Интересная ветка!
Захотелось и своим опытом поделиться, прошу прощения за длинный пост...
У меня то - четверо "детишек".
Старшенький - постарше многих участников этой дискуссии, четвертый десяток ему
Младшенькому - лишь 12.
Так что опыта воспитания - хоть отбавляй, тем более, что результатами я в общем
доволен.
Бить или не бить? Тут все, даже теоретик по своему правы, т.е. в жизни
порой я следовал и его глубоконаучным рекомендациям, и иногда детей не бил
Но уж если дитё просит, то, как верно отмечено выше - почему же не удовлетворить
эту настойчивую просьбу...
С одной лишь из сентенций я совершенно не могу согласиться, что якобы наказывать
(совсем не обязательно - бить) детей надо в спокойствии. Это не так. Ребенок, особенно
ещё маленький, гораздо больше, чем слова, понимает ваши эмоции. И спокойствие
наказующего родителя может воспитать в ребенке лишь фальшь, а то и похуже ростки
даст впоследствии. Мне приходилось видеть результаты такого воспитания, наблюдая
процесс почти от нуля и до взрослости. И результаты эти печальны. Да, человек мог и
университет с отличием закончить, но скрытность, лживость, лицемерие вкупе с
непробиваемым эгоизмом шли таким мощным бонусом от такого воспитания, что мало
находилось людей, жаждавших хоть маломальски тесного контакта с имяреком.
Ни в коем случае не скрывайте своих эмоций! Ни, естественно, положительных, ни,
тем паче, отрицательных. Но, конечно, надо при этом всегда контролировать себя и
держать в руках. Т.е. процесс наказания - это всегда конфликт двух личностей - вашей
и вашего ребенка. Но в этом конфликте будьте на высоте своего положения.
Надо быть немножко и артистом при этом
Нам мало нужды было бить наших детей. Но иногда, когда простые увещевания не
приводили к прекращению откровенной вакханалии, мы как делали: садились на кухне
и начинали громко сокрушаться о том, что мол мало мы детей бьём, ох мало! И совсем
слабо... Что НАШИХ детей просто бить - не достаточно. Что их надо жестоко избивать,
так чтобы кровь и мясо по стенкам разлетались, и т.п.
В соседней, детской комнате, тут же воцарялась гробовая тишина
Разумеется, через некоторое время детишки подросли, и такие разговоры у них уже лишь
буйный смех могли вызвать. Но и это хорошо - посмеявшись вместе, мы ведь, тем не менее,
достигали желаемого, и ситуация нормализовывалась. Вообще, чувство юмора в детях
нужно воспитывать с самого начала...
Выше были примеры с утюгом, огнём и т.п опасными вещами. Проблема в том, что ребенок
не может лишь на словах понять - "горячо", "током ударит" и т.д. И, как ни жаль своего
родного детеныша, но мы позволяли, например, сунуть пальчик в пламя свечи, если простые
слова "нельзя - горячо!" не помогали... Такие уроки, вероятно, неизбежны. И пусть они не
кажутся жестокими. Одно дело - залечить малюсенькое покраснение или даже волдырёк,
и совсем другое - ожоги энной части поверхности тела впоследствии, о чем неоднократно
упоминалось в соседней ветке
Гораздо проще - с "током". Все детишки в какой то момент начинают испытывать жгучий
интерес к электрическим розеткам. Здесь все четверо в разные годы подвергались такому
"воспитательному воздействию": брался трансформатор и аккумулятор, например от шахтерского
фонаря. Кратковременно замыкая и размыкая ток от аккумулятора на низковольтную обмотку,
на повышающей получаются довольно высоковольтные, но безопасные импульсы.
Далее - дело техники. Кому то просто давали подержать в руках оголенные концы, чтобы
прочувствовать "удар током", а вот младшенькому, он ещё ползал тогда, пришлось и похитрее
сделать - под дверь я просунул провод от удлинителя, рядом с его розетками положил два гвоздика подходящего размера. А из соседней комнаты "колдовал" с аккумулятором.
Как правило, подобного "урока" было достаточно. Однако двое из детишек через год-два
почти слово в слово попросили меня "папа, я знаю, что током может ударить, но мне все равно почему то хочется в розетку залезть. Ударь меня током ещё разок, чтобы я вспомнил, как это"
Что касается Спока, да, в свое время он был очень моден, и бесспорно часть его книги
верна и полезна на все 100%. Но эта часть - скорее врачебная, а не воспитательская...
Очень и очень важным моментом является единство взглядов родителей. Дети чутко
замечают разногласия, толкуют их по своему и в "свою пользу". Это размывает даже самые
основные понятия - хорошо-плохо, можно-нельзя, нужно-не обязательно, рождает
безответственность за свои поступки и проступки и т.п.
А ведь, в конце концов, именно на формировании этих понятий и строится всё дальнейшее
воспитание маленьких человечков.
Очень важно с самого раннего детства воспитывать в ребенке ответственность.
"Ты ведь уже большой!" - эта фраза и в годовалом возрасте детьми воспринимается на полном
серьёзе. Не ждите, пока ребенок сам начнет проявлять _заметную_ самостоятельность.
Малые капли этой самостоятельности нужно уметь разглядывать, и неравнодушно поддерживать,
взращивать с самого начала. И вовсе не обязательно "поощрять конфеткой", как тут некоторые
высказывались выше. Уважение папы или мамы - гораздо желаннее и дороже ребенку, чем
бабушкино "утю-тю, мой сладенький" с обязательными слюнявыми поцелуйчиками и карамельками-шоколадками в качестве дополнения.
Учить ребенка всему-на-свете и воспитывать - единый процесс. И личный пример, любовь, терпение в достижении каждого маленького результата - обязательны. Ленивая мама или равнодушный папа не смогут ни по каким, самым правильным книжкам, воспитать трудолюбивую дочь или сына...
Так что мой совет теоретикам - вы уже мощно ознакомились с теорией, пора переходить к практике!
И лишь один провокационный вопрос в конце - а с теорией, собственно, производства детей у вас уже тоже все в порядке? , как там правильнее по книжкам орудовать аппаратурой для этого - резко или плавно, часто или редко, сколько по норме должно быть совершено необходимых движений и т.п.?