Ваш регион

Москва

Акупунктура как часть традиционной китайской медицины, с точки зрения современных теорий физиологии, патологии и терапии

Сообщение 2: Имплицитное время организма.

Бобров И. А., Готовский Ю.В., Мхитарян К.Н.

Как уже упоминалось в предыдущем сообщении, для успешного осуществления процессов саморегуляции, организму необходимо существование системы, осуществляющей отражение организмом физической реальности (в частности, физического пространственно-временного континуума), в результате которого возникает внутренняя (имплицитная) реальность, т.е. реальность данная организму в его восприятии, в его ощущениях. Система, осуществляющая указанное отражение, может быть названа универсальным сенсором организма; на практике мы сталкиваемся, как правило, с ее частными подсистемами, такими как органы чувств или расположенные внутри организма сенсоры – рецепторы. Упомянутый выше процесс отражения в современной отечественной физиологии (и философии) носит название «отражения действительности» и рассматривается (для некоторых своих частных форм), например в трудах П. К. Анохина [4]. Результатом указанного отражения физической реальности является, как уже было сказано, имплицитная реальность, т. е. реальность, опосредованная восприятием организма. Имплицитная реальность используется организмом для построения адекватного управляющего воздействия, т. е. планирования и осуществления им процесса саморегуляции, направленного на удовлетворение его универсальной потребности самоосуществления.

Частной, но одной из важнейших форм отражения (т. е. восприятия) организмом физической реальности является отражение им физического пространственно-временного континуума, конечным результатом которого (отражения) является внутреннее пространство-время организма, или, имплицитный пространственно-временной континуум. В соответствии с современными представлениями о саморегулирующихся системах, указанный имплицитный пространственно-временной континуум является неотъемлемым системным элементом структуры саморегуляции организма. Иными словами, не имея механизма построения имплицитного пространственно-временного континуума, как составного элемента системы саморегуляции, организм, попросту говоря, не может существовать.

Имплицитный пространственно-временной континуум включает в себя как минимум две различные компоненты. Это, во-первых, модель внешнего или физического пространства-времени, используемая организмом, прежде всего для организации своей внешней (т. е. опосредованной физической деятельностью) активности. Во- вторых, это модель собственно внутреннего,(как мы иногда будем говорить, имплицитного в узком смысле), пространства-времени используемая организмом, прежде всего для организации своей внутренней активности, т. е. своей физиологии и психологии. Модель внешнего пространства-времени выводится организмом на уровень сознания. С этой моделью все мы хорошо знакомы - она представляет собой не что иное, как наши осознанные представления об окружающей нас пространственно-временной реальности. Модель внутреннего пространства-времени, имплицитного в узком смысле пространственно временного континуума, в котором происходит организация физиологических (и в частности – психологических) процессов на уровень сознания организмом не выводится. Поэтому, до недавнего времени, само существование этой модели (как целостной структуры) в организме находилось под сомнением. Здесь следует упомянуть работы П. К. Анохина, который, фактически, теоретически вывел существование модели имплицитного в узком смысле пространственно временного континуума в организме (ограничившись, правда, только ее психическим уровнем), и назвал эту модель «опережающим отражением действительности»[4]. Однако свое экспериментальное обоснование модель имплицитного в узком смысле пространственно-временного континуума получила только после работ Ю. В. Готовского, и К. Н. Мхитаряна обнаруживших для имплицитного в узком смысле пространственно-временного континуума организма репрезентирующие его системы [5 - 10]. В дальнейшем, говоря о внутреннем, или имплицитном пространстве - времени (или что тоже, пространственно-временном континууме), мы, не оговаривая этого специально, будем иметь в виду именно модель собственно внутреннего пространства-времени, т. е. имплицитный в узком смысле пространственно-временной континуум. Внутреннее (имплицитное) пространство-время организма отличается от внешнего, физического пространства-времени, прежде всего, иной системой или, точнее сказать, иным инструментарием своего измерения. Как известно, измерение физического времени производится при помощи часов, а физического пространства - при помощи линейки. Можно ожидать что «внутренние часы» и «внутренняя линейка» организма могут оказаться (и они действительно оказываются) качественно отличными от физических часов и физической линейки. Внутреннее, (имплицитное) пространство-время, как будет показано ниже, обладает иными структурными свойствами, нежели внешнее, или физическое пространство-время.

Несмотря на то, что внутреннее пространство-время организма является его внутренним феноменом, оно имеет свое внешнее проявление в его действиях, независимо от того классифицируем ли мы эти действия как реакции, в соответствии с традиционным реактологическим подходом, или как акции в рамках актологического подхода предлагаемого теорией функциональных систем П. К. Анохина. В силу этого обстоятельства структура и свойства имплицитного пространства-времени организма могут изучаться экспериментально.

В дальнейшем мы, не отмечая этого каждый раз специально, опускаем термин «пространство» и говорим о внутреннем, (имплицитном) времени организма.

На основании ряда экспериментов, наблюдений и практических разработок был выделен ряд особенностей структуры и свойств внутреннего времени организма, которые отсутствуют у времени физического, внешнего. Полный известный нам перечень этих свойств приведен в п.2.

Хроносемантическим временем организма мы называем его внутреннее, имплицитное время, упорядоченное (хронометрированное) с помощью сопоставления каждому его моменту терма, т.е. слова, принадлежащего некоторой семантической структуре - языку используемому для его (имплицитного времени) описания. Сразу отметим, что хроносемантическое время одного и того же организма может быть описано с помощью разных языков (далее, для этих языков употребляются специальные термины: язык-интерфейс или модель-интерфейс).

Хроносемантическое время, вообще говоря, не является линейно упорядоченным, Тем не менее, рассматриваемое в себе, оно имеет некоторую протяженность. Эта протяженность именуется далее везде хроносемантическим треком или хроносемантической траекторией рассматриваемого организма. Движение организма «вдоль» его хроносемантического трека, т. е. его развитие в своем внутреннем, имплицитном времени именуется далее его хроносемантической динамикой или просто хроносемантикой.

Кроме того, мы будем употреблять термин «хроносемантика» для описания всей совокупности как теоретических, так и прикладных исследований, имеющих своим предметом закономерности хроносемантической динамики организма «вдоль» его хроносемантического трека. Таким образом, термин «хроносемантика» употребляется для определения и изучения эволюции во внутреннем, имплицитном времени организма в том же смысле и в том же контексте, что и термин «динамика» для определения и изучения его эволюции во внешнем, физическом времени. Наконец сам организм, рассматриваемый как система, существующая одновременно и в физическом и в хроносемантическом времени и преобразующий первое во второе, называется нами (биологической) хроносемантической системой.

Возможен также иной подход: определить хроносемантическую систему, как систему, обладающую способностью формировать внутреннее время,

точнее говоря, внутренний пространственно- временной континуум из внешнего, физического пространственно-временного континуума таким образом, что сформированное внутреннее (имплицитное) время обладает описанными выше свойствами голографичности и хроносемантичности.

Внешнее время, в котором развивается организм, не имеет никаких репрезентирующих систем, по крайней мере, известных современной науке. Напротив, внутреннее время организма имеет репрезентирующие структуры; некоторые из этих структур расположены на его теле, например, мантические БАТ, то есть точки, расположенные на хироглифических линиях рук [1,5,6,11]. В традиционной китайской медицине так же подробно описаны подобные структуры, о чем уже говорилось в предыдущем сообщении. Так, функциональные системы уровня пяти стихий, имеющие циклическую активность, репрезентируются в представлении ТКМ античными точками, соответствующими определённому сезону, времени суток, году и т.д. ФС чудесных каналов, так же обладающие циклической активностью и соответствующие на ряду со сложными био-социальными задачами, определённым временным промежуткам, репрезентируются точками – ключами. Необходимо отметить, что эти описанные в ТКМ ФС с соответствующими им репрезентативными точками, представляют в совокупности так же и систему, осуществляющую взаимодействие между имплицитной и эксплицитной реальностями. Реализация этой задачи может осуществляться путем соотнесения существующих на текущий момент времени характеристик ФС, как колебательных контуров и состояния окружающей среды. При этом, соответственно, определённым характеристикам ФС соответствуют вполне определённые характеристики репрезентирующих их точек. Несоответствие характеристик ФС и окружающей действительности должно вызывать соответствующее изменение активности этих ФС. Отсутствие же адекватной перестройки в режиме функционирования этих ФС можно рассматривать как состояние болезни. В этом случае в ТКМ используется воздействие в частности на репрезентирующие эти ФС точки, с целью изменив состояние точек, изменить режим функционирования и, соответственно, характеристики самих ФС.

 

 

 

Основные свойства внутреннего времени организма.

Внутреннее (имплицитное) время организма - несмотря на свое достаточно сложное построение - отнюдь не является «вещью в себе». Свойства этого времени наблюдаемы из внешнего (эксплицитного, физического) времени. Необходимо только понять, в каком именно виде эти свойства проявляются в эксплицитном времени. Особенности строения внутреннего (имплицитного) времени организма проявляются во внешнем (эксплицитном) времени как особенности его реагирования на те или иные внешние факторы, не вытекающие непосредственно из внешней структуры этих факторов (раздражителей и/или стимулов по терминологии физиологов) и их расположения в эксплицитном времени.

Различие между действиями, ожидаемыми в эксплицитном времени исходя из «текущего» состояния организма и действиями исходя из образования им своего имплицитного времени обусловлено наличием двух дополнительных факторов: «воспоминаниями» о прошлом и «прогнозированием» будущего. Слова «воспоминания» и «прогнозирование» здесь не случайно поставлены в кавычки. Речь идет не о психическом воспоминании и психическом прогнозировании, но об аналогичных функциях, осуществляемых организмом, рассматриваемым как хроносемантическая система. Так же как и в случае психического воспоминания и прогнозирования, мы имеем здесь дело с определенной формой отражения действительности осуществляемой организмом. Но это отражение (или, как мы еще будем говорить – рефрексия), с которым имеем дело на уровне организма как хроносемантической системы, в отличие от психической формы отражения действительности, в сознание не выводится, т.е. не осознается.

Таким образом,

мы наблюдаем то, что, - по аналогии с психическим бессознательным, - можно было бы назвать «биологическим бессознательным» организма. Мы видим проявления этого бессознательного в форме различного рода действий организма, но обычно не воспринимаем само это «бессознательное» - разве что в каких-либо исключительных случаях.

Изложенные далее сведения о свойствах и структурах внутреннего времени, в котором организм воспринимает сам себя и оперирует сам с собой, получены из трех основных источников.

Первым источником являются результаты экспериментов, в которых с помощью электрофизиологического тестирования изучалось развитие откликов организма на те или иные раздражители. С помощью этих экспериментов, включая эксперименты, поставленные на мантических БАТ (МБАТ), удалось доказать реальность структур прогнозирования и воспоминаний организма, не связанных непосредственно с его сознательными функциями [9,11].

Вторым источником послужили эксперименты, в которых совместно исследовались результаты хронобиологических оценок энергии «ци» с помощью программного комплекса «Астромед» и результаты электрофизиологических тестов [5, 12, 13]. Было показано, что хронобиологические оценки энергии «ци» являются по существу, оценками отклонения электрофизиологических рефлексов организма от некоторой биологической нормы и что знание закономерностей развития этих отклонений позволяет предсказать текущее состояние вещей в корреляции 70-80% с данными электрофизиологического тестирования.

Третьим источником послужили клинические наблюдения за пациентами, которые получали терапию, основанную на идеологии существования их имплицитного времени. Эти наблюдения проводились над двумя группами пациентов. К первой группе относились пациенты, получающие хроносемантическую терапию с помощью съема, соответствующей обработки и последующего введения информации, полученной из МБАТ (т.е. точек, расположенных на хироглифических линиях рук) по методике, изложенной в пособии Ю.В. Готовского и К.Н. Мхитаряна «Хроносемантическая диагностика и терапия по мантическим точкам» [1]. Во вторую группу входили пациенты, лечение которых производилось в соответствии с методиками, основанными на хронобиологических оценках энергии «ци» с помощью программного комплекса «Астромед». Высокий процент улучшения состояния и выздоровления, наблюдавшийся в этих двух группах больных, является доказательством действенности, а значит, и справедливости изложенных авторами положений.

Сформулированные ниже свойства имплицитного времени удобно называть феноменами. Это, с одной стороны, подчеркивает их физиологическую проявленность, то есть их существование как «явления», а, с другой стороны, - в силу второго значения слова феномен - их загадочность, нераскрытость и не исследованность в аппарате биологии, физиологии и медицины.

Описанные далее феномены строения имплицитного времени (включая самый феномен его существования) приводятся по публикации [1]. Терминология также несколько изменена «в пользу» терминологии [1]. Например, в случае, когда мы обычно говорим об «организме», часто употребляется термин «объект», или «объект- феномен». Термин «репрезентативная система для имплицитного времени» заменен термином «объект- индикатор» и т.п. Такое отступление от обычной терминологии не является данью эклектике. Приведенные ниже свойства имплицитного времени являются общими для целого класса хроносемантических систем, вообще говоря, отличных от человеческого организма. Несколько изменяя терминологию в сторону прошлых публикаций, мы стараемся подчеркнуть заложенные в хроносемантическом подходе возможности перенесения его методов и результатов на более общие, нежели человеческий организм, хроносемантические системы – объекты с внутренним временем.

1.Феномен креативности состоит в том, что ряд объектов физической реальности - в частности и, прежде всего, это биологические объекты - обладает способностью порождать внутреннее, имплицитное время, отличное от объективного, физического, эксплицитного времени, и описываться другими объектами, равно как и описывать самих себя в этом внутреннем времени. Иными словами, указанные биологические объекты являются хроносемантическими системами. Внутреннее время, порождаемое этими объектами, определяется сложной последовательностью смысловых событий, происходящих с объектом в его саморефлексии (отражении объектом себя самого как частичном отражении действительности). Моменты внутреннего времени соотнесены с существующими или вырабатываемыми в нем смыслами, из-за чего мы именуем указанное имплицитное время также хроносемантическим временем. В частности, биологическим объектом, порождающим хроносемантическое время, является организм человека..

2.Феномен репрезентативности состоит в том, что хроносемантическое время объекта, репрезентируется (отражается) в его актуальном настоящем, в виде индивидуальных особенностей некоторых материальных структур его объектов-индикаторов (для организма – репрезентативных систем имплицитного времени, - например, индивидуальной структуры мантических БАТ ладони, точек акупунктурных каналов). Более того, некоторые отклики объекта на определенные возмущения (например, результаты биорезонансного тестирования мантических БАТ) являются символическим прообразом событий, которые произойдут в будущем этого объекта или произошли в его прошлом Феномен индикативности состоит в том, что хроносемантическое время объекта (далее также объекта-феномена), отражается не только в его актуальном настоящем (например, в виде индивидуальной структуры его мантических БАТ), но и в виде индивидуальных особенностей структур иных материальных объектов, - так называемых объектов-индикаторов. Эти объекты хотя и синхронизированы с изучаемым объектом-феноменом, но не связаны с ним никакими причинно-следственными связями и, в частности, сколько-нибудь выраженным физическим взаимодействием. Примером объекта-индикатора для человека как объекта-феномена является его астрологическая натальная карта. То есть, вид звездного неба, как оно воспринимается из системы отсчета (т.е. места и времени), в которой произошло рождение этого человека.

3. Феномен голографичности, имплицитного времени состоит в том, что в отличие от физического времени, имплицитное время не является локальным объектом. Это означает, в нем нет четко разграниченного прошлого, настоящего и будущего, связанных друг с другом необратимым потоком «причин и следствий». Напротив, внутреннее время организма голографично в том смысле, что любой его малый участок является символическим изображением любого иного (большего или меньшего) временного участка. Феномен голографичности внутреннего времени влечет за собой присущее ему свойство интенциональности, под которым подразумевается способность имплицитного будущего непосредственно влиять на имлицитное прошлое. При попытке описать имплицитное время, как последовательность «причин и следствий», в силу его голографичности возникают замкнутые круги - событие, происходящее во времени позже, начинает влиять на события, происходящие во времени раньше (то есть становиться их причиной, что в физическом времени считается невозможным). Таким образом, любое настоящее организма, рассмотренное в его внутреннем времени, находится в некотором нетривиальном отношении, как со всеми прошлыми, так и со всеми будущими состояниями этого организма, т.е. настоящее является следствием (и, одновременно, причиной), как всего прошлого, так и всего будущего, этого организма. Нетривиальное отношение, связывающее воедино прошлое, настоящее и будущее организма, в дальнейшем называется его интенцией (или, хроносемантической интенцией).

 
 
 
 

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2021 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на [email protected]