Открыта обратимость резистентности к противораковой терапии

Способность раковых клеток в некоторых случаях противостоять лечению как антиканцерогенными препаратами, так и традиционной химиотерапией объясняется транзиторной способностью к обратимой лекарственной толерантности.

В статье, которая будет опубликована в журнале Cell, ученые из Онкологического центра при Массачусетской больнице (Massachusetts General Hospital (MGH) Cancer Center) сообщают об обнаружении небольшой популяции резистентных к препаратам клеток в нескольких различных типах опухолей и о раскрытии механизмов, лежащих в основе этого явления.

«Хотя резистентность к противораковым препаратам объясняется редкими ранними генетическими мутациями, возникающими в ответ на лечение, накопленные данные указывают на дополнительные не генетические потенциально обратимые механизмы», - говорит доктор философии Джеффри Сэттлмен (Jeffrey Settleman) (Онкологический центр MGH), проводивший данное исследование. «В клеточных линиях, полученных из клеток нескольких различных типов рака, мы обнаружили субпопуляции клеток, которые проявляли транзиторную способность противостоять воздействию токсичных препаратов, связанную со структурными изменениями в ДНК клеток, что указывает на новую терапевтическую стратегию, которая потенциально может предотвратить развитие резистентности».

Когда клетки опухоли, уже ответившие на лечение, возобновляют бесконтрольный рост,

лечение обычно прекращают. Но существует много сообщений о том, что некоторые опухоли могут восстановить чувствительность к уже неэффективному лечению после «лекарственного отдыха». Чтобы изучить механизм, лежащий в основе этого явления, исследователи протестировали несколько клеточных линий, полученных из раковых опухолей, на резистентность к препаратам, к которым первичные опухоли были чувствительны.

Во всех изученных учеными линиях небольшое количество опухолевых клеток пережило воздействие концентрации препарата в 100 раз большей, чем убивала большинство клеток. Но когда эти устойчивые к препарату клетки были помещены в среду, не содержащую данного препарата, их потомки в конечном итоге восстановили чувствительность к нему.

Дальнейшие исследования выявили, что толерантность к препарату была связана с изменениями в экспрессии генов, в свою очередь зависящими от изменений в хроматине, хромосомной структуре, состоящей из ДНК, закрученной вокруг белковой оси. Исследователи пришли к выводу, что для развития толерантности требуется специальный модифицирующий хроматин фермент, и хотя в настоящее время ни один из доступных препаратов не подавляют этот белок, вещества, блокирующие связанную группу ферментов, вызывают смерть толерантных, а не чувствительных клеток.

«Мы считаем, что этот вид резистентности к лекарственным препаратам может являться фундаментальным свойством многих клеточных популяций раковых опухолей»,
- говорит Сэттлмен. «Важно определить, будет ли то, что мы видим в клеточной культуре, воспроизводиться в организме больного. Чтобы выяснить, можно ли предотвратить или задержать развитие резистентности, мы уже начали клинические испытания комбинации модифицирующего хроматин вещества с адресным противораковым препаратом, применяемым при раке легких – Эрлотинибом (Тарцева)».

Нанотехнологии в медицине и биологии