Ваш регион

Москва

Нужно ли улыбаться в транспорте?

Можно ли сломать стереотип поведения человека в общественном транспорте и может ли человек испытывать в нем положительные эмоции? Попытка ответить на эти вопросы предпринята московскими психологами.

В КАЖДОМ обществе существуют так называемые негласные правила или нормы поведения. Эти правила незаметны до тех пор, пока не происходит их нарушение.

Так, например, в современном российском обществе одно из негласных правил поведения в транспорте гласит: "Кто успел, тот и сел". Часто это можно наблюдать наяву, когда победивший, сверкая глазами, гордо занимает отвоеванное место. Правила "воздерживаться от разговоров друг с другом", "каждый за себя", "не проявлять эмоции" в целом представляют портрет неулыбающегося человека, погруженного в себя, как будто спрятавшегося под защитный панцирь. Надев маску "пассажира", человек старается скрыть свои эмоции, поддерживая контакт с внешним миром лишь сквозь глазную прорезь.

Мы задались вопросом, что будет, если нарушить эти правила? Может ли человек испытывать положительные эмоции в транспорте?

В Московском институте психологии и педагогики было проведено социально-психологическое исследование поведения в общественном транспорте. Цель - выявить реакцию на ситуацию, не соответствующую негласным нормам. За основу взято угощение шоколадом незнакомых людей, что явно нарушает все стереотипы поведения. В том числе правила "воздерживаться от разговоров" и "каждый за себя".

Исследование проводили Екатерина Федулова и девять помощников-актеров. В пригородной электричке один из помощников играл роль продавца шоколада, остальные рассаживались в вагоне, "покупали" шоколад и угощали сидящих рядом пассажиров, тщательно отслеживая реакции людей и подсчитывая количество принявших угощение.

Не забегая вперед, остановитесь на секундочку и задумайтесь, какой процент людей, по вашему мнению, примет угощение от незнакомца? И чем может быть объяснена такая реакция?

Всего в исследовании приняли участие 113 человек, и лишь 13 из них деликатно взяли предложенный шоколад.

Эти цифры не удивляют, а лишь подтверждают: проявление такого поведения не принято в нашем обществе.

Гораздо интереснее представляется реакция на само предложение. Ведь "законопослушный" гражданин, надевший нейтральную маску пассажира, неожиданно вынужден сыграть роль, не предписанную сюжетом. Теперь он вступает во взаимодействие и выходит за рамки стандартного поведения. Чем теперь определяется его мимика, настроение? Какие правила будут руководить поведением человека? Могут ли это быть общечеловеческие правила, бережно хранящие общение с друзьями и близкими?

71% пассажиров, которым был предложен шоколад, проявили положительное отношение к такому типу взаимодействия. Как правило, это выражалось в улыбках, отказ же очень часто подробно объяснялся. Кто-то говорил, что сыт. Кто-то делился радостью и подробно описывал, что едет в гости и не хочет перебивать аппетит перед столом. Были и такие реплики: "Вы,
наверно, не из Москвы, в Москве таких добрых не бывает". Постоянно слышалось "спасибо", и в общем настроение повышалось. Маски исчезали, на лицах появлялись улыбки.

Остальные 29% разделились на нейтральную (24%) и агрессивную (5%) реакцию. Первые уходили в себя, ничего не отвечали, лишь отрицательно качали головой. Иногда незаметно поглядывали на актера и отворачивались вновь. Другие 5% точно определились, что им нужно, а что нет. И, не стесняясь, в вольной форме выразили свое нежелание угощаться.

Исследователи решили посмотреть, окажет ли влияние ситуация исследования на привычное течение событий. Поэтому через 10-15 минут в вагоне появлялся человек с гитарой, который исполнял песню и просил деньги. Каково же было наше удивление, когда вагон буквально оживал, слушая песню.

Интересно и то, что уже после угощения люди продолжали взаимодействие с экспериментаторами. Например, исследователь сел рядом с двумя женщинами пожилого возраста и перед тем,
как купить шоколад, слышал их беседу. Разговор шел о проблемах и болячках, сами женщины находились в хмуром и угнетенном состоянии. Когда экспериментатор предложил угоститься шоколадом, они отказались и после добавили: "Мы в гости едем, спасибо". И еще через некоторое время стали рассказывать, что они едут к родственникам. После песни произнесли самую главную, на наш взгляд, реплику: "Вот здорово, всегда бы так смешили с утра". После чего женщины продолжили свою беседу, но уже о том, как им будет хорошо в гостях.

Итак, вырисовывается совершенно иная картина поведения человека в общественном транспорте. И пусть это все тот же тесный вагон и даже, может быть, все та же чужая нога, удобно разместившаяся на вашей. Только другие лица, улыбки, приветливая речь, уважительное поведение и, наконец, другие эмоции. Такая модель поведения не является новым решением, а давно используется в европейских и во многих других цивилизованных странах.

АиФ-Здоровье

 
 
 
 

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2021 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на [email protected]