Медицина
Проявлялась и забота об учете и восполнении людских ресурсов. В 1712г. на духовенство была возложена обязанность ежеквартально подавать отчет о числе родившихся и умерших лиц мужского пола. Указом 1715 г. было предписано «в Москве и других городах и при церквах, в которых пристойно при оградах сделать гофшпитали... и избрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно». В отношении нарушителей устанавливались суровые меры: «наказывать смертью тих, кои дерзнули отклонять помощь сию, прибегая к детоубийствам». Однако из-за недостатка средств решить вопрос о призрении подкидышей Петру I не удалось. Это было сделано лишь в 60-х гг. 18 в. Екатериной II, открывшей воспитательные дома в Москве (инициатор их организации И.И. Бецкой руководствовался идеей создания «третьего сословия», свободного и обученного мастерству и ремеслам).
Основным препятствием для развития медицины и медико-санитарного дела был недостаток медицинских кадров. В начале 18 в. Петром I было принято на службу около 150 иностранных врачей и лекарей. Однако удовлетворить потребность армии и населения за счет найма иностранных врачей было невозможно как по финансовым соображениям, так и в силу того, что необходимым для России количеством «лишних» врачей Европа просто не располагала. В 1706 г. по предложению находившегося на русской службе голландского врача, выпускника Лейденского университета Н.Л. Бидлоо (1670—1735) Петр I издал указ построить в Москве госпиталь и набрать «из иноземцев и из русских изо всех чинов людей... для аптекарской науки 50 человек». Строительство госпиталя и анатомического театра при нем закончилось в 1707 г. Госпитальная (медико-хирургическая) школа — первое в России учебное заведение для подготовки военных врачей — была открыта в ноябре 1707 г. Учащиеся набирались преимущественно из семинаристов, знавших латинский язык и имевших некоторую общеобразовательную и естественнонаучную подготовку. Все обучавшиеся делились на учеников и подлекарей. Точного срока обучения первоначально установлено не было; учение продолжалось 5, 7 лет и более. Обучение в русских госпитальных школах носило практический характер, проводилось в значительной мере у постели больного. Ученики и подлекари выполняли все предписания госпитальных докторов, самостоятельно проводили малые операции, несли дежурства, присутствовали на обходах. Преподавание десмургии («учреждения бандажей») осуществлялось как на фантомах, так и на больных. Операции предшествовали беседа о данном заболевании и установление показаний к ней. В анатомическом театре операции производились в виде «репетиций для натверждения учащихся», старшие ученики и подлекари оперировали лежавших в госпитале больных. Изучение «аптекарской науки», состоявшей из элементов ботаники и фармакогнозии с фармацией, проводилось на аптекарских огородах, где учащиеся знакомились с лекарственными травами и участвовали в приготовлении лекарств. Претворение в жизнь стремления дать будущим лекарям всестороннее образование встречало, однако, значительные препятствия. Ассигнования, выделявшиеся на содержание госпиталя и школы, не обеспечивали потребностей учебного процесса: в школе практически не было учебников, учащиеся пользовались так называемыми лекционами — конспектами лекций и бесед с преподавателями, которые переходили от одного поколения учащихся к другому, трупы «подлых людей» для вскрытий доставлялись нерегулярно, а при открытии школы даже не было ни одного скелета (Д.М. Российский считает, что преподавание анатомии вообще проводилось главным образом по рисункам). Только в 40-х гг. обучение в школе стало улучшаться: началось преподавание внутренних болезней с курацией больных и судебной М., появились учебники, для преподавания латинского языка был приглашен «студиоз, обязанный заниматься с учениками вседневно два часа», были введены экзамены. По образцу московской в 1733 г. открылись еще три госпитальных школы — в Петербурге при сухопутном и адмиралтейском госпиталях и в Кронштадте при адмиралтейском госпитале, в 1758 г. — при Колывано-Воскресенском горнозаводском госпитале в Барнауле. Став во главе медицинской канцелярии (1753), П.З. Кондоиди провел реформу медицинского образования: были введены семилетнее обучение, экзаменационная система, клиническое изучение больных (составление истории болезни и пр.); в программу преподавания вошли физиология, женские и детские болезни, акушерство. Стремясь к тому, чтобы преподавание М. в русских школах не отставало от европейских унтов, П.З. Кондоиди в 1761 г. добился направления для усовершенствования в университеты Европы десяти лучших выпускников, которые вскоре защитили докторские диссертации и, возвратившись в Россию, стали воспитателями новых поколений отечественных врачей. С именем П.З. Кондоиди связаны также создание в 1756 г. первой русской медицинской библиотеки, организация школ повивального искусства, по его настоянию из-за границы начали выписывать учебные пособия и иностранные медицинские журналы.
Особое значение для развития медицины и медицинского образования в России имело открытие Московского университета (1755), где уже первым уставом была предусмотрена организация медицинского факультета в составе трех кафедр: химии, натуральной истории и анатомии. Занятия на медицинском факультете начались в 1764 г. лекциями по анатомии, хирургии и «бабичьему искусству» профессора И. Эразмуса. С 1765 г. первый русский профессор-медик Московского университета С.Г. Зыбелин начал чтение курса теоретической медицины: «сначала физиологию с принадлежащей к ней семиологией и диететикой, потом патологию со своей семиологией и, наконец, общую терапию». Преподавание на медицинском факультете университета на первых порах было не на должной высоте: науки мало дифференцированы, объемы курсов невелики, не было клинического преподавания, не хватало профессоров. К концу 18 в. (1797) при Московском военном госпитале была открыта постоянная клиническая палата; тем самым клиническое преподавание было введено и в университете. Московский университет стал крупнейшим центром развития медицинской науки и медицинского образования. В 1791 г. Московскому университету было дано право присваивать степень доктора медицины. Впервые эту степень присвоили в 1794 г. Ф.И. Барсуку-Моисееву.
В 1786 г. была проведена новая реформа медицинского образования. Госпитальные (медико-хирургические) школы были отделены от госпиталей, при которых они состояли, и преобразованы в самостоятельные учреждения — медико-хирургические училища. В этих училищах теоретическое обучение было усилено за счет практического, преобладавшего в госпитальных школах. Вместе с тем основные требования (совмещать в процессе обучения объяснения с демонстрацией, теорию с практикой) соблюдались в медико-хирургических училищах неукоснительно. За время своего существования госпитальные школы и медико-хирургические училища подготовили свыше 1000 русских врачей, многие из которых стали видными деятелями отечественной науки — А.Г. Бахерахт, И.Ф. Буш, П.А. Загорский, Н.К. Карпинский, Е.О. Мухин, Д.С. Самойлович. М.М. Тереховский, А.М. Шумлянский и др.
В 1798 г. медико-хирургические училища в Петербурге и Москве были преобразованы в медико-хирургические академии — высшие военно-медицинские учебные заведения. Московская медико-хирургическая академия просуществовала недолго, Петербургская стала образцовым высшим учебным заведением, являвшимся в 19 в. наряду с Московским университетом основным центром подготовки высококвалифицированных врачебных кадров и основной базой русской медицинской науки. С каждым годом число русских лекарей, получивших образование на родине, и число русских докторов медицины неуклонно росло. В начале 19 в. (1809) во впервые составленном «Российском медицинском списке» было уже поименовано 2508 врачей. По другим (неполным) данным, в 1802 г. в России работало 1519 врачей, главным образом отечественных. К концу 18 в. число докторов М. превышало 300.
В 18 в. произошли принципиальные изменения в организации медицинской помощи населению, управлении медико-санитарным делом, в аптечном деле. В 1707 г. наряду с Аптекарским приказом была создана Канцелярия главной аптеки. Аптекарскому приказу постепенно передали управление всеми без исключения вопросами медико-санитарного характера, в т.ч. находившееся ранее в ведении Посольского приказа руководство аптечным делом. Для руководства медицинским делом в столицах были учреждены должности штадт-физиков с большими полномочиями, вплоть до права входить в Сенат с предложениями. С 1716 г. ввели должность архиатра, на которого возлагалось руководство Аптекарским приказом и Канцелярией главной аптеки. В 1721 г. был создан единый орган управления медико-санитарным делом — Медицинская канцелярия. Одной из важнейших функций Медицинской канцелярии было определение прав на врачебную практику. В соответствии с указом 1721 г. не позволялось никакому доктору или лекарю проводить вольную практику, «не подвергнувшись испытанию в медицинских науках от Медицинской канцелярии». При этом выпускники русских медицинских учебных заведений после получения аттестата об окончании дополнительным испытаниям не подвергались. В 1763 г. должность архиатра была упразднена, а Медицинская канцелярия преобразована в Медицинскую коллегию, во главе с президентом — не врачом. Медицинская коллегия была разделена на два департамента. Присутствие коллегии состояло из 6 членов медицинского звания под председательством президента. Коллегия имела отделение в Москве — «контору» в составе 2 чиновников во главе со штадт-физиком. Указом Анны Иоанновны (1737) магистратам ряда городов, прежде всего близлежавших к столицам (Псков, Тверь, Новгород, Ярославль и др.), было предписано за счет средств городской казны содержать городовых врачей; к 1756 г. городовые врачи имелись в 26 городах, вместо 56 определенных по указу. В 1775 г. произошла реформа гражданского управления, были созданы новые губернские учреждения, в т.ч. приказы общественного призрения, которым вменялось в обязанность устраивать сиротские дома, больницы, аптеки и богадельни. За время своего существования (1775—1865) приказы открыли 519 больниц на 17,4 тыс. коек. Одновременно с приказами были учреждены должности уездных лекарей, а с 1797 г. — врачебные управы. Т.о., во второй половине 18 в. началась децентрализация управления медико-санитарным делом. Попытка возложить строительство гражданских больниц на церковь (Духовный регламент 1721 г. предписывал монастырям «построити странноприимницы и лазареты и в них собрать престарелых и здравия лишенных») не дала ощутимых результатов. Хотя указом 1722 г. и повелевалось «старых отсылать для определения в гофшпиталь в Синод», кроме построенных до этого времени 10 госпиталей и около 500 лазаретов новых лечебных учреждений при жизни Петра I не открывалось. Некоторое оживление больничного строительства началось лишь во второй половине 18 в. В 1751 г. был открыт госпиталь в Сибири — на рудниках в Колывани, в 1788 г. — в Елизаветграде, в 1763 и 1776 гг. — две крупные больницы в Москве — Павловская (ныне Городская клиническая больница № 4) и Старо-Екатерининская (ныне Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского): в 1779 г. — в Петербурге — Обуховская больница (на местах строились больницы приказов общественного призрения). К 18 в. относится и начало строительства в России специальных учреждений для призрения психически больных. Еще по указу, изданному Петром I (1722), таких больных предлагалось помещать не в монастыри, а в специальные госпитали. Первые психиатрические больницы и отделения были открыты в 1776—1779 гг. в Новгороде, Риге, Москве и Петербурге. На базе этих больниц зарождалась в первой половине 19 в. отечественная психиатрия. Передовым для своего времени было установленное Генеральным регламентом о госпиталях (1735) требование обязательного вскрытия умерших в госпиталях.
В 1701 г. в России была введена так называемая аптечная монополия — за изготовлением и торговлей лекарствами устанавливался государственный контроль, торговля лекарствами в «зелейных рядах», лавках знахарей и других местах запрещалась. Вместе с тем наряду с организацией государственных аптек разрешалось открытие под наблюдением Аптекарского приказа частных («вольных») аптек. В 1789 г. был принят единый аптекарский устав и введена единая аптекарская такса, ограничившая возможность владельцев частных аптек произвольно устанавливать цены на лекарства. К концу 18 в. в России имелось около 100 аптек. Стремясь уменьшить закупки лекарственных средств за границей, Медицинская канцелярия выступила с предложением начать изучение отечественных лекарственных растений. Во все губернии был разослан указ об оказании содействия этому начинанию. Однако настоящее изучение лекарственных ресурсов началось позже экспедициями Академии наук. В частности, большой материал о лекарственных ресурсах был собран И.И. Лепехиным, С.Г. Гмелиным и Н.Я. Озерецковским во время академической экспедиции 1768—1774 гг. Важным начинанием периода петровских реформ было открытие в Петербурге мастерской по ремонту и изготовлению хирургических инструментов, положившей начало отечественной медико-инструментальной промышленности. Впервые были предприняты меры по изысканию и изучению источников минеральных вод. Так, в 1717 г. «на Терек для исследования тамошних теплых вод» был командирован московский штадт-физик Г. Шобер (1670—1739); ему принадлежит первое описание кислых вод на Кавказе. В 1718 г. были описаны марциальные (железистые) воды в Кончезерске Олонецкого края, а в 1719 г. царским указом утверждены «дохтурские правила» и пользовании ими. Дальнейшее изучение бальнеологических ресурсов страны осуществлялось уже в начале 19 в.
Академия наук до открытия Московского университета фактически была единственной научной организацией в стране. Первым президентом Академии наук (1725—1733) стал бывший лейб-медик Петра I, один из авторов проекта о ее создании Л.Л. Блюментрост. Петербургская академия наук первоначально состояла из трех отделений — «классов», из которых второй класс («физический») включал и М., точнее анатомию с физиологией и химию. На первых порах в состав Академии входили приглашенные из-за границы академики, среди которых были крупные ученые. М. была представлена Д. Бернулли (1700—1782). И. Вейтбрехтом (1702—1747), И. Дювернуа (1691—1759) и др. Вскоре появились талантливые русские академики — естествоиспытатели и врачи, прежде всего М.В. Ломоносов, а за ним С.П. Крашенинников (1711—1755), С.Я. Румовский (1734—1812), А.П. Протасов (1724—1796), В.Ф. Зуев (1754—1794), И.И. Лепехин (1740—1802) и др. Из Академии наук в первые же годы ее существования вышел ряд оригинальных работ, главным образом по анатомии и физиологии. С конца 60-х гг. в Академии работал один из основоположников эмбриологии К.Ф. Вольф. Исключительное значение для развития медицины имели работы М.В. Ломоносова. В его произведениях есть интересные мысли по вопросам физиологии, в частности органов чувств, микроскопии и электротерапии, гигиены, действия климата и питания на здоровье населения. Чрезвычайно большое внимание М.В. Ломоносов уделял насущным для той эпохи вопросам медицинского дела, и в частности вопросам снижения смертности, увеличения продолжительности жизни и естественного прироста населения. «Великое множество людей, — писал он, — впадает в разные болезни, о излечении коих весьма мало есть учреждений. Требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных лекарствами, чего нет и сотой доли... От такого непризрения многие, коим бы ожить, умирают». М.В. Ломоносов резко осуждал многие обычаи и церковные обряды, приносящие вред здоровью, настаивал на издании доступной литературы для повивальных бабок, указывал пути увеличения числа подготовляемых врачей и т.п. Он тесно связывал М. с естествознанием, в частности с физикой и химией; его труды, лекции по физике и химии, слушателями которых были и врачи, воспитывали материалистическое мировоззрение, М.В. Ломоносов подчеркивал опытный характер «натуральной науки», к которой принадлежит и М., настаивал на необходимости проверять все теории и рассуждения опытом.
Вслед за М.В. Ломоносовым передовые русские врачи настойчиво подчеркивали значение опыта, наблюдения, изучения природы как первоосновы науки. Не отказываясь от термина «душа», русские врачи 18 в. отводили ей гораздо более скромное место, чем это делали их современники в Западной Европе. Они утверждали, что человеческое тело повинуется «уставам естества», а не велениям «души». Даже сновидения и психические явления русские врачи стремились объяснить «из естественных оснований». Вслед за М.В. Ломоносовым они подчеркивали связь М. с естествознанием в целом, в частности с физикой и химией. Большое внимание уделялось анатомии. Много сделал для развития отечественной анатомии ученик М.В. Ломоносова А.П. Протасов. Талантливый врач К.И. Щепин (родился в 1728 г.) впервые начал преподавание хирургии на русском языке. Хирургию он тесно связывал с анатомией и физиологией — подход, который в 19 в. был развит Н.И. Пироговым. Большой интерес представляла диссертация А.М. Шумлянского «О строении почек» (1782) — по существу первая работа по гистологии почек. Лишь в 19 в. исследования А.М. Шумлянского были повторены другими учеными, и описанные им элементы нефрона получили названия боуменова капсула и петля Генле. Именно в трудах анатомов и хирургов 18 в. следует искать истоки крупных отечественных анатомических и «анатомо-хирургических» школ первой половины 19в. — П.А. Загорского, И.Ф. Буша, Е.О. Мухина, И.В. Буяльского и др. Одним из существенных препятствий на пути прироста населения наряду с эпидемиями и войнами были мертворождаемость и высокая детская смертность. Поэтому для России первостепенное значение имели вопросы акушерства и гигиены раннего возраста. Много сделал для улучшения родовспоможения в России как педагог и врач Н.М. Амбодик-Максимович. Задаче подготовки образованных акушерок посвящен основной труд Н.М. Амбодик-Максимовича «Искусство повивания, или Наука о бабьичьем деле» (1784—1786), состоящий из 6 частей. Этот труд содержит обширные сведения по анатомии и физиологии женской половой сферы, об акушерских пособиях и операциях, о послеродовых болезнях и, наконец, об уходе за младенцами и о болезнях детей раннего возраста. Н.М. Амбодик-Максимович считал необходимым гармоническое сочетание физического и нравственного воспитания детей. Он настаивал на необходимости грудного вскармливания, свободы движений младенцев, рекомендовал «заблаговременно приучать детей к холоду и ко всем воздушным переменам» и часто выносить их на воздух, при обучении детей строго учитывать их возрастные особенности. Эти же принципы ухода и воспитания детей развивал и профессор Московского университета С.Г. Зыбелин.
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий