Ваш регион

Москва

&nbps;

Народная медицина

Народная медицина — совокупность передаваемых народом из поколения в поколение (в устной и письменной форме) эмпирических знаний и практических методов, применяемых для распознавания, лечения и предотвращения болезней.

    Возникнув в первобытном обществе в качестве начального этапа развития медицины, Н.м. сохраняется как область традиционно-бытовой культуры в различных этнографических группах, главным образом в условиях низкого уровня обеспечения современной высококвалифицированной врачебной помощи; многие средства и методы Н.м. широко используются современной научной медициной. В литературе широко используется термин «традиционная медицина», часто в том же значении, что и Н.м. Однако традиционную медицину более целесообразно рассматривать как явление, возникшее позже народной медицины, в связи с формированием отдельных центров цивилизации и характерных для этих центров религиозно-философских учений.

    Процесс выработки, накопления и передачи информации о том, что вредит здоровью человека и что его сохраняет, о мерах самопомощи и взаимопомощи при болезнях и травмах продолжается миллионы лет. Зарождение разумной медико-гигиенической деятельности, предполагающей превращение взаимопомощи при болезнях и травмах в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности коллектива, относится к концу древнекаменного века (около 40 000 лет назад — относительно высокая ступень первобытного общества). Случайно открытые средства или приемы устранения боли, остановки кровотечения, облегчения состояния путем вызывания рвоты и т.п. закреплялись в обычаях первобытного человека и постепенно составили народную медицину. В ее арсенал вошли лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения; природные факторы (вода, воздух, солнце, минеральные воды, лечебные грязи), некоторые хирургические приемы (извлечение инородных тел, кровопускание).

    Земледельцы, скотоводы, охотники ввели в употребление лен и мох для перевязок, рыбий жир, лук и ягоды против цинги, бобровую струю, панты как тонизирующие средства. Целебным средством при многих болезнях издревле считался пчелиный мед. При лихорадках применяли полынь и кору хинного дерева, для лечения гнойных ран — подорожник, сырой и вареный лук, березовый сок и деготь. Опыт, приобретенный при винокурении, вымачивании луба, окраске шерсти, белении ткани, дублении кожи, явился источником применения в Н.м. дубителей в качестве вяжущего средства. В народной фармакопее появились чернильные орешки, кора ивы, осины, дуба, используемые для лечения мокнущих ран, язв, расстройств желудка и т.д.

    Средствами Н.м. лечилось подавляющее большинство населения Древней Руси. Из древнерусских обычаев, имеющих отношение к Н.м., наибольшей популярностью пользовался обычай собирать лекарственные травы и цветы в ночь накануне летнего народного праздника — Дня Ивана Купалы, связанный с сохранившейся поныне верой в высокую целебную силу трав, собранных именно в эту ночь. Собирание трав сопровождалось обрядами купания в реке, прыгания через костер и хороводами. Очистительное купание и прыганье через костры, по верованиям славян, предохраняло от заболеваний. На Руси широко применялись потогонные средства при простуде: мёд, отвар или чай из ягод и листьев малины, травы чабреца, душицы, липового цвета, цветов ромашки, листьев мать-и-мачехи. В дополнение к потогонным средствам использовали сложные лекарственные составы, включающие опий (против кашля), отвары солодкового и алтейного корня или девясила (отхаркивающие), горной мяты, плодов боярышника и др. Грудь растирали горчицей или хреном, ставили горчичники, банки. При желудочно-кишечных расстройствах использовали траву зверобоя, корень девясила. Большая роль отводилась диете. При некоторых заболеваниях рекомендовалось голодание в течение нескольких дней. От боли в животе употребляли опий, белену. При плохом аппетите использовали настойку полыни, при упадке сил — настойку чилибухи, при глистах — отвар полыни, мужского папоротника, серу в виде порошка и др. Водянку лечили отварами можжевельника, зверобоя, медвежьего ушка, полевого хвоща.

    Наряду с ведовством (ведуны и зелейники — представители эмпирической Н.м. — применяли народные лекарственные средства и приемы лечения) в Н.м. Древней Руси было и второе направление — волхование (чародейство, шаманство), основанное на языческой медицинской демонологии, на вере в силу заклинаний, заговоров и амулетов. Волхвами и чародеями древние славяне называли лиц, обладавших, по мнению народа, способностью предсказывать будущее, лечить и насылать болезни и другие бедствия на людей. Из лечебных средств, применявшихся волхвами, известны «наузы» (амулеты) — чудодейственные навязи, привески, которые обычно носили на шее для предохранения от болезней. Они содержали заговоры, травы, коренья и иные снадобья, якобы имеющие целебную силу по отношению к той или иной болезни.

    С принятием христианства началась и на протяжении веков велась упорная, но мало эффективная борьба духовенства и светских властей с волхвами, продолжавшими заниматься лечением болезней, несмотря на запрещения и угрозы. В 16—17 вв. на смену волхвам пришли колдуны, ведьмы и шаманы. Позднее возникло знахарство, которое сохраняется до наших дней. Его сутью являются различные магические действия — нашептывания, заговоры, опрыскивания наговорной водой, окуривания, ограждение амулетами, нередко сопровождающие введение в больной организм настоек и порошков из трав и животных продуктов, а также применение «симпатических средств» воздействия части на целое, подобного на подобное, передачи «влияния жизненных сил одного человека другому» и т.д.

    Эмпирическому направлению Н.м. на Руси следовали народные лекари (лечцы, знатьцы). Среди них выделялись рудометы, или кровопуски, повивальные бабки, костоправы, очные, кильные, чепучинные, камчужные мастера и др. Знания Н.м. со временем стали записываться и распространяться в виде специальных книг — травников, зелейников, лечебников, вертоградов.

    Развитие научной медицины сопровождалось изучением народного опыта. В России средства и методы Н.м. изучались со второй половины 18 в. Петербургской академией наук, университетами и научными обществами с целью составления лекарственных ботанических словарей, коллекционирования лекарственных растений, употребляемых народом, и обеспечения страны лекарственным сырьем. Отечественные врачи широко использовали во врачебной практике народные средства. Так, в лаборатории С.П. Боткина была изучена применявшаяся в Н.м. трава горицвета и введена в медицинскую практику в качестве сердечного средства.

    Одним из самых древних целебных средств в Н.м. является кумыс — кисломолочный напиток из кобыльего молока (реже коровьего и верблюжьего). Народные лекари применяли его для лечения чахотки, цинги, малокровия, болезней желудка, в качестве мочегонного, потогонного и общеукрепляющего средства. Сообщения о целебных свойствах кумыса были сделаны П.С. Палласом (1770), П.И. Скворцовым (1841), В.И. Далем (1841), Н.В. Постников в 1858 г. организовал вблизи Самары первую кумысолечебницу для больных туберкулезом, положив начало организованному кумысолечению в России. Современными исследованиями установлено, что биологическая и лечебная ценность кумыса определяются содержанием в нем почти всех полноценных белков, легко усвояемых жиров, высоким содержанием углеводов, наличием комплекса витаминов группы В, молочной кислоты, витамина С, солей кальция, микроэлементов и др.

    На протяжении всей истории человечества Н.м. накапливала ценнейший опыт лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата посредством тепловых процедур, минеральных и грязевых ванн, массажа и гимнастики. Сталкиваясь с открытыми и закрытыми переломами костей, вывихами суставов, народные лекари-костоправы выработали ряд методов их лечения. Отечественный врач Е.О. Мухин обобщил опыт народной медицины по лечению переломов и вывихов в первом русском руководстве по травматологии, вышедшем под названием «Первые начала костоправной науки» (1806).

    Большую практическую ценность представляют знания и навыки народа, составляющие гигиеническую культуру и касающиеся личной гигиены, питания, приемов обработки и хранения пищи, особенностей строения жилищ, распорядка жизни, режима труда и отдыха; их можно назвать народной гигиеной. Изучение обычаев, навыков и традиций народа, позволяющих продуктивно работать, сохранять здоровье в жару и на морозе, в пустыне, тайге, тундре, море дает много ценного для обоснования режима труда, питания или питьевого режима в тяжелых климатических условиях.

    Огромное значение для поддержания и укрепления здоровья имело у многих народов мира пользование паровой баней. Русская баня, основанная на применении горячего водяного пара и воды и использовавшаяся как в гигиенических целях, так и для отправления культовых обрядов, произошла от древнегреческой паровой бани и распространилась у восточных славян в период 1—3 вв. н.э. Иностранцы с удивлением отмечали русский обычай часто и подолгу париться в бане. Проведенные в конце 19 в. в клиниках Военно-медицинской академии при участии С.П. Боткина и В.А. Манассеина исследования показали, что значение бани выходит далеко за пределы поддержания чистоты тела, поскольку физиологическая «встряска», вызванная попеременным применением то горячей воды, то пара, то холодной воды и даже снега, а также своеобразным массажем с помощью веника, воздействует на обмен веществ и изменяет ряд объективных показателей деятельности организма (см. Бани).

    Во многих случаях правильны и целесообразны обычаи народа, относящиеся к поведению беременной, уходу за ней. М.В. Ломоносов рекомендовал при составлении наставления «О повивальном искусстве» присовокуплять «добрые приемы российских повивальных искусных бабок». Русский акушер А.П. Губарев высоко ставил Н.м., указывая, что деревенские повивальные бабки часто оказывали существенную помощь роженицам, используя передающийся из поколения в поколение опыт, основанный на здравом смысле, соблюдении чистоты и уверенности в силах природы

    В странах с ограниченными ресурсами и недостаточно развитыми системами здравоохранения, где проживает две трети населения мира, Н.м. пользуется официальным признанием. Но и в тех районах мира, где население обеспечено современной медицинской помощью. Н.м. находит определенное применение.

    В 1976 г. в штаб-квартире ВОЗ была организована рабочая группа Н.м., в задачи которой входила координация всей деятельности в данной области. Было предложено поощрять проведение многопрофильных исследований в области Н.м. с упором на лабораторные и клинические исследования эффективных лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. На состоявшейся в 1977 г. XXX сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята резолюция, призывающая правительства стран придавать «должное значение использованию существующих в этих странах систем народной медицины при соблюдении правил, соответствующих установкам национальных систем здравоохранения».

    Народная медицина не свободна от суеверий и предрассудков, в ряде случаев в ней используются вредные для здоровья средства, приемы, которые должны быть изучены с тем, чтобы успешнее бороться со знахарством и вести гигиеническое воспитание населения.

    В нашей стране занятие врачебной практикой как профессией лицами, не имеющими надлежащего удостоверенного медицинского образования, рассматривается как уголовно наказуемое деяние.

    Обязательным условием использования средств Н.м. в практике здравоохранения является их тщательная проверка (фармакологическая, токсикологическая, клинико-экспериментальная и др.). Советская медицинская наука берет из арсенала Н.м. все ценное, рациональное с учетом современных научных критериев, отбрасывая ошибочное, а также религиозно-мистические наслоения и заблуждения, т.е. все то, что может принести вред здоровью человека.

    Изучение растительных лечебных средств из арсенала Н.м. проводится во Всесоюзном научно-исследовательском институте лекарственных растений и его филиалах, в Институте биологии моря Дальневосточного научного центра АН СССР, Сибирском филиале Института фармакологии АМН СССР, Отделе индо-тибетской медицины Бурятского филиала Сибирского отделения АН СССР, Центральном республиканском ботаническом саду АН Украины, лаборатории лекарственных растений Тбилисского ботанического сада, научно-исследовательском отделе Музея истории грузинской медицины и медицинской этнографии в Тбилиси и др. Изучением этнических аспектов народной медицины занимается Институт этнографии им. Н.И. Миклухо-Маклая.

 

    Библиогр. Минько Л.И. Народная медицина и вред знахарства, Минск, 1962: Народная медицина, пути содействия и развития. Доклад Совещания ВОЗ, М., 1980; Очерки по истории медицины Казахстана, под ред. Т.Ш. Шарманова и Б.А. Атчабарова, Алма-Ата, 1978.

 
 
 

Комментарии

Борис  2012.12.19 19:57

Как всем известно, в медицине существуют т.н. "неизлечимые" болезни, в том числе и хронические. Так вот эти болезни, неподвластные официальной медицине, хорошие целители и лечат. А шарлатанов среди целителей не меньше, чем среди врачей. Недавно опубликованы результаты работы независимой интернациональной комиссии под эгидой Международного Фонда Ортега *. Так вот международные эксперты пришли к выводу, что во всем мире среди врачей шарлатанов… больше, чем среди народных целителей. Между прочим, независимые эксперты полагают, что из-за дороговизны и низкой квалификации врачей в "академическом секторе" уровень реальной помощи пациентам не превышает 7,5 процента, а в "альтернативном секторе" - 24 процента.

Онотолей  2012.06.23 06:58

Народная медицина хороша там, где нет серьезных заболеваний, а имеются бальные хронические болячки, наличие которых не требует регулярного приема медицинских препаратов. Тогда можно побаловаться и травками, отварами и прочими хренями. Но очень осторожно!

pawel  2012.06.23 06:55

Врачевание, основанное на использовании лекарственных растений, берет свою основу в глубокой древности. Первые письменные знания о целительных травах встречаются в источниках, датируемых пятым тысячелетием до нашей эры. О целительных свойствах многих растений ведали древние китайцы, египтяне, лечебными травами врачевали врачи Древней Греции и Древнего Рима. В средние века лекари уже неплохо обладали искусством врачевания травами. На Руси врачевание травами также было ведомо с глубокой древности. Хранителей тайн растений, народных докторов величали знахарями. Занимательные сведения сохранились о первом враче-женщине на Руси внучке Владимира Мономаха — Евпраксии. Ее лечебником, в котором доводились способы врачевания травами, пользовались в XII веке лекари многих стран. Первая аптека в России была создана в 1581 году Иваном Грозным в Москве. Она снабжала снадобьями, в основном растительного происхождения, царя и его круг. При Петре I в Москве и Петербурге были созданы «аптекарские огороды», которые, по сути, явились первыми ботаническими садами в России. В период войны со шведами Петр I обратил интерес на удивительное богатство флоры украинских лесов и степей. Для применения здешних трав в лечебных целях он распорядился организовать при походном лазарете в Лубнах аптеку и при ней «аптечный склад». В 1736 году во время смотра Лубенская аптека была признана наилучшей в России. С данного периода сбор лекарственных растений начал приобретать промысловый характер. Источник: http://russkiiduh.elitno.net/articles.php?article_id=38

Улисс  2012.06.16 10:09

Только не обращайтесь к так называемым экстрасенсам. конечно есть сильные экстрасенсы, но их не много, а мне попалась такая, что только деньги брала и больше никакого результата.

Смотреть все комментарии - 6

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2021 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на [email protected]