...Жили они долго. И счастливо?

lilputenko

🟢
Активность
0
Две даже не новости, плохая и хорошая. Плохая: население земли молодеть не будет. Хорошая: это не так уж и плохо.
В пресс-центре «Санкт-Петербургских ведомостей» специалисты, так или иначе связанные с геронтологией (наукой о старении) и гериатрией (наукой о методах лечения и профилактики болезней пожилого и старческого возраста), обсуждали, возможно ли преодолеть стереотип «старость не в радость». Низкая рождаемость и дефицит работающего населения ведут к тому, что, говоря об экономическом благосостоянии страны, надежду возлагают уже не столько на «молодое» население, сколько на «здоровое», пусть и не очень молодое. Именно сейчас в Академии медицинских наук обсуждается программа с исчерпывающим названием «Профилактика возрастной патологии и ускоренного старения, снижение преждевременной смертности от биологических причин и продление трудоспособного периода жизни населения России». Разработчики утверждают, что Петербург и Россия еще покажут миру, как можно оздоровить население.

Глобализация старения



Под таким девизом проходил последний мировой конгресс геронтологов. «Глобализация» – потому что население стареет во всем мире, в том числе в болезненной, многодетной и моложавой Африке.

К 2020 году более миллиарда человек на Земле будут формально считаться пожилыми: достигнут 60 лет. Половина всех пожилых придется на Азию, в том числе на Китай, которому некоторые уже пророчат экономическую катастрофу, поскольку из-за правила «одна семья – один ребенок» количество людей почтенного (и в разной мере нетрудоспособного) возраста в Поднебесной резко возрастет.

И на конгрессе по геронтологии в США первым выступал даже не врач – а важный экономический чиновник. Который с тревогой объявил, что в Соединенных Штатах резко увеличилось количество людей старше 80 лет, и это бы ничего, но стало больше и тех, кто не может себя обслуживать. И если одной медсестры достаточно в помощь двум пожилым, которые могут сами за собой ухаживать, то каждому «несамостоятельному» нужны уже две медсестры. В первом случае «сестринская» помощь одному пожилому человеку оценивается в 25 тысяч долларов в год, во втором – в 100 тысяч долларов. Американцы уже разработали программу, по которой в страну ввозят не столько врачей, сколько медсестер.

Все это звучит несколько зловеще. Однако...

– Старение населения – процесс нормальный, это отражает развитие общества, – говорит Владимир ХАВИНСОН, главный специалист по геронтологии и гериатрии городского комздрава, один из разработчиков программы. – Чем старше цивилизация, тем больше в ней людей старшего возраста.

На улице Типанова – как в Швейцарии

Но старение населения мира – одно; старение россиян – другое; старение лично ваше – третье.

У старения населения России специфические причины: доля молодых убывает не только из-за низкой рождаемости (в Петербурге она меньше смертности в 1,6 раза), но и по причине высокой смертности трудоспособного населения. В России с 1992 по 2004 годы преждевременно (такова формулировка) умерли 11 млн мужчин и 4 млн женщин в возрасте 15 – 69 лет. Если бы смертность оставалась хотя бы на уровне 1991 года, за период «1992 – 2004» мы потеряли бы меньше на 2,8 млн мужчин и на 800 тысяч женщин.

И если вынести за скобки насильственные смерти, в том числе от несчастных случаев, то преждевременно мы умираем потому, что ускоренно стареем. Для России вообще характерно биологическое старение людей, которые официально еще не считаются пожилыми.

В то же время, несмотря на потрясения последних десятилетий, долгожителей в Петербурге, например, стало больше: в советском 1989 году в Ленинграде жили 5 тысяч человек 90 – 99 лет, сейчас таких – 16 343. И 214, разменявших вторую сотню лет.

Геронтологи не так давно проводили исследования в Московском районе, в районе улиц Типанова и Ленсовета, и оказалось, что средняя продолжительность жизни женщин там – 83 года. «Это ж как в Швейцарии!» – поразились специалисты. Другой вопрос, что в микрорайоне этом проживает преимущественно непьющая интеллигенция. Стало быть «можем, когда хотим».
 
Назад
Сверху