Публикации СМИ и пресс-релизы[FONT="]В этом году штат просит у Вашингтона более 1 млрд долларов — расходы на реформу возросли почти на 40% по сравнению с первоначальным периодом. Частично растущие расходы должны финансироваться за счет штрафных поступлений от платежеспособных массачусетцев, которые по-прежнему отказываются страховаться, — в 2007 году таких было почти 100 тыс. человек. К декабрю этого года штраф должен возрасти с 200 до 900 долларов США. И все же без федеральных денег не справиться. «Нам придется серьезно сократить программу, если не удастся договориться с Вашингтоном», — сказал «Эксперту» сотрудник администрации штата.[/FONT]
Социалистические штаты Америки
[FONT="]Марк Завадский[/FONT][FONT="], автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Украина»[/FONT]
[FONT="]Дискуссия вокруг реформы здравоохранения в Массачусетсе, самой успешной в США, отражает общий крен влево, произошедший в американском обществе за последние годы[/FONT]
[FONT="] «Санта-Клаус, фея, честный администратор больницы и пьяница идут по улице и замечают стодолларовую купюру. Кто ее подберет?» — мой американский знакомый улыбается. Я в ответ лишь пожимаю плечами.[/FONT]
[FONT="]«Пьяница, потому что остальные существуют только в его воображении, — триумфально произносит он. — А еще, знаешь, приходит как-то черт в госпиталь…»[/FONT]
[FONT="]Американцы любят рассказывать анекдоты про больницы, потому что жаловаться на них всерьез уже устали. По данным соцопросов, ситуация в здравоохранении занимает уверенное третье место среди главных проблем, волнующих жителей США, — сразу же после нынешнего экономического спада и войны в Ираке. Иными словами, это самая важная из всех хронических болезней американского общества и, пожалуй, самая болезненная. В 2005 году половина всех индивидуальных банкротств в США была связана с невозможностью оплатить медицинские счета.[/FONT]
[FONT="]В апреле этого года расходы на медицину стали проблемой для каждой третьей американской семьи, а 47 миллионов жителей страны живут без медицинской страховки. И это при том, что Америка тратит огромные деньги на поддержание существующей системы здравоохранения — 16% ВВП. Для сравнения: в куда более благополучной в этом плане Европе эти расходы не превышают 10%.[/FONT]
[FONT="]Неудивительно, что сегодня в необходимости реформы убеждены все, включая двух основных кандидатов в президенты. Вопрос лишь в том, каким путем она будет идти. В поисках решения американцы все чаще вспоминают о Массачусетсе — штате, который добился на этом фронте наиболее очевидных успехов.[/FONT]
[FONT="]Хрупкий компромисс[/FONT]
[FONT="]Кристи Хегер[/FONT] [FONT="] часто называют архитектором реформы здравоохранения в Массачусетсе, хотя она предпочитает более скромную роль связующего звена. Мы сидим в ее кабинете в здании конгресса в Бостоне. Вот уже четыре года Хегер работает советником по здравоохранению у лидера демократического большинства палаты представителей штата Сальваторе ди Масси. «Это уникальная должность, в других штатах ее нет. Ди Масси уже в 2004 году понял, что здравоохранение будет одной из важнейших проблем во время его срока», — поясняет Хегер.[/FONT]
[FONT="]В 2004 году так же считал и тогдашний губернатор штата республиканец Митт Ромни, который рассматривал реформу здравоохранения как основу своей будущей предвыборной президентской программы. На штат наседали и федеральные власти: в 2005 году истекал срок соглашения о федеральном финансировании по линии Medicaid (медицинские услуги для малоимущих американцев), и в Вашингтоне требовали от местных властей большей креативности, если они хотели сохранить прежние поступления.[/FONT]
[FONT="]Акт о здравоохранении, принятый в мае 2006 года, стал результатом совместных усилий десятков компаний, политиков, негосударственных организаций и частных лиц, объединившихся в Коалицию за медицинскую реформу. Хегер называет этот акт хрупким компромиссом — между потребителями и страховщиками, демократами и республиканцами, бизнесом и обществом. «Краеугольным камнем проекта стал принцип общей ответственности за его дальнейшую судьбу, что и предопределило успех», — говорит она.[/FONT]
[FONT="]Компромисс этот дался нелегко: Митт Ромни наложил вето на восемь положений закона, например, касающихся предоставления медицинской страховки иммигрантам. Но вето было преодолено конгрессом.[/FONT]
[FONT="]«В поддержку закона голосовали и демократы, и республиканцы — это был действительно результат межпартийного соглашения», — вспоминает депутат палаты представителей Джон Сцибак.[/FONT]
[FONT="]«Закон несовершенен, но он учитывает интересы всех участников рынка, это лучшее, чего мы могли достичь на этом этапе», — соглашается директор по исследованиям неправительственной организации Health Care for All Брайен Росман, занимавшийся подготовкой законопроекта.[/FONT]
[FONT="]Положительно отнеслись к нововведению и жители штата — по последним данным, план реформы здравоохранения поддерживает около 70% массачусетцев.[/FONT]
[FONT="]Индивидуальный мандат[/FONT]
[FONT="]Новый закон ввел на территории Массачусетса сразу несколько норм, по-настоящему революционных для американского общества. Так, все компании со штатом более десяти человек под угрозой финансовых санкций были обязаны оплачивать не менее двух третей стоимости медицинской страховки своих работников.[/FONT]
[FONT="]Затем власти штата создали Commonwealth Connector — государственную организацию, ставшую посредником между страховыми компаниями, госпиталями и конечными потребителями. Новая структура должна была обеспечить медицинским страхованием наиболее незащищенных жителей штата — тех, кто зарабатывал меньше трехкратного прожиточного минимума. Наконец, был введен так называемый индивидуальный мандат: начиная с 2007 года все платежеспособные жители штата были обязаны покупать страховку или платить штраф.[/FONT]
[FONT="]«Одной из главных задач реформы было заставить молодых и богатых покупать страховки и таким образом субсидировать старых и больных», — поясняет профессор гарвардской школы здравоохранения Нэнси Турнбул.[/FONT]
[FONT="]О первых результатах реформы «Эксперту» рассказал «царь массачусетского здравоохранения», как его за глаза называли многие мои собеседники, исполнительный директор Commonwealth Connector Джон Кингсдейл. «За два года доля застрахованных жителей штата возросла с 90 до 95 процентов, — говорит он. — Общее число вновь застрахованных превысило 340 тысяч человек, почти две трети из них получили медицинскую страховку бесплатно. Другим важным результатом стало снижение стоимости медицинской страховки для платежеспособных жителей штата — в некоторых случаях в два раза. Если в 2006 году средний бостонец платил за страховку больше 300 долларов в месяц, то теперь — около 190». Уменьшилась нагрузка на больницы: если раньше многие ехали туда при любом заболевании, то теперь обращаются к лечащим врачам.[/FONT]
[FONT="]«Мы видим, что постоянный доступ к медицинской страховке положительно сказывается на состоянии здоровья массачусетцев. После начала реформы число обращений жителей штата в больницы сократилось на 16 процентов», — утверждает Брайен Росман. Это позволило перераспределить деньги из системы Safety Net, через которую оплачивались медицинские услуги многим неимущим жителям штата, на предоставление полноценных страховок через Commonwealth Connector.[/FONT]
[FONT="]Разработчики закона признают, что добиться стопроцентного покрытия в ближайшие годы практически невозможно, и собираются сконцентрироваться на удержании нынешних показателей. «Сегодня в наиболее уязвимом положении оказались работающие американцы, получающие чуть больше трех прожиточных минимумов в год. Они уже не подпадают под программы социальной защиты, но все еще не могут позволить себе оплачивать полноценную страховку», — говорит Кристи Хегер. Некоторые обладатели бесплатных страховок жалуются, что врачи неохотно записывают их на прием. Идут разговоры об увеличении штрафных санкций для работодателей — сегодня они составляют лишь 295 долларов в год, в то время как страховка стоит несколько тысяч.[/FONT]
[FONT="]Как бы то ни было, за два года доля компаний, предоставляющих своим сотрудникам медицинскую страховку, выросла в штате с 70 до 72%, при том что в остальных районах страны этот показатель снижается.[/FONT]
[FONT="]Денежный вопрос[/FONT]
[FONT="]Основные проблемы нового закона связаны с резким ростом издержек на его применение, ставшим обратной стороной успеха. Чем больше людей получают бесплатные страховки, тем дороже это обходится местным и федеральным налогоплательщикам. В мае этого года конгресс уже был вынужден поднять на один доллар налог на табачные изделия, чтобы закрыть образовавшуюся дырку в бюджете.[/FONT]
[FONT="]Пока реформа финансируется штатом и федеральными властями на паритетных началах, но текущее соглашение заканчивается уже в августе. Сейчас активно идут переговоры о продолжении финансирования, но о результатах пока ничего не сообщается. В этом году штат просит у Вашингтона более 1 млрд долларов — расходы на реформу возросли почти на 40% по сравнению с первоначальным периодом. Частично растущие расходы должны финансироваться за счет штрафных поступлений от платежеспособных массачусетцев, которые по-прежнему отказываются страховаться, — в 2007 году таких было почти 100 тыс. человек. К декабрю этого года штраф должен возрасти с 200 до 900 долларов США. И все же без федеральных денег не справиться. «Нам придется серьезно сократить программу, если не удастся договориться с Вашингтоном», — сказал «Эксперту» сотрудник администрации штата.[/FONT]
[FONT="]Дорогая медицина[/FONT]
[FONT="]Рост цен на услуги здравоохранения в последние годы опережает инфляцию по всей стране. Многие эксперты уверены, что косметическими изменениями не обойтись, нужно менять саму систему работы больниц и врачей и характер их взаимоотношений со страховыми компаниями. Ведь сегодня до 40% всех трат больниц составляют административные расходы, при этом эффективность работы оставляет желать лучшего. «Сейчас больница заинтересована в том, чтобы назначить как можно больше анализов и процедур, даже если они не обязательны», — поясняет Нэнси Турнбул.[/FONT]
[FONT="]В необходимости радикальных перемен уверен и медицинский директор компании 3M Лэрри Зобел, курирующий, в частности, проекты разработки и оснащения больниц программным обеспечением. «Сегодня больницы получают больше, если в результате операции начинаются осложнения. Это все равно, что покупать машину исходя из того, какая из них будет больше ломаться», — возмущается он. По данным 3M, в среднем каждый десятый пациент больницы попадает туда еще раз в течение 30 дней после выписки. «Надо оплачивать не сами услуги, а оценивать их эффективность», — уверен Зобел.[/FONT]
[FONT="]Думают над этим и в Массачусетсе. В ближайшие месяцы палата представителей штата должна утвердить новый акт, направленный на повышение прозрачности медицинского сектора и снижение издержек. Фармацевтическим компаниям будет запрещено дарить подарки врачам для продвижения лекарств. Более того, в штате намерены создать государственную информационную службу, которая будет помогать докторам в поиске более дешевых лекарств. Больше внимания будет уделяться выявлению болезней на ранней стадии, увеличится количество терапевтов.[/FONT]
[FONT="]«Сегодня лишь пять центов из каждого доллара тратится на предупреждение заболеваний, остальное — на их лечение. Если изменить эту модель, можно серьезно уменьшить расходы на медицину», — уверена президент фонда здоровья Центрального Массачусетса Джанис Йост.[/FONT]
[FONT="]Всем штатам пример?[/FONT]
[FONT="]По словам Кристи Хегер, опыт Массачусетса активно изучается в других штатах. За последние два года она провела не менее пятидесяти презентаций в других городах Америки. Тем не менее особых результатов пока нет. «В Массачусетсе изначально была уникальная ситуация. Здесь и до начала реформы был относительно высокий процент покрытия страховкой. Кроме того, была возможность потратить значительную сумму», — объясняет г-жа Хегер.[/FONT]
[FONT="]Сыграло свою роль и то, что в штате почти не работают крупные национальные страховщики, а с местными страховыми компаниями договориться об условиях было гораздо проще. «Во многих штатах страховщики до сих пор имеют право отказывать в страховке, если им что-то не нравится. Пока это правило не будет изменено, ни о каких серьезных реформах говорить нельзя», — поясняет Кристи Хегер.[/FONT]
[FONT="]Там, где условия для реформы есть, все упирается в финансы. В прошлом года калифорнийские законодатели заблокировали похожий план, предложенный Арнольдом Шварценеггером. Здесь численность незастрахованного населения превышала все население Массачусетса. Скептики говорят, что опыт Массачусетса слишком дорог для применения в больших штатах. Ряд конгрессменов и губернаторов, особенно из республиканского лагеря, полагают, что вначале нужно снизить стоимость медицинского обслуживания, а потом уже заниматься его распространением. Многие ждут решения проблемы на федеральном уровне, считая, что самостоятельно штаты многого достичь все равно не смогут.[/FONT]
[FONT="]Обама против Маккейна[/FONT]
[FONT="]Реформа здравоохранения присутствует в программах обоих кандидатов, хотя Барак Обама пока уделяет ей больше внимания. Это вполне объяснимо: лишь 11% республиканцев считают этот вопрос ключевым для выбора президента по сравнению с 27% демократов и 19% независимых. Но в любом случае в ближайшие месяцы эта тема должна стать одной из основных в предвыборных дебатах. По данным опросов Kaiser Family Foundation, почти 90% американцев считают, что нынешняя система здравоохранения нуждается в фундаментальных изменениях либо вообще ее надо ликвидировать и построить новую.[/FONT]
[FONT="]Ни Джон Маккейн, ни Барак Обама так далеко в своих предложениях не заходят, но разница в их подходах огромна. Фактически американцы выбирают между двумя разными концепциями медицинского обслуживания.[/FONT]
[FONT="]Ключевым элементом предложения республиканцев становятся индивидуальные налоговые льготы, которые каждый американец сможет использовать для покупки страхового полиса. А может и не использовать. «Наши опросы показывают, что, если у человека есть выбор, он скорее потратит деньги не на страховку, а на что-то другое», — утверждает Нэнси Турнбул. При этом Маккейн категорически против любого принуждения, и это касается не только индивидуального мандата, но и требования о предоставлении страховки работодателями.[/FONT]
[FONT="]«Предложение Маккейна может разрушить традиционную американскую систему, при которой большинство американцев получали страховку от работодателей, но непонятно, что будет построено взамен», — говорит исполнительный директор Family of the USA Рон Поллак. Эта система, кстати, итак уже дышит на ладан. С 2000 года доля американцев, получающих страховку на работе, уменьшилась с 67 до 60%. Маккейн резко выступает как против любого государственного регулирования на рынке медицинского страхования, так и против существенного увеличения государственного финансирования этих расходов. При этом республиканцы, впрочем, как и демократы, предлагают разрешить импорт в США более дешевых лекарств из других стран, что в теории должно снизить стоимость медицинского обслуживания.[/FONT]
[FONT="]План Обамы предусматривает большее участие государства. Он предлагает ввести обязательное медицинское страхование для детей и обязать средние и крупные компании либо оплачивать медицинскую страховку своим сотрудникам, либо переводить деньги в специальный фонд, из которого будут финансироваться социальные программы. Ежегодную стоимость реформы сам Обама оценивает в 65 млрд долларов, для этого планируется повысить налоги на богатых американцев.[/FONT]
[FONT="]Никто не знает, какие факторы станут решающими для американцев на выборах в ноябре этого года, но решение проблем здравоохранения жители США предпочли бы предоставить демократам. По данным последнего общенационального опроса Kaiser Foundation, им доверяют в этом вопросе 51%. Республиканцам — лишь 15%.[/FONT]
[FONT="]Очевидно, что сегодня американское общественное мнение выступает за усиление роли государства в этом вопросе: за расширение применения медицинской страховки выступает 30% опрошенных, в то время как над сокращением государственных расходов на эти нужды предлагают задуматься всего 9% респондентов.[/FONT]
[FONT="]В последний раз попытка серьезной реформы системы здравоохранения в США была предпринята в 1994 году, но тогда план Клинтона был отвергнут даже демократами. Он был слишком бюрократизирован и неподъемно дорог. Кроме того, в 90−х Америка находилась в начале периода беспрецедентного экономического роста, казалось, что американцы смогут справиться со своими проблемами без помощи властей. Сегодня ситуация кардинально изменилась. В трудные времена средний американец хочет чувствовать рядом с собой вместе с невидимой рукой рынка еще одну — руку государства. Особенно когда речь идет о самом ценном, что у него есть, - о здоровье.[/FONT]