Ваш регион

Москва

&nbps;
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 

Медицина

    В папирусе Эберса, посвященном главным образом вопросам частной патологии, описано 250 заболеваний различных органов и частей тела и 877 способов их лечения. В частности, есть подробное описание симптоматики кровотечений, слоновой болезни, заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и др. Древнеегипетские врачи умели пользоваться различными диагностическими приемами: осмотром для выявления изменений формы и окраски наружных частей тела, кожи, волос, ногтей; ощупыванием для установления отклонений положения, формы, напряжения и температуры органов брюшной и грудной полостей, конечностей и др. Древнеегипетские врачи знали стадию кризиса при острых заболеваниях, считали критическими 10-й день от начала болезни.

    В древнеегипетской М. существовала специализация врачей: были специалисты по внутренним, кожным, глазным, желудочно-кишечным («утробные врачи») болезням, по хирургии, акушерки и др. Большое внимание уделялось глистным инвазиям, О развитии зубоврачебного искусства свидетельствуют обнаруженные у мумий (3 тыс. лет до н.э.) зубы, прикрепленные к другим зубам золотой проволокой, челюсти, просверленные при операции. Античные авторы считали Египет родиной учения о кожных болезнях. В древнейших памятниках письменности приводятся описания кожных сыпей и других симптомов различных заболеваний кожи: чесотки, карбункулов, рожи, проказы и др. Древний Египет считают родиной косметики. Дошедшие до нашего времени прописи свидетельствуют, что древнеегипетские косметические средства обладали высокой стойкостью, не раздражали кожу, а в ряде случаев оказывали противовоспалительное и фотозащитное действие.

    Для лечения переломов древнеегипетские врачи применяли нечто подобное современным шинам, лонгетам и даже гипсовым повязкам (бинтовые полоски из холста погружались перед наложением в алебастр или затвердевающие смолы). Известно, что в Древнем Египте производили ампутацию конечностей, трепанацию черепа, операции на позвоночнике, органе слуха и др. Изготавливались близкие по форме к современным металлические хирургические инструменты: ланцеты, пинцеты, ножи, ножницы и т.д. При операциях использовались обезболивающие средства. Имеются указания, что в Древнем Египте была впервые применена перевязка кровоточащих сосудов. Не исключено, что врачи Древнего Египта осознавали в какой-то мере опасность инфицирования раны и пытались бороться с воспалительными явлениями, прикладывая к ране листья ивы.

    О знаниях древних египтян в области акушерства и гинекологии свидетельствует папирус из Кахуна (2200—2100 или 1850 гг. до н.э.). В нем описаны признаки маточных кровотечений и лечебные меры при них, а также при нарушениях менструального цикла, некоторых воспалительных заболеваниях женской половой сферы и молочных желез. Наряду с ошибочными представлениями (например, египтяне считали, что матка открывается вверх) в медицинских папирусах содержалось немало рациональных рекомендаций. Например, в качестве противозачаточного средства рекомендовалось вводить во влагалище листья акации (в настоящее время выяснено, что акация содержит вид камеди, которая при растворении образует молочную кислоту). Для установления беременности проводилась проба, выявлявшая ускорение прорастания пшеницы и ячменя под влиянием мочи беременной женщины. Именно этот прием под названием «проба Мангера» был предложен для диагностики ранних сроков беременности в начале 20 в.

    В Египте издревле имелись акушерки, принимавшие роды на дому. Египтянки рожали сидя. Примитивный родильный стульчик сооружался из кирпичей, сложенных таким образом, чтобы между бедрами женщины и полом было достаточное пространство для выхода ребенка. Проводилась обработка новорожденного: его обмывали, отрезали пуповину и клали на ложе из кирпичей. Предположение о том, что египтянам была известна операция кесарева сечения, не находит подтверждения у современных исследователей, однако несомненно, что египтяне умели извлекать плод из утробы умершей матери. Имеются сведения о применении обезболивающих средств при родах.

    Употреблявшийся в Древнем Египте арсенал лекарственных средств был чрезвычайно разнообразен; многие из них продолжают применяться до настоящего времени. В папирусе Эберса упоминаются препараты из мака, можжевельника, граната, акации, льняного семени, укропа, тмина, чеснока, сельдерея, ромашки, полыни, тамариска, камыша, лотоса и др., а также такие вещества растительного происхождения, как уксус, вино, дрожжи («ил пива»), скипидар, мирра (смола аравийского мирта), касторовое масло, кедровое масло, белена, стрихнин. Из минеральных веществ в лечебных целях использовались сера, селитра, купорос, различные соли и кислоты, соединения сурьмы, малахит, ярь-медянка, микродозы меди («удар медного молотка»), алебастровый порошок, уголь в виде «сажи со стен над очагом», мемфисский камень, квасцы, поваренная соль и др. Из средств животного происхождения применялись женское молоко и молоко коз, бычья и рыбья желчь, мед, жиры, мозг, печень, кровь различных животных и др. Кроме лекарственных средств местного происхождения египтяне пользовались средствами, привозимыми из Китая, Индии,Центральной и Южной Африки. Сохранились списки привозных лекарственных средств, служивших объектом международной торговли.

    Были распространены разнообразные лекарственные формы: припарки, примочки, пластыри, мази, отвары, пилюли. При этом пилюли для женщин приготовлялись с добавлением меда, для мужчин — без меда. Применялись лекарства сложного состава, иногда включавшие до 30 компонентов; предписывалось употребление «утром», «вечером» и т.д.

    В городах существовали учреждения для хранения и продажи лекарственных средств. Такие городские аптеки-склады имели вид круглых, наполовину находившихся в земле колодцеобразных помещений, в которые по радиусам вели длинные узкие ходы. Для хранения лекарств служили углубления, выдолбленные в стенах наподобие ячеек.

    Образ жизни египтян, по свидетельству Диодора, был так целесообразно урегулирован, что можно было видеть в нем не плод законодательного творчества, но работу дельного врача. сумевшего разработать его согласно правилам науки о здоровье. Действительно, в образе жизни и гигиенических предписаниях, которыми руководствовались древние египтяне, было много рационального. Так, рекомендовалось рано вставать, ежедневно заниматься гимнастикой и обтирать тело прохладной водой. Поощрялись занятия спортом (греблей, плаванием, нырянием, стрельбой из лука, метанием копья); гимнастика и некоторые виды спорта входили в число обязательных занятий во всех древнеегипетских школах. Предметом особого внимания были забота о чистоте тела и уход за кожей. Законодательством регламентировались правила погребения умерших, надзор за качеством продаваемых пищевых продуктов (в частности, осмотр мяса).

    Уделялось внимание и санитарному благоустройству городов; в кварталах знати имелись водопроводы, канализация, бассейн и др. Еще в додинастический период была осушена огромная площадь нильской дельты. В эпоху Древнего и Среднего царств вся страна покрылась сетью дренажных канав. Осушение осуществлялось также путем насаждения деревьев с мощной влаговсасывающей корневой системой.

    Древнеегипетская М. оказала большое влияние на развитие М. других народов. Так, известно, что в Древнем Иране большим авторитетом пользовались египетские врачи и египетская медицинская литература. Некоторые общепатологические положения (в частности, учение о пневме), приемы диагностики, консервативного лечения были заимствованы и развиты античными врачами, а затем врачами Византии, стран Арабского халифата. Средней Азии, а также Западной Европы периода раннего средневековья.

    Медицина в Месопотамии. Междуречье Тигра и Евфрата, или Месопотамию (как называли эту территорию древние греки), наряду с Египтом считают колыбелью земледельческой культуры. Приблизительно с 5 тысячелетия до н.э. юг Месопотамии населяли шумеры; не позднее 4 тысячелетия до н.э. на севере Месопотамии жили субареи и хурриты — племена, антропологически близкие древнейшему населению Армении, в частности урартам. Не позднее 3 тысячелетия до н.э. началось усиленное проникновение в Месопотамию кочевых семитских племен (аккадцев, ассирийцев и др.), которые к концу 3 — в первой половине 2 тысячелетия до н.э. добились на этой территории полного преобладания. В первой половине 2 тысячелетия до н.э. в результате смешения шумеры и аккадцы слились в единую этническую группу (аккадский народ); субареи и хурриты, по-видимому, смешались с семитскими племенами ассирийцев.

    Хотя шумеры не являлись коренным населением Месопотамии, с их деятельностью связывают возникновение и развитие здесь первых земледельческих цивилизаций. Шумерам принадлежит создание ирригационных сооружений на юге Месопотамии, превративших ее в край исключительного плодородия, внедрение земледельческих орудий, гончарного круга, колесного транспорта и др., строительство первых городов на искусственных холмах. Шумерами была изобретена клиновидная письменность (около 3000 лет до н.э.), шумерские мифы составили сюжетную основу фольклора и литературы многих народов, в частности библейских сказаний. Кочевые семитские племена, находившиеся ко времени проникновения в Месопотамию на значительно более низком уровне материальной и духовной культуры, восприняли культурные традиции шумеров, хурритов и субареев и в дальнейшем развили их.

    Материальная культура народов Древнего Междуречья достигла сравнительно высокого уровня. В начале 3 тысячелетия до н.э. окончательно вышли из употребления каменные орудия, в середине 3 тысячелетия до н.э. начала развиваться металлургия: были известны литье, ковка, чеканка. Интенсивно велось строительство, основным материалом для которого служил, как правило, необожженный кирпич. Во 2 тысячелетии до н.э. были введены медные панцири, осадные орудия, строились каменные и наплавные мосты. В 1 тысячелетии до н.э. в Ассирии и Вавилоне появились железные орудия, в ремесле стали использовать алмазное сверло. На рубеже 2 и 1 тысячелетий до н.э. для орошения были созданы водоподъемные колесо и «бесконечная» веревка с кожаными ведрами.

    К концу 3 тысячелетия до н.э. сформировались шумеровавилонская математика. Шумеры изобрели шестидесятиричную систему счета, на основе которой были составлены таблицы исчисления квадратов и кубов чисел, а также их квадратных и кубических корней и др. Вавилоняне знали «теорему Пифагора», определяли объем различного рода пространственных тел, широко практиковали черчение планов, создали систему мер и весов, применявшуюся повсеместно в Передней Азии. Шумеровавилонская математика была воспринята древними греками, а отдельные ее элементы (деление часа на 60 мин, минуты на 60 с, круга — на 360 радусов) сохранились до нашего времени.

    Значительные успехи были достигнуты в области астрономии: из массы звезд стали выделять планеты и начали наблюдение за их движением. не позднее 17—16 вв. до н.э. был принят единый (вавилонский) лунный календарь, в Вавилоне была введена семидневная неделя. В Месопотамии зародились и астрологические представления, оказавшие влияние на общепатологические взгляды вавилонских, ассирийских и особенно халдейских врачей.

    Средоточием научных занятий и обучения в Месопотамии до середины 2 тысячелетия до н.э. стали светские школы-академии, служившие главным образом для подготовки писцов, позднее — храмовые школы, подготовка врачей осуществлялась исключительно в школах при храмах.

    Практическая потребность способствовала накоплению определенных знаний в области филологии. Так, в связи с тем, что шумерский язык выходил из живого употребления, а бытовым языком стал аккадский, создавались пособия для изучения шумерского языка (списки слов и специальных терминов, в т.ч. ботанических, зоологических, медицинских и др.). В начале 2 тысячелетия до н.э. появились шумероаккадские общие и терминологические словари. Склонность к систематизации знаний и словарному творчеству отчасти проявилась и в медицинской деятельности. Так, при раскопках Ниппура были обнаружены клинописные тексты (на глиняных табличках), представляющие собой своеобразный справочник, содержащий перечень лекарственных средств, а также сведения о способах их приготовления и применения. Эта самая древняя «фармакопея» написана на шумерском языке не позднее второй половины 3 тысячелетия до н.э. Известны также попытки группировать заболевания; месопотамские «номенклатуры болезней» строились на основе общности клинических проявлений заболеваний или вызывающих их причин. В особую группу выделялись тифоидные болезни, или болезни от ветров, и болезни нервно-душевные. Большую группу составляли болезни половой сферы. Упоминаются болезни от укусов ядовитых змей, заболевания, похожие на трахому, трофические язвы. слоновость, разные формы проказы.

    Источники, по которым изучают медицину Месопотамии, разнообразны, некоторые восходят к 4 тысячелетию до н.э. Особую ценность имеют глиняные плитки из библиотеки Ашшурбанипала (668—631 гг. до н.э.) в Ниневии, глиняные таблицы, открытые в Ниппуре, таблицы хозяйственного значения, извлеченные из архивов дворца Мари (2 тыс. лет до н.э.). Важнейшим из памятников является кодекс Хаммурапи — клинопись на базальтовом камне (18 в. до н.э.).

    Большое значение в жизнедеятельности организма придавалось астральным влияниям, а также циркулирующим внутри организма жидкостям, соотношению которых, по представлениям месопотамских врачей, во многом определяло состояние здоровья и болезни. Ведущая роль отводилась крови, олицетворявшей у вавилонян и ассирийцев «жизненную сущность». Они подразделяли ее на «кровь дня» (артериальная) и «кровь ночи» (венозная). Процессы, происходящие в организме, сравнивались с событиями в окружающей природе: наполнение тела кровью — с увлажнением земли реками, теплота организма — с воздействием солнца на прорастание хлебов, дыхание — с ветрами и т.п. Существо болезни, ее причина и особенно прогноз определялись не столько в связи с установлением диагноза, сколько на основе астрологических данных и гаданий на внутренностях жертвенных животных. Кроме влияния звездной эманации в качестве причины болезни предполагалось вселение демонов, которые подстерегали человека на каждом шагу. Характерно, что все эти мистические представления уживались с вполне рациональными взглядами на причины отдельных заболеваний. Например, вавилоняне и ассирийцы знали о связи вспышек инфекционных болезней с эпизоотиями.

    Терапия представляла собой смесь магических и мистических действий с рациональными приемами. Причем магическому началу месопотамские врачи придавали большее значение, чем врачи Древнего Египта. Для отпугивания демона, вызвавшего болезнь, широко использовали амулеты, талисманы, идолы добрых духов, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища больного. Помимо молитв и заклинаний применялись также и ритуальные действия. Так, лечение (прием лекарственного средства и т.п.) нередко сопровождалось такими ритуальными действиями, как разматывание клубка шерсти, рассыпание и сбор в кучку зерен, сковывание больного и освобождение его от оков. Большую роль в назначении лечения играли положение светил и сопоставление его с данными специального астрологического календаря; определялись счастливые и несчастливые дни начала лечения, операции, родов. Вместе с тем шумерская и вавилоноассирийская М. располагала большим арсеналом лекарственных средств (различные лекарственные растения, масла, нефть и т.д.); при болезнях половой сферы применяли серебро, в глазной практике — свинец. Лекарства использовали в виде растворов, отваров, микстур, мазей, паст. Назначали втирания, компрессы, лекарственные ванны, клизмы, кровососные банки, кровопускания, массаж. Наиболее распространенными средствами были вода и масла. Лекарства применялись натощак или во время еды. Имелась и специальная посуда для приема лекарств, например поильники с решетчатой перегородкой для задержания твердых взвесей.

    Диагностика, по-видимому, носила более рациональный характер, чем терапия и прогностика. Во всяком случае, в медицинских источниках содержится описание различных симптомов и весьма тонких диагностических наблюдений. Особое значение придавалось состоянию рта, носа, губ, длине и расположению волос на голове, особенностям движений и положению тела в покое, крикам, судорожным состояниям, различным проявлениям половой жизни. Визуально исследовали кровь, мочу, молоко кормящих женщин. Известно о существовании своеобразного диагностическою справочника, который по своему характеру напоминал современные ботанические и зоологические определители.

    Дифференциация специальностей наметилась в месопотамской М. еще в самые ранние периоды существования врачевания. «Медицина ножа» олицетворяла хирургию, «травная медицина» — главным образом внутренние болезни. Врачи — представители высшего жреческого сословия — занимали привилегированное положение. Врачи из вольноотпущенников и рабов не допускались во врачебно-жреческую корпорацию. «Непосвященный да не прочтет» — такой запретительной формулой нередко снабжались начальные тексты глиняных медицинских табличек. Медицинская часть кодекса Хаммурапи, регламентирующая правовое положение врача, плату за лечение, наказание за врачебные ошибки, относилась главным образом к врачам-хирургам из рабов. По жестоким законам того времени кодекс сулил расправу неудачникам-хирургам — выкалывание глаз, отрезание пальцев, отсечение руки, если невылеченным пациентом оказывался господин. Хотя врачей низших сословных рангов называли иногда господами ножа, это лишь характеризовало хирурга как мастера своего дела. Операции, производившиеся «господами ножа», включали вскрытие глубоких нарывов, сращивание костей при переломах, удаление поверхностных опухолей, ампутации, трепанацию черепа. Существовала низшая категория хирургов (типа фельдшеров) — так называемые азу, т.е. «занимающийся малой хирургией». Упоминаются также зубные врачи, врачи, «помогающие при родах», ветеринары, часто глазные врачи.

 
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 
 
 

Комментарии

Проездом из Венеции  2017.08.26 10:42

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.
Дай Бог Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.

????  2017.07.26 17:43

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.

Аврора  2017.01.10 07:23

Эта информация подойдет для тех, кому нужно в медицинском ВУЗе экзамены сдавать! :)

савиных м.и., новокузнецк  2007.11.04 06:08

мне, геологу, было очень полезно прочесть статью.Я два десятка лет занимаюсь мумие: создал ВФС 42-3084-98, БАД Браг-Жун, защитил канд.дисс. по рудам мумие Горного Алтая, провел типизацию руд и месторождений, занят докторской. мои работы можно обнаружить по запросу "мумие+савиных". Связаться со мной:[email protected]

Смотреть все комментарии - 4

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2020 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на [email protected]