.П. Павлова, проведенные еще в лаборатории С.П. Боткина, способствовали созданию творческой связи фармакологии с физиологией, внедрению в фармакологию физиологических методов исследования. Позднее И.П. Павлов постоянно интересовался проблемами фармакологии. Под его непосредственным руководством было проведено изучение фармакологического действия препаратов брома и кофеина на ц.н.с., а также действие алкоголя, горечей, кислот и щелочей на пищеварительную систему. Из школы И.П. Павлова вышел крупный советский фармаколог В.В. Савич. Выдающимся отечественным фармакологом-экспериментатором, создавшим крупную фармакологическую школу, был Н.П. Кравков. Он разработал теорию фазового действия лекарственных средств, подтвержденную клиническими наблюдениями. Для изучения проблемы функциональных изменений органов при патологии Н.П. Кравков прибегнул к методу изолированных органов, что привело его к целому ряду открытий в области эндокринологии, патологии и фармакологии. Н.П. Кравкову принадлежит большая заслуга в изучении комбинированного действия лекарств. Многочисленные ученики Н.П. Кравкова — С.В. Аничков, В.В. Закусов, М.П. Николаев и др. внесли большой вклад в развитие советской фармакологии.

    Клиническая медицина во второй половине 19 в. развивалась под влиянием общего прогресса естествознания, передовых идей революционных демократов и русского естественнонаучного материализма. Исходя из представлений о единстве всех отраслей естествознания и рассматривая М. как его неотъемлемую часть, передовые представители русской общественной и естественнонаучной мысли считали, что только на основе внедрения достижений естественных наук практическая М. может познать причины болезней и успешно решать вопросы их предупреждения и лечения: «... Медицина, — писал Д.И. Писарев, — есть практическое преломление сведений, добытых из области различных естественных наук. Физиология и анатомия, химия и ботаника, зоология и физика приносят ей свои результаты. Благодаря им она сможет все больше и больше изучать нормальный процесс различных отправлений человеческого организма, понимать патологические изменения в нем, изучить причины их и находить средства предотвращать эти уклонения или исправлять зло, когда оно уже сделано». Эти позиции полностью разделяли классики отечественной М., стремившиеся поставить клиническую М. на прочный фундамент естественнонаучных знаний. «В клинике, — говорил С.П. Боткин во вступительной лекции к курсу внутренних болезней, — вы должны научиться рациональной практической медицине, которая занимает одно из самых почетных мест в ряду естествознания. А если практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и течения больного, должны быть приемами естествоиспытателя... Знания физики, химии, естественных наук... составляют наилучшую подготовительную школу к изучению научной практической медицины».

    Достижения химии и биологии, физиологии и патологической анатомии позволили углубить и конкретизировать представления о сущности патологического процесса, дали новый убедительный материал для подтверждения традиционных для отечественной клинической М. принципов о целостности всех реакций организма, которая обеспечивается регулирующей и координирующей деятельностью нервной системы, и о неразрывной связи организма и окружающей среды. Руководствуясь этими принципами, отечественные клиницисты второй половины 19 в. считали, что болезнь «исключительно всегда обусловливается внешней средой» (С.П. Боткин) и «неправильностями жизни» (Г.А. Захарьин), что сущность болезни состоит в нарушении физиологического равновесия («рассогласованности деятельности», А.А. Остроумов) организма, что основной задачей врача является выявление характера и непосредственных причин этой «рассогласованности» («... узнать причину болезни человека в среде», А.А. Остроумов). Лишь на этой основе и с учетом особенностей организма каждого конкретного больного может быть назначено правильное лечение. Признавая важное значение патологической анатомии для клинической М., ведущие отечественные клиницисты не попали в плен ограниченных анатомо-локалистических представлений, которые под влиянием целлюлярной патологии Р. Вирхова были преобладающими в европейской М. Исходя из идеи о целостности всех реакций организма, в полном соответствии с функциональной направленностью исследований передовых русских морфологов, патоморфологов и патологов, с достижениями русской физиологии, они отстаивали и развивали положение о том, что любая болезнь поражает организм в целом. Болезнь, говорил А.А. Остроумов, гнездится не в органе, а «глубже, во всем организме», «...несоответствие между величиной анатомического поражения и функциональной способностью организма наблюдается во всех болезнях». Эти принципы, признание биологического единства физиологического и патологического процессов обусловили возникновение в русской клинической М. синтетического функционального направления, получившего позднее название нервизма. С развитием этого направления связаны основные достижения отечественной клинической М. во второй половине 19 — начале 20 в. Особенно яркое выражение это направление получило в клинике внутренних болезней, которая занимала центральное положение в М. на протяжении большей части ее исторического развития. Определяющую роль в развитии внутренней М. во второй половине 19 — начале 20 в. сыграли две крупнейшие русские клинические школы: С.П. Боткина, сформировавшаяся в Петербурге, в Военно-медицинской академии (ВМА), и Г.А. Захарьина — в Московском университете.

    С.П. Боткина справедливо считают основоположником научного направления в отечественной клинической М. Ему и его клинической школе в первую очередь обязана отечественная М. последней трети 19 — начала 20 в. своим функциональным клинико-экспериментальным направлением. Для его научной и практической деятельности характерно сочетание широкого внедрения в клиническую М. достижений и методов естественных наук (в т.ч. эксперимента) с тонкой наблюдательностью, виртуозным владением методами клинического обследования больного и редким умением анализировать и сопоставлять клинические данные. Сознавая ограниченные возможности современной ему клинической М., он стремился к их расширению не только путем совершенствования объективных методов обследования (пальпация, перкуссия, аускультация, измерение температуры тела), развития семиотики внутренних болезней, выявления клинико-анатомических корреляций, но и с помощью экспериментального изучения патологических состояний и фармакологического эффекта различных лекарственных средств. «Глубокий ум его, — писал об С.П. Боткине И.П. Павлов, — не обольщаясь ближайшим успехом, искал ключи к великой загадке: что такое сольной человек и как помочь ему — в лаборатории, в животном эксперименте». В лаборатории С.П. Боткина Я.Я. Стольниковым был впервые (1879) осуществлен опыт наложения зажимов на почечную артерию, открывший возможность изучения в эксперименте ренальной гипертензии, под руководством И.П. Павлова изучались фармакологические свойства атропина, горицвета, ландыша, наперстянки, кофеина и других лекарственных средств. Вместе с тем С. П. Боткин был противником экспериментов на больных, поскольку «медицина наша еще не стоит на почве точной науки и всегда надо иметь в виду тот спасительный страх, чтобы не повредить больному».

    Влияние реформаторской деятельности С. П. Боткина было огромным. Из учеников С.П. Боткина (их было свыше 100) 45 возглавили клинические кафедры в различных университетах России); основные идеи боткинской школы развивали многие выдающиеся клиницисты — А.А. Остроумов в Москве, Н.А. Виноградов в Казани, В.П. Образцов в Киеве и др. Некоторые ученики С.П. Боткина стали основоположниками оригинальных школ в других, в т.ч. клинических. специальностях и развивали идеи своего учителя применительно к другим отраслям клинической М.

    Одновременно с боткинской сформировалась самобытная московская клиническая школа Г.А. Захарьина, для которой было характерно преобладание интересов врачебной практики над «чисто научными» интересами. В совершенстве владея данными современной ему медицинской науки (об этом свидетельствует, например, его позиция в вопросе об учреждении в Московском университете кафедры медицинской бактериологии), поручая сотрудникам лабораторные, в т.ч. экспериментальные, научные исследования, используя в клинике все необходимые методы объективного исследования больного. Г.А. Захарьин уделял преимущественное внимание непосредственному врачебному обследованию, и особенно анамнестическому методу. С этим, в частности, связана исключительная популярность Г.А. Захарьина среди земских врачей, не располагавших возможностями лабораторного исследования. В клинике Г.А. Захарьина расспрос больного был доведен до высоты искусства. Те, кому посчастливилось слушать лекции Г.А. Захарьина, присутствовать на разборах больных, сохранили о них восторженные впечатления; об этом, в частности, свидетельствуют воспоминания А.И. Бабухина, А.П. Чехова, С.И. Мицкевича и др. Г.А. Захарьин защищал принципы этиологической и патогенетической терапии, вводил в практику новые лекарства; он пользовался безграничным врачебным авторитетом.

 
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 
 
 

Комментарии

Проездом из Венеции  2017.08.26 10:42

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.
Дай Бог Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.

????  2017.07.26 17:43

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.

Аврора  2017.01.10 07:23

Эта информация подойдет для тех, кому нужно в медицинском ВУЗе экзамены сдавать! :)

савиных м.и., новокузнецк  2007.11.04 06:08

мне, геологу, было очень полезно прочесть статью.Я два десятка лет занимаюсь мумие: создал ВФС 42-3084-98, БАД Браг-Жун, защитил канд.дисс. по рудам мумие Горного Алтая, провел типизацию руд и месторождений, занят докторской. мои работы можно обнаружить по запросу "мумие+савиных". Связаться со мной:[email protected]

Смотреть все комментарии - 4

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2020 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на [email protected]