А
Александрa
⚪
Игнат Кулагин | 16.02.2012, 13:03 |

[TR]
[TD][/TD]
[TD]
[/TR]
[/TABLE]
Есть ли грань между исследованием смертельных болезней и созданием оружия массового уничтожения?
В пятницу за закрытыми дверями в здании Всемирной организации здравоохранения будет дан ответ на очень сложный вопрос: где же предел исследований ученых.
Информационным поводом стала работа двух академических групп из Голландии и США. Они анализировали возможные мутации вируса птичьего гриппа H5N1 (он терроризировал нашу планету несколько лет назад). Эксперименты привели ученых к тому, что был создан де-факто новый штамм вируса, который, во-первых, может передаваться от человека к человеку, а во-вторых, он в разы смертоноснее. То есть в лабораториях была разработана болезнь, которая, будучи выпущенной на волю, может спровоцировать смертельную пандемию среди людей.
ООН выразила свою позицию, как только узнала об исследованиях: "ВОЗ сильно обеспокоена потенциальными негативными последствиями". Переживания были настолько сильны, что придание огласке результатов работ было временно запрещено, публикации в научных журналах задержаны, а в мире был объявлен 60-дневный мораторий на изучение высоко патогенного вируса H5N1.
Стоит ли публиковать результаты исследований и кто должен иметь к ним доступ?
Ученые, конечно, говорят о необходимости продолжения экспериментов и, естественно, раскрытия пока секретных данных. "Неважно, насколько вы будете сдерживать ученых от занятия добрым делом, плохие люди все равно могут сотворить зло", - заявил агентству Reuters эксперт по вирусологии Венди Барклай.
Сравнения с ящиком Пандоры более чем уместны. Хотя на его дне, конечно, лежала надежда.
Вопрос, очевидно, нуждается в детальном анализе, и не совсем понятно, каким образом чиновники от здравоохранения могут найти ответ в столь сжатые сроки.
В идеальном мире публикация подобных данных привела бы к тому, что ученые всего мира могли бы уже сегодня приступить к изготовлению вакцины от страшнейшей болезни.
Пока действует мораторий, но стоит ли его снимать? С одной стороны, это может стать опасным прецедентом, мол, цензура добралась до науки, с другой - не столь эффективным, как в ВОЗ хотели бы. Несколько независимых исследовательских групп открыто заявили, что они не аффилированы с ООН и потому эксперименты останавливать не собираются.