Медицина
В армии Древнего Рима существовала военно-медицинская организация с военными врачами-профессионалами (лагерными врачами, врачами легионов, трирем), которых совершенно не знала Греция, и системой военных лечебных заведений — валетудинариев. Были введены должности архиатров — главных врачей, выполняющих административные функции (придворные архиатры, архиатры в отдельных провинциях для попечения о здоровье римских воинов и чиновников). Реже встречается упоминание об архиатрах для населения. Имелись также врачи при цирках, театрах и др. Есть данные, что древнеримские врачи выступали в роли судебных медиков. В последний период существования Римской империи в центральных провинциях было определенное число так называемых утвержденных государством врачей, имеющих право практиковать. В некоторых случаях для получения этого звания врачи подвергались специальному испытанию у архиатров провинций. Наличие подобных ограничений может расцениваться как свидетельство того, что в последние века Римская империя располагала достаточным количеством врачей.
Вслед за учреждением валетудинариев в провинциях Рима возникают больницы, предназначенные для лечения многочисленных чиновников и членов их семей. Вероятно, в конце 1 в. н.э. появились больницы для бедных; финансируемые органами городского управления. В ряде городов частные больницы начинают получать субсидии от правительства и, т.о., приобретают черты общественных медицинских учреждений.
Римская медицина развивала традиции М. эллинизма. Учениками эллинистических школ были виднейшие римские врачи — Асклепиад, Гален, Соран Эфесский и др.
Асклепиад на базе материалистических атомистических воззрений и этики Эпикура создал оригинальные представления о сущности здоровья и болезни, принципах терапии. Он считал, что человеческое тело состоит из неподвижных мельчайших частиц и пустых пространств между ними — пор и каналов и что болезнь является следствием закупорки этих пор и каналов и нарушения движения частиц. Особое значение Асклепиад придавал «невидимому дыханию» поверхности тела (испарению); для того чтобы оно не нарушалось, необходимы частые омовения, растирания, двигательная активность. Принцип Асклепиада — лечить безопасно, быстро и приятно. Лекарственной терапии он уделял мало внимания, применял висячие койки для успокоения возбужденных больных, трахеотомию — при ангинах (возможно, при дифтерии) «с опасностью удушения» (видимо, крупа), выступал против периодических очищений организма с помощью рвотных и слабительных средств (которыми широко пользовались древнеегипетские и древнегреческие врачи) и вообще осуждал использование лекарственных средств, нарушающих деятельность кишечника. Последователи Асклепиада образовали так называемую методическую школу, виднейшими представителями которых были Темисон Траллесский, Соран Эфесский (2 в. н.э.). Эти врачи внесли некоторые изменения в представления Асклепиада о причинах болезни. В частности, они считали, что жизнедеятельность обеспечивается не только соотношением жидкостей (гуморальное учение), но и твердых частиц (солидарное учение); соединение жидких и твердых частиц создает состояния напряжения и расслабления, правильное соотношение которых обусловливает здоровье. Врачи методической школы ввели в М. идею тонуса (равновесного состояния напряжения и расслабления), при повышении или снижении которого возникает болезнь; внесли заметный вклад в клиническую медицину. Темисону приписывают внедрение в практику опия как средства борьбы с двигательным и психическим возбуждением. Сочинения Сорана Эфесского посвящены главным образом вопросам детских и женских болезней. Многие историки называют его основоположником акушерства и педиатрии. Соран Эфесский один из первых писал об особенностях течения болезней в детском возрасте, выделяя болезни грудных детей) детей младшего возраста и подростков. Он считал, что лечебная тактика при детских болезнях во многом зависит от возраста ребенка. Целий Аврелиан (3—4 в. н.э.) оставил труд, обобщивший достижения Асклепиада (собственных трудов которого мы не знаем) и врачей методической школы. Описания болезней у Целия включают сведения об этиологии, механизмах развития заболевания, морфологических изменениях; сравнительно подробно излагаются история вопроса, симптоматология, диагностика с элементами дифференциального диагноза, и терапия. Им была описана водобоязнь, выделены чувствительные и двигательные параличи: при параличах нижних конечностей он предлагал пользоваться аппаратом, посредством которого можно было поднимать пораженную конечность. Целий ввел понятия асцита и тимпанита (метеоризма), описал их дифференциальную диагностику. Много внимания Целий уделял психическим расстройствам.
Представители другого направления древнеримской М. (так называемая пневматическая школа) считали основными началами природы не элементы, а их состояния (теплоту, холод, влажность и сухость) и полагали, что в основе жизни лежит дыхание. При каждом заболевании сначала поражается дыхание, а затем другие органы и их функции. Возникновение этой школы связывают с развитием воззрений Хрисиппа Книдского (4 в. до н.э.) и Герофила (3 в. до н.э.); вместе с тем основные общепатологические положения пневматической школы восходят к учению Алкмеона Кротонского и к пневматическим представлениям древних египтян. Из представителей этой школы наиболее известны Аретей Каппадокийский (81—138 гг. н.э.), Руф Эфесский (1—2 вв. н.э.). Аретей первым описал скрещивание двигательных проводящих путей, названное им «chiasma», и объяснил, почему паралич возникает на стороне, противоположной пораженному участку мозга. Он ввел понятие «обморок», описал диабет, отметил частоту заболеваний астмой среди лиц, работавших с гипсом, известью, среди истопников бань, связав ее возникновение с воздействием пылевого фактора. Наконец, ему принадлежит одно из первых подробных описаний лепры. Руф Эфесский, по мнению Орибазия и Аэция, впервые описал клинические проявления чумы.
Хирурги Древнего Рима производили операции по поводу пупочной и паховой грыж, извлекали камни из мочевого пузыря, «снимали» катаракту, лечили варикозное расширение вен прижиганиями и надрезами. Много внимания уделяли кожным болезням. В частности, Цельсу — автору известного труда «О медицине» (дошедшая до нашего времени часть его знаменитой энциклопедии «Искусство», около 25—30 гг. н.э.) принадлежит первое описание стригущего лишая, долгое время именовавшегося в литературе «Area Ceisi».
Крупнейшим врачом античного мира был Гален из Пергама (2 в. н.э.). Кроме практической врачебной деятельности Гален интересовался философией и естествознанием, главным образом анатомией и физиологией. Занимаясь вивисекцией (на свиньях и обезьянах), он расширил представления о строении органов и процессах, происходящих в организме; описал мышцы шеи, спины, гортанные, жевательные мышцы; установил наличие в мышцах соединительно-тканных волокон и разветвлений нервов, отметил, что стенки артерий, матки, желудка, кишок состоят из нескольких слоев. Гален указал на связь между дыхательными движениями и частотой пульса. В фармацию вошел метод изготовления лекарств, связанный с его именем — галеновы препараты. Он исследовал головной мозг и отходящие от него нервы. Перерезая спинной мозг на разных уровнях, он наблюдал выпадение функций. Перерезая нервы органов чувств, он показал связь этих нервов со способностью к ощущениям.
Гален систематизировал и обобщил гигиенические знания древних греков и римлян. Он утверждал, что каждый член общества, располагающий гражданской свободой, способен сохранить свое здоровье, если будет вести правильный образ жизни. В своих рекомендациях, рассчитанных на представителей аристократии, Гален, однако, не пошел далее указаний на важность диеты, гимнастики, ванн. Совершающиеся в организме процессы Гален приписывал изначально существующим нематериальным силам, например рост костей — костеобразовательной силе, пульсацию артерий — силе пульсации. Считая назначением левого отдела сердца притягивание из легких пневмы (с воздухом), он принимал диастолу за активное движение сердца, систолу — за пассивное спадение. Центр кровеносной системы он видел в печени: образующаяся здесь кровь разносится по телу и целиком им поглощается, в печени же немедленно образуется следующая партия крови. Эта схема кровоснабжения господствовала до 17 в., когда было изучено кровообращение. По Галену, стенки левого сердца толще и тяжелее стенок правого, благодаря чему левое сердце, в которое поступают пневма, имеющая незначительный вес, и разжиженная ею кровь, уравновешивается с правым, куда проникает кровь большего веса. Стенки артерий толще и плотнее стенок вен, т.к. они должны удерживать содержащуюся в артериях летучую пневму, а стенки вен пористые, чтобы кровь могла через поры питать тело. Разделяя идеи гуморального учения, Гален в отличие от Гиппократа истолковывал его идеалистически; соки он наделял свойствами нематериальных сил, управляющих телом. В средние века церковники и схоласты поступили с учением Галена так же, как с учением Аристотеля. Его рациональные стороны не использовались, экспериментальный метод был забыт, а надуманная анатомо-физиологическая схема стала официальной догмой. В таком одностороннем виде наследие Галена оставалось знаменем схоластической медицины (галенизм) на протяжении более чем тысячи лет.
В 2—3 вв. н.э., когда резко обозначились черты экономического, политического и культурного кризиса Римской империи, росло число приверженцев восточных божеств, культ которых связывался с верой в бессмертие души, приход некоего спасителя, с обещаниями верующим и посвященным вечного блаженства в загробном мире. С 1 в. н.э. среди рабов и бедноты стало распространяться христианство, которое постепенно проникало и в привилегированные слои римского общества. Одновременно начался процесс подчинения философии религии. Синтез идеалистических положений учения Аристотеля, платонизма и неопифагореизма породил новое философское направление — неоплатонизм, традиции которого продолжали христианские философы и средневековые схоласты.
Переход к феодализму условно датируется 476 г., когда пала Западная Римская империя. Однако в различных регионах он осуществлялся в разные сроки (от 2—3 до 6—8 вв.), поэтому рабовладельческие и феодальные отношения длительное время сосуществовали.
Идеологической основой феодализма стали так называемые организованные монотеистские религии, характерными особенностями которых были централизованная церковная организация, строгая иерархия, регламентация обрядов и как объединяющее начало догма, включающая веру в бессмертие души, определенную, зафиксированную в священных книгах картину мира, а также противопоставление духовного начала телесному и примат первого над последним. В качестве этических норм проповедовались пренебрежение земными благами, смирение, аскетизм, бренность и греховность земного существования; в области познания — преимущество вдохновения и откровения над чувственным познанием и разумом. В связи с этими особенностями организованные религии по мере распространения их влияния и превращения их в господствующее мировоззрение становились фактором, тормозившим развитие естественнонаучной мысли.
Особенности феодального способа производства определяли не только характер господствующего мировоззрения и политической организации общества, но и специфические черты социально-психологического склада личности (общинная замкнутость, традиционность мировосприятия и др.) и культуры. Для феодальной культуры характерны приверженность традициям и преклонение перед книжными авторитетами, прежде всего авторитетом священных книг и трудов канонизированных авторов древности. Традиция, а не опыт считалась источником всякого знания. Научное наблюдение, и все новое, не подкрепленное книжным авторитетом, обычно рассматривалось как ересь.
Процесс формирования теологической картины мира продолжался несколько веков и заключался главным образом в приспособлении философских систем древности и отдельных естественнонаучных достижений к догмам веры (например, христианская картина мира включала космологическую схему Аристотеля — Птолемея и анатомо-физиологические представления Галена, из которых были выхолощены материалистические положения и идея развития; эта же картина мира была принята исламом). Однако до тех пор, пока теологическая догма не сформировалась окончательно и религия не заняла господствующего положения в культуре, в регионах, где феодализм пришел на смену развитому рабовладельческому обществу, происходило дальнейшее развитие просвещения, техники, естественнонаучных знаний. В Византии, Иране эпохи Сасанидов, Индии 1 тысячелетия н.э., Хорезмском царстве были сделаны выдающиеся открытия в области математики, астрономии; высокого уровня развития достигла практическая М. Завоевав территорию Ближнего Востока, Ирана и Средней Азии, арабы восприняли культуру покоренных народов. На основе общности языка арабские ученые вместе с учеными Ирана и Средней Азии внесли значительный вклад в развитие культуры, естествознания и медицины. Лишь к 9 в. в Индии и к 12 в. в арабоязычных странах обнаруживаются застойные процессы в области просвещения, культуры, естественнонаучной мысли.
Иная ситуация сложилась в Западной Европе. Переход к феодализму имел здесь характер революционного процесса, проходил в форме синтеза разлагавшихся рабовладельческих (позднеантичных) и первобытнообщинных отношений на фоне хозяйственной дезорганизации, вызванной падением Западной Римской империи. Видимо, поэтому в эпоху раннего средневековья в Западной Европе (в отличие от стран Востока) не отмечено сколько-нибудь существенного экономического прогресса. Наследницей позднеантичной культуры стала христианская церковь. Священнослужители и монахи получили своего рода монополию на образование и ученость. Общий уровень культуры и образованности по сравнению с позднеантичным периодом значительно снизился. Это, однако, не означает, что народы, населявшие Европу, в этот период не получили никаких культурных приобретений (они приспособили латинский алфавит к своим диалектам; имелись, хотя и немногочисленные, светские школы и др.). Кроме того, на территории Италии, Южной Франции и Испании сохранились позднеантичные культурные традиции, хотя и подвергшиеся значительному церковному влиянию.
Духовная жизнь общества в этот период была сосредоточена главным образом в сфере теологии, что, однако, не означает упадка культуры и знания в целом. Именно в этот период появились первые университеты, развивались города, ставшие центрами торговли, ремесла и образования. Возникло новое, так называемое третье сословие, представлявшее собой оппозицию феодализму как способу производства и феодальной культуре, сословие, которому было суждено стать провозвестником Возрождения и науки Нового времени.
Под влиянием арабской учености, начавшей проникать в Европу в 11—12 вв., появился первый робкий интерес к опытному знанию. Так. Р. Гроссетест (около 1168—1253) опытным путем проверил рефракцию линз, ему же наряду с Ибн аль-Хайсамом (965—1039) приписывают внедрение в практику линз для коррекции зрения; Р. Луллий (около 1235—1315) — один из создателей алхимии — занимался поисками «эликсира жизни». Споры и труды средневековых схоластов способствовали развитию логики, алхимия подготовила возникновение научной химии и т.д. Вместе с тем интеллектуальная жизнь средневековой Европы ничего не дала для развития кардинальных проблем естествознания и даже способствовала некоторому регрессу в сфере естественнонаучных знаний. Р. Бэкон (около 1214—1292) был, пожалуй, первым европейским средневековым мыслителем, призвавшим науку служить человечеству и предсказавшим завоевание природы путем ее познания. Однако понадобилось почти два века интеллектуального развития, прежде чем «титаны Возрождения» вывели естествознание из забвения и оно оказалось в центре интересов образованных кругов европейского общества.
Господство теологического мировоззрения, традиционного мышления и застой в естествознании сильно сковывали прогресс в области М. Однако развитие М. не остановилось. В период становления феодализма наиболее благоприятные условия для развития М. сложились в восточных регионах. Византийские врачи-энциклопедисты систематизировали наследие эллинистической и позднеантичной М. с позиций анатомо-физиологических представлений Галена. Китайские врачи Сунь Сы-мо, Ван Тао (8 в.), Цянь И (11 в.) составили медицинские энциклопедии, в которых по сравнению с обобщающими трудами древности значительно полнее представлены данные по клинической медицине. В 1111 г. коллегией китайских врачей была подготовлена 200-томная медицинская энциклопедия «Шэнь-цзы-цзунь лу», в которой был обобщен многовековой опыт китайской медицины. В Индии Бхаскара Бхатта (1000 г. н.э.) не только обобщил достижения древнеиндийской М., но и дополнил их новыми данными по анатомии, диагностике и терапии. Синтезу традиций позднеантичной, иранской и индийской М. способствовала деятельность врачей Гундишапурской академии. Арабские и среднеазиатские врачи внесли наиболее существенный вклад в развитие всех отраслей практической М. средневековья. Труды Рази (Разеса), Ибн Аббаса, Абу-ль-Касима (10—начало 11 в.) и особенно Ибн Сины долгое время служили основными руководствами для подготовки врачей в странах Востока и Европы, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие медицины.
Теоретическая М. вплоть до эпохи Возрождения, ознаменовавшейся революцией в анатомии, практически не развивалась. До А. Везалия господствовали анатомические представления Галена. Пневматическая теория и гуморальное учение в физиологии и патологии остались практически незыблемыми, если не считать ртутно-серной теории, возникшей в Китае (как аналогия начал «ян» и «инь»), развитой арабскими алхимиками и послужившей в дальнейшем основой для спагирической теории Парацельса.
В период развитого и позднего феодализма обозначилась связь М. и химии, зародилось ятрохимическое направление, сыгравшее значительную роль в развитии медицины в 17—18 вв.
Из областей практической М. наиболее существенный вклад был внесен в хирургию и инфекционную патологию. Расширился объем хирургического вмешательства, были усовершенствованы методы лечения ран, внедрена в практику перевязка сосудов, известная еще древним египтянам и врачам александрийской школы, созданы ортопедические аппараты. Была уточнена клиническая картина ряда инфекционных болезней и предложены новые способы борьбы с ними. Рази посвятил специальный труд оспе и кори. Армянский врач М. Гераци детально описал различные формы малярии (1184). Дж. Фракасторо сформулировал контагиозную теорию распространения инфекционных болезней, явившуюся развитием контагионистских воззрений Лукреция и Ибн Катиба (1313—1374). В целях борьбы с непрекращающимися эпидемиями были разработаны и законодательно оформлены противоэпидемические мероприятия (изоляция инфекционных больных, запрещение хоронить умерших от инфекционных болезней в черте населенных мест, установление карантина и др.). изданы законы по санитарной охране водоисточников (в черте города), установлен надзор за качеством продаваемых пищевых продуктов. Наиболее видные представители медицины Востока — Ибн Аббас, Ибн Сина и некоторые их последователи настойчиво стремились возродить восходящий к Гиппократу принцип наблюдения у постели больного и индивидуализации диагностики и терапии. Эта тенденция, в целом не свойственная М. феодализма, получила некоторое развитие в Европе лишь в 16 в. В частности, ее носителями стали профессор из Падуи Дж. Монтано (1489—1552) и его многочисленные ученики. Клинические традиции школы Дж. Монтано получили развитие в 17 в. в Лейденском университете.
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий