СтароВеры и СтароОбрядцы

nedug98534

🟢
Активность
8
Кто такие староверы и старообрядцы? Староверы это православные славяне, т.е. правь славят, исповедуют старую Веру наших предков, а кто такие старообрядцы?
 
Очень люблю вот эти два стихотворения. Выкладывайте тут стихи, которые нравятся вам.

Старовер

Мне снится - Всевышний стоит надомной.
И молвит качая седой головой -
"Так много ты в жизни грехов сотворил.
Не уж то желаешь,чтоб я все простил?"

Я грешник от роду - и то признаю -
Купаться в смоле мне кипящей в аду.
Для всех Бог един - только я старовер,
И предкам моим ты закрыл в церковь дверь.

Попытку крещенья мне волк перебил -
Степную дорогу он стаей закрыл.
Спасло меня бегство - от кары твоей,
Да кучер лихой,что загнал лошадей.

Я стар уже стал - но всё так же грешу,
И милости Господа я не прошу.
Он так далеко - и приходит лишь в снах:
Седой,с бородой,и с кадилом в руках.

Так тускло свеча восковая горит,
И гарью своею мне душу мутит.
Здесь деньги царят и сплошной здесь обман,
И поп - прывилебный несёт всем дурман.

(с)

Я-старовер!

У дерева сломалась ветка.
На ветке-спелые плоды;
И,здесь,извечная рулетка
Вменяет правила игры.

Понятно:ветку-не спасти;
Запеленаем,что родила.
Вот,так и в жизни:что-нести,
Судьба давно распределила.

Ну,что мы пыжимся,влачя
Своё эрзац-существованье,
Про смысл жизненный мычя,
Вломившись в клеть исповеданья?

Забили головы людей
Своею верою евреи,
Сбирая данность без плетей,
Прикрывшись маской-"Иудеи!"

Ну,почему:народ так глуп,
Наивен,в толчее без дела?
Иль,может,от рожденья-туп,
Псаломы славя Беспредела?

Мне повезло:я-старовер,
Исконной Нашей Русской Веры,
Что перед вами,не в пример,
Скрывающей свой лик,Химеры!

(с)
 
Аввакум Петров - афоризмы, цитаты, высказывания и изречения

В каких это правилах написано, чтобы царю церковью владеть и догматы изменять? Ему подобает лишь оберегать ее от волков, ее губящих, а не толковать и не учить, как веру держать и как персты слагать. Это не царево дело, а православных архиреев да истинных пастырей, которые души свои готовы положить за стадо Христово, а не тех пастырей слушать, которые готовы и так и сяк на одном часу перевернуться, ибо они волки, а не пастыри, душегубы, а не спасители: своими руками готовы пролить кровь неповинных и исповедников православной веры бросить в огонь. Хороши законоучители! Они такие же, как земские ярышники, — что им велят, то они и творят.
....

Муж жене и жена мужу воздают должную любовь, и пьют чистую воду из своего источника, и не ходят к чужим колодцам, но пьют свою воду. Просто говорю: друг от друга не соблудите и не желайте чужой красоты. В каждом колодце вода одинакова и ничем не отличается от другой. Так и совокупление мужа и жены, только красота чужая способ-ница греху, а сладость смешения — одна.
 
Я,к примеру знаю, что по настоянию московского патриарха Иоакима царевна Софья в 1685 г. издала против старообрядцев 12 грозных статей.
 
Протопоп Аввакум был человеком огромной силы духа, которая в полной мере проявилась во время гонений на него.
14 лет просидел Аввакум на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. О том времени написано много, но вот интересно, сколько людей погибло за Стaрую Веру Христянскую? Мне интересно РПЦ МП занимается этим вопросом? Ведь когда то и А.Солженицын об этом писал: "Наше безумное-бесовское!-гонение старообрядцев.....Что преступление было -оспорить никто уже не найдется.......В перспективе столетий .....все более будет расти тень того великого церковного преступления, с которого началась гибель России.
И вот эта гибель-борьба до сих пор продолжается- "Несмотря на то что Владимир Путин подписал осенью четыре указа о повышении зарплат высокопоставленным чиновникам, в правительстве, по информации «Известий», остались недовольные своим финансовым положением." Читайте далее: http://izvestia.ru/news/560242#ixzz3V7MBFBNS
У современных чиновников дух не тот что был у протопопа Аввакума! Современникам плевать на своих обедневших соплеменников, но если те бьются за карман, чтобы сбегать в аптеку, то обнищавший соплеменник будет пользоваться безплатной Божией аптекой!
 
Добавлю к этому: "Хотя доктрина старой веры не отличается от доктрины православного христианства, а различия в обрядах кажутся малосущественными, вековые преследования придали общинам староверов особый характер. Старообрядцы явно меньше пьют, меньше курят, больше молятся и больше работают, чем средние россияне. Воспитанию в них привычки к упорному труду, видимо, сильно поспособствовала обязанность платить лишние налоги.
В результате староверы оказали заметное влияние на деловую и культурную жизнь России. Некоторые старообрядцы стали удачливыми купцами (семьи староверов Морозовых и Солдатенковых хорошо известны большинству россиян). Другие стали промышленниками, как, например, Кузнецовы, «фарфоровые короли» России. Староверы занимались филантропической деятельностью и покровительствами развитию культуры. Их влияние на российский бизнес сохраняется до сих пор: так, один из богатейших бизнесменов страны Владимир Потанин происходит из рода староверов." В прошлом в каждой деревне была своя часовня. Итак вопрос: найдется ли человек который изменит этот воздух, которым мы дышим? И будет ли призыв жить не по лжи, как писал Солженицин...И добавлю стих.
Староверы-кержаки

Староверы, староверы!
Мать - Сибирь укрыла вас!
Ради ВЕРЫ, ради ВЕРЫ,
Ради счастья милых глаз.

Не боясь суровоё жизни,
Вы бежали от Царя,
Не поддавшись укоризне
Били зверя, жизнь храня.

На медведя вы ходили,
Взяв рогатину одну...
Мясом тем детей кормили,
Жизнь грозила вам: "Согну!"

Только знаю - не согнула,
Если много уж веков
В городских домах, аулах,
Помнят русских кержаков...

Кержаки и на Алтае,
В Белокурихе живут.
Знают люди в этом крае:
Веру те свою блюдут!

Если я в Сибирь приеду,
В Белокуриху свою,
В лог Татарский, там к обеду
Кержакам я подарю:

Подарю стихи, в них вера,
Что не зря пришёл сюда
Старовер. Подобно зверю
Вон ушла от нас беда!
Александр Евгеньевич Гаврюшкин
 
Соловецкий монастырь

Порывом ветра тьмы кромешной
Задуло свечи алтаря
И над землёй, землёю грешной
Восстала алая заря.

Престол сместили иноверцы
И жизни стали во главе...
Кто без царя в душе и в сердце,
Тот без царя и в голове.

Христу, распятому сурово,
Отсекли руци до плеча;
Для созиданья жизни новой
Топор сгодился палача.

Руби кресты родной отчизны,
Стирай истории плевки! —
Так буревестник новой жизни
Отхаркался на Соловки.

Сам сатана вождям порука.
В плену сомнительных идей
Нужна особая наука,
Как нелюдь делать из людей.

Во исправленье божьей твари
Под колокольный перезвон
Особый учрежден спецлагерь
С названьем сокращенным "Слон".

На всё издержки минимальны:
Хоть крыша выдалась худа,
Не надо путанки повальной —
Вокруг лишь стены и вода.

Сменился быт религиозный
На строгий лагерный уют
И лишь распятья, как занозы,
Уснуть начальству не дают.

— Последнему врагу народа
Пока не выпустили кровь
Какая может быть свобода
Исповеданья и любовь?

Из центра прибыла депеша:
Богослужителей — к суду,
Всех расстрелять, кресты сбить к лешим
И водрузить свою звезду!
 
затем пошла другая жизнь, другой чел.ген. и т.д.
другие "мыслители", "богословы" и т.д.
 
я знаю такой стих, вот нашла -долго искала, но нашла)

Соловки
Распрекрасен Соловецкий остров,
Лебединая тишина…
Звенигород, великий Ростов
Баюкает голубизна,
А тебе, жемчужине Поморья,
Крылья чаек навевают сны,
Езера твои и красноборья
Ясными улыбками полны…
Камень и горбатая колода
Золотою дышат нищетой,
По тебе лапотцами народа
Путь углажен к глубине морской…
Глубина ты, глубота морская,
Зыбка месяца, царя-кита,
По тебе скучает пестрядная
Птица, что зовется красота!..
Гей ты, птица, отзовись на песню —
Дерево из капель кровяных!
Глубже море, скалы всё отвесней,
Плачут гуси в сумерках седых…

Распрекрасный остров Соловецкий,
Лебединая Секир-гора,
Где церквушка, рубленная клецки, —
Облачному ангелу сестра.
Где учился я по кожаной Триоди
Дум прибою, слов колоколам,
Величавой северной природе
Трепетно моляся по ночам…
Где впервые пономарь Авива
Мне поведал хвойным шепотком,
Как лепечет травка, плачет ива
Над осенним розовым Христом.
И Феодора — строителя пустыни,
Как лесную речку помяну,
Он убит и в легкой <белой с>кр<ы>не
Поднят чайками в голубизну…
Помнят смирноглазые олени,
Как, доев морошку и кору,
К палачам своим отец Парфений
Из избушки вышел поутру.
Он рассечен саблями на части
И лесным пушистым глухарем
Улетел от бурь и от ненастий
С бирюзовой печью в новый дом…
Не забудут гуси-рыбогоны
Отрока Ивана на колу,
К дитятку слетелись все иконы,
Словно пчелы к сладкому дуплу:
«Одигитрия» покрыла платом,
«Утоли печали» смыла кровь…
Урожаем тучным и богатым
Нас покрыла песенная новь.
Триста старцев и семьсот собратий
Брошены зубастым валунам.
Преподобные Изосим и Савватий
С кацеями бродят по волнам…
В охровой крещатой ризе
Анзерский Елиазар
Кличет ласточек и утиц сизых
Боронить пустынюшку от кар:
«Ты, пустыня, мать-пустыня,
Высота и глубота!
На ключах — озерных стынях —
Нету лебедя-Христа!
Студены ручья коленца, —
Наше сердце студеней,
Богородица младенца
Возносила от полей:
«Вы, поля, останьтесь пусты,
Без кукушки дом лесной!»
Грядка белая капусты
Разрыдалася впервой:
«Утоли моя печали!» —
Плачет репа, брюква тож,
Пред тобой виновна вмале,
Как на плаху, никнет рожь!»
Богородица прижухла,
Оперлась на локоток:
«У тебя, беляны пухлой,
Есть ли Сыну уголок?»
— «Голубица, у белянки,
Лишь в стогах уснет трава,
Будет горенка с лежанкой
Для Христова Рождества!»
Николай Клюев.

Святой Елеазар Анзерский - учитель патриарха Никона, т.е. духовный отец.
 
Писатель Василий Розанов сказал о староверах так: "Это последние верующие на земле. Это самые непоколебимые, самые полные из верующих. Это явление страшное, это явление грозное, удивительное явление нашей истории".

Сбились мы. Что делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Пушкин

В книге «Этногенез и биосфера Земли» Гумилев высказал мысль, что в результате церковной реформы XVII века выделилась небольшая часть великороссов – старообрядцы, не принявшие этих реформ. Изначально старообрядцы не выделялись из общей массы русских, но уже при Петре I они составляли определенную изолированную группу населения.


Зададимся вопросом: какова природа трагедии, сущность трагичности жизни? Николай Бердяев отвечал на этот вопрос так:"Трагедия начинается там, где отрывается индивидуальная человеческая судьба от судьбы всего мира <…>"

Богословие Афанасия Великого пронизывает одна мысль: если Христос не Бог, то Бог не воплотился, значит обожение, соединение с Богом, спасение невозможно («Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» — суть богословия).


Наверное, Николаю I было не до стихов и не до Пушкина. Он не услышал призыв поэта быть не только неутомимым и твёрдым, как пращур, но и незлобным. Его царствование (1825–1855) стало самым неудачным за всю историю династии Романовых. Поэтому другой великий поэт, Тютчев, откликнулся на смерть Николая I такими стихами:

Не Богу ты служил и не России.
Служил лишь суете своей.
И все дела твои, и добрые и злые, –
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые.
Ты был не царь, а лицедей.
 
У Пушкина есть замечательное стихотворение — «Безверие». В нем отражены все терзания души без Бога:
Кто в мире усладит души его мученья?
Увы! он первого лишился утешенья!..
Взгляните — бродит он с увядшею душой,
Своей ужасною томимый пустотой,
То грусти слезы льет, то слезы сожаленья.
Напрасно ищет он унынью развлеченья;
Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет Божества, а сердце не находит...
Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит,
Там умножает лишь тоску души своей.
При пышном торжестве старинных алтарей,
При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,
Тревожится его безверия мученье;
Он Бога тайного нигде, нигде не зрит,
С померкшею душой святыне предстоит,
Холодный ко всему и чуждый к умиленью,
С досадой тихому внимает он моленью.
«Счастливцы! — мыслит он, —
почто не можно мне
Страстей бунтующих в смиренной тишине,
Забыв о разуме и немощном и строгом,
С одной лишь верою повергнуться
пред Богом!»
Напрасный сердца крик! нет, нет! не суждено
Ему блаженство знать! безверие одно,
По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
Влечет несчастного до хладных врат могилы.
И что зовет его в пустыне гробовой —
Кто ведает? но там лишь видит он покой.
 
Замечательные стихи!

Когда-нибудь,когда устанет зло
Насиловать тебя,едва живую
И на твоё иссохшее чело
Господь слезу уронет дождевую.
Ты выпрямишь свой перебитый стан,
Как прежде ощутишь себя Мессией
И расцветёшь на зависть всем врагам
Несчастная великая Россия.
Стихотворение Игоря Талькова.
 
«Бог с ними, этими питерскими литераторами, ругаются они, лгут друг на друга, но все-таки они люди, и очень недурные внутри себя люди, а потому так и развинчены. Об отношениях их к нам судить нечего, они совсем с нами разные, и мне кажется, что сидят гораздо мельче нашей крестьянской купницы. Мы ведь скифы, приявшие глазами Андрея Рублева Византию и писания Козьмы Индикоплова с поверием наших бабок, что земля на трех китах стоит, а они все романцы, брат, все западники, им нужна Америка, а нам в Жигулях песня да костер Стеньки Разина» (Письмо С.А.Есенина А.В.Ширяевцу от 24 июня 1917 года).
С. Есенин и многие другие поэты из среды старообрядцев.
 
Ты Богородицу чтишь и Ей молишься:
Богом славянским давно называешься.
Благодарю Тебя , Сын Человеческий...
В каждой молитве со мною встречаешься*.

Прим.* У староверов каждая Женщина- Богородица...
 
Строгих правил день великопостный,
День обычный, как земной поклон.
И выходит с золотою тростью
Весь седой епископ на амвон.

Пять старух на клиросе убогих,
юный чтец и старый пономарь.
Но горит молитвенно дорога
Царских врат сиянием, как встарь.

Староверы. Божье заступленье
ради ваших искренних молитв
пусть спасет страну от исступленья,
от грядущих сумеречных битв.

Правду веры в сердце сохранивши,
в глубине души неяркий храм,
и от мира мужественно скрывши
ниспосланье благодатных ран…

В день обычный, в день великопостный
мир уйдет в последний свой полон.
Встанет над землей Епископ грозный,
и совьется в свиток небосклон.

И, как прежде, только пять старушек,
юный чтец и старый пономарь
будут петь и кланяться в подручник,
в светлый путь и в памятную старь.
Автор: Павел
 
Назад
Сверху