- Активность
- 2
Важным принципом учебно-воспитательном процессе начальной школы является принцип систематичности и последовательности. Суть его заключается в том, что познание окружающего мира возможно только в определенной научной системе. Большое внимание принципа систематичности и последовательности оказывали Коменский, Дистервег, Ушинский.
Принцип систематичности и последовательности обучения предполагает формирование знаний, умений и навыков учащихся таким образом, чтобы новые знания опирались на ранее усвоенные и, в свою очередь, стали фундаментом для усвоения последующих. их надо подавать так, чтобы они были внутренне связаны между собой, чтобы вся их сумма образовывала целостность. Поэтому этот принцип означает последовательное (с учетом логики конкретной науки и возрастных возможностей школьников) развертывания содержания знаний, способов деятельности в учебных программах, учебниках, учебных пособиях, соблюдения того же порядка усвоения знаний, формирования умений и навыков.
Принцип систематичности и последовательности предполагает системность в работе учителя (постоянную работу над собой, опору на пройденное при изучении нового материала, рассмотрение нового материала частями, фиксирование внимания учащихся на узловых вопросах, продумывание системы уроков, осуществления межпредметных связей), а также системность в работе учащихся (систематическое посещение школы, выполнение домашних заданий, внимательность на уроках, порядок в выполнении домашних заданий, время выполнения задач, систематическое повторение учебного материала).
Потребность соблюдения систематичности и последовательности в учебно-воспитательном процессе начальной школы обусловлена природой. Еще Я. А. Коменский отмечал, что если в природе все соединено друг с другом, то и в обучении нужно связать друг с другом так, а не иначе.
Согласно данным веб сайта chromosome 2009, Реализация принципа систематичности и последовательности обучения предполагает выявление внутрипредметных и межпредметных связей, формирование системных знаний учащихся об окружающей действительности. Он тесно связан с преемственностью в обучении, то есть с обеспечением последовательности и непрерывности, перехода от низшего к высшему ступени обучения и учения. Систематичность и последовательность должны быть прежде всего заложены в содержании, соответствующих методах и средствах обучения.
Систематичность учения зависит от систематичности преподавания учебного материала. Только четкая система преподавания может обеспечить сознательное восприятие учебного материала на уроке, запоминание и успешное усвоение знаний. Данный принцип предполагает преподавание учебного материала в системе, последовательность формирования умений и навыков учащихся, наращивание трудности и сложности знаний и способов деятельности, которые формируются в процессе обучения.
В тесной взаимосвязи с требованиями систематичности знаний находится требование системности знаний. Системные знания - это знания, которые выстраиваются в сознании учащихся по схеме: основные научные понятия - основные положения теории - последствия - результаты. Если учащиеся усвоили основные понятия, положения теории, последствия и умеют их применять в практической деятельности, то можно говорить о наличии системных знаний.
Принципа систематичности и последовательности надо соблюдать в процессе контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков учащихся, подготовки и выполнения домашних заданий.
Итак, можно с уверенностью говорить о необходимости и практической реализации принципа систематичности и последовательности в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Принцип систематичности и последовательности обучения предполагает формирование знаний, умений и навыков учащихся таким образом, чтобы новые знания опирались на ранее усвоенные и, в свою очередь, стали фундаментом для усвоения последующих. их надо подавать так, чтобы они были внутренне связаны между собой, чтобы вся их сумма образовывала целостность. Поэтому этот принцип означает последовательное (с учетом логики конкретной науки и возрастных возможностей школьников) развертывания содержания знаний, способов деятельности в учебных программах, учебниках, учебных пособиях, соблюдения того же порядка усвоения знаний, формирования умений и навыков.
Принцип систематичности и последовательности предполагает системность в работе учителя (постоянную работу над собой, опору на пройденное при изучении нового материала, рассмотрение нового материала частями, фиксирование внимания учащихся на узловых вопросах, продумывание системы уроков, осуществления межпредметных связей), а также системность в работе учащихся (систематическое посещение школы, выполнение домашних заданий, внимательность на уроках, порядок в выполнении домашних заданий, время выполнения задач, систематическое повторение учебного материала).
Потребность соблюдения систематичности и последовательности в учебно-воспитательном процессе начальной школы обусловлена природой. Еще Я. А. Коменский отмечал, что если в природе все соединено друг с другом, то и в обучении нужно связать друг с другом так, а не иначе.
Согласно данным веб сайта chromosome 2009, Реализация принципа систематичности и последовательности обучения предполагает выявление внутрипредметных и межпредметных связей, формирование системных знаний учащихся об окружающей действительности. Он тесно связан с преемственностью в обучении, то есть с обеспечением последовательности и непрерывности, перехода от низшего к высшему ступени обучения и учения. Систематичность и последовательность должны быть прежде всего заложены в содержании, соответствующих методах и средствах обучения.
Систематичность учения зависит от систематичности преподавания учебного материала. Только четкая система преподавания может обеспечить сознательное восприятие учебного материала на уроке, запоминание и успешное усвоение знаний. Данный принцип предполагает преподавание учебного материала в системе, последовательность формирования умений и навыков учащихся, наращивание трудности и сложности знаний и способов деятельности, которые формируются в процессе обучения.
В тесной взаимосвязи с требованиями систематичности знаний находится требование системности знаний. Системные знания - это знания, которые выстраиваются в сознании учащихся по схеме: основные научные понятия - основные положения теории - последствия - результаты. Если учащиеся усвоили основные понятия, положения теории, последствия и умеют их применять в практической деятельности, то можно говорить о наличии системных знаний.
Принципа систематичности и последовательности надо соблюдать в процессе контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков учащихся, подготовки и выполнения домашних заданий.
Итак, можно с уверенностью говорить о необходимости и практической реализации принципа систематичности и последовательности в учебно-воспитательном процессе начальной школы.