• Присоединяйтесь к нам! Привлечение пациентов

Запрет медицинской рекламы в 2014 году

С чего Вы взяли, что пункт 7 и 8 противоречат друг другу???

В 7-м пункте говориться о том как должна выглядеть реклама по телеку и радио и что должно быть указано и о том, что на мероприятиях где «тусуются» врачи не нужно так предупреждать.

В 8-м же говорится вообще о другой категории лекарственных средств, а именно о наркотических средствах и психотропных веществах. О том, что их рекламировать нельзя, кроме как опять же на «тусовках» медицинских работников.

Они не противоречат друг другу
 
В ходе развернувшейся дискуссии Вы, Илья, задали и сугубо юридический вопрос: обязаны ли суды толковать противоречия в законах в пользу государства либо в пользу граждан (бизнеса).

Напомню, что это гражданский процесс, основанный на принципах равенства сторон.

АПК РФ Статья 8. Равноправие сторон

1.Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.

2. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Следовательно, арбитражный суд предъявит к участникам процесса требования статьи 65 АПК РФ:
Статья 65. Обязанность доказывания1. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Но при этом судья волен оценивать все приводимые ему доказательства по своему усмотрению.

Статья 71. Оценка доказательств

1. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
2. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
3. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
4. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

5. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

6. Арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.
7. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Иными словами, Вы не будете обязаны доказывать, что действия ФАС незаконны, наоборот — представитель ФАС будет обязан доказать суду, что его действия законны. А там уж насколько доводы ФАС покажутся убедительными судье.

Разумеется, если Ваш случай в точности тот же, что и у ваших соседей — ижевских стоматологов, чью жалобу рассматривал недавно Президиум ВАС, то Вы должны выиграть дело в суде. Ведь в этой части закон 1 января ничуть не изменится.

Кроме того, арбитражные суды обязаны, обнаружив возможные противоречия применяемых нормативных правовых актов с Конституцией РФ, приостанавливать рассмотрение дела и обращаться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности нормы.

АПК РФ Статья 13. Нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел
3. Если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.

Здесь же навскидку есть основания предполагать наличие противоречия статье 34 Конституции РФ:
Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

На что, кстати, косвенно и намекало правительство в своём заключении на законопроект.
 
Моё обоснование такого. Построено на нормативно — правовых актах регулирующих оборот НС и ПВ:

Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (ред. от
16.12.2013) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ
от 06.08.1998 N 892 (ред. от 08.12.2011) «Об утверждении Правил допуска
лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к
деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и
психотропных веществ»



Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013)
«О наркотических средствах и психотропных веществах»



Так как вы не осуществляете рекламу лекарственных средств,
входящих в Перечень НС и ПВ, для использования которых требуется специальная
подготовка, предусмотренная Правилами допуска лиц к работе с НС и ПВ, в
соответствии с требования ФЗ «О наркотических средствах и психотропных
вещества», то ваша реклама не подпадает под квалификацию ч.8, ст. 24 ФЗ
«О рекламе»



В подтверждение слов о том, что
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» это речь именно о наркотических веществах, привожу также
выдержку:



«д) наличие в штате соискателя
лицензии, имеющего намерение осуществлять деятельность по обороту наркотических
средств и психотропных веществ, внесенных в списки I — III перечня, и
прекурсоров, внесенных в список I перечня, работников, имеющих среднее
профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное
образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров, соответствующие требованиям и
характеру выполняемых работ»



из Постановления от 22 декабря 2011 г. n
1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений»
 
Все равно считаю, что п. 8 сформулирован не четко и не дает однозначной трактовки того, что хотел выразить законодатель. В связи с чем при применении данного закона будут происходить споры. Возможно применение этой нормы отрегулирует судебная практика. Но по хорошему, должны все таки внести изменения, что бы выразить законодательный смысл более четко. А на данный момент, закон похож на какой то ребус. Ни отсылок к другим законам, не каких объяснений, как хочешь так и понимай.
 
Все равно считаю, что п. 8 сформулирован не четко и не дает однозначной трактовки того, что хотел выразить законодатель. В связи с чем при применении данного закона будут происходить споры. Возможно применение этой нормы отрегулирует судебная практика. Но по хорошему, должны все таки внести изменения, что бы выразить законодательный смысл более четко. А на данный момент, закон похож на какой то ребус. Ни отсылок к другим законам, не каких объяснений, как хочешь так и понимай.

Но как правильно заметил Руслан, термин "специальная подготовка" фигирирует ТОЛЬКО в этом документе, и совершенно очевидно, что законодатель это и имел ввиду. Ну, если нужно - дойдем и до Конституционного суда. Только это НЕ нормально, когда ФАС ПОДАВЛЯЕТ малый и средний бизнес, трактуя возможную НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ не в пользу малого бизнеса. У государевых людей должно быть государственное мышление, а не просто слепое следование непонятной закорючки в законе, не обращая внимание на явную нестыковку. Уверен, что наш Оренбургский ФАС так и поступит, защищая именно малый и средний бизнес в этой ситуации.По-крайней мере, его именно антимопонольный сектор с успехом это делал в нашем регионе до последнего времени. Посмотрим...Я написал письмо Путину, собираем подписи.
 
Совершенно с Вами согласен! Законодатель должен выражать смысл вложенный в закон совершенно четко. Иначе — это дискредитирует государственную власть. Думаю также, что Суды сумеют разобраться, что имел в виду законодатель. На данный момент очевидно, что он хотел ограничить рекламу отдельных видов медицинских услуг. Только каких, не совсем понятно. Скорее всего действительно связанных с применением наркотических и психотропных веществ.
 
Здравствуйте Илья!

В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 24 закона о рекламе в новой редакции.

-Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в
том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской
реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о
наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости
ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации
специалистов.

-Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках,
отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том
числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а
также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная
подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или
фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и
в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных
печатных изданиях.



То есть, ч. 7 обязывает сопровождать рекламу указанных услуг предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию.., п. 8 указывает на ограничения мест рекламы ВСЕХ медицинских услуг, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.

В данном случае исходя из законов логики и синтаксиса Понятие «специальная подготовка» относится только к медицинских изделий, поскольку мед. услуги предоставляется, а не используются.



Данный вывод делают многие комментаторы закона, например Известный юрист Карташов Н.Н. – комментирует п.8 :

Реклама рецептурных лекарственных средств, а также методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, может быть осуществлена в специальных местах. Такими местами являются:

медицинские или фармацевтические выставки;

семинары, конференции и иные подобные мероприятия;

специализированные печатные издания, предназначенные для медицинских и фармацевтических работников.

Законодатель четко разграничил место размещения рекламы в случае с рекламой указанных объектов. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.


.

То есть, в новой редакции реклама ВСЕХ мед. услуги по ТВ не допускается.

ПОСТАНОВЛЕНИЕм
Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
Москва№588 октября 2012 г.

О некоторых вопросах практики
применения арбитражными судами разъяснено сл. :
Федерального закона «О рекламе»

Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.

Пункт 10 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность».

Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».

В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.

То есть, правила п. 7 и п. 8 не распространяются только на Медицинскую деятельность

Согласно ст.2Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность»закона

4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;
10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

То есть, законодатель четко разграничивает понятие мед. услуги и мед. деят.
Поскольку Стоматологические услуги представляют собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, то они относятся к мед. услугам.

Следовательно стомат услуги не могут рекламироваться на ТВ

Таким образом, п. 7 и п. 8 взаимодополняют друг друга и устанавливают порядок размещения рекламы мед услуг ( места, противопоказ и т.д.).

Положения данного закона направлены на защиту потребителей от недобросовестных продавцов услуг, в следствии чего пострадает и порядочный бизнес.

Поэтому Вам следует найти новый способ рекламы своих услуг, например реклама мини -выставки Ваших стомат. услуг ( реклама выставки не запрещена).

Смогу проконсультировать по возможности законно рекламировать стомат. услуги после 1 января 2014 г. в чате.



С уважением Ф. Тамара
 
Здравствуйте Илья!

В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 24 закона о рекламе в новой редакции.

-Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в
том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской
реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о
наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости
ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации
специалистов.

-Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках,
отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том
числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а
также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная
подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или
фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и
в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных
печатных изданиях.



То есть, ч. 7 обязывает сопровождать рекламу указанных услуг предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию.., п. 8 указывает на ограничения мест рекламы ВСЕХ медицинских услуг, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.

В данном случае исходя из законов логики и синтаксиса Понятие «специальная подготовка» относится только к медицинских изделий, поскольку мед. услуги предоставляется, а не используются.



Данный вывод делают многие комментаторы закона, например Известный юрист Карташов Н.Н. – комментирует п.8 :

Реклама рецептурных лекарственных средств, а также методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, может быть осуществлена в специальных местах. Такими местами являются:

медицинские или фармацевтические выставки;

семинары, конференции и иные подобные мероприятия;

специализированные печатные издания, предназначенные для медицинских и фармацевтических работников.

Законодатель четко разграничил место размещения рекламы в случае с рекламой указанных объектов. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.


.

То есть, в новой редакции реклама ВСЕХ мед. услуги по ТВ не допускается.

ПОСТАНОВЛЕНИЕм
Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
Москва№588 октября 2012 г.

О некоторых вопросах практики
применения арбитражными судами разъяснено сл. :
Федерального закона «О рекламе»

Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.

Пункт 10 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность».

Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».

В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.

То есть, правила п. 7 и п. 8 не распространяются только на Медицинскую деятельность

Согласно ст.2Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность»закона

4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;
10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

То есть, законодатель четко разграничивает понятие мед. услуги и мед. деят.
Поскольку Стоматологические услуги представляют собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, то они относятся к мед. услугам.

Следовательно стомат услуги не могут рекламироваться на ТВ

Таким образом, п. 7 и п. 8 взаимодополняют друг друга и устанавливают порядок размещения рекламы мед услуг ( места, противопоказ и т.д.).

Положения данного закона направлены на защиту потребителей от недобросовестных продавцов услуг, в следствии чего пострадает и порядочный бизнес.

Поэтому Вам следует найти новый способ рекламы своих услуг, например реклама мини -выставки Ваших стомат. услуг ( реклама выставки не запрещена).

Смогу проконсультировать по возможности законно рекламировать стомат. услуги после 1 января 2014 г. в чате.



С уважением Ф. Тамара
Здравствуйте! Не согласен по мелкому, но важнейшему моменту: Вы пишите "В данном случае исходя из законов логики и синтаксиса Понятие «специальная подготовка» относится только к медицинских изделий, поскольку мед. услуги предоставляется, а не используются. "

Мед. услуги предоставляются, а потребителями используются. В пункте 8 , и как Вы пишите, это совершенно очевидно из стилистики этого Закона, а также других Законов и подзаконных Актов , самой политики государства в этой сфере, говорится явно не о совсем обычным медуслугах (меддеятельности). Ибо в отношении "стандартных" услуг, не требующих ни от кого никакой "специальной подготовки" действует пункт 7. Где четко регламентируются особенности рекламирования этих услуг. Далее, если мы посмотрим на термин "специальная подготовка", то найдем только один документ (Минздрава), в котором фигурирует данное сочетание слов. И этот документ тут приведен Русланом.

Безусловно, тут нужны доп. разъяснения законодателя. Ситуация, в которой всему малому бизнесу придется пересматривать свои рекламные кампании, когда нельзя рекламировать свои услуги, как раз , в основном, ударит по нормальным фирмам. Государство не может быть НЕ заинтересовано в малом бизнесе. Просто в Законе не расшифрован термин "специальная подготовка" и существуют определенные противоречия между п.7 и п.8 ст 24. Это видно всем, попытка некоторых юристов доказать, что дважды два равно пять, через жуткое усложнение вопроса, не делает этот момент менее очевидным.

И ФАС подтверждает мою правоту: http://orenburg.fas.gov.ru/news/8493 Нет ни слова о запрете на рекламу всех медуслуг. Я попросил бы всех отвечающих быть более ответственными в комментариях, вопрос важный. Безымянный.jpgБезымянный1.jpgБезымянный2.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
Уважаемый Илья, я долго размышлял над Вашими вопросами и вот что надумал. Очевидно, что в настоящее время специальная медицинская подготовка (наряду с общей) требуется только для обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами. Однако завтра может возникнуть также необходимость в специальной подготовке и для чего-либо ещё другого. Поэтому законодатель, я полагаю, заранее «забил место».
 
СТ. 7, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.03.2006 N 38-ФЗ (РЕД. ОТ 28.12.2013) "О РЕКЛАМЕ"
Статья 7. Товары, реклама которых не допускается
Не допускается реклама:
1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;
2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 87-ФЗ)
3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;

О запрете рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака см. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ.

8) табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок;
(п. 8 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ)
9) медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.
(п. 9 введен Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)


СТ. 24, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.03.2006 N 38-ФЗ (РЕД. ОТ 28.12.2013) "О РЕКЛАМЕ"

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
1. Реклама лекарственных средств не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
2. Требования пункта 6 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 200-ФЗ)
3. Требования пунктов 2 - 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
3.1. Требования пунктов 2 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
4. Требования пунктов 1 - 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 200-ФЗ)
5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 200-ФЗ)
7. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
9. Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
10. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.
11 - 12. Утратили силу. - Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ.
(РАНЕЕ БЫЛО: 11. Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности не должна размещаться:
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 202-ФЗ)
1) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
2) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
4) на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена и других подобных объектах);
5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
6) в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 320-ФЗ)
12. Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна сопровождаться предупреждением о возможности бесплодия и иных вредных последствий для здоровья женщины в результате искусственного прерывания беременности, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности не должна содержать утверждение о безопасности таких медицинских услуг.
(часть 12 введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 202-ФЗ))
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 28 ноября 2013 г. N АК/47658/13

О КВАЛИФИКАЦИИ
КОНСТРУКЦИЙ В КАЧЕСТВЕ РЕКЛАМНЫХ ИЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ

В связи с возросшим количеством поступающих в ФАС России запросов территориальных органов, юридических и физических лиц, а также органов местного самоуправления о квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных сообщаем.
1. Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Статья 3 Федерального закона "О рекламе" устанавливает, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота.
Вместе с тем, согласно части 3 данной статьи условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Кроме того, в соответствии частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
В случае размещения на фасаде магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бутылка вина, пивная бочка, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.
Однако, по мнению ФАС России, фотографии и изображения товаров также не могут быть признаны вывеской, поскольку не содержат информации, обязательной к размещению согласно Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей".
При этом порядок распространения такой информации может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории, поскольку согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация благоустройства территории городского округа, в частности вопросы внешнего оформления улиц и зданий.
Учитывая изложенное, ФАС России настоятельно рекомендует территориальным органам в своей деятельности придерживаться изложенной позиции ФАС России и воздерживаться от оценки в качестве рекламы информации об обобщенном наименовании группы товаров без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров, размещаемой в месте производства или реализации таких товаров.
2. В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.
Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.
Учитывая изложенное, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно на такую информацию не распространяются требования Федерального закона "О рекламе".
Однако при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.
В то же время, по мнению ФАС России, если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица.

3. Относительно вопроса квалификации конструкций автозаправочных станций сообщаем следующее.
Размещение информационных табло с указанием наименования, места нахождения, режима работы юридического лица на территории АЗС, с учетом специфики деятельности указанных объектов, соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к вывескам, и рекламой не является.
Вместе с тем размещение подобной информации вне территории АЗС подпадает под признаки рекламы, закрепленные в Федеральном законе "О рекламе", и является рекламой.
При этом следует иметь в виду, что Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не требует от юридического лица размещать на вывеске информацию о реализуемых товарах, ценах и тому подобном.
В соответствии со статьями 8, 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребители обладают правом на своевременное получение необходимой и достоверной информации о товаре. Из смысла указанных норм вытекает, что продавец обязан предоставить данную информацию в месте реализации товара при заключении договора купли-продажи.
С учетом изложенного, по мнению специалистов ФАС России, размещение на световых табло, щитах и иных технических средствах сведений о реализуемом товаре (марка бензина, цена и т.п.) может рассматриваться как выполнение требований статей 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" только в случае размещения указанной информации на территории АЗС.
Размещение информационных табло с указанием наименования юридического лица, номера объекта, марки топлива, цены на них, режима работы объекта, и другой информации на подъездных путях к территориям АЗС может признаваться обязательной информацией только в случае, если территория указанных подъездных путей принадлежит АЗС в силу вещно-правовых или обязательственных отношений.

КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 3, а не пункт 3 статьи 3.

В то же время размещение данных сведений на технических средствах информации вне места нахождения юридического лица должно признаваться рекламой, поскольку по смыслу пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, соответственно распространение такой рекламы должно осуществляться с учетом положений статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Просим территориальные органы ФАС России довести изложенную позицию до сведения руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов или органов местного самоуправления городских округов, а также до руководителей субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе путем размещения данного разъяснения на сайтах территориальных органов ФАС России.

А.Б.КАШЕВАРОВ
 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. по делу N А63-627/2013​

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Смерчанского Г.В. (доверенность от 17.04.2013), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Медфармсервис" (ИНН 2635050086, ОГРН 1022601957960), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Городская поликлиника N 9", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.04.2013 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Семенов М.У.) по делу N А63-627/2013, установил следующее.
ООО "Медфармсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) с заявлением о признании незаконным постановления от 27.12.2012 N 661 о привлечении общества к ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 101 тыс. рублей штрафа.
В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Городская поликлиника N 9" (далее - поликлиника).
Решением суда от 23.04.2013, оставленным без изменения постановлением суда от 09.07.2013, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что общество использовало в рекламе фразу "Обращайтесь в поликлинику N 9" исключительно в целях индивидуализации помещения, в котором общество оказывает рекламируемые медицинские услуги.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда от 23.04.2013 и постановление суда от 09.07.2013, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, рекламодатель составил свои предложения таким образом, что у потребителя формируется ошибочное мнение относительно лица, предоставляющего медицинские услуги. Исходя из дословного содержания рекламы, термин "поликлиника N 9" используется именно в качестве средства индивидуализации хозяйствующего субъекта.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, считает, что обжалуемые судебные акты надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на территории города Ставрополь в июле 2012 года в эфире радиостанции "Главное радио" распространена реклама медицинских услуг, предоставляемых проктологическим отделением поликлиники N 9 следующего содержания: "Проблемы со здоровьем бывают у всех: геморрой, трещина прямой кишки, боли, кровотечения не затягивайте с лечением. ОБРАЩАЙТЕСЬ В ПОЛИКЛИНИКУ N 9 ПОКА НЕ ПОЗДНО, врачи проктологического отделения проведут профессиональное лечение геморроя без операции и отрыва от обычного образа жизни с гарантированным результатом. Поликлиника N 9, г. Ставрополь, проспект Юности, 42, телефон: 510909, Возможны противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом!".
Согласно предоставленному ООО "Рекламное агентство "Медиа-сервис" договору от 19.07.2012 N СТ-327/19/с7 рекламодателем данной рекламы является общество.

(ст. 3, Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О рекламе" )
(5) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
6) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
7) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;)
Управление 23.11.2012 возбудило дело N 91 по признакам нарушения обществом пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе):
3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: 20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Решением от 19.12.2012 по делу N 91 указанная реклама общества признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, обществу выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
В отношении общества составлен протокол от 18.12.2012 N 426 об административном правонарушении и вынесено постановление от 27.12.2012 N 661 о привлечении общества к ответственности по статье 14.3 Кодекса в виде 101 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали следующее. Медицинской организации с наименованием "поликлиника N 9" не существует, при этом в рекламе не указано, что "поликлиника N 9" является организацией, оказывающей медицинские услуги, не указана организационно-правовая форма. Термин "поликлиника N 9" не взят в кавычки, не употребляются термины "организация", "учреждение", "фирма" и аналогичные им. Термин "поликлиника N 9" использовался обществом в рекламе для индивидуализации помещения, в котором им осуществляется деятельность по оказанию медицинских услуг. Согласно техническому паспорту на арендуемую обществом часть здания, выданному ГУП Ставропольского края "Крайтехинвентаризация" 20.05.2008, эта часть здания имеет наименование "Поликлиника" и адрес: г. Ставрополь, проспект Юности, 42. Суды сделали вывод о том, что в своей рекламе общество использовало фразу "Обращайтесь в поликлинику N 9" исключительно в целях индивидуализации помещения, в котором общество оказывает рекламируемые им медицинские услуги, этот термин обозначает здание, в котором оказывается медицинская услуга, поэтому у потребителя не может создаваться впечатление, что лечение осуществляет "поликлиника N 9".
Вместе с тем, судебные инстанции не учли следующего.
Суды указали, что объектом рекламы является услуга медицинского характера, оказываемая обществом. Суды исходили из того, что Закон о рекламе не обязывает рекламодателя, рекламирующие свои услуги, в том числе медицинские, раскрывать в рекламе свое наименование. При этом судебные инстанции сослались на часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлен запрет на распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Суды не учли, что управление привлекло общество к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса в связи с нарушением обществом пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Применив норму материального права, не подлежащую применению, судебные инстанции недостаточно полно исследовали обстоятельства, которые могут иметь существенное значение для дела.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 указанного Закона, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Суды не исследовали доводы управления о том, что потребитель не обладает информацией о том, что по адресу г. Ставрополь, проспект Юности, 42 размещается несколько хозяйствующих объектов (МАУЗ ГП N 3, ООО "Медфармсервис" и ООО "Городская поликлиника N 9") осуществляющих медицинскую деятельность, в том числе и поликлиника.
Суды не оценили довод управления о том, что содержание спорной рекламы создает впечатление, что рекламируемую услугу оказывают врачи проктологического отделения поликлиники.
Указав, что термин "поликлиника N 9" использовался в спорной рекламе для индивидуализации помещения, суды немотивированно отклонили довод управления о том, что указанный термин для географической привязки является некорректным, так как понятие здание, строение, сооружение не является тождественным понятию хозяйствующий субъект, организация, общество.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
По смыслу статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения и постановления должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого судебного акта; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении суда первой инстанции или постановлении суда апелляционной инстанции.
Поскольку судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела и недостаточно обоснованы, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, устранить указанные нарушения, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, в совокупности оценить все представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц, результаты исследования и оценки отразить в судебном акте с учетом требований статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.04.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по делу N А63-627/2013 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Е.В.АНДРЕЕВА

Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
С.М.ИЛЮШНИКОВ
 
СТ. 14.3, "КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" ОТ 30.12.2001 N 195-ФЗ (РЕД. ОТ 28.12.2013)
Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе
1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 200-ФЗ)
 
Статья 5. Общие требования к рекламе

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
2. Недобросовестной признается реклама, которая:
1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
11) о результатах исследований и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
4. Реклама не должна:
1) побуждать к совершению противоправных действий;
2) призывать к насилию и жестокости;
3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;
5) содержать информацию порнографического характера.
(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)
5. В рекламе не допускаются:
1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ)
8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.
9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
10.1. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
(часть 10.1 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)
10.2. Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
(часть 10.2 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)
11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

ст. 5, Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О рекламе" {КонсультантПлюс}
 
Уважаемый Илья, я долго размышлял над Вашими вопросами и вот что надумал. Очевидно, что в настоящее время специальная медицинская подготовка (наряду с общей) требуется только для обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами. Однако завтра может возникнуть также необходимость в специальной подготовке и для чего-либо ещё другого. Поэтому законодатель, я полагаю, заранее «забил место».

И Вы, таки, Лев правы. И именно к этому же решению пришел и я. Удивляет непонятное усложнение некоторых юристов, в попытке доказать, что дважды два равно ..пять. Ну, либо это юристы телеканалов, которые подняли панику и запретили, например, СТС медиа, вообще давать рекламу медуслуг! Пострадало море ресейлеров, нашу рекламу, предварительно взяв еще аж 9 декабря 2013 года 100% предоплату снял ООО "Видеоприор" (ресейлер в т.ч и СТС)., незаконно расторгнув договор в одностороннем порядке. Другого объяснения некоторым странным ответам тут у меня нет!
 
Устные разъяснения о том, что «специальная подготовка» относится только к медицинских изделий были даны сотрудниками минздрава.

Поэтому Вам следует обратиться письменно за получением разъяснений положений закона в Минздрав и Правительство РФ.

При наличии оснований Вы сможете признать договор действующим и потребовать компенсации.

С ув.Ф. Тамара
 
Назад
Сверху