Белок просапозин может останавливать развитие метастазов

Ученым из Детской клинической больницы в Бостоне (США) удалось найти белок, который блокирует развитие метастазов. Открытие может найти применение в терапии: сейчас большинство смертей от рака происходит из-за метастазов.

Медики обнаружили, что белок просапозин предотвращает рост самой опухоли, ограничивая питание ее кровеносных сосудов. Просапозин способствует выработке веществ, которые подавляют развитие опухоли. И это уже подтверждено в опытах на мышах.

Не все опухоли одинаковы опасны

Исследователи, занимаясь проблемами рака предстательной железы и молочных желез, выявили клетки, которые практически не давали метастазов, хотя и распространялись вместе с кровотоком по всему организму. Эти клетки сопоставили с клетками изучаемых опухолей.

Выяснилось, что опухоли росли медленнее и не давали метастазов, если состояли из клеток, вырабатывающих много просапозина. Для жизни пациента такой рак по-прежнему представлял опасность, но он лучше поддавался лечению: обнаружить и удалить одну опухоль проще, чем ликвидировать множество очагов смертельной болезни.

Мыши жили на треть дольше

После того как ученые обнаружили причину замедления роста содержащих просапозин опухолей, эффект исследовали на мышах, причем двумя разными способами. В первом случае мыши получили две инъекции – просапозина и культуры раковых клеток.

Во втором эксперименте в опухолях подавляли синтез просапозина – и это приводило к резкому увеличению числа метастазов. У мышей, которые получили просапозин, рак развивался медленнее, новых очагов опухоли стало в легких на 80% меньше. Лимфатические узлы, которые при раке обычно бывают одной из мишеней метастазов, также не увеличивались: в итоге грызуны жили минимум на треть дольше по сравнению с не получавшими просапозин собратьями.

Как утверждает Рэндольф Уотник, его открытие не устранит причины рака и не позволит предотвратить появление опухолей, но развитие метастазов, возможно, удастся заблокировать. Открытие уже запатентовано: детская больница Бостона как один из крупнейших исследовательских центров США сейчас готовится к разработке и испытаниям лекарственного препарата на основе просапозина.

Рак: подходы с разных сторон

Для борьбы с раком ученые пробуют разные методы. Одни из них направлены на поиск генов, повреждение или чрезмерная работа которых приводит к превращению здоровых клеток в раковые. Этот подход теоретически может вовсе избавить от рака, но осложняется тем, что разновидностей болезни – сотни.

Другой способ основан на избирательном уничтожении клеток опухоли. Помимо химиотерапии или облучения (в ход идут даже пучки, создаваемые ускорителями заряженных частиц из арсенала физиков) ученые разрабатывают даже вирусы,

которые станут заражать раковые клетки и вызывать их гибель.

Наконец, описанный в бостонском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences белок представляет еще одну возможность в борьбе с раком, предотвращая развитие метастазов. Что не менее важно, так как даже после успешного удаления опухоли для профилактики ее роста нередко приходится применять препараты с большим числом побочных эффектов. Белок будет незаменим и в случае неоперабельных опухолей (например, в позвоночнике), когда предотвратить метастазы оказывается не менее важным, чем устранить основной очаг болезни.

Gzt.ru