Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
В святоотеческом толковании под нищим духом однозначно понимается тот, кто стремиться стяжать важнейшую христианскую добродетель – смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека <…> Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые бояться и трепещут заповедей Божиих, которых через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: “на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим” (Ис.66:2)» (Беседы на святаго Матфея евангелиста, 25.2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который, считает себя духовно богатым.
www.pravoslavie.ru
Источник: Белова А.В. К изучению Нагорной проповеди //
Изучение литературы в 7 классе: Методические рекомендации для учителя / Под ред.члена-корр. РАО проф.В.Г.Маранцмана. - Москва: Классикс Стиль, 2002.
Сравним религиозное и светское толкование Заповедей, спросим, как понимают их дети.
Первая Заповедь "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное" (Мф. 5:3) имеет несколько толкований.
"Камнем преткновения" стало само понятие "нищие духом". Многие расшифровывали его буквально. Отсюда появилась такая интерпретация: "Блаженны нищие, но духом богатые" (Бруно Бауэр). Отрицательная западная критика Евангелий, в России - Лев Николаевич Толстой, в большей мере ориентировались на текст этой Заповеди, приведенной у св. Луки, где в оригинале значится просто "Блаженны нищие", и истолковывали его в социальном смысле как ублажение "обездоленных", "не имеющих собственности" (Толстой).
Сергей Аверинцев же считает, что эта Заповедь неправильно переведена и читать ее нужно как "Блаженны добровольно нищие"[4].
Те же, кто принимает формулу "Блаженны нищие духом", так объясняют ее смысл.
Протоирей Слободский, автор учебника по Закону Божию, полагает, что "нищие духом" - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не смогут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные"[5].
В учебной книге Закона Божия, репринтном воспроизведении парижского издания 1956 года, говорится:
"Но кто такие нищие?
Обычно нищие ничего своего не имеют и всегда просят помощи у других. Они не стесняются признавать, что все свое пропитание получают как дар.
Нищие духом, так же как и те простые нищие, считают, что ничего своего в душе у них нет и что все духовное богатство свое (таланты) они получают от Бога. Как голодные нищие, они просят у Бога духовной пищи, и Господь питает их плодами Духа Святого. А эти плоды суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера. Нищие духом могут сказать о себе словами апостола Павла: "Мы нищие, а всех обогащаем". Их духовное богатство открывает им, а через них и другим, путь в Царство небесное"[6].
Толкуя первую Заповедь, обычно ссылаются на притчу о мытаре и фарисее. В учебной книге Закона Божия, в первой его книге, написанной специально для детей 8 - 12 лет, она пересказывается следующим образом:
"Два человека пришли в Иерусалимский храм помолиться. Один был фарисей, старавшийся исполнять все правила закона Моисея, другой - мытарь.
Мытарями назывались люди, которым было поручено собирать налоги в пользу римлян. Они часто брали больше денег, чем нужно, обижали людей, и их все презирали.
Фарисей молился так:
- Боже, благодарю тебя, что я не такой, как другие люди, грабящие и обижающие, или, например, как этот мытарь. Я пощусь по закону, жертвую то, что закон предписывает.
А мытарь даже не смел поднять своих глаз, он стоял у порога храма и, чувствуя свои грехи, говорил:
- Боже, милостив будь ко мне грешному!
И Господь сказал: -
Для Бога угоднее молитва мытаря, чем фарисея. Бог прощает смиренного, видящего свои грехи, а гордящегося собой и своей праведностью Он смирит"[7].
Автор труда "Толкование Евангелия" Борис Ильич Гладков так комментирует эту притчу: "Гордый своею мнимой праведностью фарисей находил излишним стремиться к совершенству, и потому оно было ему недоступно; мытарь же, сознавший свою духовную нищету и со слезами моливший Бога о милосердии, в этом самом сознании своей греховности, своей духовной нищеты, несет начало стремления к совершенству"[8].
Б.И. Гладков считает, что Заповеди Блаженства, следующие друг за другом, - это своего рода шаги к духовному возрождению человека. Б.И. Гладков пишет: "Первый шаг к этому - сознать свою духовную нищету, свое нравственное ничтожество в сравнении с тем совершенством, к которому надо стремиться… Кто горделиво говорит: я знаю все, тот не станет домогаться приобретения новых и новых знаний, и потому никогда ученым человеком не сделается; а вот Сократ, сознававший ничтожество своих знаний в сравнении с бездною неведомого, сделался величайшим философом и ученым древнего мира. Да, сознание своей духовной нищеты есть первый шаг к самоисправлению, к совершенству; это первый порог на пути и, притом, довольно высокий; не легко перешагнуть его, но крайне необходимо, так как он заграждает дальнейший путь"[9].
Как представляется, нищие духом - это люди, преломившие дух в вечности.
После предпринятых попыток толкования первой Заповеди, мы попросили детей подумать над тем, как они понимают эту Заповедь ( Урок проводился в школе № 11 г.Череповца студенткой 4 курса Гуманитарного института ЧГУ Екатериной Машковской). Семиклассники говорили о том, что нищие духом - это люди, стремящиеся к знанию, осознающие, что знают не так много; понимающие, что у них нет ничего своего, все им дает Бог. Тем самым, дети не отказывались ни от светского, ни от религиозного толкования Заповеди, различая их. Они старались быть убедительными, не прибегали к бытовым комментариям, сохраняя чистоту Заповеди, тонко и точно ощущая библейское слово.