Ингеборга, опять Вы это... как бы помягче сказать... передергиваете.
Maytreya, любить можно вширь (разных мужчин понемногу, за какие-то отдельные, присущие каждому из них качества), а можно и вглубь (одного, а в нем весь мир). Ибо каждый челолвек заключает в себя весь мир и обладает всеми возможными качествами в той, или иной степени. И никогда нельзя узнать одного человека до конца, и можно открывать и любить в нем всегда что-то новое и разных людей, в нем заключенных. Вот и смотрите сами, в каком из двух случаев любовь будет ограничена, а в каком - бесконечна.
Та цитата, что в качестве аргумента была приведена Ингеборгой - о братской любви. А вот что пишет тот же "дедушка Фромм" о любви эротической:
" Эротическая любовь, как любовь, имеет одну предпосылку. Что я люблю
глубинной сутью моего существа - и воспринимаю в другом глубинную суть его
или ее существа. В сущности все человеческие существа одинаковы. Мы все
часть Единства, мы - единство, А раз так, то не должно быть никакой разницы,
кого любить. Любовь должна быть по существу актом воли, решимостью полностью
соединить жизнь с жизнью другого человека. На этом построено рациональное
обоснование идеи нерасторжимости брака, как и обоснование многих форм
традиционного брака, в котором два партнера никогда сами не выбирают друг
друга, за них выбирают другие - и однако ж ожидается, что они будут друг
друга любить. Для современной западной культуры эта идея оказалась от начала
и до конца неприемлемой. Считается, что любовь должна явиться результатом
спонтанной, эмоциональной вспышки, внезапно возникшего непреодолимого
чувства. С этой точки зрения, важны только характерные особенности двух
захваченных порывом индивидов - а не факт, что все мужчины - часть Адама, а
все женщины - часть Евы. Эта точка зрения не желает видеть такой важный
фактор эротической любви, как воля. Любовь к кому-либо это не просто сильное
чувство, - это решимость, это разумный выбор, это обещание. Если бы любовь
была только чувством, то не было бы основания обещать любить друг друга
вечно. Чувство приходит и уходит. Как я могу знать, что оно останется
навечно, если мое действие не включает разумного выбора и решения?
Принимая во внимание все эти точки зрения, можно было бы придти к
заключению, что любовь это исключительно акт воли и обязательства, и поэтому
в корне безразлично, каковы два человека. Устраивался ли брак другими или он
результат индивидуального выбора, однажды этот брак заключен, и акт воли
должен гарантировать продолжение любви. Такой взгляд, как представляется, не
учитывает парадоксального характера человеческой природы и эротической
любви. Мы все - единство, однако каждый из нас уникальное неповторимое
существо. В наших отношениях с другими повторяется тот же парадокс. Так как
все мы - одно, мы можем любить каждого человека братской любовью. Но ввиду
того, что все мы еще и различны, эротическая любовь требует определенных
особенных, в высшей степени индивидуальных элементов, которые наличествуют у
отдельных людей, но не у всех.
Обе точки зрения - одна, что эротическая любовь это от начала до конца
уникальное индивидуальное влечение двух определенных людей, а другая, что
эротическая любовь не что иное как акт воли, - верны. Или, если выразиться
более точно, - неверна ни та, ни другая. Так, идея, что отношения могут быть
легко расторгнуты, если они безуспешны, ошибочна в той же мере как и идея,
что отношения не должны быть расторгнуты ни при каких-обстоятельствах. "