Белок E5 вируса папилломы человека-16 обеспечивает способность вируса избежать иммунологического надзора, сообщают исследователи в ноябрьском выпуске "International Journal of Cancer".

Доктор Савьера Кампо (Saveria Campo) и коллеги из Университета Глазго, Шотландия, отмечают, что самые мягкие формы ВПЧ - бородавки или папилломы - исчезают в течение нескольких месяцев после того, как иммунная система хозяина активизируется против вирусных антигенов.

Однако, ВПЧ-16, причастный к развитию большинства цервикальных раковых новообразований, похоже, избегает обнаружения иммунной системой посредством действия вирусного онкопротеина E5.

В проведенной серии экспериментов исследователи обнаружили, что Е5 ВПЧ-16 предотвращает транспорт главного комплекса гистосовместимости класса 1 (MHC 1),

известного как HLA-1 у людей, к поверхности инфицированной клетки, что должно обеспечить узнавание иммунокомпетентными клетками, сохраняя комплекс в клеточном аппарате Гольджи.

Это происходит благодаря частичному взаимодействию между E5 и тяжелой цепью HLA 1.

В целом, указывают ученые, процесс функционально подобен происходящему с белком ВИЧ 1 Nef.

И Nef, и E5 предотвращают транспорт классического HLA 1 к поверхности клетки.

Это подобие, добавляют исследователи, интригует, и указывают на процесс "конвергентной эволюции" данных 2 белков, кодированных такими различными вирусами.

Кроме того, полученные данные "предполагают возможность терапевтического вмешательства в случае премалигнизированных повреждений",

считает доктор Кампо. Ингибирование экспрессии E5, или взаимодействия между E5 и тяжелой цепью MHC, как ожидают, восстановит присутствие комплекса MHC 1 на поверхности клетки, что сделает инфицированные клетки "видимыми" для цитостатических Т- лимфоцитов, и, следовательно, поможет их удалению.