Итак, довелось мне съездить в конце января в город Кызыл. Спросите - где это? - Это в республике Тыва, это столица этой республики. Почти что самая южная часть России, всего в 150 км по прямой от Кызыла - Монголия. Город расположен почти полностью на южном берегу Енисея, там, где Большой и Малый Енисей сливаются.
Спросите, чего меня туда занесло - зимой в Сибирь. - Это не я придумал. Мое начальство решило провести в конце сентября 2004 года в этом славном городе Всероссийскую конференцию по нефрологии (о чем подробно написано тут: http://www.tyva.nephrolog.ru), а нас - меня и Яшу - командировало туда сейчас для выяснения обстановки: осмотра гостиниц, залов, столовых и вообще выяснения, в каком все находится состоянии, чтобы принять 100-200 делегатов конференции, избалованных европейской цивилизацией. Так что ехать туда надо было уже сейчас, несмотря на мороз до -43 градусов
Надо сказать, что в Кызыл всего 2 пути: на самолете и на автотранспорте. Железной дороги нет. Учитывая, что ехать 8 часов по горному серпантину зимой - удовольствие малоприятное, мы решили лететь, ибо финансы не очень ограничивались. Был спланирован график нашего движения. 25 января в 15-30 мы должны были вылететь из Пулково и примерно через час быть в Москве, в Домодедово. Там предстояло протусоваться 4 часа и в 20-30 сесть на самолет Москва-Кызыл, который летает всего раз в неделю. Оба билета мы купили заранее.
Веселье началось, когда мы прибыли в аэропорт Пулково. Наш первый самолет задерживался, как гласило табло, до 17-30. Разбирательства с администраторшей прояснили, что самолет еще не прилете сюда, в Питер. Хорошее начало столь дальнего путешествия Зато нам не надо будет тусоваться в Москве 4 часа
Как и следовало ожидать, в 17-30 мы тоже не вылетели. Вылетели мы так, что прибыли в аэропорт Домодедово за 10 минут до вылета самолета в Кызыл - посадка, разумеется, была уже давно закончена. Пришлось срочно переигрывать наш маршрут: мы сдали билеты в Кызыл и купили билеты в Красноярск. Успели впритык к началу регистрации, да и то ради этого пришлось бегать буквально бегом по аэропорту - трудно ведь разобраться, где в таком большом аэропорту кассы нужной авиакомпании.
Перелет в Красноярск прошел без приключений. Туда мы прибыли уже под утро - сказывался четырехчасовой сдвиг времени. Небольшой по сравнению с Москвой аэропорт приятно радовал - тут хоть не придется бегать, все рядом.
Наш самолет в Кызыл по расписанию должен был лететь в 9 часов утра (билеты мы купили еще в Москве). Каково же было наше удивление, когда на табло появилось время вылета 9-50. Администраторша, правда, категорически задержку рейса отрицала и утверждала, что самолет будет в 9 ровно. Это несмотря на то, что лживое табло было прямо над ее окошком! Ну, спорить мы не стали, тем более, что регистрацию скоро объявили.
А через некоторое время объявили и посадку. Там всего два гейта на посадку и мы, разумеется, встали в очередь к тому, над которым висело табло со словом 'Кызыл'. Я уже не сильно удивился, когда тетка на паспортном контроле стала говорить, что в Кызыл - это в другой гейт. Просто, видимо, человек, управляющий информационными табло, что-то сильно праздновал в это утро
Вылетели мы практически вовремя. Первые 20 минут пути я наслаждался видом на Енисей, вдоль которого мы летели, а потом просто заснул. Проснулся уже при заходе на посадку - уши закладывать стало. Вообще, в самолете Як-40 замечательно спится!
Кызыл встретил нас 25-градусным морозом (что, все-таки, ниже, чем -43, которые тут были на предыдущей неделе) и автобусом типа 'скотовозка', который доставил нас от самолета к выходу из аэропорта. У выхода нас уже встречали коллеги из 3-й Республиканской больницы. Они-то и доставили нас на машине в гостиницу 'Одуген' (что переводится как 'Тайга'). Потом оказалось, что гостиница эта располагается прямо напротив здания ФСБ и вообще это едва ли не самая лучшая гостиница города. Как это ни странно для такого времени года, свободных мест в гостинице было, прямо скажем, мало.
Далее ограничусь только отрывочными впечатлениями, т.к. 4 дня мы довольно интенсивно работали, а это мало кому интересно, наверное.
Встретили нас очень гостеприимно. Даже тывинская речь, которая слышна здесь повсюду, не вызывала у меня дискомфорта (знаете, иногда бывает неприятно, когда вокруг говорят на непонятном языке). Однако в городе неместные люди воспринимаются не очень дружелюбно: задавая один и тот же вопрос на русском и тывинском, можно получить совершенно разные ответы. Догадываетесь, какой будет более полным? Впрочем, мы с этим не очень сталкивались, т.к. нас все время возили на машине и сопровождали, а по всем вопросам, связанным с целью нашей поездки, во все места уже 'звонили из правительства'.
Еще бросается в глаза бытовая тупость местного населения. Не усмотрите здесь национализма, просто народ объективно туп. На самые простые вопросы можно не получить вразумительных ответов. Все надо контролировать. И еще народ склонен к преувеличению: т.е. задавая вопрос в утвердительной форме, можно получить положительный ответ на какой угодно вопрос. И еще люди склонны к приукрашиванию ситуации. Иллюстративен вот какой эпизод: сопровождавший нас из аэропорта человек обмолвился: 'ну, город у нас маленький, всего 200 тысяч:'. Это при том, что численность населения в городе по данным позапрошлого года - 103.5 тысячи! Характерным является и то, что здесь никогда не скажут 'не знаю' - т.е. дорогу куда-либо спрашивать бесполезно! Могут завести куда угодно!
Город особо красивым назвать трудно: сплошной техногенный пейзаж за очень редким исключением. К тому же, зимой из-за отопления города углем, все покрыто угольной пылью и даже свежий снег выпадает уже серым. Серые собаки, серые кошки, а воробьи черно-коричневые. Голубей очень мало.
Пропускать пешеходов в городе не принято. Водители ездят довольно лихо. Светофорами руководствоваться не следует - можно попасть под машину даже переходя улицу под зеленый свет.
Познакомиться с торговлей нам не очень удалось: все магазины, кроме продуктовых, закрываются в 17 часов, а работать мы заканчивали позже. В один день, все же, зашли на рынок. Если бы не местная речь и преобладающее население, я бы не смог отличить тамошний рынок от питерского: тот же ассортимент, те же цены! Да и в продуктовых магазинах цены никак не ниже питерских. Видимо, сказывается отсутствие железной дороги - на машинах и самолетах товар везти дорого.
Местное телевидение - отдельная веселуха. Тут крутят обычные московские программы, но почти постоянно бегущей строкой передают местные объявления совершенно приземленного, бытового характера. Например такое: 'Услуги хряка. Тел. Такой-то'. Это нас сильно веселило и вечерами мы сидели в гостинице и просто тащились от телека, благо он у нас был.
За 4 дня мы посетили много официальных лиц, но, конечно, особо запомнилась встреча с председателем правительства Республики Тыва. Начнем с того, что мы ее не планировали, она сложилась довольно спонтанно. Прикольно было идти к главе республики в толстых свитерах (костюмы мы не брали, брали одежду для сорокоградусного мороза). Впрочем, чувак он нормальный, деловой такой. Прикольно!
А на пятый день рано утром мы улетели в Красноярск. Там у нас были дела - встреча с генеральным директором выставочной фирмы. Вы не представляете, с какой радостью я вновь увидел наши, европейские, лица вокруг! Людей, на нормальные вопросы дающих нормальные ответы:
Тут у нас было время немного посмотреть город. Зимой почти на каждом перекрестке в городе установлены ледяные скульптуры! Это меня сильно впечатлило! Ну и еще забавно было побывать около часовенки, которая изображена на десятирублевой купюре, и на мосту через Енисей, который изображен там же.
Вечером мы улетели в Москву. Рейс был задержан со странной формулировкой 'отдых экипажа', благодаря чему мы из Москвы в Питер смогли попасть только в субботу утром, но это мелочи жизни, я считаю. Погода была столь отвратная, что надо радоваться, что мы вообще прилетели в Москву, а не зависли в Красноярске на неопределенное время.
Вернуться домой - самое приятное, что есть в любом путешествии.