Подлежит ли обязательному лицензированию деятельность, связанная с оборотом прекурсоров?

  • Автор темы Автор темы abyss
A

abyss

Подлежит ли обязательному лицензированию деятельность, связанная с оборотом прекурсоров?
 
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона РФ от 8.01.98 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 09.05.2005 г.) «Юридические лица могут приобретать и использовать в собственном производстве прекурсоры, внесенные в Список IV, при наличии лицензии на указанный вид деятельности в количествах, которые не превышают производственных нужд».
Необходимо отметить, что указанный Закон принят в январе 1998 года, т.е. в тот период, когда в российском законодательстве еще не существовало единого нормативно-правового акта, регламентирующего порядок осуществления деятельности, требующей обязательного лицензирования. В сентябре того же года был принят Федеральный закон РФ от 25.09.98 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому обязательному лицензированию подлежала только деятельность, связанная с оборотом веществ Списков II и III, утвержденных Постановлением N 681, а также деятельность по ввозу и вывозу, в том числе, и прекурсоров. Однако согласно пунктам 2 и 3 статьи 19 этого Закона требование об обязательном лицензировании деятельности, установленное другими Федеральными законами, вступившими в силу до принятия Закона N 158-ФЗ, сохраняло свою силу. Таким образом, требование о лицензировании деятельности, связанной с оборот прекурсоров, сохраняло свою силу в период действия Закона N 158-ФЗ.
В феврале 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон РФ от 8.08.2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому лицензирование видов деятельности, не указанных в пункте 1 статьи 17 этого Закона, прекращается со дня его вступления в силу (п. 2 ст. 18), а Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей Закону N 128-ФЗ.
Из изложенного однозначно следует, что требование статьи 30 Федерального закона РФ N 3-ФЗ о необходимости лицензирования деятельности по обороту прекурсоров (за исключением деятельности по ввозу и вывозу прекурсоров на территорию РФ) утратило силу, начиная с 11.02.2002 г. (Закон N 128-ФЗ вступил в силу через 6 месяцев после опубликования).
Таким образом, в настоящее время деятельность, связанная с оборотом прекурсоров, лицензированию не подлежит за исключением внешнеэкономической деятельности с такими веществами, которая под действие Закона N 128-ФЗ не подпадает согласно пункту 2 статьи 1 этого Закона.
Заметим, что Председателем Постоянного комитета по контролю наркотиков Бабаяном Э.А. в частном ответе в информационном сборнике «Новые лекарственные препараты», выпуск N 1 за 2005 г., высказано несколько иное мнение. Без проведения анализа законодательства Бабаян Э.А. просто цитирует статью 30 Закона N 3-ФЗ, а также сообщает, что «в настоящее время вопрос о выдаче лицензий на право осуществления деятельности, связанной с прекурсорами, рассматривается в рамках поручения Правительства РФ, которое определит, какой федеральный орган получит эти полномочия, и в том числе на оборот веществ Таблиц I и II Конвенции 1988 г. (прекурсоров) внутри страны».
Следует отметить, что Бабаян Э.А. не является специалистом по законодательству и его аргументы вряд ли будут поддержаны судом, однако для правоохранительных органов, в частности, для органов Госнаркоконтроля, высказанное им мнение может иметь определенное значение. В этой связи особо подчеркнем, что приведенное выше высказывание Председателя ПККН не является официальным, а также не содержит четкого указания на то, что деятельность с прекурсорами в настоящее время требует обязательного лицензирования. Кроме того, Бабаян Э.А. преднамеренно или по незнанию приводит в своем ответе ряд неверных утверждений, на которые следует обратить внимание правоохранительных органов, если они будут ссылаться на этот ответ Председателя ПККН. Так, в ответе косвенно утверждается, что толуол входит в Таблицу 2 Международной конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.88 г., а это не соответствует действительности. Кроме того, Бабаян Э.А. утверждает, что государства – участники Конвенции обязаны выполнять требования пункта 8 статьи 12 этой Конвенции, а именно:
1) осуществлять контроль над всеми лицами и предприятиями, изготавливающими и распространяющими такие вещества;
2) контролировать при помощи лицензий предприятия и помещения, в которых такое изготовление или распространение может иметь место;
3) требовать от лицензиатов получения разрешения на осуществление вышеупомянутых операций.
При этом Бабаян Э.А., указывая на доминанту международного права, фактически косвенно подводит к выводу о том, что поскольку обязанность лицензирования деятельности с прекурсорами не предусмотрена в нашем законодательстве, но установлена международной конвенцией, то сомнений в необходимости лицензирования такой деятельности вроде бы и не возникает. Однако Председатель ПККН и на этот раз, скорее всего, намеренно, искажает текст Конвенции. Ниже приводим текст этого пункта Конвенции полностью без купюр:
«8. a) Без ущерба для общего характера положений пункта 1 настоящей статьи и для положений Конвенции 1961 года, этой Конвенции с поправками и Конвенции 1971 года Стороны осуществляют такие меры, КОТОРЫЕ ОНИ СЧИТАЮТ НЕОБХОДИМЫМИ, для контроля над изготовлением и распространением веществ, включенных в Таблицу I и Таблицу II настоящей Конвенции;
b) с этой целью Стороны МОГУТ:
i) осуществлять контроль над всеми лицами и предприятиями,
изготавливающими и распространяющими такие вещества или
участвующими в таком изготовлении и распространении;
ii) контролировать при помощи лицензий предприятия и
помещения, в которых такое изготовление или распространение
может иметь место;
iii) требовать от лицензиатов получения разрешения на
осуществление вышеупомянутых операций;
iv) не допускать сосредоточения в распоряжении
изготовителей и распространителей таких количеств этих
веществ, которые превышают количества, необходимые для их
нормальной деятельности, с учетом существующей конъюнктуры
рынка».
Таким образом, видно, что и международная конвенция оставляет конкретную реализацию контроля за прекурсорами на усмотрение стран-участников Конвенции, а не вменяет им в обязанность устанавливать жесткий контроль над деятельностью с прекурсорами путем введения разрешительных (лицензионных) процедур. Следовательно, можно сделать однозначный вывод о том, что ни российским, ни международным правом обязательность лицензирования деятельности с прекурсорами в настоящее время не установлена.
В заключение заметим, что при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, необходимо руководствоваться остальными положениями статьи 30 Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", не противоречащими Закону "О лицензировании отдельных видов деятельности".
 
Назад
Сверху