С моей "психоаналитической точки зрения" скорее он подсознательно ставит чернильную кляксу в тетрадку, которую будет проверять учительница. Ведь
идея европейского образования зашла в тупик. И не потому, что школа «плохо учит», а потому, что цена за «хорошее обучение» непомерно велика. И прежде всего – цена социально-психологическая. Оборотной стороной «хорошего образования», вбитого в учеников методами педагогического насилия, оказывается повышенный уровень базовой неуверенности в себе в сочетании с невротической агрессией. Лидеры учебного процесса расплачиваются за свое «хорошее образование» множеством психологических комплексов, подавленных и вытесненных страхов и вечной гонкой за подтверждением своего лидерства. Ну а те, кто проиграл и испытал по этому поводу жестокую обиду и разочарование, всю оставшуюся жизнь отрабатывают этот психологический груз в различных формах агрессии и самоутверждения. Самые страшные события ХХ века – две чудовищные мировые войны, кровавые события русской революции, практика расового геноцида в нацистской Германии и социального геноцида в сталинской России или полпотовской Камбодже – невозможно понять вне образовательного контекста: все это безумие творилось людьми безусловно «учеными». И сверхамбициозные проекты по переустройству мира возникали в известной степени в ответ на те образовательно-психологические травмы, которые несли в себе эти люди. Впрочем, речь не только о лидерах мировых держав, жертвовавших миллионами людей во имя удовлетворения своих амбиций. Факт, доподлинно установленный психологическими исследованиями в ХХ веке, заключается в том, что практически все образованные люди, которые прошли традиционную школу образовательного насилия и манипуляции, нуждаются в психотерапевтической помощи и коррекции, несут в себе повышенный потенциал агрессивности и деструкции. О том, насколько серьезна эта проблема, говорит распространенность возникших в ХХ веке различного рода психотерапевтических практик – в строгом пропорциональном соответствии с массовым характером среднего школьного образования.