Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 27.06.2005 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Ранее действовавший Закон РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не ставил право на досрочное назначение пенсии (устанавливались пенсии за выслугу лет) медицинским работникам в зависимость от того, в каком учреждении они работали.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста. При этом, не изменив требования к продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, закон ограничил круг лиц, имеющих такое право, установив для его приобретения осуществление данной деятельности только в государственных или муниципальных учреждениях.
Ввиду явного нарушения установленного Конституцией РФ равенства положения граждан, относящихся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, Постановлением Конституционного суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П подпункт 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» был признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение не позволяет засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством.
Отсюда следует, что периоды работы граждан, занимавшихся деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными, должны засчитываться в стаж профессиональной деятельности, определённой в подпункте 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до установления надлежащего правового регулирования досрочного назначения пенсий по старости для этой категории граждан.
Таким образом, отказ работников Пенсионного фонда засчитывать льготный медицинский стаж работникам частного медицинского центра нарушает конституционные права обратившихся за назначением пенсии граждан и является незаконным.