Медицина
Успешно решались врачами арабского Востока проблемы личной и общественной гигиены. Кроме воспринятых от древневосточных и древнегреческих врачей и возведенных в форму обрядов правил личной гигиены врачи Арабского Востока более детально разработали вопросы рационального питания, диетического режима для людей различных возрастов и др. В энциклопедических трудах арабских и среднеазиатских врачей много внимания уделяется гигиене беременных, гигиеническому уходу за грудными детьми и вопросам вскармливания, рекомендациям по рациональному образу жизни лиц пожилого возраста, гигиеническому режиму и питанию во время длительных путешествий. В городах Арабского Востока были установлены строгие правила водопользования, хранения и продажи пищевых продуктов. Много времени уделялось изучению причин заразных болезней. Последователь Ибн Рушда Ибн аль-Хатиб (1313—1374) разрабатывал вопрос о передаче заразных болезней, в частности через окружающие предметы, предлагал обеззараживание с помощью окуривания и изоляцию больных.
Арабские врачи считали основной задачей М. лечение и предупреждение болезней. В трудах всех без исключения врачей Арабского Востока приводится богатый арсенал средств, среди которых имеются лекарства, не встречающиеся в трудах их предшественников. Арабские и среднеазиатские врачи подвергали лекарственные средства как биологическому (сведения о проверке действия лекарств на животных содержатся в трудах Ибн Аббаса, Ибн Сины и др.), так и клиническому испытанию в больницах. Заслуживает внимания интересный труд дамасского врача Осейбии (1204—1269) по истории медицины.
Медицина в средневековой Западной Европе. Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5—13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время господства мракобесия, невежества и суеверий. Деятели Возрождения (15—16 вв.) и Нового времени (17—18 вв.), борясь с феодализмом и сковывавшими развитие философской и естественнонаучной мысли религиозно-догматическим мировоззрением, схоластикой, противопоставляли уровень культуры своих непосредственных предшественников, с одной стороны, античности, с другой — создаваемой или новой культуре, оценивая период, разделяющий античность и Возрождение, как шаг назад в развитии человечества. Такое противопоставление, однако, нельзя считать исторически оправданным. В силу объективно сложившихся исторических обстоятельств племена, завоевавшие всю территорию Западной Римской империи, не стали и не могли стать непосредственными восприемниками позднеантичной культуры. Обладая самобытной культурой эпохи родоплеменных отношений, кельтские и германские народы предстали перед христианизированной позднеантичной культурой особым огромным миром, потребовавшим серьезного и длительного осмысления. Оставались ли эти народы верными язычеству или уже успели принять крещение, они по-прежнему были носителями вековых преданий и поверий. Раннее христианство не могло просто вырвать с корнем весь этот мир и заменить его христианской культурой, оно должно было его освоить. Т.о., если на Востоке культурный подъем 1 тысячелетия н.э. происходил на прочном фундаменте устоявшихся древних культурных традиций, то у народов Западной Европы к этому времени лишь начался процесс культурного развития и формирования классовых отношений. При этом, если на Востоке устоявшиеся культурные традиции позволили длительное время сопротивляться сковывающему влиянию догматики организованных религий, то на Западе церковь была единственным общественным институтом, сохранившим остатки позднеантичной культуры. С самого начала обращения варварских племен в христианство она взяла под контроль их культурное развитие и духовную жизнь, идеологию, просвещение и медицину.
В Западной Европе сложилась феодальная культура в наиболее типичной ее форме; мировосприятие и идеалы, ценностные ориентации и критерии, нравственные и этические представления средневекового европейца сводились к религиозной догматике. Никакое мирское знание не шло в сравнение с познанием возможностей «спасения», изложенных прежде всего в Священном писании, а также в некоторых канонизированных произведениях древности, например Птолемея (в области географии и астрономии), Галена (в области медицины). Новые открытия отрицались, а люди, высказывавшие новые идеи, ставились под подозрение как еретики. Основой всякого знания являлось учение Аристотеля, односторонне воспринятое и поставленное на службу богословию. Всякое позитивное знание имело право на существование лишь как средство для иллюстрации теологических истин. На этом фоне процветали различные мистические представления, заменяющие и вытесняющие рациональное знание.
И все же средневековье не было шагом назад в культурном развитии народов Западной Европы. Несомненный экономический и технический прогресс, достигнутый средневековой Европой, обеспечил развитие ремесла, торговли и рост городов. Не позднее 8 в. народы Европы создали национальную письменность, приспособив латинский алфавит к своим диалектам. Деятели средневековой культуры оставили крупные памятники литературы, архитектуры, философской, юридической и экономической мысли. Потребности городской жизни диктовали новые методы познания действительности: опытные вместо умозрительных, критические и рациональные вместо слепой веры в авторитеты. Возникали университеты, светские школы, развивались рационалистические философские учения, подрывавшие официальную церковную догму. В представлениях средневековых ученых прочно укоренилась мысль о целесообразности опытного познания окружающего мира. Они передали эту мысль своим ученикам, которые, на основе возрождения традиций античности стали применять метод своих учителей исключительно для целей познания и, отрицая средневековье как век догматики, уничижения личности и умозрительного теоретизирования, усвоили все то позитивное, что создала средневековая культура.
Однако в области медицины и медико-санитарного дела средневековье в целом не внесло ничего нового. Анатомо-физиологические представления Галена, искаженные в духе догматов христианства, считались высшим достижением человеческого разума. При этом вера в непогрешимость древних была столь высока, что даже наглядно наблюдаемые факты, если они противоречили текстам древних, считались «наваждением» и не принимались во внимание. В течение десяти веков анатомия практически не изучалась. Анатомирование человеческих трупов было запрещено. Лишь в 1238 г. Фридрих II разрешил профессорам Салернской медицинской школы вскрывать для демонстрации один труп в 5 лет. В 1241 г. было разрешено вскрытие трупов в судебно-медицинских целях. В 1316 г. профессор Болонского университета Мондино де Луцци (1275—1326) издал учебник по анатомии, пытаясь заменить им анатомический раздел «Канона врачебной науки» Ибн Сины. Сам Мондино имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник состоял в основном из текстов, почерпнутых из плохого перевода Галена. Тем не менее книга Мондино более двух веков была университетским пособием по анатомии, по ней учился А. Везалий. Только в 14—15 вв. отдельные унты начали получать разрешение на анатомические демонстрации; обычно вскрывали не более одного трупа в год.
Широко распространились мистические представления. Звездочеты и колдуны, гадалки и кликуши успешно конкурировали с врачами. Более того, многие врачи пользовались их средствами и приемами. Талисманы и гороскопы, магические заклинания и мистические поверья использовали в лечении любых болезней. Летучая мышь, убитая в полночь и высушенная, считалась лучшим противозачаточным средством. Безоговорочно признавалось, что корень мандрагоры кричит по ночам человеческим голосом и помогает от падучей, что судьба человека, его здоровье и возможность излечения в случае болезни зависят от расположения светил на небесном своде. Астрология и каббалистика — наследие Древнего Вавилона и Халдеи — обрели в средневековой Европе как бы вторую родину. Во многих европейских университетах были созданы кафедры астрологии. Средневековые правители содержали придворных астрологов (эта должность считалась высокой и почетной в придворных кругах). Врач, не следующий духу и букве астрологии, был так же редок, как и священник, сомневающийся в истинности символов веры.
По поводу астрологических установок позволялось даже спорить с древними. Так, Арнальдо де Вилланова оспаривал положение Галена о том, что на здоровье человека в основном влияют планеты; он считал, что в возникновении и течении болезней определяющее значение имеют созвездия, а Луна «повинна» лишь в возникновении эпилепсии. Не только в астрологических календарях, но и в медицинских трудах описывались связь функции и поражения органов и частей тела с движением определенных планет и расположением созвездий. Соки организма также подчинялись небесным телам. На основании расположения созвездий определялось наиболее благоприятное время для кровопусканий, приготовления лекарств и их приема.
Определяющую роль в медицине и медико-санитарном деле играла церковь. В 6 в. при западноевропейских монастырях начинают создаваться первые больницы-богадельни: в 6 в. — в Лионе, в 529 г. — в Монте-Кассино, в 651 г. — в Париже, в 794 г. — в Лондоне, около 1000 г. — в Сен-Бернаре. Идея создания стационарных учреждений при монастырях для лечения больных и призрения стариков и инвалидов была заимствована, по-видимому, из Византии. Однако первые монастырские больницы Западной Европы по уровню лечения и ухода за больными существенно уступали больницам Византии и Арабского Востока. Если не считать Салерно, где ко времени открытия госпиталя имелась корпорация врачей, лечебная помощь в этих больницах оказывали монахи, медицинская подготовка которых была крайне недостаточной. По мнению многих историков медицины, монахи лечили главным образом «постом и молитвой», хотя не исключено, что в монастырских больницах использовали и рациональные средства, почерпнутые из народной медицины и работ античных авторов. При монастырях стали складываться медицинские школы, подготовка в которых первоначально ограничивалась обучением методам оказания первой помощи при ранениях и ухода за ранеными и больными.
В 9—10 вв. общий уровень просвещения в Западной Европе повысился. Были учреждены крупные соборные школы в Шартре, Реймсе, Йорке и других городах для подготовки высшего духовенства, появились светские школы — дворцовая школа Карла Великого, высшая школа в Type (796) и др. На базе соборных и крупных светских школ возникли университеты в Болонье (1158), Оксфорде (12 в.), Кембридже (1209), Париже (1215), Саламанке (1218), Падуе (1222), Неаполе (1224), Монпелье (1289), Праге (1348), Кракове (1364) и других городах. С самого их основания и вплоть до 15—16 вв. унты были главным образом учебными заведениями для духовенства. Это было вполне естественным явлением, поскольку духовенство монополизировало все сферы деятельности, требовавшие образования. Первоначально университеты представляли собой корпорации ученых и учащихся, аналогичные цехам. Порядок жизни в университетах был подобен строю церковных учреждений: учебные уставы и программы контролировались властями, ведущую роль играли богословские факультеты. Поступая в университет, студенты приносили присягу, подобную присяге священника, в частности давали обет безбрачия. Задача ученых в средневековых университетах сводилась к подтверждению правильности официально признанных учений и к составлению комментариев к ним. Задача же ученых-медиков заключалась, в первую очередь, в изучении и комментировании Галена: его учения о целенаправленности всех процессов в организме, о «пневме» и потусторонних «силах». Методы преподавания и характер науки были чисто схоластическими. Студенты заучивали наизусть то, что говорили профессора, читавшие (в буквальном смысле этого слова) тексты Галена, Гиппократа, Ибн Сины и некоторых других авторов и дававшие комментарии к ним (составление комментариев к произведениям авторитетных авторов считалось тогда основной формой научного творчества). Слава и блеск средневекового профессора заключались прежде всего в его начитанности, в умении подтвердить каждое высказанное положение цитатой из авторского источника. Практическому обучению на медицинских факультетах большинства университетов не уделялось серьезного внимания. Анатомия изучалась по учебникам, которые почти не были иллюстрированы. Отвлеченно преподавались и клинические дисциплины. Лишь в двух университетах — в Салерно и Монпелье, основанных на базе медицинских школ, преподавание практической М. велось на достаточно высоком уровне. Эти школы сыграли важную роль в развитии М. в Западной Европе.
Уже в 9 в. в Салерно существовала корпорация врачей, занимавшаяся не только лечением больных, но и обучением врачебному искусству, возникшая медицинская школа сложилась как школа практического направления. Лучшее из того, что было создано античной М., бережно хранилось и развивалось именно там, в «civitas Hippocratica» («гиппократовой общине»), как по праву стали называть Салерно. В отличие от других медицинских школ раннего средневековья Салернская школа носила светский характер.
Как и Салернский госпиталь (основан в 820 г.). являвшийся по существу первой гражданской больницей в Западной Европе, медицинская школа в Салерно не была основана духовенством и финансировалась за счет средств города и платы за обучение. Деканы — приоры школы не имели духовных званий. Более того, в 11—15 вв. в Салерно учились и даже преподавали женщины. В истории Салернской школы различают два периода: так называемый греческий период, длившийся от начала существования школы до 12 в., и греко-арабский период (с 13 в.). Уже в эпоху раннего Салерно (9—11 вв.) там были созданы труды практического характера, такие как «Антидотарий» — книга наиболее употребительных лекарственных средств, применявшихся салернскими врачами. В «Антидотарий» впервые количества лекарственных средств давались в точной весовой прописи: в гранах, унциях, скропулах и драхмах. Существовал и «Пассионарий» — практическое руководство по диагностике различных заболеваний. На развитие Салернской школы большое влияние оказала переводческая деятельность Константина Африканского (около 1020—1087).
Начиная с 11 в. наиболее выдающимися врачами школы были Иоанн Платеарий — автор краткого практического руководства по медицине, широко известного еще в 16 в., Кофо — автор сочинений о лихорадках и местной патологии; Феррарий, написавший сочинение о лихорадке. Собственная медицинская литература Салерно была столь обширной, что к середине 12 в. на ее базе был создан всеобъемлющий трактат «О лечении заболеваний», в котором речь шла о лечении всех известных в то время болезней. Оригинальным и новым по своему характеру было сочинение Архиматтея «О приходе врача к больному», в котором помимо диагностических и лечебных советов обсуждались вопросы врачебной этики, взаимоотношений врача с больным и т.д. Большой известностью в Европе пользовался Роджер Салернский — автор первого в Западной Европе систематического труда по хирургии «Хирургия Роджера» (1170), составленного, по-видимому, на основе позднеантичных. византийских и арабских источников. «Хирургия Роджера» была основным учебником и справочным пособием по хирургии и течение 100 лет. В середине 12 в. в Салерно работали два выдающихся врача-ученых — Мавр и Урсо. Первому принадлежат трактат о моче и сочинение о кровопускании, к которому средневековая М. прибегала очень часто, второй — автор сочинения о моче и «Афоризмов». Труды этих ученых высоко ценились современниками и были известны в последующие века.
К началу 13 в. слава Салернской школы была столь велика, что в 1224 г. император Фридрих II предоставил ей исключительное право присваивать звание врача и выдавать лицензии на право врачебной практики на территории его империи. Была утверждена постоянная учебная программы: обучению в школе предшествовал трехлетний подготовительный курс, затем 5 лет изучалась М., после чего следовала годичная стажировка у опытного врача. Обучение в Салерно носило преимущественно практический характер, студенты старших курсив сопровождали своих преподавателей во время обходов в госпитале, участвовали в осмотрах больных: стажеры выполняли функции помощников врача: мною внимания уделялось гигиене и диететике.
Традиции Салернской школы частично продолжала медицинская школа в Монпелье, основанная при доминиканском монастыре в 768 г. В конце 11 — начале 12 в. для преподавания в Монпелье начали привлекать выпускников Салернской школы. В 1137 г. школа отделилась от монастыря. В 1145 г. в Монпелье был открыт городской госпиталь, на базе которого проводилось практическое обучение студентов школы. В 1220 г. был определен статут школы: оставаясь (формально подчиненной епископу, школа получила право иметь собственную выборную администрацию во главе с канцлером — светским лицом, избрание которого утверждалось епископом. Одним из первых канцлеров школы в Монпелье был Роджер Салернский. Согласно статуту, в школе вводились ученые степени: бакалавра — для сдавших полукурсовые экзамены, лиценциата — для прошедших полный курс обучения (звание давало право на врачебную практику) и магистра — для лиц, приглашаемых в корпорацию преподавателей школы. Преподавание велось по той же системе, что и в Салерно. В 1289 г. школа вошла в состав открытого в Монпелье университета. На рубеже 13—14 вв. в Монпелье около 10 лет преподавал Арнальдо де Вилланова — один из прославленных врачей средневековья. Круг его интересов был исключительно широк: он занимался токсикологией, изысканием средств продления жизни и борьбы со старостью, разрабатывал вопросы диететики и гигиены, написал книгу о лечении свойствах вина, составил сжатый очерк практической терапии («Бревиарий»). В начале 14 в. он, изучая труды Салернской школы, изложил в стихах медицинское кредо этой школы в области диететики, здорового образа жизни и методов предупреждения заболеваний — «Салернский медицинский кодекс». Этот труд, изданный впервые в 1480 г., затем много раз выходил на многих европейских языках.
В целом уровень практической М. в средневековой Европе был значительно ниже, чем в Византии и странах Арабского Востока. Для фармации эпохи средневековья характерны сложные лекарственные прописи. Число ингредиентов, нередко несовместимых по действию. в одном рецепте доходило до нескольких десятков. Фармация в средние века была тесно связана с алхимией, которая, преследуя фантастические задачи (поиски «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото, попытки отыскать «жизненный эликсир» и панацею — всеисцеляющее средство от всех болезней), одновременно накапливала опыт исследования веществ.
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий