Ваш регион

Москва

&nbps;
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 

Медицина

    Археологические материалы и памятники письменности свидетельствуют о существовании гигиенических навыков и проведении определенных санитарных и противоэпидемических мер, носивших выраженный классовый характер. Обнаруженные археологами сооружения, относящиеся к 3 тысячелетию до н.э. и к более раннему периоду, позволяют судить о благоустройстве жилищ в городах. В Мари (около г. Халеб) раскопаны кварталы города, в котором хорошо сохранились остатки тротуаров, канализации (большого вертикального коллектора). Система водостоков уходила на глубину до 12 М. В одном из богатых домов обнаружены ванные комнаты, уборные, пол в жилом помещении был покрыт слоем гипса. Из хозяйственных построек санитарного назначения заслуживают внимания кухни, сыроварни, погреба, кладовые для хранения запасов пищи.

    Жилища в беднейших кварталах размещались скученно. Люди ютились в крошечных домах из сырцового кирпича с плоскими крышами и глухими стенами; такое жилье освещалось через дверные проемы со двора. Вся утварь состояла из глиняной посуды. Пища была крайне скудной и сводилась к бобам, чесноку, ячменным лепешкам. Условия, в которых жили рабы, были еще более тяжелыми. В документах рабы часто именуются людьми, «глаза не имеющими». Их содержали в особых казармах («домах узника»). Отдыхом для рабынь служили лишь дни менструации, когда женщина считалась нечистой. В гробах погребали только людей обеспеченных, неимущих опускали непосредственно в землю, покрывая сверху просмоленными циновками.

    Для борьбы с заразными болезнями применяли сжигание вещей больных и умерших, изоляцию больных вне черты населенных пунктов, закрытие границ государства; последняя мера отрицательно сказывалась на торговле, вызывала смуты, народные восстания. По светилам определяли порядок и маршруты эвакуации здоровых людей в благополучные районы. Существовали способы угадывания по цвету воды в каналах и реках степени вредности ее для человека и животных, что позволяло предупреждать эпидемии желудочно-кишечных заболеваний. Содержание прокаженных в населенных пунктах регламентировалось правилами, записанными в кодексе Хаммурапи. Бешеных собак, свиней сажали на цепь во дворе владельца, а затем убивали; контроль за этим возлагался на всех жителей населенного пункта.

    Месопотамская М., как ее мистическая сторона, так и рациональная, оказала существенное влияние на развитие медицины Сирии, Иудеи, Финикии, Ирана, Греции.

    Медицина в Древнем Иране. Древнейшие следы заселения территории Ирана относятся к мустьерскому времени. В 7—5 тысячелетии до н.э. в отдельных районах началось возделывание зерновых культур, в 4—3 тысячелетии до н.э. появились первые поселения оседлых земледельцев и скотоводов.

    В течение 2 тысячелетия до н.э. на территорию Ирана стали проникать индоевропейские племена ариев, язык которых в 1 тысячелетии до н.э. стал преобладающим. К 7 в. до н.э. западные районы Ирана входили в состав Ассирийской державы. В 673—672 гг. до н.э. в северозападной части Иранского нагорья возникло государство Мидия. В 616—605 гг. до н.э. Мидия в коалиции с Вавилонией разгромила Ассирийскую державу. С этого времени началось возвышение Мидийского государства, занявшего большую часть территории Ирана, а также часть территории современных Армении, Грузии и Азербайджана. В 550 г. до н.э. власть на территории Ирана перешла в руки персидской династии Ахеменидов. К концу 6 в. до н.э. государство Ахеменидов стало крупнейшей мировой державой, простиравшейся от берегов Инда на востоке до Эгейского моря на западе и от Армении на севере до первого порога Нила на юге.

    Большое значение для изучения культуры и медицины Древнего Ирана помимо данных археологии имеет Канон Авесты — сборник гимнов и религиозных индоевропейских текстов ахеменидского и доахеменидского времени, составлявшийся в течение почти тысячелетия. Двадцатая книга этого канона «Вендидат» содержит некоторые данные о древнеиранской медицине. Интерес представляет и сборник поучительных рассказов «Калила и Димна», который по легенде был записан молодым врачом-иранцем Барзавенхом в эпоху Сасанидов (династия иранских шахов, существовавшая в 224—651 г. н.э.) в Индии. Сборник содержит большие число афоризмов о народной М., врачах, болезнях, способах их лечения и предупреждения. Геродот, Плиний Старший и другие античные авторы в своих трудах приводят сведения о медицинской организации в сухопутной армии и на оплоте, созданной при Ахеменидах.

    Вопрос о религиозных представлениях народов Древнего Ирана остается решенным не до конца. Большинство исследователей полагают, что примерно до 43 вв. до н.э. единых религиозных представлений у народов Древнего Ирана не было и ведущая роль принадлежала местным культам. С конца 7 в. до н.э. началась проповедь нового религиозно-философского учения — зороастризма (по имени основателя Заратуштры, греческое Зороастр: жил в 7—6 вв. до н.э.: по другим источникам — в 12—10 вв. до н.э.). Начиная с 3 в. до н.э. зороастризм стал единой религией народа Ирана, провозгласившей веру в верховное божество Ахурамазду (Ормазд). Ахурамазда — творец мира, единственный всемогущий бог добра, олицетворяющий свет, жизнь и правду. Ему противостоит верховное божество зла Ангро-Майнью (Ахриман), который олицетворяет мрак, смерть, болезнь. Человек создан Ахурамаздой, но свободен в выборе между добром и злом, а потому доступен воздействию духов зла. Он должен бороться против зла с помощью благих мыслей, благих слов и благих дел (триада зороастрийской этики). При этом аскетизм отвергался как фактор, ослабляющий тело человека и способствующий победе злых духов. Бытие мыслилось как постоянная борьба двух начал. Этика зороастризма, включавшая идею зависимости миропорядка творчества и справедливости в мировой борьбе добра и зла от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе на стороне добра, а также отказ от непротивления злу и нирваны, стремление к самосовершенствованию, наложила печать своеобразия на культуру иранских народов. оказала большое воздействие на иранскую медицину

    Древние иранцы создали одну из первых натурфилософских систем: представление о зависимости существования человека от четырех стихий — солнца, земли, воды и воздуха и четырех влаг организма — алой, черной, белой крови и желчи. Причем соки организма находятся то в состоянии борьбы, то поддерживают друг друга, что и дает начало здоровью или болезни. Важное место в общебиологических представлениях древних иранцев имело учение о свете, который они подразделяли на видимый и невидимый. Видимый свет ощутим, он исходит в природе от Солнца и огня. Однако более важную роль в жизнедеятельности играет невидимый свет. Он не ощутим, исходит от растительных и животных организмов и дает тепло организму. Если организм обладает способностью получать достаточное количество такого света, то в нем образуется тепло и человек уравновешен и здоров («добрый»). Если же человек поглощает мало света, то он близок к злу и становится во всех отношениях «нехорошим». Центром распределения тепла считали желудок. Важная роль отводилась также печени, которая, по мнению древних иранцев, была местопребыванием страстей.

    Изучение Авесты показывает, что ее создатели имели некоторые, хотя и весьма скудные. представления о строении и функциях человеческого тела. Различали три вида сосудов человека: несущие черную кровь (болезнь), несущие алую кровь (здоровье), сосуды без крови (очевидно, нервные стволы), от которых зависит вся жизнь.

    Общей причиной любой болезни считали либо козни бога тьмы Ахримана (степень тяжести болезни зависела от степени греховности человека и озлобления), либо гнев бога добра Ахурамазды, если человек ушел «от добра к злу». Сама болезнь являлась нарушением равновесия между органами. Как козни Ахримана, так и гнев Ахурамазды реализовывались через конкретные причины, которые нарушали соотношения между соками организма или способность получать достаточное количество невидимого света. Среди этих причин возникновения заболеваний на первом месте стояло переохлаждение, затем невоздержанность в пище или недоброкачественность пищи, недоедание, злоупотребление работой, отдыхом, половой жизнью, нравственное падение — грех и, наконец, гнев Ахримана, передаваемый через ядовитых животных, насекомых и червей, а также посредством теплого и холодного воздуха. В происхождении болезней и их лечении существенная роль уделялась психике: гнев подавляет аппетит, а радость его возвращает, «глубокая дума» ведет к психическим расстройствам.

    Врач в Древнем Иране был окружен ореолом совершенства и мудрости. М. учились долго, главным образом по книгам. Книги носили компилятивный характер, усиленно переписывались, покупались за границей, передавались из поколения в поколение; высоко ценились египетская медицинская литература и египетские врачи. В Авесте отражено положение врача в Иране. За лечение он получал плату, размер которой зависел от социального положения и материального достатка пациента. М. определялась как искусство сохранять тело в здоровом состоянии.

    Поэтому важное место отводилось предупреждению болезней: «Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя». Далее следовали многочисленные рациональные предписания гигиенического характера: содержание в чистоте тела, одежды, дома, домашних животных, уничтожение всего гниющего, очищение одежды и предметов, находившихся в соприкосновении с больными и трупами. Рациональные элементы содержались и в предписаниях о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, в запрещении пить опьяняющие напитки и др. Учение о врачебной этике соответствовало этике зороастризма и было пронизано гуманизмом. Знание врачом приобретается только для пользы другим; он обязан использовать любую возможность для самосовершенствования. Врач должен быть вежливым, ласковым в обращении, деликатным в беседе, не поверять врачебной тайны даже самым близким друзьям.

    Анализ текстов Авесты показывает, что древнеиранские врачи в практической деятельности пользовались главным образом рациональными приемами. В диагностике большое место занимали осмотр внешнего облика больного, исследование мочи и пульса. Признание недуга самим больным и откровенность пациента в беседе с врачом считались важным условием успешного лечения.

    Среди представителей отдельных отраслей медицинского знания различались врачи зубные, глазные, по родовспоможению, болезням половой сферы, а также врачи, «знающие способы лечения душевных болезней». Однако, считалось, что излечение человека, у которого «погибла душа», невозможно, как и воскрешение мертвого. Была развита хирургия, или «медицина ножа». Насколько ответственной считалась хирургическая операция, показывает правило присуждения врачу права самостоятельно пользоваться приемами хирургии лишь после того, как он не менее трех раз совершит «резание» больного с благоприятным исходом. Существовал богатый арсенал хирургических инструментов. При сшивании ран широко использовались жилы животных. Применялись средства для обезболивания — вино, опий, гашиш в виде жидкостей или порошков, вдувавшихся больному мехом per rectum. В Авесте содержится подробное описание раневого шока и мер против его развития — согревание тела, покой, обильное питье.

    В Авесте приводится обширный перечень болезней и их симптомов. Чаще всего упоминаются лихорадки: среди них первое место занимает малярия, осенью протекавшая в коматозной форме. Об оспе часто говорится в связи со слепотой, возникшей в результате этого заболевания, которую отличали от сумеречной слепоты (амблиопии). Типичной болезнью для низменностей страны считалась слоновость. Описываемые гнойные артриты, «проказа заднего прохода» (геморрой), трофические язвы голени подлежали хирургическому лечению.

    Лекарственные средства были разнообразны. При кожных заболеваниях употребляли соль, киноварь, серу; сурьму использовали как косметическое средство и лекарство при заболеваниях глаз; свинцом лечили раны; мускус, амбру, бобровую струю назначали в качестве тонизирующих средств. Из животных средств чаще всего использовали печень, желчь, жир, мед, воск. Змеиный яд применяли как с лечебной, так и с профилактической целью. В большом ходу были местные виды лекарственных растений: финики, айва, орехи, оливковое, кунжутное масло. Из привозных средств как лекарство от различных кожных заболеваний славился сандал. Широко применялась камфора. В городах имелись специальные сады, где разводили многие ароматические растения, например базилик. При дворцах вельмож существовали помещения для хранения лекарств. Врачи жреческого сословия имели собственные кладовые, откуда лекарства выдавались больным специальными хранителями по предписаниям врачей.

    Древнеиранские врачи, по-видимому, одни из первых начали проявлять интерес к профессиональным вредностям. Так, в литературе первых веков нашей эры часто приводятся описания вредностей в работе кузнеца, ходящего в черной одежде, крестьянина-земледельца, при посадке риса погружающего ноги и руки в болотную жижу, говорится, что каменотесы чаще болеют заболеваниями органов дыхания, а у дубильщиков кожи и скорняков появляются язвы и опухоли на ногах и под мышками.

    Большое внимание уделялось борьбе с насекомыми и грызунами. Так, для борьбы с крысами, мышами существовал обычай одомашнивания ихневмонов (чаще мангустов). В Авесте содержатся некоторые рекомендации противоэпидемического характера. В частности, в целях предупреждения распространения особо опасных инфекций (чума) предлагалось окуривать ароматическими веществами поселения, зачумленные дома, вещи умерших. Упорная борьба велась против бешенства. Переносчиками его были преимущественно собаки, как охотничьи, так и овчарки, необходимые для охраны стад. Канон Авесты рекомендовал ветеринарам лечить животных такими же лекарствами, как и богатых людей. Из-за частых войн и походов были значительно распространены венерические болезни, и борьба с ними составляла государственную задачу. Воины предупреждались об опасности случайных половых связей с женщинами: «Мало кто, стремясь к женщинам, не покрывается срамом» (болезнью).

    В 330 г. до н.э. держава Ахеменидов была завоевана Александром Македонским, после смерти которого Иран вошел в состав государства Селевкидов (312—64 гг. до н.э.) и Парфянского царства (250 г. до н.э. — 224 г. н.э.). В этот период иранская культура, и в частности иранская М., развивалась в русле эллинистической традиции на основе синтеза приобретений главным образом иранской и древнегреческой культуры. Важную роль в этот период играли и ближневосточные влияния, особенно месопотамские. О состоянии М. этого периода, к сожалению, нет достоверных данных.

    3—7 вв. н.э. — период расцвета культуры и естественнонаучных знаний в Иране. Сохранились многочисленные труды иранских ученых по математике, астрономии, ветеринарии и медицине. Широкое распространение получила позднеантичная ученость, в частности философия неоплатонизма. Иранская М. этого периода, не утрачивая ранних приобретений, ассимилировала многие достижения античной, ближневосточной и индийской М., чему способствовала деятельность медицинской школы (академии) в Гундишапуре (Джундишапуре), основанной бежавшими от религиозных преследований философами и врачами несторианцами из Эдессы (489 г.) и неоплатониками из Афин (529 г.). Эта школа, продолжавшая традиции Афинской и Александрийской академий, была крупнейшим на Востоке центром философских, естественнонаучных и медицинских знаний. По данным В.А. Эбермана (1925) и Бубекара бен Яхья (1952), гундишапурские ученые перевели на персидский, сирийский (а позднее на арабский) языки труды Аристотеля, Диоскорида, Гиппократа, Галена и других выдающихся античных ученых и врачей. В своих трудах гундишапурские врачи использовали труды как античных авторов, так и иранских, индийских, китайских врачей. Т.о., по словам бен Яхья, гундишапурская школа «стала центром культурных обменов, весьма важным и соответствующим идеям греков, индийцев, сирийцев и т.п. Этот сплав античных, ближне- и средневосточных, индийских и даже китайских медицинских традиций обусловил своеобразие медицины Ирана и Средней Азии 1 тысячелетия н.э. и во многом предопределил содержание М. арабских халифатов.

    Медицина в Древней Индии. Индия — один из древнейших очагов цивилизации. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тысячелетия до н.э. (Хараппа, Мохенджо-даро), отличались высоким уровнем строительства и санитарного благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. В 3 тысячелетии до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована. Были известны плавка, ковка и литье металла. Многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди.

    Во второй половине 2 тысячелетия до н.э. началось проникновение в Индию племен так называемых ведических ариев, занимавшихся скотоводством и земледелием: у них существовала частная собственность и выделилась племенная аристократия. В первой половине 1 тысячелетия до н.э. в Северной Индии возник ряд рабовладельческих монархических государств, свободное население которых подразделялось на четыре сословия: брахманов, кшатриев, вайшиев и шуда — прообраз будущего кастового деления. Первые два сословия занимали привилегированное положение. К середине 4 в. до н.э. среди государств Северной Индии выделилась Магадха, превратившаяся в могучую рабовладельческую деспотию и завоевавшая почти всю долину р. Ганг. В 4 в. до н.э. часть долины р. Инд вошла в состав персидской державы Ахеменидов. В 4—5 вв. н.э. Магадха под властью династии Гуптов достигла наивысшего расцвета. В 2—4 вв. н.э. в Индии начали складываться феодальные отношения.

 
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 
 
 

Комментарии

Проездом из Венеции  2017.08.26 10:42

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.
Дай Бог Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.

????  2017.07.26 17:43

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.

Аврора  2017.01.10 07:23

Эта информация подойдет для тех, кому нужно в медицинском ВУЗе экзамены сдавать! :)

савиных м.и., новокузнецк  2007.11.04 06:08

мне, геологу, было очень полезно прочесть статью.Я два десятка лет занимаюсь мумие: создал ВФС 42-3084-98, БАД Браг-Жун, защитил канд.дисс. по рудам мумие Горного Алтая, провел типизацию руд и месторождений, занят докторской. мои работы можно обнаружить по запросу "мумие+савиных". Связаться со мной:[email protected]

Смотреть все комментарии - 4

Ваш комментарий

 
 

Если беспокоят суставы

Такие симптомы как дискомфорт, боль, хруст в суставах могут свидетельствовать об изменениях в их структуре. Пр...0

Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2019 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на [email protected]