Медицина
К середине 8 в. Средняя Азия была завоевана арабами, в результате прежние религии — зороастризм, буддизм, несторианство, манихейство и т.д. — были заменены исламом, оказались уничтоженными многие памятники культуры, города. Территория Средней Азии вошла в состав халифата.
Как государственное образование Арабский халифат оказался непрочным. Управляемые наместниками из местной знати, отдельные территории халифата начинали приобретать все большую самостоятельность. В конце 9 в. наместник Мавераннахра (междуречье Сырдарьи и Амударьи, включая Бухару, Самарканд и др.) и Хорасана Исмаил Саманид объединил под своей властью значительную территорию Средней Азии и Ирана и создал крупное государство, объединенное единым языком дари (фарси). Саманиды покровительствовали развитию литературы и науки.
В период своего расцвета в первой половине 10 в. государство Саманидов включало Мавераннахр, Хорасан, Северный и Восточный Иран. В вассальной зависимости от него были Хорезм, Систан, Горган (Джурджан), Решт, Газни, Табаристан (Мазендеран). В экономическом отношении оно занимало одно из первых мест на Востоке. Бухара — столица Саманидского государства в 10 в. была одним из богатейших городов Востока, крупным торгово-ремесленным центром. Самарканд славился производством высококачественной бумаги и стекла. Оживленную торговлю вели Мера, Гургандж (Ургенч), Герат, Бинкент. Караванная торговля связывала Бухару со многими странами. Знаменитая «Шелковая дорога» шла через Бухару от Багдада до Пекина.
В Мерве, Бухаре, Ургенче, Самарканде, Ходженте и других городах возникли астрономические обсерватории, библиотеки (крупнейшая из них была в Бухаре; погибла во время пожара при взятии Бухары войсками караханидов в 998 г.). Значительное развитие получило просвещение. Появились начальные (мактаб) и средние (медресе) школы при мечетях. Центрами высшего образования стали Дома мудрости, или Дома знаний (дарил-финул), крупнейшие из которых были в Бухаре, Мерве, Самарканде. Подготовка врачей осуществлялась в школах при больницах. Важное место в подготовке врачей в Средней Азии имело частное обучение: крупные врачи принимали группу учеников, составляли для них своеобразные учебные пособия, вместе с ними принимали и посещали больных, изготовляли лекарства и т.д. Наряду с этим некоторые среднеазиатские врачи получали образование в других регионах Халифата (в Гундишапуре, Багдаде, Басре, Рее) и, наоборот, громкая слава отдельных среднеазиатских врачей привлекала к ним учеников из разных стран Востока. Большое значение для развития медицинского образования имел обмен (хотя и ограниченный) медицинской литературой.
В 10—12 вв. в крупных среднеазиатских городах жило и работало значительное число образованных людей — философов, законоведов, врачей, естествоиспытателей, поэтов, имена которых еще при жизни были известны далеко за пределами их родины. При дворах некоторых среднеазиатских правителей создавались так называемые общества просвещенных (меджлиси улама), представляющие собой объединения признанных ученых, периодически собиравшихся для обсуждения научных работ друг друга, а также текущих политических, хозяйственных, военных и других проблем, в числе которых было немало вопросов медико-гигиенического характера (проекты санитарного благоустройства и водоснабжения, меры борьбы с возникавшей эпидемией, труды по медицине и т.п.). Широкой известностью на Востоке пользовалась хорезмийская меджлиси улама (так называемая академия Мамуна), членами которой в начале 11 в. были крупнейшие ученые средневекового Востока Бируни, Ибн Сина, философ, математик и врач Абу Сахл Масихи (умер в 1017 г.), врач Абдул Хайр Ибн ал Хаммар (родился в 942 г.), математик Абу-Наср Аррак, историк Ибн Мис-кавейх и др. Крупные, хотя и менее известные, чем хорезмийская, меджлиси улама имелись в Самарканде, Мевре, Ходженте.
Хотя после завоевания арабами Средней Азии господствующей идеологией стал ислам, передовые среднеазиатские мыслители создавали своеобразные философские системы на основе доисламских учений, древнегреческих и древнеиндийских интеллектуальных традиций. Виднейшим представителем так называемого восточного перипатетизма (или восточного аристотелизма) был Фараби, развивавший материалистические и диалектические начала учения Аристотеля и стремившийся сохранить связь философии с рациональными естественнонаучными представлениями. В его трактате «Теоретическая и практическая медицина» наряду с неоплатоническими представлениями о сущности процессов жизнедеятельности и причинах болезни содержатся рациональные идеи о взаимосвязи организма с окружающей средой и роли факторов окружающей среды в патологии. Учение Ибн Сины и его последователей содержало идеи вечности материального мира, независимости частных явлений жизни, в т.ч. состояния здоровья и болезни, от божественного провидения. Получили распространение передовые идеи Бируни, противопоставлявшего религиозной картине мира естественнонаучное понимание природы и видевшего задачу науки в ее опытном изучении. В 11 в. значительное влияние приобрел исмаилизм, философская доктрина которого сложилась на основе неоплатонизма и аристотелизма. В учении о гармоническом строении Вселенной исмаилиты уподобляли ее структуру (макрокосм) строению человеческого тела (микрокосму). В 10—13 вв. большое распространение получил суфизм, философская догматика которого во многом противостояла правоверному исламу
В 9—15 вв. значительное развитие получили работы в области точных и естественных наук. Хорезми (9 в.), Марзави (9 в.), Усман Балхи (9 в.), Фергани (9 в.). Абу-ль-Вефа (10 в.), Бируни (10—11 вв.), Омар Хайям (11—12 вв.) и др. внесли значительный вклад в развитие математики и астрономии. Работы среднеазиатских ученых, особенно Бируни и Ибн Сины, сыграли важную роль в создании рациональной фармации и фармакогнозии. В «Минералогии» Бируни наряду с обширными сведениями о свойствах, местах и способах добычи различных минералов и металлов сообщаются данные об их лечебном применении. Бируни приводит обширные и интересные сведения о распространенном на Востоке лекарственном средстве «мумие асиль», основательное изучение которого началось лишь в 60—70-х гг. 20 в., обосновывает несостоятельность широко распространенного суеверного представления о целебных свойствах драгоценных камней. Его «Фармакогнозия» представляет собой обширный многоязычный аннотированный словарь лекарственных средств, в котором упомянуты арабские, греческие, сирийские, персидские, индийские и другие названия различных лекарственных средств и дано подробное описание их внешнего вида, признаков распознавания наилучших образцов, названы места произрастания, возможные заменители отдельных лекарственных средств и т.п. Особое внимание Бируни уделил местным названиям лекарственных средств, бытовавшим среди жителей различных областей Средней Азии, что позволяет составить достаточно полное представление об арсенале лекарственных средств, которые использовала среднеазиатская народная М. По числу рассмотренных лекарственных средств сочинение Бируни долгое время оставалось непревзойденным. Кроме сведений чисто практического характера, Бируни в своем труде освещает ряд теоретических вопросов. В частности, он рассматривает предмет, задачи и значение фармакогнозии для М. Фармакогностический труд Бируни оставил значительный след в истории М. Востока. Менее чем через два столетия он был переведен на персидский язык выходцем из Ферганы Абу Бакром ал-Касани (13 в.). Многие восточные врачи использовали его в качестве авторитетного источника для своих сочинений, например, «Фармакогнозия» Бируни многократно цитировалась в фармакогностическом словаре «Алфаз ал-адвия», известных на Востоке фармакопеях и лечебниках 17—18 вв. «Мухити Азам», «Махзанул адвия» и др. Огромную роль для развития рациональной фармации сыграла научная и практическая деятельность Ибн Сины. В «Каноне врачебной науки», а также в ряде специальных работ по лекарствоведению («Книга о лекарствах при сердечных болезнях», «О свойствах цикория», «О свойствах ускуса-лида» и др.) Ибн Сина не только объединил разрозненный опыт прошлого и дополнил его результатами собственных наблюдений, но и сформулировал ряд принципиальных положений рациональной фармации. Если Ибн Аббас (930—994) указывал на благоприятные условия проверки действия лекарственных средств в больнице, то Ибн Сина предлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием у постели больного, постановку опытов на животных и даже некоторое подобие клинического испытания. При этом Ибн Сина считает наиболее надежным экспериментальный путь проверки действия лекарственных средств и предлагает «условия», обеспечивающие «чистоту эксперимента». В «Каноне врачебной науки» содержатся указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении.
Ибн Сина связывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств, полученных химическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские и среднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян, около 721 — около 815; Рази, Бируни и др.), была в дальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Ибн Сина описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. В частности, с его именем связывают первое применение ртути, которая в 10 в. добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочное действие ртути описаны проявления ртутного стоматита. Из перечня лекарственных средств, приложенного к Книге второй «Канона врачебной науки», около 150 значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи.
Являясь порождением древней высокоразвитой культуры, среднеазиатская М. в значительной степени определила уровень и своеобразие М. арабского Востока. Обобщающие энциклопедические труды среднеазиатских врачей во многом способствовали сохранению и развитию достижений М. древности (античной, эллинистической, индийской, иранской, среднеазиатской), осмыслению и синтезу их богатого практического опыта и теоретических концепций. Подобно обобщающим трудам арабских врачей, некоторые среднеазиатские медицинские энциклопедические труды были переведены на европейские языки и сыграли важную роль в развитии М. в Европе. Это прежде всего относится к «Канону врачебной науки» Ибн Сины, несомненно, являвшемуся самой популярной из медицинских книг, созданных на Востоке. На протяжении нескольких веков «Канон» служил основным учебным пособием в европейских университетах, оказав огромное влияние на уровень специальных знаний врачей средневековой Европы. Передовые среднеазиатские ученые — философы, врачи, естествоиспытатели явились провозвестниками ряда новых идей, получивших признание и развитие лишь несколько веков спустя. К ним относятся попытки внедрения экспериментального метода в патологию и лекарствоведение, утверждение естественнонаучной сущности М. как области научной и практической деятельности, идеи связи М. с химией, взаимосвязи организма с окружающей средой и роли этой среды в патологии, неразрывной связи психического и телесного, предположение Ибн Сины о невидимых существах, могущих вызывать лихорадочные заболевания и распространяться через воздух, воду и почву, и др. Передовые врачи и ученые Средней Азии активно выступали против царивших в современной им М. суеверий, отвергали астральные представления, магическую цифрологию, целебные свойства драгоценных камней, заговоров и амулетов, противопоставляя им рациональные средства диагностики, терапии и гигиены. Однако все их усилия остались по преимуществу «гласом вопиющего в пустыне». Большинство представителей медицинской профессии охотно применяли, а иногда и предпочитали магические и мистические приемы методам рациональной диагностики и терапии, по большей части предоставляя судьбу своих пациентов воле аллаха. Что же касается новых идей, то они нашли мало приверженцев. Разумеется, и те из среднеазиатских врачей и ученых, кто составил гордость М. Средней Азии — Бируни, Масихи, Ибн Хаммар, Ибн Сина, ал-Джурджани (около 1080—1141), Фахраддин Рази, Умар Чагмини и др. — не смогли полностью преодолеть сковывающего влияния феодального мировоззрения. Труды древних, за исключением некоторых частностей, они почитали высшим авторитетом. Ни один из них не усомнился в справедливости натурфилософского учения о четырех соках. Все придерживались анатомо-физиологических представлений Галена. Ни один из них не занимался анатомией, без развития которой было немыслимо построение рациональной физиологии и патологии. Причины, не позволявшие врачам мусульманского Востока изучать анатомию человека, хорошо известны, а гуморолистические концепции, содержащие элементы диалектики и материалистическое, хотя и эклектическое, объяснение жизнедеятельности и механизмов развития патологических процессов, неизмеримо прогрессивнее «медицины пророка». Эпоха не позволила им «перешагнуть через себя». И, если для истории М. наиболее выдающимися достижениями крупнейших врачей Средней Азии являются прежде всего их неоцененные новые идеи, значительно опережавшие свое время, то для современников и ближайших потомков наиболее существенными и значимыми были их достижения в области практической М. — диагностики, клиники, лечения, гигиены. В разработку этих проблем среднеазиатскими врачами внесен также весьма существенный вклад, для оценки которого наибольший интерес представляют труды и деятельность Ибн Сины и ал-Джурджани.
Творчество Ибн Сины занимает особое место в истории культуры. Крупнейший врач и мыслитель своего времени, отбыл признан уже современниками, и присвоенный ему еще при жизни почетный титул «шейх-арраис» (наставник ученых) сопровождал его имя в течение многих веков. Философские и естественнонаучные сочинения Ибн Сины пользовались широкой известностью в странах Востока и Западной Европы, несмотря на то, что основное его философское произведение «Книга исцеления» было объявлено еретическим и сожжено в Багдаде в 1160 г. Обессмертивший его имя «Канон врачебной науки» многократно переводился на многие европейские языки, около 30 раз издавался на латинском языке и более 500 лет служил обязательным руководством по М. для европейских университетов и медицинских школ арабского Востока. Ибн Сину по праву считают одним из основоположников химии, им предложена классификация минеральных веществ. Огромные заслуги Ибн Сины в развитии химии, в частности органической, отмечает в своей «Истории химии» (1883) известный французский химик П. Бертло (1827—1907). На большую роль трудов Ибн Сины в развитии ботаники указывают немецкий ученый Мейер (1856) и ряд советских исследователей.
Из 274 трудов Ибн Сины медицине посвящено только 20. Тем не менее принято считать, что из всех областей знаний, которыми занимался Ибн Сина, наибольший вклад им внесен в М. Прежде всего «Канон врачебной науки» принес ему всемирную славу и бессмертие. «Канон врачебной науки» разделен на пять книг. Первая книга содержит определение понятия «медицина», сведения по анатомии и общие сведения о болезнях, их причинах и проявлениях, о сохранении здоровья и способах лечения вообще. Во второй книге излагается учение о простых лекарствах и о способах их действия. В третью книгу включены частная патология и терапия, описание отдельных болезней и способов их лечения. Четвертая книга посвящена хирургии и общему учению о лихорадке. В пятой книге описаны сложные лекарственные вещества, яды и противоядия. Большое место в «Каноне врачебной науки» занимают вопросы гигиены: правила охраны здоровья, гигиенические предписания, диететика. Физические упражнения он называл «самым главным условием» сохранения здоровья, на следующее место он ставил режим питания и режим сна. Особые главы «Канона врачебной науки» Ибн Сина посвятил воспитанию и уходу за ребенком. В них содержится много тонких наблюдений и разумных советов. Другой сильной стороной «Канона врачебной науки» являются точные описания клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений, их объяснения говорят о необычайной наблюдательности Ибн Сины, его таланте и опыте. В диагностике Ибн Сина пользовался ощупыванием, наблюдением над пульсом, определением влажности или сухости кожи, осмотром мочи и испражнений.
Ибн Сина много занимался проблемами психологии, и психические расстройства интересовали его не только с чисто врачебных позиций, но и как объект психологического исследования. По-видимому, в этом кроется причина того, что при описании психических расстройств он подробно излагает свои взгляды на природу психических процессов и причины их нарушения. В представлении о сущности психических процессов особенно наглядно проявляются материалистические стороны философии Ибн Сины: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга. Достаточно вспомнить, например, указание Ибн Сины о том, что ушибы, разрушающие отдельные части мозга, расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций. Полностью отвергая демонологические взгляды на сущность психических болезней, Ибн Сина считал непосредственной причиной психических расстройств либо влияние условий окружающей среды, либо телесные расстройства. При этом выяснение взаимосвязей и взаимовлияния психического и соматического, по-видимому, представляло для Ибн Сины особый интерес: в «Каноне» содержатся указания на возможность возникновения психоза при острых лихорадочных заболеваниях, на связь расстройств желудочно-кишечного тракта с психическими переживаниями («сильным горем», гневом, огорчением и т.п.).
Важной вехой в развитии среднеазиатской М. была деятельность выдающегося хорезмийского ученого ал-Джурджани, автора капитального труда «Сокровища Хорезмшаха». Как и его предшественники, ал-Джурджани делит М. на научную и практическую. «Научная медицина изучает состояние организма, причины здоровья и болезни, она изучает разновидности причин, обусловливающих эти состояния. Практически медицина изучает показания и пути применения веществ, устраняющих болезнь». В соответствии с такой классификацией первая книга «Сокровища Хорезмшаха» посвящена изложению общих представлений о М. и пользе ее изучения. Вторая книга описывает состояние организма здорового и больного человека, разновидности заболеваний и их признаки (симптомы), методы обследования больного, исследование пульса, различные выделения (пот, кал, мочу и др.). В третьей книге анализируется воздействие на организм различных веществ, употребляемых в пищу, а также бодрствования и сна, движения и покоя, одежды, воды, воздуха, места проживания, освежающих средств, масел, слабительных клизм, свечей и кровопускания. Специальный раздел посвящается душевному состоянию здоровых и больных людей. Книга кончается советами по уходу за детьми и их воспитанию, рекомендациями для стариков и путешественников. Четвертая книга посвящена диагностике и прогностике, она содержит сведения о скрытом периоде, начале развития, кризисе, продолжительности и вероятных исходах заболеваний. В пятой книге описываются различные лихорадки, приводятся их причины, методы лечения и профилактики. Шестая книга посвящена «местным» болезням, типичным для определенных стран; седьмая книга — различным отекам, лечению язв, переломов, опухолей; в ней приводятся методы лечения различных пятен на коже; восьмая — косметике; девятая — применению ядов, противоядий и органов различных животных в лечебных целях. Десятая книга «Лекарственные сокровища» состоит из 2 частей; в ней болев 100 растительных, животных и минеральных лечебных средств даны по алфавиту с указанием их происхождения, способов получения, приготовления и применения. Труд ал-Джурджани подвел итог определенному периоду развития М., он является настоящей медицинской энциклопедией, включающей в себя с исчерпывающей для того времени полнотой все сведения о здоровье и болезнях человека и местных лекарственных средствах. Труд ал-Джурджани служил для среднеазиатских врачей источником знаний вплоть до 19 в., когда в Среднюю Азию начала проникать европейская М.
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий