ПИРОГОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВРАЧЕЙ РОССИИ

Активность
194
18:59 17.06.2011
«У нас нет государственной политики по охране здоровья»

11_znam_240.jpg

Елена Колебакина

Эксперт прокомментировал проект закона «Об охране здоровья граждан РФ»
16 июня в Москве состоялось заседание круглого стола на тему «Реформирование системы здравоохранения в Российской Федерации». Организатором мероприятия выступила фракции КПРФ в Госдуме. В заседании приняли участие Общество фармаэкономических исследований, Общество доказательной медицины, Пироговского движения врачей, Союза пациентских организаций и др., сообщает АМИ-ТАСС. Не остался без внимания и принятый 31 мая в первом чтении жизненно важный для любого гражданина страны законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который должен прийти на смену действующему ныне закону 18-летней давности.
Между тем эксперты уже давно сошлись во мнении, что в том виде, какой законопроект имеет сейчас, он не просто не исправит ситуацию в отечественном здравоохранении, но и похоронит его заживо. К гадалке не ходи, вполне предсказуемо и ожидаемо, каковы будут последствия этого «сырого» закона — социальный взрыв. Не меньше! Специалисты уверены, что без изменения концепции предлагаемого документа дело не поправить, т. к. документ содержит огромное количество принципиальных ошибок, которые «косметическими» исправлениями не устранить.
Депутаты от фракции КПРФ давно предлагали вынести этот серьезный законопроект на всенародное обсуждение, отложить его принятие на несколько месяцев, однако документ по-прежнему варится в своем соку, а его авторы, кажется, даже не думают прислушаться к сторонним мнениям.
Еще при обсуждении закона в Общественной палате к нему высказывались резкие замечания, не раз повторялось, что он не решит глобальных проблем здравоохранения в России, не улучшит отечественную медицину, а лишь усугубит и без того катастрофическую ситуацию. Исполком Пироговского движения врачей призвал отозвать законопроект и отправить на доработку, однако это не произошло.
Еще 19 мая президент Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Александру Жукову представить аргументы целесообразности экстренного принятия закона. Видимо, эти аргументы действительно оказались основательными, коли уже 31 мая документ был одобрен в первом чтении. Однако депутаты от «Единой России» (видимо, честно и ответственно выполнявшие партийное задание) отклонили предложение представителя КПРФ Сергея Рошульского, который хотел вынести закон на 60-дневное общественное обсуждение. Уже сейчас известны сроки дальнейшей работы над документом: 2 июля пройдет второе чтение, а 8 июля (будьте уверены!) закон примут в третьем чтении, чем забьют последний гвоздь в гроб нашего здравоохранения. Деградация этой сферы неизбежно приведет к еще большему демографическому кризису. Так вот она какая, забота наших властей о своих гражданах?
Хотя что тут удивляться: те, которые продвигают этот странный закон, наверняка при малейшем недомогании пойдут... нет, не в ближайшую поликлинику за талончиком! Они, без сомнения, поедут лечиться в лучшие зарубежные клиники. А вы, уважаемые граждане России, все еще надеетесь на бесплатную медицинскую помощь? И зря. Может, в экстренном случае к вам приедет скорая медицинская помощь, однако и она может оказаться нескорой (вспомним случаи, когда в некоторых населенных пунктах этой самой скорой помощи не существовало в природе).
А так максимум, на который отныне можно будет рассчитывать (и даже требовать!), так это осмотр участковым врачом, измерение температуры, назначение анальгина (аспирина, антибиотиков и подобных таблеток) плюс, пожалуй, возьмут кровь из пальца. А за остальные достижения медицины, будь то УЗИ, рентген, томография и прочие блага — вынь да положи свои честно заработанные деньги! Ах денег нет? Тогда в очередь, в очередь! А уж дождетесь ли вы своей очереди — это уже никого не волнует. Возможно, вас занесут если не в Красную книгу, то гарантированно в статистику смертности в России. Поэтому все потуги чиновников исправить и без того сложную демографическую ситуацию, которая непосредственно связана с состоянием здравоохранения, обречены на провал.
Цирк, да и только! Почему-то в России проблемы в любой сфере, будь то образование, здравоохранение или культура, неизменно перетекают в политическую плоскость. Так и сейчас: волшебное слово «выборы» подстегивает определенных лиц к изображению кипучей деятельности, у которой должен быть конкретный результат, а именно — закон. Но каким он окажется, будет видно лишь после претворения его в жизнь. Однако жизненность таких документов вызывает даже не сомнение, а горькую усмешку.
Член Комитета Госдумы по охране здоровья, депутат от фракции КПРФ Олег куликов прокомментировал KM.RU больной вопрос здравоохранения.
— Этот закон только ухудшает положение нашего народа. Здоровье плохое, кризисное, а закон даже не устраняет те недостатки, которые являются критическими. Я считаю, что спешка с принятием закона имеет политические причины. Возможно, «Единая Россия» сомневается, что в следующей Думе она сможет что-то такое принять. Глубинная цель этого закона — существенно расширить платность услуг, она везде прослеживается. Типа – вот программа государственных гарантий, а все остальное, что туда не входит, будет платное. Все, что нужно народу, в эти гарантии не входит.
Кроме того, программа государственных гарантий не подкрепляется финансированием, т. е. гарантии обеспечены только на 50%. Нет государственного финансирования на повышение зарплаты медработникам, которая уже три года не индексируется. Если брать одну ставку медработника, то это примерно 50% от средней зарплаты по экономике.
У нас катастрофическая ситуация в кадрах, а закон этого не рассматривает. 50% врачей — пенсионеры. У нас не хватает примерно 50% медсестер, и врач часто вынужден выполнять и эту работу. Низкий престиж, перегрузки, неотработанные формы повышения квалификации — отсюда у нас 25-30% диагнозов неправильные, ошибочные, а летальных исходов в результате этого более 10 тысяч. Выпускники медицинских вузов не идут на такую маленькую зарплату в государственное здравоохранение. Если это продлится, то через 5-8 лет у нас не будет врачей. Закон, опять же, и на это не отвечает.
У нас уже население платит 700 млрд рублей на лекарства, медицинские изделия и платную медпомощь. У нас стоматология на 90% платная. Если наркологию брать, она тоже практически платная: посмотрите, сколько объявлений, где выводят из запоя и лечат от наркомании. За последние 15 лет в наркологии в 20 раз увеличилась заболеваемость и в 3 раза сократились койки. То есть тоже на 90% отдано в частные руки, а там не заинтересованы, чтобы количество больных снижалось. Лабораторные исследования, рентген, томография тоже на 50% платные. У нас структура медицины ущербна.
Нам не хватает, чтобы действительно покрыть пакет государственных гарантий 100-процентным финансированием, еще около 1,5 млрд рублей, а источников для этого нет. Поэтому мы говорим, что состояние здоровья нации кризисное, а закон не антикризисный. Такой закон не улучшает, а только вводит в заблуждение общественное мнение, что какие-то действия предпринимаются. Это декларативный закон, нет ответственных за здоровье граждан. Государство перекладывает ответственность за здоровье на регионы, муниципалитеты, медучреждения и самих граждан. Это закон не об охране здоровья, он даже не соответствует своему названию. В лучшем случае это закон о медицинской помощи.

Предыдущий закон хотя и устарел, но в какой-то форме еще может развиваться. А этот закон «Об охране здоровья граждан в РФ», если мы его примем, будет такой застылой формой, в которой надо еще работать, а в ней работать нельзя. Это закон больше, чем закон о полиции, затрагивает интересы граждан, он всех граждан нашей страны затрагивает, потому что здоровье нужно всем. Закон создается кулуарно в Минздравсоцразвития, а потом быстро-быстро продавливается через Госдуму.
Этот закон ведомственный, отраслевой, а вообще охрана здоровья — это общегосударственная задача. Должна быть концепция государственной политики по охране здоровья, а ее нет. Концепция должна определять стратегические направления развития отраслевого законодательства. Только после концепции должно быть разработано отраслевое законодательство, а этого нет, т. е. телега поставлена впереди лошади.
 
17 июня 2011 года, 19:32

Леонид Рошаль на заседании координационного совета Общероссийского народного фронта. Фото с сайта организации narodfront.ru

Ушел на фронт


Дискуссия вокруг законопроекта Минздравсоцразвития "Об охране здоровья граждан в РФ" вышла на новый уровень. Пока критики законотворческих инициатив ведомства Татьяны Голиковой взывают к общественному мнению на круглых столах, организованных думской фракцией КПРФ, глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль присоединился к Народному фронту Путина, заручившись несколько расплывчатым обещанием премьера не торопиться с утверждением нового закона.

Законопроект Минздрава, призванный заложить новые основы отечественного здравоохранения, был принят в первом чтении Госдумой 31 мая. До этого официальное общественное обсуждение законопроекта проводилось на сайте Минздравсоцразвития, в Общественной палате, потом – еще раз на сайте Минздрава и на новом думском ресурсе blogoduma.ru, а также снова в Общественной палате. Кроме того, по личному распоряжению Владимира Путина к работе над законопроектом в Государственной Думе было решено допустить представителей медицинской общественности.

Однако всего этого оказалось недостаточно. Критики Минздрава, группирующиеся вокруг Пироговского движения врачей, не отказались от требования отозвать законопроект из Государственной Думы. Что касается открытого для общественности обсуждения документа в Думе и на других официальных площадках, то, по мнению недовольных, их претензии так и не были услышаны думским большинством: принимаемые поправки носят косметический характер, принципиальные же возражения не учитываются. Впрочем, в точно таком же режиме и без какого-либо внимания к стенаниям несогласных происходило утверждение двух предыдущих законопроектов Минздравсоцразвития – "Об обращении лекарственных средств" и "Обязательном медицинском страховании в РФ".

В гостях у Зюганова

У Минздрава нет никаких причин прислушиваться к критике, когда любое решение Думы зависит от единственной партии, неформальным лидером которой является премьер-министр. Однако в обстановке надвигающихся выборов у недовольных возникают дополнительные возможности заявить о себе под эгидой совершенно бесполезной в другое время парламентской оппозиции.

16 июня в Думе прошел круглый стол по проблемам здравоохранения, организованный фракцией КПРФ. В мероприятии, проходившем под председательством Геннадия Зюганова, приняли участие почти все организации, ранее отметившиеся в полемике с Минздравом: Пироговское движение врачей, Общество специалистов доказательной медицины, Формулярный комитет РАМН, общества по защите прав пациентов с редкими и онкологическими заболеваниями. Удивительно, но факт: отстаивать позицию Минздравсоцразвития в абсолютно враждебной аудитории согласилась заместитель министра здравоохранения Вероника Скворцова.

Впрочем, ничего принципиально нового Скворцова участникам обсуждения не сообщила, ограничившись перечислением основных новаций законопроекта, а также обещанием принять к сведению ряд не очень существенных поправок. Например – отшлифовать понятийный аппарат, доработать статью, касающуюся приоритета профилактических мероприятий в здравоохранении, добавить положение об ответственности органов исполнительной власти за сохранение здоровья населения, которое отсутствует в первоначальной версии закона (разработчикам казалось, что социальная ответственность государства с очевидностью следует из контекста документа, пояснила замминистра).

Модернизировать нечего

Желающих обсуждать поправки на круглом столе не нашлось. По словам заместителя председателя Формулярного комитета РАМН Павла Воробьева, рассматривать документ в деталях бессмысленно: его концепция не ясна, но, во всяком случае, она мало связана с реальным положением дел в отечественном здравоохранении. "В изложении Минздрава все звучит очень гладко, но мы должны помнить, что инфраструктура либо отсутствует, либо изношена на 60, 70, 80 процентов. Многие больницы расположены, простите, в конюшнях, в бараках, в жилых домах. Какая модернизация, о чем мы говорим?.. Эти здания должны быть уничтожены и на месте них должны быть возведены новые!" - считает Воробьев.

Одно из важнейших положений нового законопроекта - введение обязательных к исполнению порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Однако для значительной части региональных медучреждений эти новые требования могут оказаться невыполнимыми. По словам главврача из Ульяновской области Алексея Куринного, в своем регионе он знает только одно медучреждение, способное соответствовать новым стандартам – областную больницу, которой он руководит.

В связи с нищенскими зарплатами продолжается бегство врачей из специальности, говорит Воробьев. Более половины, а по менее оптимистичным оценкам - до 80 процентов выпускников медвузов не идут в медицину. Особенно тяжелая ситуация – в сельской местности и труднодоступных районах. "Даже многократные повышения зарплаты и раздача квартир ничего не решают, люди не хотят и не будут там жить", - предупреждает он. Свой вклад в процесс вымывания кадров из провинции вносят федеральные медицинские центры, строящиеся в рамках нацпроекта "Здоровье" и переманивающие врачей более достойными зарплатами. "Есть случаи, когда из муниципальных больниц в полном составе увольнялись анестезиологи", - утверждает Воробьев. Таким образом, равная доступность медицинской помощи населению России, декларируемая новым законом, остается пустыми словами.

По мнению Воробьева, исправить такое положение отчасти могло бы внедрение полноценной службы парамедиков, играющей большую роль в большинстве развитых стран. В ряде случаев их функции могут и должны выполнять служащие силовых ведомств – например, полиция. Однако в новом законе об этом ничего не говорится.

Согласно материалам, распространенным на круглом столе, в настоящее время в системе здравоохранения не хватает 60 тысяч специалистов. Коэффициент совместительства в медучреждениях составляет в среднем 1,4 – 1,6, соотношение врачей и медсестер – 1:2 (вдвое хуже, чем в развитых странах). 90 процентов врачей жалуются на постоянное переутомление, отсутствие времени на переобучение и повышение квалификации, отсюда – огромное количество врачебных ошибок, отмечает депутат-коммунист Олег Куликов

Новый закон мало что меняет в положении медработников. По словам председателя ЦК профсоюза работников здравоохранения Михаила Кузьменко, в документе ничего не говорится о нормах оплаты труда врачей, среднего и младшего медицинского персонала. А из социальных гарантий упоминается лишь "право на труд и отдых". Между тем, зарплаты медиков в России не индексировались в течение трех последних лет, и в настоящее время находятся где-то на уровне официального прожиточного минимума. Не говоря уже о медсестрах и младшем медперсонале.

Вполне закономерно, что в условиях хронического многолетнего недофинансирования системообразующим компонентом российского здравоохранения стала коррупция. "Система взяток канализирована снизу доверху, и если эти каналы закрыть, то система рухнет, поскольку поток взяток – единственный реальный поток денег в стране", - предупреждает Воробьев. Но проблема создания антикоррупционной среды также не рассматривается в законопроекте.

Не предусмотрены документом и минимальные размеры государственных затрат на здравоохранение. По мнению многих участников обсуждения, их необходимо законодательно закрепить на уровне хотя бы 6 процентов ВВП.

Наконец, еще одна принципиальная претензия к законопроекту - это отсутствие в нем гарантий бесплатного лекарственного обеспечения жителей РФ. Да, в документе есть глава, посвященная "7 нозологиям", которая фиксирует эту федеральную программу в неизменном виде. Однако потребности россиян, нуждающихся в дорогостоящих лекарствах, этой программой не покрываются. Например, по подсчетам сопредседателя общественной организации "Равное право на жизнь", пациенты с онкогематологическими заболеваниями, включенные в "7 нозологий", составляют лишь около 3,5 процентов от общего числа российских онкобольных. Тем, кто в программу не попал, приходится рассчитывать на милость региональных чиновников, которые, впрочем, не склонны тратить деньги на "дорогостоящих" пациентов, либо на помощь благотворителей.

В гостях у Путина

На круглом столе в Государственной Думе не было представителей Национальной медицинской палаты. Это казалось странным, тем более, что лидер НМП Леонид Рошаль ранее признал бесперспективными попытки доработать законопроект Минздрава в рамках парламентской процедуры. Однако, как выяснилось позже, Рошаль был занят на более важном мероприятии: принимал участие в заседании координационного совета Народного фронта Владимира Путина.

Итогом этого совещания стали две важные для медицинского сообщества новости: вступление Национальной медицинской палаты в Народный фронт, а также заявление Путина о том, что "нет никакой необходимости гнать с приемкой" закона о здравоохранении, так что торопиться с его утверждением в Государственной Думе не будут. Что именно значат эти слова, сказанные в разговоре с Рошалем, понять сложно. Стоит отметить лишь, что ранее эксперты НМП высказывали те же претензии к законопроекту, что и участники круглого стола, собранного под эгидой КПРФ.

Например, в Палате также ждут от нового законопроекта гарантий достойной оплаты труда медработников, реального, а не декларативного включения медицинского сообщества в управление отраслью, нормализации ситуации с лекарственным обеспечением населения (в том числе путем введения системы всеобщего лекарственного страхования), наконец - законодательного закрепления минимального уровня расходов государства на здравоохранение.

"Неторопливая" работа над законопроектом, которую вроде бы пообещал Рошалю Путин, подразумевает выполнение хотя бы некоторых из этих требований. При этом во всех случаях речь идет о крайне затратных для государственного бюджета мероприятиях. С учетом российских традиций, вообразить себе такой рост расходов на здравоохранение непросто. Впрочем, чего только не случается в предвыборный год.

Михаил Алексеев
 
Назад
Сверху