Я, пожалуй, тоже в большом клане росла. То есть эта фраза требует некоторых объяснений. Сейчас я думаю, что действительно клановыми были лишь мои дедушка-бабушка с маминой стороны и некоторая их родня. Но тогда кланом КАЗАЛИСЬ почти все. Были и совместные многолюдные праздники, и помощь по хозяйству, и т. д.
Например, одна наша родственница шила. Для всех.
Другая была мастерица что-либо достать, они с мужем были инвалиды, а муж - даже инвалид войны. Пайки у них были получше, свои магазины, свои очереди. Она "работала" в очередях, целыми днями в них простаивала, а потому доставала не только себе, но и всем, кому что могла. Так, она достала золотые кольца на свадьбу моих родителей, а когда я родилась, она с раннего утра доставала детское питание на молочной кухне.
Моя бабушка работала в роддоме и обеспечивала весь клан ватой, марлей, пеленками, из которых родственница №1 по списку шила постельное белье и ночные рубашки.
А еще одна родственница работала в колхозе. На ней было обеспечение всех удобрениями для огородов.
У всех тогда были огороды. Это являлось обязательным условием выживания. И бабушки-дедушки, и родители, и вся родня пахала там, как угорелая. Регулярно вся большая семья, а вернее, несколько семей, съезжались по разным огородам: на клубнику, на черешню, на абрикосы, на смородину и малину, на картошку, на помидоры, на виноград, на уборку мусора, на какую-нибудь постройку, на вскапывание земли и т. д. Брали и стариков, и детей, наваливались всем колхозом и боролись с урожаем. Помню, у меня была своя крохотная корзиночка, которую мне полагалось наполнить в качестве вклада в общее дело. Толку от меня было ноль: корзиночка, плюс мамины нервы, плюс ненавижу жару (а мы на юге жили, как вы поняли), плюс грязная одежда. Короче, никакой целесообразности в привозе на совместные мероприятия детей не было. Но детей брали все - так было принято, наверно, как некий элемент воспитания. Никуда не денешься от клановости.
Потом была переработка урожая: семьи собирались вместе, варили, парили, консервировали до поздней ночи, до изнеможения.
После таких мероприятий, конечно, был общий стол, были долгие посиделки, было общение, смех, вкусная еда и т. п., всё в лучших традициях. Но у меня нет иллюзий, что все эти люди собирались и тяжело работали вместе, чтобы вечером собраться за столом и пообщаться. Это не так. Они делали то, что надо было делать, это было необходимо, а вечернее застолье было просто сладкой пилюлей... Ложечкой, как сказать, мёда.
И вот что я скажу. ВСЯ ЭТА КЛАНОВОСТЬ БЫЛА НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ. В одиночку семье было не прожить. Мои родители-инженеры не имели возможности просто так достать необходимое для жизни. Жизнь заставляла всех этих людей держаться друг друга, распределять обязанности, вместе выполнять тяжелую работу. Выбора - не было. Вместе было легче и целесообразней. Вот и вся клановость.
И куда только что делось... Так получилось, что мы все разъехались. Война... Город Грозный. Как я говорила выше, по-настоящему клановыми я считаю только своих бабушку-дедушку по материнской линии. Они, особенно бабушка, всегда переживали за родственников, где они теперь, как. Звонили, писали, присылали открытки. Бабушка при встрече повторяла: "Вы роднитесь! Обязательно! Не теряйтесь!" Но их уже нет.
Другая бабушка, которая тоже всегда была активно вовлечена в жизнь клана, пожив некоторое время после переезда с семьей сына, приняла свое решение. Она уехала за 1000 километров и теперь живет одна в съемной квартире, получает пенсию, подрабатывает, ну и мы, конечно, обеспечиваем бОльшую часть её доходов. Возвращаться не собирается. Мы не в ссоре, вовсе нет, часто перезваниваемся. Просто отпустили её жить, как ей вольно. Говорит, что ей всегда было это необходимо, раньше было душно, и что теперь она в своей стихии и свободна. Кстати, сама она звонит родне очень редко и на контакты с ними идет неохотно.
То же самое с остальными. Ни у кого не вижу клановости. Всё, клановость больше не нужна, житейская потребность в ней отпала. А внутренней-то, оказывается, и не было...
Вот такая история