Д- р Гладышев, Вы не правы. Во- первых, седативный эффект реланиума и других бензодиазепинов проходит очень быстро, а не "держится практически все время приема", как Вы написали, а противотревожный эффект остается длительно. Правда в случае реланиума после 4- 6 недель постоянного приема начинает снижаться и противотревожный эффект, возникает адаптация, развивается толерантность и часто приходится увеличивать дозу при курсовом многомесячном лечении, что повышает риск развития болезненного пристрастия. Более высокопотентные бензодиазепины - феназепам, лоразепам (мерлит), альпразолам (ксанакс), триазолам - сохраняют свой противотревожный эффект дольше, чем реланиум. Но в любом случае, любой бензодиазепин нельзя принимать сколь угодно долго - его назначают коротким курсом в начале лечения тревожных состояний, чтобы принести больному быстрое облегчение.
А насчет того, что противотревожный эффект атаракса якобы "глубже" - Вы абсолютно, полностью и совершенно не правы. Атаракс ЗНАЧИТЕЛЬНО слабее даже самого слабого из бензодиазепинов по противотревожному эффекту, менее специфичен, его действие более глобальное, более общеседативное, более сонливое, особенно в первые дни. Плюс выраженные холинолитические побочные эффекты - сухость во рту, тошнота, запоры, парез аккомодации. Нет, нафиг, я такую гадость своим невротикам не назначаю ввиду малой эффективности и плохого соотношения эффект/ побочки. Единственное, в чем Вы тут правы - это в том, что атаракс можно принимать сколь угодно долго и он не вызывает зависимости. Но адаптация к нему с исчезновением противотревожного эффекта - есть.
А если нужно длительное и устойчивое, действительно глубокое подавление тревоги - для этого не атаракс нужен, а курсовое лечение "седативным" антидепрессантом из группы серотонин- селективов, типа Паксила, Золофта. Плюс, возможно, мягкий "противотревожный" нейролептик типа сонапакса, хлорпротиксена, эглонила. Или малые, анксиолитические дозы седативных трицикликов типа амитриптилина, доксепина. Вот это - действительно глубокое, но постепенное действие на тревогу, отличающееся от немедленного эффекта бензодиазепинов.