ТЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Помните: неосложнённый приступ ОП — это «болезнь одной недели». Отсутствие тенденции к выздоровлению и сохраняющиеся более 7 дней симптомы воспаления поджелудочной железы могут скрывать зреющие осложнения. Лучше понять это чреватое осложнениями заболевание и возможные подходы к его лечению можно, рассмотрев динамику его развития — неделя за неделей
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ: ВОСПАЛЕНИЕ
В этой фазе острое воспаление проявляется воспалительным инфильтратом, который состоит из поджелудочной железы и окружающих структур, — это так называемая панкреатическая флегмона. Воспалительные медиаторы (цитокины), которые обильно присутствуют в грязно-коричневом геморрагическом экссудате при тяжёлом ОП, обусловливают как локальную, так и системную клиническую картину воспаления. Системные проявления ОП (дыхательная и почечная недостаточность) зависят от интенсивности процесса и количества медиаторов воспаления, проникающих в забрюшинное пространство, брюшную полость и систему кровообращения.
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ: НЕКРОЗ
Эта фаза начинается в конце 1-й недели. В некротический процесс могут вовлекаться поджелудочная железа и окружающие структуры. Забрюшинное распространение некроза ускоряют активированные панкреатические протеолитические ферменты. Тяжесть болезни и прогноз зависят от распространённости и глубины тканевого некротического процесса (иногда охватывающего всё забрюшинное пространство), а также от присоединившейся вторичной инфекции. Заполнение экссудатом сальниковой сумки приводит к формированию так называемых острых перипанкреатических жидкостных скоплений, которые могут рассосаться самостоятельно либо трансформироваться в панкреатическую псевдокисту.
ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ: ИНФИЦИРОВАНИЕ
Это — фаза инфицирования. При соответствующих диагностических возможностях можно зафиксировать инфицирование некротизированных тканей уже в середине 2-й недели, но пик отмечается именно сейчас. Микрофлора, видимо, проникает из близлежащей толстой кишки. В результате возникает нагноение панкреатического и(или) перипанкреатического некроза, в то время как вторичное инфицирование псевдокисты приводит к её нагноению (более редкий и более доброкачественный процесс). Сочетание некроза и инфекции в этой стадии значительно утяжеляет клиническую картину, проявляясь в виде локального и системного воспалительного синдрома. Инфицированный панкреонекроз может протекать относительно легко, тогда как распространённый стерильный некроз способен привести к летальному исходу, что зависит, видимо, от индивидуального ответа организма.
ЧЕТВЁРТАЯ НЕДЕЛЯ И ДАЛЕЕ
Пациент с неинфицированным панкреатическим и(или) перипанкреатическим некрозом, у которого относительно благополучное течение заболевания ранее не требовало оперативной коррекции, вступает в эту позднюю фазу. Мы не знаем, какая часть некротизированной паренхимы может рассосаться самостоятельно, но знаем, что даже большие некротизированные участки могут как реабсорбироваться, так и вторично инфицироваться с формированием панкреатического абсцесса. Это — локальный нагноительный процесс, развившийся уже после купирования общего панкреатического воспаления. Следовательно, клиническая картина, ведение больного и прогноз при таком абсцессе отличаются от таковых при инфицированном панкреонекрозе. В этой стадии могут также возникать и подвергаться инфицированию псевдокисты.
ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Как правило, для ОП характерны неспособность к самостоятельному разрешению или драматические системные эффекты. Чтобы оптимизировать лечение больного, предотвратить гнойные осложнения и оценить прогноз заболевания, важно как можно раньше распознать, что приступ серьёзен. Сообщалось, что уровни специфических панкреатических ферментов или медиаторов в острой фазе коррелируют с тяжестью ОП и его исходом, но маловероятно, чтобы было достаточно 1–2 биохимических тестов. Тёмно-коричневый или грязный перитонеальный выпот свидетельствует о геморрагическом панкреонекрозе (т.е. тяжёлом ОП). Это требует перитонеальной аспирации, которая представляет собой инвазивную процедуру и не является рутинной в ранней фазе ОП.
Для оценки тяжести ОП разработано много систем подсчёта данных. Большинство из них основано на учёте клинических и лабораторных показателей, которые отражают интенсивность воспалительного процесса. Например, в Великобритании очень популярен метод Имре, в то же время любой студент-медик в мире знает критерии шкалы Рэнсона*. Система АРАСНЕ II полезна для оценки любого воспалительного заболевания, но лучше, чем любая другая система, она зарекомендовала себя для прогнозирования исхода ОП. Советуем вам пользоваться этой информативной и легко доступной системой подсчёта. Пациент со значением АРАСНЕ II >8 страдает тяжёлым ОП. Динамическая КТ с контрастным усилением полезна для диагностики ОП и оценки его степени тяжести. Однако диагностика ОП и оценка тяжести его течения на основании только клинических данных оказываются не хуже. Кроме того КТ с контрастным усилением может увеличить микроваскулярные нарушения в паренхиме железы. К тому же КТ-находки в 1-ю неделю ОП очень редко влияют на ведение больного. Надеемся, вы избегаете применять КТ в ранней фазе заболевания и оставляете это исследование для случаев, когда диагноз ОП вызывает сомнения. Однако УЗИ следует выполнить хотя бы для подтверждения или исключения холелитиаза.
Шкала Имре–Рэнсона (Рэнсона): 11 признаков оценки тяжести острого панкреатита, пять из которых (возраст, лейкоцитоз, гипергликемия, сывороточные лактатдегидрогеназа и аспартатаминотрансфераза) оценивают при поступлении, а 6 (уменьшение гематокрита, гиповолемия, гипокальциемия, гипоксемия, азот мочевины крови, гипоальбуминемия) в течение 48 ч после поступления. Наличие трёх и более симптомов указывает на вероятность системных осложнений, четырёх и более — высокую смертность.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ АСПЕКТЫ
Вопрос об оптимальных диагностических и лечебных подходах до сих пор остаётся спорным. Мы обсудим это по ходу изложения возникающих клинических ситуаций. И снова — неделя за неделей.
ВОСПАЛЕНИЕ — 1-Я НЕДЕЛЯ
В принципе выбором при тяжёлом ОП в ранней фазе является консервативный подход, причём терапия должна быть поддерживающей. Поскольку именно воспалительные медиаторы вызывают тяжёлые клинические проявления, раньше предпринимались попытки предотвратить или хотя бы снизить этот воспалительный ответ путём ранней панкреатэктомии или перитонеального лаважа. Однако резекция поджелудочной железы в ранней фазе тяжёлого ОП сопровождается огромной летальностью и не предотвращает развития интраабдоминальной инфекции. Выяснилось также, что перитонеальный лаваж (если он начат в первые 1–2 сут) может снизить интенсивность SIRS, но не предотвращает поздних серьёзных осложнений (и летального исхода). Известны попытки «фильтрации» крови с целью отмывания от вредных медиаторов, выделяющихся при ОП, но пока они в стадии экспериментальной разработки.
Следовательно, таким больным вы не можете предложить ничего, кроме поддерживающей терапии, преимущественно в БИН. Нужно помнить, что тяжёлый ОП представляет собой обширный внутрибрюшинный «химический ожог» с большим объёмом жидкости, секвестрированной в брюшную полость и забрюшинное пространство. Установление оптимального баланса жидкости и его возмещение направлены на защиту функции почек и обеспечение адекватного венозного возврата к сердцу, который может быть угнетён панкреатогенным депрессивно-миокардиальным фактором. С другой стороны, гипергидратации не должно быть в условиях недостаточности кровообращения. Отёчная поджелудочная железа, наряду с другими отёчными органами, вследствие SIRS могут способствовать выраженной интраабдоминальной гипертензии. Вы, однако, не узнаете об этом без измерения внутрибрюшного давления. Но если течение тяжёлого ОП осложняется АКС, то внутрибрюшное давление должно быть однозначно понижено (глава 28).
Мы неоднократно подчёркивали предпочтительность достижения «покоя» поджелудочной железы путём декомпрессии желудка и исключения перорального питания, хотя это и остаётся недоказанным. Желудочная декомпрессия через назогастральный зонд показана только при завороте желудка или стенозе привратника, вызванном отёчной поджелудочной железой. Парентеральное питание ранее считалось классическим путём поддержки алиментарного баланса, но недавно показано, что энтеральное питание через трансдуоденальный зонд вполне эффективно при меньшей частоте локальных и системных осложнений (глава 31).
Внутривенное введение антибиотиков следует начинать при любом случае ОП, расцененном как тяжёлый. Целью является профилактика вторичной инфекции некротизированной ткани, т.е. инфицированного панкреонекроза. Имипенем — антибиотик широкого спектра действия, избирательно накапливающийся в паренхиме поджелудочной железы, представляется средством выбора. Некоторые авторы рекомендуют дополнительно вводить противогрибковые средства (флюконазол) для профилактики вторичной грибковой инфекции некротизированной ткани железы.
Как уже отмечалось, в этой стадии нет никаких показаний к КТ, если вы уверены в диагнозе. Лапаротомия в ранней стадии ОП должна выполняться только в случаях, когда не может быть исключена ситуация, угрожающая жизни. Другим редким показанием к лапаротомии в этой стадии является, как указывалось выше, декомпрессия при АКС. Эксплоративная лапаротомия при ОП далеко не безвредна, она фактически изменяет естественное течение болезни, увеличивая риск инфекционных осложнений.
Эндоскопическая папиллосфинктеротомия в 1-ю неделю может рассматриваться как ранний инвазивный метод лечения, но только при тяжёлом билиарном ОП, особенно при признаках восходящего холангита.
Направленная поддерживающая терапия поможет восстановиться большинству пациентов перед тем, как на 2-й неделе они перейдут в следующую стадию патологического процесса.