Медицина
Конфуцианство [по имени основателя, китайского философа Конфуция (кит. Кун-цзы), около 551—479 гг. до н.э.] носило выраженный этико-политический характер и с самого начала выражало интересы наследственной аристократии, считая закономерным и справедливым существование эксплуатации и социального неравенства. Основным принципом конфуцианской этики являлось понятие «жэнь» («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения норм поведения (этикета), базирующихся на соблюдении почтительности и уважения к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Постичь жэнь могли лишь так называемые благородные мужи — представители высших слоев общества. Конфуцием были обоснованы и фундаментальные положения традиционных верований китайцев: о небе как целенаправленной божественной силе, от которой зависит судьба общества и каждого отдельного жителя «поднебесной», о божественном происхождении власти государя — «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной. В 136 г. до н.э. конфуцианство было провозглашено официальной идеологией и просуществовало в этом качестве до крушения монархии (1911).
На развитие естественнонаучных взглядов определяющее влияние оказала натурфилософия, восходящая к древним (возникшим не позднее 9—8 вв. до н.э.) представлениям о взаимодействии пассивной силы (инь) и мужской активности (ян). 'Эти идеи слились с возникшим позднее учением о взаимопревращении пяти первостихий (металла, дерева, воды, огня, земли) и были усвоены почти всеми философскими школами.
Древнекитайским ученым принадлежат многие открытия и изобретения в области естествознания и техники. В 4 в. до н.э. Ши Шэнем составлен первый в мире звездный каталог, включавший около 800 светил, в конце 1 в. до н.э. китайскими астрономами была сделана первая запись наблюдений солнечных пятен. Чжан Цан в первой половине 2 в. до н.э. нашел метод решения уравнений с двумя и тремя неизвестными; Цзин Чжоу-чан (не позднее начала 1 в. до н.э.) ввел понятие об отрицательных величинах и указал правила действий с ними. Китайским ученым принадлежат изобретения компаса (около 3 в. до н.э.), бумаги (2 в. н.э.), фарфора (3—5 вв. н.э.), книгопечатания (5—6 вв. н.э.), пороха (не позднее 10 в. н.э.). Однако в связи с известной изолированностью и замкнутостью китайской культуры, порожденными главным образом идеей исключительности и избранности китайской нации, проповедуемой официальной китайской идеологией в течение 2 тысячелетий, выдающиеся достижения китайской естественнонаучной и технической мысли не оказали существенного влияния на развитие мировой культуры. Большинство из них не было известно другим народам и позднее было заново открыто учеными других стран. Это относится в определенной степени и к достижениям китайской медицины.
Источники изучения М. Китая разнообразны; они представлены материалами археологии и памятниками письменности. Ценнейшим литературным памятником древнекитайской культуры является Сборник песен и гимнов («Шицзин»), относящийся к 11—6 вв. до н.э. В сборнике имеются стихи, характеризующие жилище, пищу, одежду, труд, семейные отношения, болезни, лекарства, индивидуальные и общественные санитарно-гигиенические традиции. В «Чжоуских ритуалах» (11—7 вв. до н.э.) упоминаются некоторые разделы М., ветеринария. Древнейшим произведением медицинской литературы, обобщившим многовековой опыт китайских врачей, является «Трактат о внутреннем» («Нейцзин», 6 в. до н.э.), состоящий из двух частей — «Простые рассказы» и «Книга чудес»; его предполагамый автор — Цинь Юэ-жень Бянь Цао. Считают, что он один из первых в Китае применил исследование пульса, отлично владел методом иглотерапии, лечил детские и женские болезни.
В соответствии со сложившимися под влиянием основных положений натурфилософии взглядами, человек представляет собой мир в миниатюре (микрокосмос) и состоит из пяти первоэлементов, которые попадают в организм с пищей. В желудке они подготавливаются к перевариванию, в тонком кишечнике превращаются в хилус, который по каналам (сосудам) попадает в сердце, где преобразуется в кровь. Эта кровь составляет пассивное начало (инь), она неподвижна, холодна, густа и черна до тех пор, пока в нее из легких не проникнет воздух, проталкиваемый в сердце при дыхании и создающий активное начало (ян). После этого кровь становится горячей и светлой, приходит в движение, направляется ко всем органам и питает их. В китайских источниках впервые упоминается о замкнутой системе кровообращения. Так, в «Нейцзинь» записано: «кровь... находится в сосудах... Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и конца... Кровь в сосудах течет непрерывно и кругообразно, а сердце хозяйничает над кровью».
В Древнем Китае производилось анатомирование трупов. Например, в «Нейцзин» указывается, что после смерти «можно вскрывать труп и изучить степень плотности сердца, печени, легких и других органов, величину желудка и мочевого пузыря, вместимость желудка и кишечника; длину кровеносных сосудов...; объем таза и т.д — все это выражается в определенных величинах». Основным органом, по представлениям древнекитайских врачей, было сердце. Печень рассматривалась как обиталище души, а желчный пузырь — мужества.
Общепатологические воззрения древнекитайских врачей также исходили из натурфилософских представлений: причиной возникновения болезней считали нарушение соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме, так же как и в окружающей природе, находятся в постоянной борьбе. С действием ян связывали гиперфункцию, с действием инь — гипофункцию отдельных органов или организма в целом. При этом признавали возможность влияния на борьбу ян и инь различных факторов окружающей среды, условий и образа жизни, питания и др.
Врачебные знания передавались из поколения в поколение. Есть основания считать, что основной формой подготовки врачей в Древнем Китае были семейные и так называемые ремесленные школы (опытные врачи набирали для подготовки учеников). Вместе с тем высказывается предположение, что при дворах императоров существовали медицинские школы под руководством наиболее знаменитых врачей. В эпоху Чжоу (11—3 вв. до н.э.) медики делились на пять категорий в соответствии с квалификацией. В результате ежегодных проверок лучшие врачи получали награды, на малоспособных налагались взыскания.
Крупный вклад в развитие китайской М. внес Цан Гун (267—215 гг. до н.э.). Он ввел записи, в которых указывались дата осмотра, состояние больного, назначения и результаты лечения. Это были первые истории болезни. К выдающимся врачам первых веков н.э. относятся Чжан Чжун-цзин (150—219 гг. н.э.) — автор обширного трактата об инфекционных заболеваниях, содержащего 400 способов лечения и более 100 советов по профилактике заразных болезней; Ван Шу-хэ (210—285 гг. н.э.), который на основе трудов Чжан Чжун-цзина и других, более древних источников написал «Книгу о пульсе» в 10 томах. Учение Ван Шу-хэ о пульсе получило широкое признание среди китайских врачей и было воспринято в других странах Востока. В частности. Ибн-Сина (Авиценна) различал 46 видов пульса, 35 из которых взял из китайской практики.
Содержание и общие положения М. Древнего Китая прослеживаются уже в трактате «Чжоуские ритуалы», В этом произведении М. подразделяется на внутренние болезни, хирургию, диететику и ветеринарию. По-видимому, рано выделились в самостоятельные разделы учение о глазных болезнях, акушерство и гинекология. Китайским врачам были известны болезни сердца, психические нарушения, заразные болезни.
В «Чжоуских ритуалах» упоминается «врач по лечению ран». Хирурги армии (медико-санитарная организация в китайской армии была создана не позднее 5—4 вв. до н.э.) с успехом лечили не только своих воинов, но и солдат враждебного лагеря, которых по выздоровлении отпускали домой. Древнекитайские врачи умели делать чревосечения. Для обезболивания использовали сок конопли и растений семейства пасленовых, вино. Из подручных средств (бамбук, керамика, древесная кора, листья пальм и пр.) изготовлялись шины, бандажи, повязки, шовный материал, жгуты. При раскопках найдены различные хирургические инструменты из бронзы, железа, костей, раковин.
Диагностика издревле была одним из важнейших звеньев врачевания. Важными для диагностики считали осмотр и опрос больного. Особое внимание уделялось «окнам тела» — ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела; мочу исследовали на вкус.
Большое место занимало учение о пульсе. Была разработана скрупулезная система его исследования и трактовки полученных результатов. По мнению древнекитайских врачей, с помощью исследования пульса можно выяснить все совершавшиеся в организме человека процессы: работу сердца, легких, печени, течение соков, крови в жилах, «игру» чувств — печаль, гнев, радость, болевые ощущения, состояние экстаза, томление духа. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. Пальпация артерии у лучезапястного сочленения продолжалась многими часами, требовала от врача большого профессионального искусства, внутренней сосредоточенности.
Лечебные назначения зависели от общего состояния больного, предполагаемой причины болезни и прогноза. При этом древнекитайские врачи исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом, «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги».
Оригинальными методами лечения, составляющими своеобразие китайской М., являлись широко применяемые до настоящего времени иглоукалывание и прижигание. Древнекитайские врачи широко использовали диетотерапию, водные процедуры, массаж, солнечные ванны. В 2 в. н.э. в медицину Китая вошла своеобразная пластическая гимнастика, явившаяся продолжением гораздо более древней традиции. Рассчитанный на психологический эффект, этот вид лечебной физкультуры ставил своей задачей отвлечь внимание больного от скорбных мыслей, снять болевые ощущения, создать радостное настроение. Гимнастика оказывала положительное действие при болезнях органов движения, пищеварительной системы.
На арсенал применяемых лекарственных средств повлияло разнообразие географического ландшафта страны и ее флоры. Корень женьшеня начали использовать не позднее 5—6 вв. до н.э. Морскими водорослями издавна лечили зоб. Тунговое масло применяли при кожных заболеваниях, орехи бетеля — против глистов, цветы камелии — при ожогах, цветы персиков — как мочегонное средство, при запорах, опухолях. Широко использовали семя подорожника, лотос, папоротник, одуванчик, камфору, индийскую коноплю, имбирь, лимонник, ипекакуану, мускус. Коконами шелкопряда лечили детские судороги, панцирем черепах — цингу, свежей печенью морских рыб — куриную слепоту. Растительные краски применяли при лечении многих кожных болезней, малярии. В большом употреблении были сурьма, олово, свинец, соединения меди, серебра и особенно ртути (киноварь). «Ртутные камни» использовали при лечении сифилиса. Были открыты противочесоточные свойства серы. Классификация лекарственных средств по их фармакологическим свойствам практиковалась за несколько веков до нашей эры. Врачи выделяли в отдельные группы кровоочистительные, слабительные, чихательные средства и др. «Трактат о корнях и травах» («Шэнь-нуна», не ранее 11 и не позднее 5 в. до н.э.), включавший описание 365 лекарственных растений, является древнейшей фармакопеей мира.
Широко применяли мероприятия, направленные на охрану общественного и личного здоровья. Так, территория будущего поселения подвергалась санитарной мелиорации, площади и улицы в городах были вымощены. Кварталы располагались на сухих, освещенных солнцем южных склонах вблизи источников доброкачественной питьевой воды. Дома аристократов возводились на фундаментах, были светлыми, просторными. Отопление в зажиточных домах осуществлялось «канами» — трубами, проходящими внутри стен и под полом, по которым циркулировал нагретый воздух из печи, расположенной во дворе, в жилье не было копоти и угара. Мебель в домах богачей состояла из шелковых, бамбуковых ширм, сундуков, ларей из сандалового дерева, кроватей, дом освещался светильнями с ароматическими веществами. В эпосе «Шицзин» есть много стихов, воспевающих заботу простых людей о чистоте и опрятности жилья. В домах периодически выкуривали насекомых, замазывали щели от мышей. В народе считалось, что чистота в доме полезна не только для здоровья, она источник приятных эмоций. Мытье, стирка белья были общепринятым обычаем. Для поддержания чистоты тела пользовались горячей водой. Была распространена традиция мытья ног при входе в жилье. «Чжоускими ритуалами» предписывалось каждому китайцу с восходом солнца умываться и полоскать рот, мыть руки 5 раз в день, один раз в 3 дня мыть голову и один раз в 5 дней купаться. В качестве мыла употребляли мыльный корень, щелок, растения, богатые сапонинами. Пищу готовили и ели на столах. У бедняков столами служили «зеленые» (из бамбука, тростника) циновки. Количество и разнообразие посуды зависели от социального происхождения хозяина. Кухонную и столовую посуду чистили песком, мыли колодезной, дождевой водой.
В Китае еще до нашей эры применяли предупредительные меры против оспы в виде вариоляции. Самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей) рассматривались как одна из мер предупреждения чумоподобных болезней. Для защиты от москитов, комаров употребляли пологи, сетки на голову, от мух — остро пахнущее кунжутное масло. Сохранилось много народных изречений о вреде пьянства.
В Древнем Китае были популярны танцы, спортивные игры (борьба, скачки, охота, гребля). Лазаньем по канатам, лианам на стены домов, высокие деревья занимались ради развлечения и люди «вечереющего» возраста. Многие физические упражнения имитировали движения животных, отличающихся силой, ловкостью, быстротой и грацией (медведя, тигра, оленя, птицы, обезьяны).
Расширяющиеся культурные связи Китая обусловили распространение китайской медицины в Тибет, Корею, Японию, Монголию, на Дальний Восток, в Среднюю Азию.
Медицина Тибета. Современный народ Тибета возник в результате смешения народности цянов, переселившихся в Тибет из юго-западного Китая (мест, примерно соответствующих территории современной провинции Сычуань) около 6—5 вв. до н.э., с коренным населением. Основным занятием населения было горно-кочевое скотоводство, в низменных районах преобладало поливное земледелие. В начале 7 в. н.э. произошло объединение отдельных общин в единое государство (Тибетская империя), просуществовавшее до второй половины 9 в. В первой половине 7 в. появилась тибетская письменность. С 787 г. государственной религией стал буддизм, влияние которого в тибетских общинах начало проявляться не позднее 4 в.
На формирование и развитие тибетской М. большое влияние оказали медицинской системы соседних стран, особенно Индии и Китая. Согласно одной из версий, уже в 7 в. индийский врач Бхаратхаджа, китайский врач Хань Ванкан и иранский врач Галенос перевели на тибетский язык каждый по трактату, посвященному своей медицинской системе, и составили коллективный труд «Оружие бесстрашия». По другой версии, объединение медицинских систем Индии, Китая и Ирана было осуществлено тибетским врачом Джоба Гонбоем, получившим образование в Индии, совместно с его китайским и иранским коллегами. Созданный ими коллективный труд впоследствии был дополнен китайскими врачами. Эти дошедшие до нашего времени в виде фрагментов труды составили традиции так называемой старой медицинской школы, ориентированной преимущественно на натурфилософские построения китайской М. Утверждение в 8 в. буддизма в качестве государственной религии значительно осилило индийские влияния и привело к формированию так называемой новой медицинской школы, для которой характерен почти полный отказ от китайских традиций. 9 в. отмечен для Тибета внутренними смутами, гонениями на буддизм, утратой многих культурных, в т.ч. медицинских, достижений. Возрождение тибетской медицины в 10 в. началось в русле традиций новой медицинской школы» и связано с именем знаменитого переводчика и религиозного деятеля Ринчен-Заппо. Созданная им школа в 10—11 вв. занимала ведущее положение в тибетской М. и ориентировалась на индийские медицинские традиции. Дальнейшее развитие тибетской М. связывают с деятельностью выдающегося тибетского врача Ютог Йондан-гонпо (1112—1203), который собрал и в рамках единой медицинской системы обобщил весь накопленный положительный опыт тибетских врачей. В результате была создана своеобразная медицинская система, которую, по мнению большинства специалистов, невозможно свести однозначно ни к китайской, ни к индийской традиции, хотя заимствованные из обеих традиций теоретические установки и практические рекомендации легко узнаваемы. Эту особенность тибетской М. объясняют стремлением сохранить наиболее важные достижения обеих медицинских систем. Ютог Йондан-гонпо написал труд, известный под кратким названием «Чжуд-Ши» («Четыре тантры»), который стал классическим источником тибетской М. и не потерял своего значения до настоящего времени. В рамках комментирования этого труда появлялись и исчезали различные школы и направления в тибетской М. и была создана обширная медицинская литература.
Теоретические установки тибетской М. основаны как на индийском учении о «трех чунах». Так и на китайском учении о двух началах «инь» и «ян». Физиологическим эквивалентом «трех чун» являются «три доша» — ветер, желчь и слизь, находящиеся в постоянном движении. Их соотношение определяет темперамент и характерологические особенности человека, а гармоническое сочетание — физиологическую норму.
Болезнь — результат нарушения равновесия между «тремя доша», которое проявляется главным образом на тканевом уровне. Кроме того, в соответствии с учением «инь» и «ян», в организме человека действуют две силы — «жар» и «холод», нарушение равновесия между которыми приводит к заболеванию «одного из двенадцати органов». Хотя фиксированной иерархии между этими двумя механизмами, обеспечивающими жизнедеятельность, организма, в тибетской М. достаточно четко не разработано, имеются основания считать, что представления о двух силах рассматриваются как более общий механизм жизнедеятельности. Так, в сутре о пульсовой диагностике на первое место выдвинуты «жар» и «холод», вследствие нарушения равновесия которых возникают «общие болезни»; нарушение же равновесия «трех доша» вызывает «частные болезни». При этом органы и ткани имеют равный статус как «места расположения болезни». Такая иерархия, однако, касается не всех положений тибетской М. При нарушении равновесия «трех доша» и двух сил («жар» и «холод») предполагалась различная терапевтическая тактика. В первом случае задачей лечения являлось «подавить», «успокоить» возбудившийся фактор, чтобы привести систему в целом в состояние равновесия; во втором — «вывести», «вытащить», «выгнать» фактор (причину — инородное тело, злой дух и т.п.), внедрившийся в организм и вызвавший «накопление» или «истощение» одной из сил «жара» или «холода»).
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий