Через сто лет в России не останется ни одного еврея
В вышедшем сотом, юбилейном, ежегоднике Американского еврейского комитета содержится сенсационный прогноз, что из-за массовой эмиграции через 30 лет в России останется 23 тысячи евреев, через 50 лет - 2-3 тысячи, а через 80 лет еврейская община рассосется полностью. 10 лет назад, согласно официальной статистике, на территории СССР проживали 1,5 миллиона, а накануне войны - 5,2 миллиона, треть всех евреев мира.
В советском обществе были две великие тайны - половая жизнь и евреи. Еще неизвестно, что скрывали с большим усердием. Неизвестно, какая тема породила больше элегантных фигур умолчания и загадочных эвфемизмов. И то и другое существовало только подпольно и было окутано восхитительно-запретным ароматом.
Еврейский вопрос во все века переплетался с метафизикой русского духа. В России с ее склонностью к анархии и непочитанию закона государство часто поощряло антисемитизм. Существовали дискриминационные меры против евреев - черта оседлости, "процентная норма", инспирировались погромы. Подспудно и в советские времена еврею было труднее поступить в институт, устроиться на работу, отправиться в космос или хотя бы в зарубежную командировку, вырасти в крупного начальника. Метафизическая же тайна состояла в том, что в любой приличной компании считалось, что евреи талантливее, энергичнее, практичнее, трезвее и просто умнее все остальных. Среди интеллектуалов евреи имели негласный статус престижной национальности.
В 60-е годы, когда впервые было обнародовано, что среди Героев Советского Союза 108 евреев, они (в абсолютных цифрах!) вышли на четвертое место еще и по мужеству. Это подтверждалось фантастическими военными успехами Израиля. Они, к слову, породили такое множество сочувственных анекдотов, как будто воспринимались как свои собственные.
Показательно, что по количеству научных работников евреи занимали третье место, а по количеству казненных за экономические преступления - первое. Несоразмерная численности заметность евреев породила народную мудрость о том, что еврей - это не национальность, а призвание. Как говорится, ты - еврей, а я не смог.
Когда-то уровень цивилизованности общества определялся его отношением к женщине. В СССР появился новый критерий - отношение к евреям. На этом фоне антисемитская государственная политика служила фактором общего подрыва доверия к власти. Еврейская тема в любом изложении граничила с разоблачениями. Первую сенсацию породил, естественно, Евтушенко, который после публикации "Бабьего Яра" получил 40 тысяч восторженных писем. Вряд ли этот поток был вызван литературным содержанием поэмы. Слова "Я всем антисемитам как еврей" звучали вызовом власти.
Невозможно доказать тезис Шафаревича о роли евреев в Октябрьском перевороте. Но есть гипотеза о том, что отношение к еврейской эмиграции сгубило могучий СССР. Брежнев ей препятствовал, Рейган раздражался, начались "звездные войны", мы ударили Афганистаном, они разожгли костер диссидентства, наложили КОКОМ и прочее, мы не вошли в виражи информационного бума - разорились и рухнули.
...Останется ли Россия без евреев? У меня есть добрый знакомый по имени Дмитрий Соколов. (Мистическое переплетение имен - эту русскую фамилию в конце прошлого века носил один из основателей сионистского движения.) Несколько лет назад Дмитрий, испугавшись реставрации коммунизма, уехал в Израиль. Ему там было очень скучно. И он вернулся в Россию, реализовал амбиции, стал руководителем крупной компьютерной компании. Недавно у Дмитрия родился сын. В России Соколовым нравится жить больше, чем в других странах.
Евреи в России вряд ли когда-нибудь переведутся, считает помощник исполнительного директора Московской хоральной синагоги Дмитрий Заграничный. По его мнению, попытки Всемирного еврейского конгресса экстраполировать на десятилетия вперед темпы убывания еврейского населения России за последнее время некорректны. "Все, кто хотел уехать, уже уехали", - заявил он. В настоящее же время численность евреев в России остается практически стабильной. Это признает даже такая организация, как "Сохнут", которая обычно несколько преувеличивает число желающих покинуть Россию евреев.
Кроме того, в синагоге считают, что для российских евреев больше нет причин покидать страну. Государственная политика последних лет, конечно, не идеальна. Однако у евреев есть возможность открывать синагоги, организовывать общества, не опасаясь контроля со стороны "органов". Религиозные евреи свободно следуют всем установлениям своей религии, могут покупать кошерные продукты - зачем же им эмигрировать. («Известия»)