а это не то письмо, которое 20 депутатов подписало
Генеральному прокурору Российской Федерации
Устинову Владимиру Васильевичу
От гражданина Российской Федерации
(фамилия, имя, отчество, реквизиты паспорта)
Проживающего по адресу (адрес подробно)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Уважаемый господин Генеральный прокурор!
18 декабря 2003 года президент РФ В.В. Путин во время телевизионного общения с народом привел такие цифры: в 1999 году по ст. 282 УК РФ о "раз-жигании национальной розни" было осуждено четыре человека, в 2000 году – десять, а в 2003 году “возбуждено более 60, дел двадцать доведено до суда. И примерно 17-20 вынесено обвинительных приговоров” (В. Путин: разговор с Россией 18 декабря 2003 года. М., 2003. С. 53).
Подавляющее большинство этих дел инициируется еврейскими деяте-лями или организациями, обвиняющими своих ответчиков в "антисеми-тизме". А подавляющее большинство обвиняемых и осужденных относит себя к русским патриотам. Ныне в их числе оказался известный независимый поли-тик и публицист, бывший глава Госкомпечати Б.С. Миронов.
Да, высказывания русских патриотов в адрес еврейства нередко носят резко отрицательный характер, излишне эмоциональный, неприемлемый в публич-ной дискуссии, что судом трактуется как экстремизм. Однако на отмеченных выше судебных процессах ни разу не рассматривалась причина такой резкости и первоистока экстремизма в данном межнациональном конфликте.
Ведь главный вопрос, который надлежит выяснить следствию и суду, соответствуют ли истине или нет резко отрицательные оценки еврейства русскими патриотами по сути, на которую направлено отрицание? Если не соответствуют – тогда речь может идти об унижении евреев и о возбуждении религиозной и национальной розни. Если соответствуют – то подобные оценки оправданны и, независимо от их эмоциональности, они не могут квалифици¬роваться как унизительные, возбуждающие рознь и т.п. (Например, назвать по-рядочного человека преступником – унизительно для него; но назвать преступ-ником уличенного преступника – это правдивая констатация факта.)
Кроме того, поскольку в данном межнациональном конфликте присутст-вуют две стороны (обвиняющая и обвиняемая), следует выяснить: какая из сто-рон начала данный конфликт первой и ответственна за него, и не являются ли действия обвиняемых самообороной от агрессивных действий обвиняющей стороны?
Смею Вас заверить, господин Генеральный прокурор, что по этим вопро-сам во всем мире существует большое количество общепризнанных фактов и источников, на основании которых можно сделать бесспорный вывод: отрица-тельные оценки русскими патриотами типичных для еврейства качеств и действий против неевреев соответствуют истине, причем эти действия не случайны, а предписаны в иудаизме и практикуются два тысячелетия. Та-ким образом, инкриминируемые патриотам высказывания и публикации против евреев являются самообороной, которая бывает не всегда стили-стически правильна, но оправданна по сути.
В подтверждение обращаю Ваше внимание на официально изданную в 2001 г. в Москве Конгрессом Еврейских Религиозных Организаций и Объеди-нений в России (КЕРООР) книгу "Кицур Шульхан Арух". Это сокращенное из-дание иудейского свода законов "Шулхан арух", составленного несколько сто-летий назад на основе Талмуда и обязательного к исполнению по сей день. Во вступлении к книге глава КЕРООР раввин Зиновий Коган делает откровенное признание:
“Редакционный Совет КЕРООР счел необходимым опустить в этом пе-реводе некоторые галахические указания.., помещение которых в издании на русском языке было бы воспринято населением России, не придерживаю-щимся иудаизма, как неспровоцированное оскорбление. Читатель, кото-рый захочет прочесть "Кицур Шульхан Арух" в идеально полном объеме, приглашается в ешиву, чтобы изучить эту и многие другие святые книги в оригинале”.
То есть, один из лидеров российского еврейства признаёт оскорбительны-ми для нееврейского населения России некоторые положения иудейского ко-декса поведения, но считает возможным приглашать своих соплеменников для изучения этих оскорблений в ешивах – еврейских школах, финансируемых из государственного и местных бюджетов. Впрочем, даже в данном отцензуриро-ванном издании мы находим следующие положения:
– В "Законах об идолопоклонстве" говорится, что “фигура из двух пере-крещенных палок, которой поклоняются, запрещена к использованию” – то есть христианство причисляется к идолопоклонству и все предписания об от-ношении к идолопоклонникам ("акумам") подразумевают в России (стране с преобладающим православным вероисповеданием) прежде всего православных христиан (с. 389).
– Предписание при виде “идолопоклонского дома” (то есть храма) произ-носить ему проклятие: “Дом гордых выкорчует Б-г”, а при виде разрушенного храма восклицать: “Б-г возмездия проявился!”. Мало того, далее предлагается такой вариант этого предписания: “некоторые полагают, что речь идет о до-мах неевреев, живущих в мире, спокойствии и богатстве” (сс. 389-390).
– Приравнивание нееврея к экскрементам (сс. 47 и 48).
– Запрещение обучать неевреев ремеслу (с. 390).
– “Еврейке не следует помогать нееврейке при родах” (с. 390).
– “Если человек взял в долг у нееврея, а тот умер, он имеет право отка-заться платить его сыну, который не знает точно, брал ли этот еврей в долг у его отца” (с. 405).
– При денежных расчетах “если нееврей ошибся сам, разрешается вос-пользоваться его ошибкой” (с. 406).
– “Запрещено предавать еврея в руки нееврея, идет ли речь о жизни еврея или о его имуществе; и неважно, делается ли это посредством какого-либо действия или словами; и запрещено доносить на него или указывать места, где спрятано его имущество” (с. 408) – настоятельно просим заметить: это касается предписанного евреям поведения на следствии и суде.
– Разумеется, в числе 13 главных принципов иудаизма требуется ожидание еврейского всемирного правителя, который поставит евреев господствовать над прочими народами мира: “Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я все же каждый день буду ждать его” (с. 485).
– В учении Православной Церкви этот ожидаемый правитель мира ото-ждествляется с антихристом, о котором предупреждали Иисус Христос (Ин. 5:43), апостол Павел (2 Фес. 2), святые отцы Церкви. Это важная и неотъемле-мая часть православного учения.
Во вступлении к этой книге глава КЕРООР пишет, что “Талмуд – непре-взойденный памятник еврейского гения”, а данная выжимка его морали, "Ки-цур Шульхан Арух" – “хрестоматия еврейской цивилизации нашего времени... Эта книга вам совершенно необходима. Вы можете поступать так, как в ней написано, и быть уверенными, что выполнили волю Вс-вышнего”.
А главный раввин России А. Шаевич отмечает в предисловии: “Интерес к этой книге превзошел самые смелые наши ожидания. Громадное количество благодарственных откликов от самых разных людей на протяжении всего этого времени приходит в наш адрес. Еще большее количество писем содер-жит настоятельные просьбы помочь в приобретении этого издания”.
Я полагаю, что уже на основании одного этого официального еврейско-го издания правоохранительные органы должны были бы согласно ст. 282 УК РФ пресечь распространение религии, разжигающей у еврейства нена-висть к прочему “населению России”. Тем более, если заглянуть в “идеально полный объем непревзойденного памятника иудейской морали” – "Шулхан ару-ха", изучаемого в ешивах.
Воспользуемся его переводами из иудейского амстердамского издания, сделанными судебным экспертом, ученым-гебраистом доктором К.Эккером для судебного процесса в Германии в 1883 г. (Dr. K. Ecker. Der “Judenspiegel” im Lichte der Wahrheit, – eine wissentschaftliche Untersuchung. Paderborn. 1984; русский перевод: д-р К. Эккер. "Еврейское зерцало" в свете истины. Научное исследование. М., 1906).
Этот суд евреи возбудили в связи с тем, что один из их соплеменников (Юстус-Бриман), перешедший в христианство, опубликовал античеловечные законы "Шулхан аруха" и Талмуда, но суд оправдал публикатора, найдя пере-вод соответствующим первоисточнику. Д-р Эккер лишь исправил мелкие не-точности – исправленный им текст приведем ниже в характерных отрывках с указанием точных еврейских источников (основываясь на доверии к квалифи-кации немецкого эксперта-гебраиста и немецкого суда).
– “Его [нееврея] семя рассматривается как семя скотины” (Тосефта-дополнение к талмуду Кетубот, 3 б). “Ради [умерших] слуг и служанок... не го-ворят слов утешения оставшимся после них, а надо сказать ему [еврею-хозяину]: "Да возместит тебе Бог твой убыток", совершенно так же, как го-ворят человеку, когда у него околеет бык либо осел” (Иоре де’а 377-1).
– “Запрещается спасать их [неевреев-акумов], когда они близки к смерти. Например, когда увидишь, что один из них упал в море, то не выручай его, да-же если он хочет заплатить... Дозволено испытывать на акуме лекарство, – полезно ли оно?” (Иоре де’а 158-1).
– “Деньги акумов суть как бы добро бесхозное и каждый, кто пришел пер-вым, завладеет им”. “По отношению к акуму не существует обмана” (Хошен га-мишпат 156-5, Хага; 227-26; 348-2, Хага).
– “Когда еврей обокрал акума и его [еврея] принуждают к присяге.., тогда он должен в сердце своем объявить присягу недействительною, потому что он принуждается к ней” (Иоре де’а 329-1, Хага).
– Внимание: это вновь касается поведения евреев во время следствия и суда! “Когда о ком-нибудь установлено, что он трижды предавал еврея или его деньги акуму, тогда надо подыскивать пути и способы сжить его со све-та”. “В расходах, сделанных для того, чтобы сжить предателя со света, по-винны участвовать все жители местности” (Хошен га-мишпат 388-15 и -16).
– “Предателя дозволяется убивать на всяком месте, даже и в наше вре-мя. Убить его дозволено раньше, чем он успевает сделать донос [могущий принести убыток “либо на теле, либо в деньгах, хотя бы их было немного”]... и каждый, кто первый убьет, приобретает заслугу” (Хошен га-мишпат 388-10).
– “Еврей-вольнодумец, то есть тот, который совершает богослужение акумов... убивать всех таких – доброе дело. Когда есть власть убить их всена¬родно мечом, тогда пусть это совершится; если же нет, то их надо опуты-вать всячески, дабы причинить им смерть. Например, когда увидишь, что один из них упал в колодец и в колодце стоит лестница, тогда спеши выта-щить ее, говоря: "Вот у меня забота, – надо снять моего сына с крыши, и я тебе сейчас принесу ее обратно" и т.п.” (Хошен га-мишпат 425-5).
Следует отметить, что даже последние убийственные предписания – это по сей день не только теория, но и практика. Так, бывший председатель харьковской еврейской общины Э. Ходос опубликовал доказательства ("Топор над православием, или Кто убил отца Меня". Харьков, 1999) с обвинением чле-нов еврейского движения Хабад в убийстве в 1990 г. священника-еврея о. Александра Меня (который “совершал богослужение акумов” и мечтал о соз-дании "еврейской православной церкви", что считается уголовным преступле-нием по законам государства Израиль), но этими показаниями власти РФ не за-интересовались. Преступников положено искать только в среде "русских анти-семитов".
Подчеркнем, что множество антиеврейских акций во всем мире посто-янно устраиваются самими евреями с провокационной целью, – чтобы применить карательные меры против патриотов. В России наиболее из-вестно дело Норинского, который в 1988 г. рассылал антисемитские листовки от имени организации "Память", чтобы побудить власти к репрессиям против нее; этому помог его соплеменник, главный редактор журнала "Знамя" Г. Бак-ланов, опубликовавший листовку полумиллионным тиражом, – лишь после этого провокация была раскрыта ("Знамя" № 10, 1988; "Правда", 19.11.88; "Комсомольская правда", 24.11.88; "Огонек" № 9, 1989).
Из недавних случаев можно упомянуть странную серию актов вандализма в 1998-1999 гг.: 13 мая 1998 г. в Москве произошел ночной взрыв синагоги в Марьиной роще (повреждена стена), в тот же день неподалеку от синагоги в Отрадном “подложена горящая канистра с бензином”, а в Иркутске “оскверне-но еврейское кладбище” – разумеется, шум в мировых СМИ был громкий и все бездоказательно приписали неким русским нацистам ("Независимая газета", 15.5.98).
Но когда вскоре после этого, в 1999 году, была разгромлена синагога в Би-робиджане и судом было установлено, что сами же евреи наняли человека для этого ("Радонеж", 1999, № 15-16), – демократические СМИ это замолчали.
На основании процитированных правил и практики еврейского поведения нетрудно понять, почему постоянным спутником еврейства во всех народах был пресловутый "антисемитизм", – то есть неприятие данной иудейской мо-рали. Именно поэтому евреи не имели равноправия в христианских государст-вах и добились его лишь в результате антимонархических буржуазных револю-ций.
Так же и в Российской империи евреи, после безуспешных попыток цар-ского правительства сделать их "такими как все", лишились в XIX в. равнопра-вия: не потому, что были евреями по крови (империя была многонациональ-ной); не потому, что были нехристианами (таковыми были и мусульмане, буд-дисты и пр.); а потому, что еврейская религия – антихристианская и чело-веконенавистническая, доходящая до ритуальных убийств. Многие случаи этого ритуального экстремизма были доказаны в суде (см., например, ис-следование известного ученого В.И. Даля "Розыскание о убиении евреями хри-стианских младенцев и употреблении крови их", СПб., 1884).
Ко всему этому можно добавить и слова из молитвы Шефох, в которой ев-реи накануне своей Пасхи призывают своего "бога" “истребить из поднебес-ной” все прочие народы.
Духовную причину этого человеконенавистничества разъясняет Евангелие словами Христа о еврейских духовных вождях, отвергнувших Сы-на Божия: “Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала” (Ин. 8:19,44).
Это общепринятое в Православии объяснение иудейской агрессивности как формы сатанизма. Его высказывали известные философы-интеллигенты, которых невозможно заподозрить в антисемитизме. Например, А.Ф. Лосев ("Источник". М., 1996, № 4. С. 117-122), о. Павел Флоренский (см. в книге: В.В. Розанов. "Сахарна", М., издательство "Республика", 1998, с. 360) и о. Сергий Булгаков: отвергнувшее Христа еврейство стало “лабораторией всяких духов-ных пороков, отравляющих мир и в особенности христианское человечество” ("Вестник РХД". Париж. 1973, № 108-110, с. 72). Даже иудео-христианин о. Александр Мень, боровшийся против "антисемитизма", утверждал, что еврей, отвергающий христианство, “предает себя и легко оказывается во власти темных сил” (журнал "Евреи в СССР", 1975, № 11).
Это, к сожалению, и произошло с большей частью еврейского народа (в отличие от его малой части, принявшей христианство). Но он этого не хочет осознать и считает, что такая констатация истины Христом и вслед за Ним пра-вославными христианами является "оскорбительной" для евреев. Еврейские истцы часто направляют свое обвинение в "антисемитизме" против этой суще-ственной части самого православного вероучения, требуя его фактического за-прета (как в случае с учебником "Основ православной культуры").
Однако я не могу согласиться с запретом на православное знание о смыс-ле истории как борьбы сил добра (на стороне Церкви) и сил зла (на стороне противоположной религии, готовящей царство антихриста).
Следуя заветам православных отцов Церкви, я не могу следовать и насаждаемому ложному пониманию терпимости как смирению перед гре-хом, злом, ересями и в данном случае сатанизмом. Христианин должен именно из уважения образа Божия, заложенного в каждом человеке, и ради спасения его души откровенно указывать евреям на их опасное уклонение от истины в сатанизм – в этом с христианской точки зрения заключается проявле-ние подлинной любви к людям, "толерантное" же потакание ересям и сатаниз-му лишь способствует их духовной гибели. А под их натиском – и многих их жертв.
Следует сразу ответить и на возможное возражение, что русские патриоты, обвиняющие евреев, не всегда проводят различие между религиозными и нере-лигиозными евреями, тогда как большинство из них не считают себя верую-щими иудеями и не изучают "Шулхан арух". Однако многие поколения обо-собленной жизни еврейства среди других народов (в этом был смысл еврей-ского кагала как "государства в государстве" – см. книги еврейских авторов: "Антисемитизм в древнем мире" С. Лурье и "Книгу кагала" Я. Брафмана) при-вели к тому, что мораль "Шулхан аруха" стала частью еврейского нацио-нального самосознания даже в его секулярном виде. Такой вывод сделала известная еврейская писательница-социолог Х. Арендт:
“Именно в процессе секуляризации родился вполне реальный еврейский шо-винизм... Представление об избранности евреев превратилось... в представле-ние, что евреи будто бы соль земли. С этого момента старая религиозная концепция избранности перестает быть сущностью иудаизма и становится сущностью еврейства” ("Антисемитизм" // "Синтаксис". Париж, № 26, 1989).
Этот “реальный еврейский шовинизм” и бесцеремонность в духе "Шулхан аруха" наглядно проявились в ходе разрушения СССР и посткоммунистиче-ских реформ в нашей стране и выразились как в незаконном присвоении госу-дарственной собственности как "бесхозной", так и в составе нового правящего слоя: “в правительстве полно евреев”, – признает раввин А. Шаевич ("НГ-Фигуры и лица", 1998, № 16). Таким образом, их соответствующее влияние на жизнь страны оказалось совершенно непропорционально их численно-сти (0,16 % по данным последней переписи) в ущерб интересам всех прочих народов страны и особенно державообразующего русского народа.
Известный еврейский публицист Л. Радзиховский называет это “демокра-тически-капиталистической революцией”... “Еврейская и околоеврейская ин-теллигенция являлась в России одним из главных носителей западно-либеральной идеологии, стала идеологом этой революции”. Поэтому “евреи имеют больший удельный вес в русской политике и бизнесе, чем в политике и бизнесе любой другой христианской страны”. Это Радзиховский называет "ев-рейским счастьем", так названа и его статья ("Новое русское слово", 17.1.96).
Сами еврейские олигархи откровенно рассказали по израильскому телеви-дению (2-я программа, 3.10.96) об истоках своего "счастья" в совершённой ими революции (курсив наш):
“Степень коррупции в России полностью соответствует степени преоб-разований в России. Я не думаю, что в руках чиновников Израиля... есть воз-можность перераспределять богатства стоимостью в десятки, сотни мил-лионов и миллиардов... это было – ничье, это было – государства, это было всех! Так вот, чиновник имел возможность одной росписью определить: тебе это принадлежит или другому... Хороший бой, который привел к результату, который мы сегодня имеем” (Березовский).
“Таких доходов и таких прибылей, которые можно было заработать в России, нельзя было заработать нигде... Большая часть капитала там, 50 процентов, принадлежат еврейскому бизнесу” (Малкин, ныне член президиу-ма Российского еврейского конгресса).
Гусинский, первый председатель Российского еврейского конгресса, в той передаче назвал в числе причин еврейской удачливости – “жесткость”, “меньше правил, больше правила силы, больше правила агрессии”.
“Впервые за тысячу лет с момента поселения евреев в России мы получи-ли реальную власть в этой стране”, – констатирует другой еврейский литера-тор, Э. Тополь, в "Открытом письме Березовскому, Гусинскому, Смоленскому, Ходорковскому и остальным олигархам" ("Аргументы и факты", 1998, № 38). При этом Тополь и другие чуткие евреи (например, Ю. Нудельман – см. “Со-ветскую Россию”, 20.6.2002) подчеркивают, что разрушительная и своекоры-стная политика еврейских олигархов, унижающая русский народ, прово-цирует враждебность русского народа к евреям. Эту очевидность отметил даже посол королевства Бельгии в РФ А. Мернье в заключительном отчете о своей работе, разосланном в сентябре 2004 г. перед отъездом из Москвы всем иностранным посольствам и сотрудникам дипкорпуса.
Я прошу Генеральную прокуратуру учесть это мнение Тополя и Ну-дельмана как признание ответственности обвиняющей (еврейской) сторо-ны за современное обострение русско-еврейского конфликта.
Тем более, что для удержания незаконно захваченной "бесхозной" госсоб-ственности и своей власти этот правящий слой ведет целенаправленную поли-тику разложения народной нравственности и вытравлению духовных ценно-стей, стремясь превратить народ в животную массу без веры и традиций – так проще управлять им и легче подавлять его сопротивление.
В частности, именно евреи оказали яростное сопротивление препода-ванию в школах "Основ православной культуры" и именно по инициати-ве евреев нам, державообразующему русскому народу, запрещено указы-вать в паспорте свою национальность. Главный раввин РФ Шаевич в интер-вью "Лос-Анджелес таймс" подтвердил, что именно евреи настаивали на отме-не графы национальность, а причину этого объяснил тем, что “евреи заняли высокие посты в администрации”. То есть, даже они сами сознают, какое пред-ставление об их национальности сложилось у неевреев, и потому стремятся скрыть свою национальную принадлежность – это тоже о многом говорит.
Из других многочисленных примеров вытравления духовных ценностей не могу не обратить Вашего внимания, господин Генеральный прокурор, на поли-тику министра культуры Швыдкого (он теперь руководит правительственным агентством по делам культуры) и его телепрограмму “Культурная революция”, в которой регулярно унижается русский патриотизм и православные традиции, пропагандируется матерщина и идея, что “Секс – двигатель культуры” (7.3.2002). Все протесты русской общественности против возмутительной, а по сути провокационной, деятельности этого "главного культурного человека страны" оказались безрезультатны.
Причем у Швыдкого и его коллег для их атак имеются в распоряжении центральные каналы российского телевидения, а у обороняющихся православ-ных патриотов крохотные тиражи, за которые их преследуют и судят – такое неравенство возможностей тоже может невольно вести их к излишней эмоцио-нальности, особенно при отпоре кощунственным и наглым антирусским дейст-виям лиц еврейского происхождения.
Но такую эмоциональность загнанной в угол обороняющейся стороны не следует смешивать с агрессивной атакующей эмоциональностью. Для православного человека недопустима агрессия, но он призван защищать свой народ и свои святыни – пример этому подал Сам Христос, бичом изгонявший из храма осквернявших его торговцев.
В сравнении с высказываниями обвиняемых русских патриотов гораздо более агрессивные высказывания евреев по отношению к неевреям печатаются в выходящих в РФ еврейских газетах. Например, в органе Российского еврей-ского конгресса "Еврейские новости" (2002, № 16, с. 9) депутат кнессета А. Ли-берман призвал к насильственной высылке палестинцев из Израиля. При этом палестинцев – вопреки резолюциям Совета Безопасности ООН! – не просто из-гоняют с родной земли (4 миллиона беженцев), но и убивают их активистов вместе с семьями – так выглядит "Шулхан арух" в государственной политике Израиля.
И еврейство РФ поддерживает ее: Российский еврейский конгресс в числе своих целей заявляет, что “проводит акции солидарности с народом Израиля, политическое лоббирование интересов Израиля” ("Еврейские новости", 2002, № 15, с. 5). Эту цель преследует и государственный Институт изучения Израи-ля и Ближнего Востока, руководитель которого Сатановский одновременно возглавил Российский еврейский конгресс.
Еврейские общины во всех странах проводят подобное “политическое лоббирование” интересов международного еврейства в ущерб интересам страны проживания, и особенно в США – это государство стало инструмен-том по достижению глобальных целей еврейства. А расизм своего "Шулхан аруха" стараются замаскировать упреждающими обвинениями в антисемитиз-ме (то есть якобы расовой ненависти) всех тех, кто не соглашается с их мора-лью, их действиями, их войнами.
Но такая подмена понятий – грубый подлог, который должен быть очеви-ден любому беспристрастному судье. Можно сказать, что весь демократиче-ский мир сегодня находится под денежным и политическим контролем международного еврейства, чем ныне открыто гордятся видные банкиры (Ж. Аттали и др.). И мне не хочется, чтобы наша Россия, против возрождения кото-рой ведется превентивная перманентная война без правил, оказалась бы в числе таких несвободных стран.
Поэтому я, как в целях защиты нашего Отечества, так и личной само-обороны, вынужден обратиться к Вам, господин Генеральный прокурор, с настоятельной просьбой в кратчайший срок проверить изложенные выше вопиющие факты и, если они подтвердятся, на основании соответствующих статей УК РФ, закона "О противодействии экстремистской деятельности" (2002) и ст. 13 конституции РФ (“запрещаются создание и деятельность обще-ственных объединений, цели которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни”) официально возбудить дело о запрете в нашей стране экстремистских религиозных и национальных ев-рейских объединений. Лиц, ответственных за предоставление этим объедине-ниям государственного и муниципального имущества, привилегий и государ-ственного финансирования, просим также привлечь к ответственности, не-взирая на занимаемые ими должности.
Дата. Личная подпись.