Вика, если ребенок говорит плохо в таком возрасте, то обязательно необходима очная консультация логопеда, желательно посетить еще невропатолога, чтобы снять или подтвердить подозрение на дизартрию, т. е. проверить нервы принимающие участие в процессе речи. Расскажу немного о речи четырехлетнего ребенка в норме: активный словарь достигает 1900- 2000 слов; уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова образованные по аналогии, н- р, "скобланул"- царапнул( поэтому, со стороны мамы, необходимо учить активно пользоваться запасом имеющихся слов, учить правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия). С грамматической стороны четырехлетний ребенок пользуется более сложными и распространенными предложениями. Речь более последовательна( со стороны мамы: учить отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы). Звукопроизношение: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д; исчезает замены шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими С, З, Ц.
Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие произносятся недостаточно четко; не всегда дети умеют произносить сонорные звуки- Л, Р.
На счет логопеда в поликлинике, он тоже может иметь образование логопед- психолог и консультацию они обязаны давать всем детям начиная с 2- х лет, но вот заниматься , действительно, с пяти (Существует положение об логопедических кабинетах при поликлинике, возростные рамки и количество занятий для того или иного нарушения описываются). Желаю удачи!