Медицина
Однако реакции не удалось подавить свободомыслия. Выразителями наиболее передовых идей в первой четверти 19 в. были декабристы. Помимо основных политических целей, они предусматривали и ряд преобразований в области охраны здоровья населения. например, предлагалось иметь в каждой волости разъездного врача, больницу, воспитательный дом с отделением для рожениц и богадельню для престарелых и калек. Эти учреждения должны были обслуживать крестьян бесплатно, за общественный счет. В среде декабристов было три врача (А.П. Богородицкий, Ф.Б. Вольф и Н.Г. Смирнов), однако уставом Союза благоденствия каждому его члену вменялись в обязанность изучение М., пропаганда санитарно-гигиенических знаний. В годы каторги, ссылки и поселения в Сибири, на Урале, в Казахстане декабристы развернули обширную практическую медицинскую деятельность.
В естественных науках предпринимались первые попытки философских обобщений и осмысления явлений природы. Интерес передовых русских естествоиспытателей к теории познания во многом определялся борьбой с эмпиризмом. В противовес эмпиризму создавались различные натурфилософские системы, главным образом на основе философских концепций Ф. Шеллинга (1775—1854). Шеллингианские тенденции в русском естествознании проявились, в частности, в творчестве Д.М. Велланского. Считая основным назначением естествознания «истинное познание натуры», Д.М. Велланский выступал против косности, рутины и грубого эмпиризма, в защиту высокого авторитета науки, развивал представления о единстве и взаимосвязи явлений природы, органического и неорганического мира. Вместе с тем, будучи убежденным сторонником философии Шеллинга, он утверждал, что основным методом познания служит «внутреннее убеждение духа», что опыт и эксперимент отражают лишь внешнее в явлении, но не в состоянии выявить его сущность, поскольку природа — «проявление абсолютного универса», в ее основе лежит «невидимая и неощутительная сущность». Столь же умозрительно Д.М. Велланский подходил и к пониманию болезни, придавая большое значение явлениям магнетизма и теории полярности.
Передовые естествоиспытатели выступали с критикой и эмпиризма, и умозрительных систем, отстаивая и развивая материалистические традиции русского естествознания. Эти тенденции составили основу творчества И.Е. Дядьковского — глубокого мыслителя-материалиста и самобытного врача. В основе философских взглядов И.Е. Дядьковского лежало признание реальности мира. Опыт и эксперимент он считал основой познания, развивал принцип единства эмпирического и рационального в познании, отрицал существование «жизненной силы» как особого начала, определяющего качественное различие живой и неживой природы, указывая, что только под влиянием сил самой природы возникают разнообразные процессы, которые в общем можно разделить на процессы созидания и разрушения, что различие природных тел связано с различием количественных и качественных свойств самой материи. Метод исследования И.Е. Дядьковского основывался на идее целостного подхода к явлениям природы. Исследуя организм человека, он отмечал, что взаимное и непрерывное действие сил человеческого тела «(внешних на внутренние и внутренних на внешние), составляет его жизнь». Признавая ведущую роль нервной системы, он вместе с тем подчеркивал зависимость ее от состояния других систем и органов. Им высказана мысль, что болезнь есть особая форма жизни. Глубоко научно и диалектично выдвинутое И.Е. Дядьковским положение о необходимости двояко понимать каждое явление. Распространяя это положение на терапию, он утверждал, что не существует абсолютно целительного средства, что ядовитые вещества при умелом употреблении могут спасти жизнь человека. И.Е. Дядьковский выступал как убежденный сторонник эволюционных идей. За «кощунственное» естественнонаучное объяснение происхождения «нетленных мощей» он был отстранен от преподавания в университете (1836).
Прямыми последователями его физиологических и общепатологических воззрений были физиолог И.Т. Глебов (1806—1884) и терапевт К.В. Лебедев (1799—1884), развившие ряд положений, выдвинутых И.Е. Дядьковским. Учеником и последователем И.Е. Дядьковского был К.Ф. Рулье (1814—1858) — биолог-эволюционист додарвинского периода.
Естественнонаучный материализм, базирующийся на представлениях о единстве организма со средой его обитания, характерен для передовых деятелей русской М. первой трети 19 в. Эти воззрения явились основой для понимания первостепенного значения предупреждения болезней, идей профилактики. Важную роль для развития русской клинической М. сыграло становление анатомии как базы для клинической теории и практики и зарождение топографической анатомии как базы для клинической хирургии. Этим была подготовлена почва для успешной деятельности Н.И. Пирогова.
В первой четверти 19 в. начала развиваться русская медицинская периодическая печать. Так, если в конце 18 в. существовало лишь несколько медицинских периодических изданий, выходивших ничтожными тиражами, то в первой четверти 19 в. не только увеличивается их число, но и растет их научный уровень. С 1808 г. выходил «Медико-физический журнал». В 1811—1816 гг. Петербургская медико-хирургическая академия издавала «Всеобщий журнал врачебной науки». В 1828—1832 гг. профессор химии и фармакологии Московского университета А.А. Иовский (1796—1857) издавал «Вестник естественных наук и медицины». Важную роль для развития отечественной М. сыграл «Военно-медицинский журнал», начавший выходить с 1823 г. Возникали научные медицинские общества: общество соревнования врачебных и физических наук при Московском университете (1804; с 1845 г. — Физико-медицинское общество при Московском университете), Виленское медицинское общество, общества практических (немецких) врачей в Москве (1819), Петербурге (1819) и Риге (1823), Варшавское медицинское общество (1821), С.-Петербургское фармацевтическое общество.
Характерной чертой отечественной науки в 19 в. было формирование первых научных школ. В области М. первой четверти 19 в. основными центрами формирования научных школ были Петербургская медико-хирургическая академия и медицинский факультет Московского университета. Причем каждому из этих центров была свойственна специфика научных интересов. Так, в Медико-хирургической академии получили преимущественное развитие хирургия, анатомия, топографическая анатомия. Профессора Московского университета разрабатывали преимущественно проблемы общей патологии, терапии, физиологии.
Развитию отечественной анатомии во многом способствовала деятельность профессора Петербургской Медико-хирургической академии П.А. Загорского (1764—1846). Он издал первый в России оригинальный учебник анатомии (1802), занимался разработкой русской анатомической номенклатуры, по его инициативе в Медико-хирургической академии был построен анатомический театр и создан анатомический музей. П.А. Загорский изучал уродства органов и причины их возникновения, занимался сравнительной анатомией, описал ряд анатомических структур. Во взглядах на происхождение человека был близок к эволюционной теории. Одним из первых обосновал положение о взаимосвязи между строением и функцией органа. Многие последователи П.А. Загорского были видными учеными и педагогами: И.Д. Книгин (1773—1830) с 1811 г. преподавал анатомию в Харьковском университете. П.С. Корейша (1796—1830) с 1820 г. — в Казанском университете. Одновременно с П.А. Загорским в Медико-хирургической академии работал создатель первой отечественной хирургической школы, основоположник отечественной травматологии И.Ф. Буш (1771—1843). Одним из первых в мировой хирургии был сторонником немедленного вправления и иммобилизации переломов, изъяв пластыри, применявшиеся для их лечения с глубокой древности. К 1805 г. он написал первое отечественное оригинальное руководство по всем разделам хирургии. И.Ф. Буш был инициатором дифференциации хирургии как предмета преподавания: по его предложению в Медико-хирургической академии было выделено преподавание теоретической хирургии, или хирургической патологии, и оперативной хирургии. Среди учеников И.Ф. Буша целый ряд крупных хирургов: профессора X.X. Саломон (1796—1851), П.Н. Савенко (1795—1843), В.В. Пеликан (1790—1873), Г.Я. Высоцкий.
Наиболее выдающимся учеником И.Ф. Буша и П.А. Загорского был И.В. Буяльский (1789—1866) — один из родоначальников хирургической анатомии в России, автор первого отечественного атласа по оперативной хирургии «Анатомико-хирургические таблицы» (1828), приобретенного или переизданного едва ли не всеми европейскими университетами и получившего лестные отзывы К. Гуфеланда, Б. Лангенбека и других светил европейской М. Часть этого труда, посвященная операциям на мочевом пузыре при почечнокаменной болезни, вышедшая в 1852 г., была первым капитальным вкладом в отечественную урологию. Он был хирургом — новатором, первым в России выполнившим операцию по поводу сосудистой аневризмы, осуществившим резекцию верхней челюсти, пластические операции при атрезии прямой кишки, влагалищном свище и ряд других. Как управляющий Петербургским инструментальным хирургическим заводом много сделал для разработки отечественного медицинского инструментария и предложил оригинальные инструменты (акушерская лопаточка Буяльского и др.). И.В. Буяльский, по словам В.А. Оппеля (1923), был «авторитетом европейской величины» и по справедливости может считаться крупнейшей фигурой в отечественной хирургии до Н.И. Пирогова. О выдающемся мастерстве врача-диагноста и виртуозной оперативной технике И.В. Буяльского свидетельствуют многочисленные отзывы современников. Он был также одним из первых отечественных хирургов, применявших и пропагандировавших обезболивание при помощи эфира и хлороформа.
На медицинском факультете Московского университета анатомию, физиологию и судебную медицину с медицинской полицией, а также «науку о ядах» преподавал Е.О. Мухин (1766—1850) — автор курса анатомии в 7 частях (1813—1815), содержащего элементы топографической анатомии. Е.О. Мухин значительно усовершенствовал русскую анатомическую номенклатуру, написал ряд работ по борьбе с холерой, оспой и другими заразными болезнями. В диссертации «О стимулах, воздействующих на человеческое тело» (1800) он первым в отечественной М. изложил основные положения рефлекторной теории. По Е.О. Мухину вся деятельность (включая психическую) организма как единого целого стимулируется воздействиями на ц.н.с. — извне через органы чувств или исходящими от внутренних органов. Е.О. Мухин, И.Е. Дядьковский, а позднее И.Т. Глебов, К.В. Лебедев и др. на основании экспериментов, а главным образом клинических наблюдений утверждали, что отправления организма как в нормальном состоянии, так и при заболеваниях, определяются деятельностью нервов и мозга.
Ведущим отечественным интернистом первой трети 19 в. был М.Я. Мудров, свыше 20 лет возглавлявший кафедру и Клинический институт Московского университета. В своих работах и лекциях он развивал положения о единстве организма и среды и, в известной мере, о целостности организма («единство тела и духа»), об индивидуальном подходе к больному, значении профилактики заболевания («ибо легче предохранять от болезней, нежели их лечить; и в сем состоит первая обязанность»). Принцип М.Я. Мудрова «лечение не болезни, а самого больного» в тот период развития М., когда причины и сущность болезней были неизвестны, классификация болезней была произвольной, т.е. научно обоснованной нозологии не существовало, был вполне оправдан. М.Я. Мудров подчеркивал значение истории болезни как документальной основы клинической М., требовал тщательного ее ведения, тщательного расспроса больного и его обстоятельного физического обследования путем систематизированного осмотра, пальпации по разработанному им плану, а в последние годы деятельности также перкуссии и аускультации. Деятельностью М.Я. Мудрова были заложены основы традиций, характерных для всех московских терапевтических школ 19 в. вплоть до Г.А. Захарьина и А.А. Остроумова.
Достижения клиники внутренних болезней были связаны с успехами патологической анатомии и разработкой новых физических методов исследования больного. Передовые отечественные врачи были в числе первых в Европе, кто начал не только применять, но и совершенствовать и пропагандировать перкуссию и аускультацию. Так, известно, что петербургский профессор хирургии Я.О. Саполович еще в 90-х гг. 18 в. применял перкуссию по Ауэнбруггеру при обследовании больных перед операцией на грудной клетке. В Виленском университете перкуссию и аускультацию применяли профессора В.В. Герберский, обучавшийся исследованию органов грудной полости в Париже у Р. Лаэннека, и Ф. Римкевич — автор работы «О применении стетоскопа» (1824) — первого отечественного труда на данную тему. В Петербурге профессор Медико-хирургической академии П.А. Чаруковский один из первых стал применять перкуссию и аускультацию, описал эти методы в труде «Общая патологическая семиотика» (1825), а в 1828 г. опубликовал специальную работу «О стетоскопе и признаках помощью его открываемых». Наибольшие заслуги по внедрению и развитию физических методов обследования больного в России, бесспорно, принадлежат Г.И. Сокольскому. Он первый после Лаэннека написал крупный труд, посвященный физическими методам диагностики, — «О врачебном исследовании помощью слуха, особенно при посредстве стетоскопа» (1835), опубликованный за 4 года до выхода знаменитого труда И. Шкоды. В нем содержались не только сведения по истории открытия методов и их описанию, но и сравнительная оценка диагностических возможностей каждого из них, ценное усовершенствование методики перкуссии («Один или два пальца левой руки врача, наложенные для этой цели на грудь, могут служить не хуже, даже, по моему мнению, гораздо лучше плессиметра»).
Тяжелые условия жизни населения, частые неурожаи и голод, антисанитария и низкий уровень медпомощи, а чаще полное ее отсутствие имели естественным результатом исключительно высокую заболеваемость и смертность, особенно детскую. По данным Ф. Германа (1819), изучавшего метрические книги Синода и сведения Министерства полиции о родившихся и умерших, «... из тысячи новорожденных мальчиков достигают шестилетнего возраста около 555, менее половины достигают десятого года». По данным Г. Аттенгофера (1820), более 2/3 детей умирали до пятого года жизни. Изучение причин высокой смертности, заболеваемости, проблемы демографии все более привлекали к себе внимание врачей и статистиков. Появляется целый ряд медико-топографических и статистических описаний санитарного состояния отдельных городов и областей Российской империи. Наряду с богатым фактическим материалом эти исследования интересны тем, что в них, как, правило, устанавливается влияние на заболеваемость и смертность населения не только метеорологических, климатических условий, но также рода занятий, жилищно-бытовых условий населения. Так, в работе отечественного экономиста и статистика В.П. Андросова «Статистическая записка о Москве» (1832) показано, что высокая смертность детей среди ремесленников и дворовых людей связана прежде всего с бедностью, жизнью в сырых, холодных и тесных помещениях, а также недостатком присмотра. Высокий показатель смертности у ремесленников, в частности среди женщин, он связывал с нищетой, пьянством, венерическими заболеваниями. Усиление внимания к социальным проблемам и возросшие требования к методической стороне исследований получили отражение на страницах медицинской периодической печати и, прежде всего, в медицинской газете «Друг здравия», редактором которой был врач и видный общественный деятель К.И. Грум. В редакционной статье «Народное здоровье» первого номера газеты за 1836 г. выдвигалось положение о социальном значении М. и общественном призвании врача и высказывалось мнение, что каждый врач обязан изучать все факты, от которых зависит здоровье населения, содействовать его сохранению. Указывалось на необходимость тщательно собирать медико-топографические сведения, относящиеся не только к физической, но и социальной среде. Более углубленному изучению зависимости основных показателей здоровья населения от социально-экономических факторов способствовали успехи общей и санитарной статистики, которая во второй 19 в. переходит от описательного направления к анализу причин и социальной обусловленности явлений. О существенных сдвигах в разработке методологии статистических исследований свидетельствуют труды С.Ф. Гаевского (1778—1862) «Медико-топографические сведения о С.-Петербурге» (1834); «Статистические сведения о С.-Петербурге» (1836) и др., в которых показано влияние образа жизни и условий труда на здоровье жителей Петербурга. Некоторые пути дальнейшего совершенствования санитарно-статистических исследований указаны в работах 40-х годов профессора судебной М. Ришельевского лицея в Одессе А.А. Рафаловича (1816—1851), врача П.И. Соболыцикова и др.
Интерес к социальным проблемам М. нашел свое отражение в преподавании. Профессор Н.Я. Дьяков (1780—1806), читавший в Петербургской медико-хирургической академии медицинскую полицию в общем курсе судебной М., в «донесении» от 18 сентября 1804 г. писал: «врачебная полицейская наука предлагает правила и учения, по которым врачи могут давать советы правительству, как надлежит пещись о всеобщем здравии и благосостоянии народов в пользу государства... есть советодательница правительству государств, служащая к поддержанию государственного блаженства и всенародного здравия, к предохранению от пагубных болезней, снабжающих государство от жителей... Каждое государство старается о размножении своего народа, ибо то только государство может по справедливости почесться самым счастливым, сильнейшим и богатейшим, которое может похвалиться большим числом цветущих здоровьем граждан. Таким образом, славными мирными постановлениями щадится человечество, сберегаются люди и сохраняется размножившееся число их». Этот акцент на мероприятиях государства, способствующих «размножению своего народа» — попечению о беременных, роженицах, родильницах, «законных и незаконных новорожденных младенцах» сближает понимание сущности медицинской полиции с пониманием основных проблем социальной гигиены в истолковании их крупнейшими представителями немецкой и французской науки конца 19 — начала 20 в. Но в то время, как в начале 19 в. эти проблемы относились к области исключительно лишь государственной медицины, в 20 в. они составили предмет внимания и практических мероприятий не только со стороны государства как такового, но в еще большей мере и общественных кругов, органов самоуправления и отдельных социальных групп, вошли как предмет изучения в социальную гигиену.
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий