История братьев Опариных, убивших милиционеров:
#автор# Ольга ГОНЧАРОВА, наш спец. корр. Солнечногорск-Дмитров
дата# 29.11.04
источник# Новая газета (Москва)
номер# 088
заголовок# Военная участь N 014151
текст# Почему два самых образцовых солдата стали преступниками В ночь со среды на четверг солдаты срочной службы братья-близнецы Опарины убежали из военной части (город Солнечногорск) и расстреляли милицейский наряд. Во время задержания Александр Опарин застрелился, а его брат Дмитрий сдался ОМОНу.
В пять утра прапорщика 450-го полка связи и обеспечения при полигоне "Выстрел" Алексея Соболева разбудил сигнал тревоги. Командиры батальонов собирали солдат на срочное построение. Соболеву сказали, что час назад его друзья Саша и Дима Опарины забрали автоматы и покинули пост. В последний раз Алексей видел братьев-близнецов несколько дней назад, вместе стояли в карауле. Пока жарили картошку, Саша успел рассказать, что его собирались сделать младшим сержантом. "Только мне этого уже не нужно", - загадочно сказал он. Алексей заметил, что братья в последнее время вели себя странно.
Последние полгода братьев Опариных ставили в караул через сутки. Командир батальона Дмитрий Денисов из всех солдат только им надолго доверял оружие и боеприпасы. Чаще всего Саша стоял на КПП, а Дима - на посту недалеко от автопарка. На прошлой неделе Денисов решил поставить вместо них новых призывников из другой роты. Тогда Саша попросил не искать им замены. Потом в 4.30 25 ноября он возьмет автомат из КПП, побежит к брату в автопарк, и они вместе покинут часть. "Я много раз отправлял Опариных на самые сложные задания, - рассказывает Дмитрий Денисов, - несколько раз они выручали других призывников. У них не было ни одного нарушения. За несколько дней до смерти Саша получил три письма от мамы, сестры и своей девушки. Мы пока нашли только очень короткое и теплое мамино письмо. Может быть, ответ нужно искать в других письмах".
Товарищи Саши и Димы из первой роты не согласны с командиром батальона. У них есть своя версия. Сослуживцы видели, как Опарины последнее время часто приходили в другие казармы - занимать деньги. А за эти полгода в достаточно благополучной военной части 014151 произошли три инцидента.
Несколько солдат из соседних казарм давали в долг деньги призывникам, а потом требовали проценты и, если не получали их, зверски избивали должников. Одному из пострадавших, как и Опариным, оставалось отслужить всего полгода.
В субботу в Солнечногорске хоронили двух милиционеров - Виктора Минаева и Андрея Гучкова. Они задержали братьев Опариных, когда те вышли с автоматами за пределы военной части. Очевидцы вспоминают, как Опарины, ничего не объяснив, девять раз выстрелили в Андрея Гучкова. А когда Виктор Минаев достал пистолет, направили огонь на него. У Виктора остался девятилетний сын Сережа. Полгода назад на Ленинградском шоссе под машину попала Сережи на мама, а месяц назад умер дедушка. Наверное, мальчика возьмут к себе родственники...
Пока милиционеры собирают деньги в помощь семьям их убитых коллег, следователи допрашивают водителя городской маршрутки Александра Симукова. Братья захватили его в заложники, угрожая оружием, и заставили везти их в Дмитров. Один из вопросов следствия: "На каком основании он подчинился требованиям солдат?".
По дороге братья посадили в машину сестер Светлану и Наталью Ткачевых. Александр Симуков рассказывал комбату Денисову, что они все время отбирали у девушек мобильный телефон и пытались звонить домой. Сестры запомнили, что один из братьев говорил другому: "Надо сказать, что мы больше не вернемся".
Дозвониться домой Опарины пытались и в Дмитрове. Там они остановили машину и захватили дом пенсионерки Клавдии Комельковой на улице Подьячего. Сейчас Клавдия Прокофьевна уехала в Москву к сыну - она не может находиться в собственном доме. "Один из них очень вежливо спросил, есть ли у нас телефон, но мы его направили к соседке. А уже через пять минут нашу комнату через стенку стали обстреливать", - вспоминает сосед Клавдии Прокофьевны Вячеслав Куликов. Скоро к дому подъехали милиция, ОМОН, у ворот собрались соседи.
По словам Анатолия Лисина, который в это время оказался поблизости, Дима залез на второй этаж соседнего строящегося здания. А Саша был на заднем дворе. Они кричали: "Вы видите нас живыми последний раз". Через несколько часов осады Александр Опарин застрелился, а Дима сдался ОМОНу. Не все сослуживцы верят, что Саша застрелился сам, но фактов иного рода у них нет. В пятницу в Москву приехали родители и зять Опариных. Они еще не видели оставшегося в живых Диму и не понимают, что произошло тогда с их детьми.
Мама солдат Елена Опарина рассказала: "Они позвонили рано утром и, как обычно, сказали: "Мама, не волнуйся, у нас все хорошо, на службе ничего нового", и связь прервалась. (Это был звонок из маршрутки. - О.Г) Потом я увидела их по телевизору, нам позвонили из части, и мы выехали в Москву".
Братья-близнецы Александр и Дмитрий Опарины были призваны из Челябинска полтора года назад. Казалось, им повезло - попали в хорошую часть. 450-й полк обеспечения учебного процесса Военной академии им. Фрунзе в подмосковном Солнечногорске - в разряде элитных. За время службы братья нареканий не получали.
И вдруг они самовольно оставляют караульное помещение, захватив оружие и боеприпасы. На предложение о переговорах реагируют ответными очередями из автоматов. Руководители спецоперации предполагают, что парни пьяны или приняли наркотики.
- Никогда они не увлекались спиртным, - заявляет их бывший преподаватель, заведующая отделением Челябинского автотранспортного техникума Галина Черепанова. Галина Афанасьевна вспоминает, что эти ребята из хорошей семьи. Отец и мать - работники Южно-Уральской железной дороги - воспитали их дисциплинированными, спокойными. "Заботливая семья", - отзываются об Опариных окружающие. - Причину срыва братьев Опариных надо искать в армии, - считает военрук техникума Александр Плаксин. - Это были прекрасные парни. Физически - не богатыри, но развиты нормально, сокурсники их уважали. Опарины - близнецы не только между собой, они - близнецы армии, ее отражение.
Впрочем, выяснением причин занимается военная прокуратура Московского военного округа, возбудившая уголовное дело. Одно ясно: парней уже не вернуть. Один застрелился, другой предстанет перед судом, который в свете их деяний просто не сможет быть снисходительным.