- Активность
- 0
В современной ситуации господства гуманистической парадигмы в образовании большое значение придается учету свободы ребенка в воспитательном процессе. Это связано с гуманизацией и гуманитаризацией образования в рамках инновационной деятельности в образовании.
Вместе с тем в последнее время практически не предпринималось систематического сравнительного исследования, посвященного проблеме анализа и сопоставления ведущих воспитательных концепций в их отношении к свободе ребенка в воспитательном процессе. Данная работа претендует на хотя бы незначительное восполнение этого пробела в научном педагогическом знании.
Целью исследования являлся сравнительный анализ ведущих воспитательных концепций современности, используемых в педагогике в качестве основных теоретических и методологических положений организации процесса воспитания.
В процессе научного исследования использовались следующие методы: анализ и синтез, герменевтический анализ текста, сравнение, индукция и дедукция, аналогия, классификация.
Исследование производилось в три этапа.
На первом этапе были разработаны критерии, основанные на принципе дихотомизма, которые планировалось использовать при анализе воспитательных концепций: свобода-детерминизм; гуманизм – авторитаризм; ориентация на общечеловеческие ценности – ориентация на национальные ценности; ориентация на личное – ориентация на общественное; помощь в развитии – саморазвитие.
На втором этапе был проведен сравнительный анализ воспитательных концепций; используя принцип наглядности, результаты обобщили в виде таблиц: для каждой воспитательной концепции плюс итоговая таблица для всех концепций в целом.
В процессе анализа выяснили, что выбранным критериям в отношении к свободе ребенка соответствуют только три концепции: концепция воспитания человека культуры (Е.Бондаревская), концепция воспитания на основе потребностей личности (В.Созонов), концепция православной педагогики.
На третьем этапе был проведен сравнительный анализ вышеуказанных воспитательных концепций с точки зрения правомерности их использования в современном воспитательном процессе, а также их соответствия модели и специфике русской ментальности, представлений о свободе и нравственности в русском этносе, русском национальном характере, ведущих идеях развития этноса. Также были выделены следующие критерии сравнения: центрированность в воспитании; понимание свободы; отношение к свободе; принципы воспитания; методы и средства воспитания; цель и результат воспитания.
Выяснилось, что наиболее полно следующим критериям и условиям удовлетворяет концепция православного воспитания, ориентирующаяся на исторически преемственные нам идеи православия, народности, понимания свободы и отношения к свободе в русской национальной традиции.
Вместе с тем концепции Е.Бондаревской и В.Созонова ориентированы более на западное гуманистическое понимание свободы, на национальные идеи и национальные ценности европейского и американского типов, такие как саморазвитие, антропоцентризм (влияние идей Возрождения и их трансформации в гуманистической психологии). Однако с некоторыми оговорками и данные концепции могут быть использованы в нравственном воспитании детей, а именно при учете и безусловном приоритете русских национальных ценностей, идей и ментальности над общечеловеческими нравственными ценностями.
Вместе с тем в последнее время практически не предпринималось систематического сравнительного исследования, посвященного проблеме анализа и сопоставления ведущих воспитательных концепций в их отношении к свободе ребенка в воспитательном процессе. Данная работа претендует на хотя бы незначительное восполнение этого пробела в научном педагогическом знании.
Целью исследования являлся сравнительный анализ ведущих воспитательных концепций современности, используемых в педагогике в качестве основных теоретических и методологических положений организации процесса воспитания.
В процессе научного исследования использовались следующие методы: анализ и синтез, герменевтический анализ текста, сравнение, индукция и дедукция, аналогия, классификация.
Исследование производилось в три этапа.
На первом этапе были разработаны критерии, основанные на принципе дихотомизма, которые планировалось использовать при анализе воспитательных концепций: свобода-детерминизм; гуманизм – авторитаризм; ориентация на общечеловеческие ценности – ориентация на национальные ценности; ориентация на личное – ориентация на общественное; помощь в развитии – саморазвитие.
На втором этапе был проведен сравнительный анализ воспитательных концепций; используя принцип наглядности, результаты обобщили в виде таблиц: для каждой воспитательной концепции плюс итоговая таблица для всех концепций в целом.
В процессе анализа выяснили, что выбранным критериям в отношении к свободе ребенка соответствуют только три концепции: концепция воспитания человека культуры (Е.Бондаревская), концепция воспитания на основе потребностей личности (В.Созонов), концепция православной педагогики.
На третьем этапе был проведен сравнительный анализ вышеуказанных воспитательных концепций с точки зрения правомерности их использования в современном воспитательном процессе, а также их соответствия модели и специфике русской ментальности, представлений о свободе и нравственности в русском этносе, русском национальном характере, ведущих идеях развития этноса. Также были выделены следующие критерии сравнения: центрированность в воспитании; понимание свободы; отношение к свободе; принципы воспитания; методы и средства воспитания; цель и результат воспитания.
Выяснилось, что наиболее полно следующим критериям и условиям удовлетворяет концепция православного воспитания, ориентирующаяся на исторически преемственные нам идеи православия, народности, понимания свободы и отношения к свободе в русской национальной традиции.
Вместе с тем концепции Е.Бондаревской и В.Созонова ориентированы более на западное гуманистическое понимание свободы, на национальные идеи и национальные ценности европейского и американского типов, такие как саморазвитие, антропоцентризм (влияние идей Возрождения и их трансформации в гуманистической психологии). Однако с некоторыми оговорками и данные концепции могут быть использованы в нравственном воспитании детей, а именно при учете и безусловном приоритете русских национальных ценностей, идей и ментальности над общечеловеческими нравственными ценностями.